Дело <номер>
УИД 18RS0003-01-2023-001147-41
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 февраля 2024 г. г.Ижевск, УР
Октябрьский районный суд г.Ижевска в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Н.В.,
при секретаре Хариной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой ФИО7 к Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики, Управлению социальной защиты населения Удмуртской Республики при Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики о восстановлении срока для подачи заявления на включение в Список, возложении обязанности включить в республиканский список, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Иванова Т.А. обратилась в суд с иском к Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики, Министерству образования и науки Удмуртской Республики о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в г.Ижевске УР. Исковые требования мотивированы тем, что истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Она обратилась с заявлением о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном ФЗ от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ и Законом УР и действующем с 01.01.2013 г. Однако ему отказали во включении в республиканский список детей, оставшихся без попечения родителей и, соответственно, в предоставлении жилого помещения, т.к. к моменту обращения в 2017 г. он уже достиг 23 лет. Считает, что он имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением в соответствии с ФЗ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Обязанность предоставления жилого помещения возложена на ответчика. Жилое помещение до настоящего времени не предоставлено.
Определением Октябрьского районного суда г.Ижевска от 24 января 2024 был принят отказ от иска в отношении ответчика Министерство образования и науки Удмуртской Республики, производство по делу было прекращено в отношении данного ответчика.
Определением Октябрьского районного суда г.Ижевска от 29 февраля 2024 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление социальной защиты населения Удмуртской Республики при Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики.
В ходе рассмотрения дела истец исковые требования неоднократно уточнял, в окончательной редакции они были сформулированы следующим образом:
1) восстановить истцу срок для подачи заявления на включение в в республиканский список, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике;
2) обязать Управление социальной защиты населения Удмуртской Республики при Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики включить истца в республиканский список, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике;
3) обязать Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики предоставить истцу жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в г.Ижевске УР площадью не менее 18 и не более 38 кв.м, благоустроенное применительно к условиям г.Ижевска..
Истец Иванова Т.А. в судебном заседании иск поддержала, суду пояснила, что жилое помещение в с.Яган УР принадлежит ей в 1/3 доли, что менее учетной нормы, приобретено за счет средств материнского капитала. Ранее она неоднократно обращалась с заявлением о предоставлении жилого помещения, доказательств предоставить не может. Не была своевременно поставлен на учет по вине государственных и муниципальных органов, не разъясняющих детям-сиротам их права. О своих правах узнала, когда переехала в г.Ижевск, с 2014 все время обращается в разные органы, но всегда получает отказ. Представитель истца Федюнёв А.В., действующий по доверенности, исковые требования в судебном заседании поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Министерство социальной политики и труда УР в судебное заседание не явился, будучи уведомленным о времени и месте его проведения надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменных возражениях иск не признал, указал, что Законом УР №8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрен новый порядок обеспечения жильем лиц данной категории. В соответствии с этим порядком лица данной категории обязаны подать заявления в орган опеки и попечительства, который проводит проверку представленных заявителем сведений и составляет заключение. На основании положительного заключения органа опеки и попечительства ответчик включает лицо в республиканский список лиц данной категории, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике. Поскольку в материалах дела отсутствовали сведения о постановке Ивановой Т.А., 22.01.1988 года рождения, на учет нуждающихся в предоставлении жилья из числа лиц, оставшихся без попечения родителей, ранее 2014, а к этому времени она достигла 32 лет, в республиканский список она не включена.
Представитель ответчика Управление социальной защиты населения Удмуртской Республики при Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики Сапаров М.А., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что отсутствуют основания для восстановления срока для подачи заявления на включение в республиканский список, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, и для включения истца в указанный Список.
На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец Иванова Т.А., <данные изъяты> года рождения, являлась лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей: ее одинокая мать Иванова В.В. лишена родительских прав решением Индустриального районного суда г.Ижевска от 21.02.1995.
В октябре 2017 г. Иванова Т.А. обращается к Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации г.Ижевска с заявлением о предоставлении ей жилого помещения как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
11.11.2014 Управлением по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации г.Ижевска дано заключение об отказе во включении Ивановой Т.А. республиканский список, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике.
12.11.2014 г. Министерство образования и науки УР сообщает Ивановой Т.А. об отказе в удовлетворении заявления, ссылаясь на достижение заявителем ко дню обращения возраста 23 лет.
Установленные судом обстоятельства дела, сторонами не оспариваются.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Защита гражданских прав, согласно ст.12 ГК РФ осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Суд считает, что заявленный спор носит не публично-правовой характер, направлен на обеспечение истца жилым помещением, поэтому суд рассмотрел дело в порядке искового производства.
В соответствии с ч.1 ст. 1 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч.9 ст. 1 Федерального закона от 29.02.2012 N15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями."
В соответствии со ст. 8 ФЗ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей":
1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
В соответствии со ст. 52, 57 ЖК РФ органы местного самоуправления ведут учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределение жилья.
В соответствии со ст.1 Закона УР от 14 марта N 8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, на дату рассмотрения дела является Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики.
В соответствии со ст.3 Закона УР от 14 марта N 8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном настоящим Законом обеспечиваются жилыми помещениями в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен населенный пункт. При этом площадь жилого помещения не может быть менее 18 квадратных метров и не может быть более 36 квадратных метров на одно лицо из детей-сирот.
Жилые помещения, предоставляются на территории Удмуртской Республики из состава специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики по договорам найма специализированного жилого помещения, заключаемым в порядке, установленном указанным Законом.
В соответствии со ст.6 Закона УР от 14 марта N 8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей":
1. Дети-сироты, которые не имеют закрепленного жилого помещения, а также дети-сироты, в отношении которых орган опеки и попечительства в Удмуртской Республике принял решение о невозможности их возвращения в ранее занимаемые жилые помещения, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с республиканским списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике (далее - Список).
2. Список составляется по форме, утвержденной уполномоченным органом.
Формирование Списка, принятие решений о включении в Список, об исключении из Списка осуществляется уполномоченным органом.
3. В Список подлежат включению лица, указанные в статье 2 настоящего Закона, достигшие возраста 14 лет.
Заявителю во включении в указанный список отказано в ноябре 2014 органом, компетентным на указанную дату решать данный вопрос – Министерством образования и науки УР.
Оценивая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
Истец действительно являлась лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обстоятельство сторонами по делу не оспаривается.
Самые ранние обращения Ивановой Т.А. с заявлением о включении в Список датированы 17.10.2014. Доказательств обращения с заявлением о принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения ранее 2014 в материалах дела отсутствуют, а на 2014 заявителю уже исполнилось 26 лет.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому в случае признания таких причин уважительными, по мнению суда, право истца на обеспечении его вне очереди жилым помещением должно подлежать защите.
Доказательств невозможности для истца обратиться с соответствующим заявлением о предоставлении жилого помещения в установленный срок суду не представлено. Отсутствие у истца юридического образования, равно как и незнание им своих прав, к таким обстоятельствам не относятся.
Суд считает, что с момента достижения совершеннолетия 22.01.2006 истец, будучи полностью дееспособным лицом, имела возможность до достижения возраста 23 лет предпринять меры к постановке на соответствующий учет в качестве лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а в случае отказа в постановке на соответствующий учет, защитить свое право в судебном порядке, чего истцом сделано не было.
Оснований для восстановления пропущенного срока и включения истца в Республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, не имеется, поскольку в настоящее время истцу уже исполнилось более чем 23 года, право на внеочередное обеспечение жилой площадью она утратила.
Достигнув совершеннолетия, являясь дееспособным, с 18 до 23 лет истец должна была самостоятельно осуществлять свои права. Незнание положений закона, не разъяснение ее прав иными лицами, к таковым отнесено, по мнению суда, быть не может. Каких-либо обстоятельств, не зависящих от воли истца, препятствующих реализовать право на внеочередное получение жилого помещения с наступлением совершеннолетия и до 23 лет, не установлено.
Оценив изложенное, суд приходит к выводу о том, что истец не имеет права на включение в Республиканский список и предоставление жилого помещения.
руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
Исковые требования Ивановой ФИО8 к Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики, Управлению социальной защиты населения Удмуртской Республики при Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики о восстановлении срока для подачи заявления на включение в Список, возложении обязанности включить в республиканский список, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, предоставлении жилого помещения оставить без удовлетворения в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционные жалоба в Верховный суд УР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Октябрьский районный суд г.Ижевска.
Резолютивная часть решения вынесена судьей в совещательной комнате.
Решение в окончательной форме будет вынесено не позднее 07.03.2024.
Председательствующий судья Кузнецова Н.В.
Решение в окончательной форме вынесено 07.03.2024.
Судья Н.В. Кузнецова