Дело № 2-1530/2022
22RS0015-01-2022-001709-28
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Новоалтайск 4 августа 2022 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Козловой И.В.,
при секретаре Новиковой Л.Ю.,
с участием помощника прокурора Конышевой Е.Г., представителя МУП «Первомайские коммунальные системы» Титовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску и.о. прокурора Первомайского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Первомайского района Алтайского края, МУП «Первомайские коммунальные системы» о возложении обязанности,
установил:
И.о. прокурора Первомайского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Первомайского района Алтайского края, Муниципальному унитарному предприятию «Первомайские коммунальные системы» (МУП «ПКС») о возложении обязанности, просил:
- признать незаконным бездействие администраций Первомайского района Алтайского края, МУП «ПКС» по принятию мер к капитальному ремонту муниципальных объектов – сетей водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения, обязав принять меры по проведению капитального ремонта муниципальных объектов – сетей водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения, а именно:
- на администрацию Первомайского района Алтайского края, МУП «ПКС» возложить обязанность произвести детальный осмотр муниципальных сетей водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения;
- на администрацию Первомайского района Алтайского края, МУП «ПКС» возложить обязанность произвести расчет стоимости работ по капитальному ремонту и реконструкции муниципальных сетей водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, составив проектно-сметную документацию;
- на администрацию Первомайского района Алтайского края возложить обязанность предусмотреть при составлении бюджета муниципального образования Первомайский район Алтайского края на 2023 год финансовые средства на цели капитального ремонта муниципальных сетей водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения в размере, предусмотренном проектно-сметной документацией;
- на администрацию Первомайского района Алтайского края, МУП «ПКС» возложить обязанность произвести ремонт муниципальных сетей водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения в объемах, предусмотренных проектно-сметной документацией;
- в соответствии с ч. 2 ст. 296 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) установить срок совершения указанных действий - в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Первомайского района при осуществлении надзора за исполнением законодательства в жилищно-коммунальной сфере выявлены существенные и систематические нарушения в деятельности администрации Первомайского района Алтайского края, как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления.
Согласно п. 4 ч. 1, ч.ч. 3-4 ст. 14, п.п. 1, 3-4, 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района отнесены вопросы организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ и Уставом муниципального образования Первомайский район Алтайского края администрация района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.
МУП «ПКС» является организацией, оказывающей услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения: с 27.06.2018 предоставляет услуги водоснабжения на территории Первомайского района Алтайского края в с. Зудилово, п. Ильича, с. Баюновские Ключи, с. Покровка, разъезд Лосиха, с. Жилино, с. Новочесноковка, с. Новокопылово, с. Бобровка, п. Лесной, п. Сибирский, п. Лесная Поляна, п. Рогуличный, Железнодорожная Казарма 193 км, с. Октябрьское, с. Повалиха, с. Первомайское, с. Акулово, с. Журавлиха, с. Таловка, с. Новоберёзовка, с. Малая Повалиха, с. Северное, с. Лебяжье, с. Новокраюшкино, с. Голышово, п. Волга, с. Новоповалиха, с. Северное, с. Лебяжье, с. Новокраюшкино, с. Голышово, п. Волга, с. Новоповалиха; водоотведения - на территории Первомайского района Алтайского края в с. Первомайское, с. Повалиха, п. Сибирский. С 18.06.2018 предоставляет услуги теплоснабжения на территории в с. Зудилово, п. Ильича, с. Журавлиха, с. Баюновские Ключи, с. Покровка, с. Жилино, с. Повалиха, с. Северное, п. Рогуличный. С 04.10.2019 предоставляет услуги теплоснабжения на территории п. Сибирский. С 01.06.2020 предоставляет услуги водоснабжения на территории с. Берёзовка, п. Бажево, п. Правда, п. Новый, с. Логовское, с. Бешенцево, п. Новый Мир, разъезд Голубцово, с. Сорочий Лог, водоотведения – на территории с. Берёзовка Первомайского района Алтайского края. С 28.09.2020 предоставляет услуги теплоснабжения, на территории с. Берёзовка, п. Бажево, п. Правда, с. Логовское, с. Сорочий Лог. С 28.09.2020 предоставляет услуги теплоснабжения на территории с. Акулово и с. Первомайское Первомайского района Алтайского края. С 01.02.2021 предоставляет услуги водоснабжения на территории с. Солнечное.
Муниципальные объекты жилищно-коммунальной сферы, задействованные в процессе предоставления услуг водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения на указанных территориях, переданы МУП «ПКС» администрацией Первомайского района на праве хозяйственного ведения.
Согласно п. 1 ст. 5 Устава МУП «ПКС, утвержденного постановлением администрации Первомайского района от ДАТА НОМЕР, предприятие создано в целях предоставления населению и юридическим лицам коммунальных услуг, обеспечения бесперебойного функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства и решения других вопросов местного значения по предоставлению населению услуг, выполнения работ и получения прибыли. Осуществляет следующие виды деятельности: эксплуатация и текущий ремонт внешних и внутренних систем теплоснабжения, котельных, тепловых пунктов и других объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для снабжения тепловой энергией населения и иных потребителей; эксплуатация и текущий ремонт внешних и внутренних систем водоснабжения и других объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для водоснабжения населения и иных потребителей; эксплуатация и текущий ремонт внешних и внутренних систем водоотведения и других объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для оказания услуг по водоотведению; эксплуатация и текущий ремонт внешних и внутренних систем электроснабжения и других объектов инженерной инфраструктуры; оказание услуг населению и прочим потребителям по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению; реконструкция наружных и внутренних тепловых, водопроводных, канализационных сетей, общестроительные работы, ремонт и монтаж энергетического, теплового, водопроводного, канализационного оборудования; наладочные работы электротехнического, теплоэнергетического, водопроводного и канализационного оборудования (включая средства автоматического управления технологическими процессами и средства учета тепловой энергии, воды и сточных вод) и др.
Между тем, ветхое состояние коммунальной инфраструктуры – муниципальных объектов жилищно-коммунальной сферы, переданных в хозяйственное ведение «МУП «ПКС», является причиной возникновения аварийных ситуаций, прекращения подачи коммунальных ресурсов, предоставления коммунальных ресурсов ненадлежащего качества, что влечет нарушение прав неограниченного круга лиц – граждан и хозяйствующих субъектов и свидетельствует о ненадлежащем осуществлении полномочий администрацией Первомайского района в сфере организации водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения.
В свою очередь МУП «ПКС» не в состоянии профинансировать соответствующие мероприятия, так как денежных средств, имеющихся у МУП «ПКС», недостаточно для осуществления капитального ремонта всех переданных ему в хозяйственное ведение и нуждающихся в этом муниципальных объектов жилищно-коммунальной сферы.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В свою очередь права унитарного предприятия ограничены положениями ст. 20 Федерального закона от 14.11.2022 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Статьей 8 названного закона установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению предусмотрены в статье 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, согласно которой питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей (ч.ч. 1-3 ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ).
В целях создания условий по обеспечению потребителей доброкачественной питьевой водой, как одного из факторов санитарно-эпидемиологического благополучия, предотвращения поступления во внешнюю среду недостаточно очищенных сточных вод, обеспечения охраны окружающей среды от загрязнения, повышения эффективности, надежности и качества работы систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, улучшения организации управления и эксплуатации этих систем, обеспечения энергоресурсосбережения, для технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, установлены определенные Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденные Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 № 168.
В частности, Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (МДК 3-02.2001), утвержденные Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 № 168 (далее ПТЭ), регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства (далее ВКХ) и их соответствия санитарным нормам, а также предусмотрено обязательное проведение капитального ремонта коммунальных сетей в целях обеспечения их эффективной работы.
Согласно пункту 2.10.1. ПТЭ водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта СанПиН 2.1.4.1074-01.
По смыслу статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, в том числе путем содержания имущества в исправном и безопасном состоянии.
В связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, предназначены местные бюджеты, где предусматриваются средства, направленные на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, что предусмотрено статьей 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
В соответствии с положениями ч.ч. 1, 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно информации МУП «ПКС» износ, находящихся в хозяйственном ведении предприятия муниципальных систем водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения составляет до 100 %, что является причиной свыше 200 аварий на объектах жилищно-коммунальной сферы в 2021 году.
Ранее прокуратурой района в адрес МУП «ПКС» и администрации Первомайского района вносились представления об устранении нарушений федерального законодательства, в частности, ДАТА, ДАТА, ДАТА, ДАТА, ДАТА, ДАТА и др., однако до настоящего времени нарушения не устранены. Надлежащие и исчерпывающие меры по капитальному ремонту объектов жилищно-коммунальной сферы не приняты.
Вышеуказанные обстоятельства влекут нарушение прав граждан на получение коммунальных услуг в сфере водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения, что может привести к причинению вреда здоровью граждан, а также к чрезвычайным ситуациям.
Поскольку непроведение капитального ремонта объектов жилищно-коммунальной сферы влечет нарушение условий жизнедеятельности населения, создает угрозу их жизни и здоровью, настоящее исковое заявление подано в рамках полномочий, предоставленных федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Первомайского района Конышева Е.Г. поддержала исковые требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации Первомайского района в судебное заседание не явился, извещен, в представленном суду письменном отзыве на иск просил отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Представитель ответчика МУП «ПКС» Титова О.А. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась.
Представитель третьего лица - Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве на исковое заявление предлагал установить реальный срок исполнения не менее 2-х лет.
Представители третьих лиц - Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в г. Новоалтайске, Косихинском, Первомайском, Тальменском и Троицком районах и Комитета по имуществу и земельным отношениям Администрации Первомайского района Алтайского края, в судебное заседание не явились, извещены.
Суд, с учетом мнения представителей истца и МУП «ПКС», считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Установлено, что МУП «ПКС» является организацией, оказывающей услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения: с ДАТА оно предоставляет услуги водоснабжения на территории Первомайского района Алтайского края в с. Зудилово, п. Ильича, с. Баюновские Ключи, с. Покровка, разъезд Лосиха, с. Жилино, с. Новочесноковка, с. Новокопылово, с. Бобровка, п. Лесной, п. Сибирский, п. Лесная Поляна, п. Рогуличный, Железнодорожная Казарма 193 км, с. Октябрьское, с. Повалиха, с. Первомайское, с. Акулово, с. Журавлиха, с. Таловка, с. Новоберёзовка, с. Малая Повалиха, с. Северное, с. Лебяжье, с. Новокраюшкино, с. Голышово, п. Волга, с. Новоповалиха, с. Северное, с. Лебяжье, с. Новокраюшкино, с. Голышово, п. Волга, с. Новоповалиха; водоотведения - на территории Первомайского района Алтайского края в с. Первомайское, с. Повалиха, п. Сибирский. С 18.06.2018 предоставляет услуги теплоснабжения на территории в с. Зудилово, п. Ильича, с. Журавлиха, с. Баюновские Ключи, с. Покровка, с. Жилино, с. Повалиха, с. Северное, п. Рогуличный. С 04.10.2019 предоставляет услуги теплоснабжения на территории п. Сибирский. С 01.06.2020 предоставляет услуги водоснабжения на территории с. Берёзовка, п. Бажево, п. Правда, п. Новый, с. Логовское, с. Бешенцево, п. Новый Мир, разъезд Голубцово, с. Сорочий Лог, водоотведения – на территории с. Берёзовка Первомайского района Алтайского края. С 28.09.2020 предоставляет услуги теплоснабжения, на территории с. Берёзовка, п. Бажево, п. Правда, с. Логовское, с. Сорочий Лог. С 28.09.2020 года предоставляет услуги теплоснабжения на территории с. Акулово и с. Первомайское Первомайского района Алтайского края. С 01.02.2021 года предоставляет услуги водоснабжения на территории с. Солнечное.
Из материалов дела усматривается, что муниципальные объекты жилищно-коммунальной сферы, задействованные в процессе предоставления услуг водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения на указанных территориях, переданы МУП «ПКС» администрацией Первомайского района на праве хозяйственного ведения.
Согласно п. 1 ст. 5 Устава МУП «ПКС», утвержденного постановлением администрации Первомайского района от ДАТА НОМЕР, предприятие создано в целях предоставления населению и юридическим лицам коммунальных услуг, обеспечения бесперебойного функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства и решения других вопросов местного значения по предоставлению населению услуг, выполнения работ и получения прибыли. Осуществляет следующие виды деятельности: эксплуатация и текущий ремонт внешних и внутренних систем теплоснабжения, котельных, тепловых пунктов и других объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для снабжения тепловой энергией населения и иных потребителей; эксплуатация и текущий ремонт внешних и внутренних систем водоснабжения и других объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для водоснабжения населения и иных потребителей; эксплуатация и текущий ремонт внешних и внутренних систем водоотведения и других объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для оказания услуг по водоотведению; эксплуатация и текущий ремонт внешних и внутренних систем электроснабжения и других объектов инженерной инфраструктуры; оказание услуг населению и прочим потребителям по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению; реконструкция наружных и внутренних тепловых, водопроводных, канализационных сетей, общестроительные работы, ремонт и монтаж энергетического, теплового, водопроводного, канализационного оборудования; наладочные работы электротехнического, теплоэнергетического, водопроводного и канализационного оборудования (включая средства автоматического управления технологическими процессами и средства учета тепловой энергии, воды и сточных вод) и др.
В ходе проведенных прокуратурой Первомайского района проверок выявлены существенные и систематические нарушения федерального законодательства в деятельности МУП «ПКС».
По результатам проверок в адрес МУП «ПКС» прокурором Первомайского района были вынесены представления об устранении нарушений федерального законодательства, в частности, ДАТА, ДАТА, ДАТА, ДАТА, ДАТА, ДАТА и др.
В ответе директора МУП «ПКС» от ДАТА на представление прокурора Первомайского района от ДАТА прокурору Первомайского района указано, что ввиду отсутствия денежных средств на расчетном счету организации и блокировки счета, не представляется возможным провести мероприятия, необходимые для выполнения производственной программы на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения. Учитывая финансовое положение организации, в Администрацию Первомайского района, как учредителю МУП «ПКС», было направлено ходатайство о выделении денежных средств на цели реализации вышеуказанной производственной программы.
В ответе директора МУП «ПКС» от ДАТА в Прокуратуру Первомайского района указано, что за период 2021 устранено 739 порывов на централизованных системах холодного водоснабснажения и 57 аварий на сетях теплоснабжения. Физический износ тепловых, водопроводных и канализационных сетей составляет 100 %.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 1, 4, 5 п. 1 ст. 6 Федерального закона № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится в числе прочего: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.
В соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона № 190-ФЗ теплоснабжающие и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: 1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; 2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; 3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; 4) обеспечивать качество теплоносителей; 5) организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; 6) обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; 7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; 8) обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, в соответствии с которыми тепловая сеть представляет собой совокупность устройств, предназначенных для передачи и распределения теплоносителя и тепловой энергии. В силу пунктов 6.2.1, 6.2.25 Правил при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе. При текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо: поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт; выявлять и восстанавливать разрушенную тепловую изоляцию и антикоррозионное покрытие; принимать меры к предупреждению, локализации и ликвидации аварий и инцидентов в работе тепловой сети.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 № 889 "О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей" вывод в ремонт осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления поселения или городского округа, на территории которого осуществляется теплоснабжение с использованием выводимых в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В свою очередь права унитарного предприятия ограничены положениями ст. 20 Федерального закона от 14.11.2022 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Статьей 8 названного закона установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению предусмотрены в статье 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, согласно которой питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей (ч.ч. 1-3 ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ).
В целях создания условий по обеспечению потребителей доброкачественной питьевой водой, как одного из факторов санитарно-эпидемиологического благополучия, предотвращения поступления во внешнюю среду недостаточно очищенных сточных вод, обеспечения охраны окружающей среды от загрязнения, повышения эффективности, надежности и качества работы систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, улучшения организации управления и эксплуатации этих систем, обеспечения энергоресурсосбережения, для технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, установлены определенные Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденные Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 № 168.
В частности, Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (МДК 3-02.2001), утвержденные Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 № 168 (далее ПТЭ), регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства (далее ВКХ) и их соответствия санитарным нормам, а также предусмотрено обязательное проведение капитального ремонта коммунальных сетей в целях обеспечения их эффективной работы.
Согласно пункту 2.10.1. ПТЭ водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта СанПиН 2.1.4.1074-01.
По смыслу статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, в том числе путем содержания имущества в исправном и безопасном состоянии.
В связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, предназначены местные бюджеты, где предусматриваются средства, направленные на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, что предусмотрено статьей 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
В соответствии с положениями ч.ч. 1, 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
На основании изложенных положений закона и установленных обстоятельств по делу, учитывая, что ранее в связи с выявленными нарушениями федерального законодательства в адрес директора МУП «ПКС» прокурором Первомайского района были внесены представления об устранении нарушений федерального законодательства, однако до настоящего времени нарушения в полном объеме не устранены, а также учитывая, что материалами дела подтвержден факт высокой степени изношенности тепловых сетей, требующих проведения именно капитального ремонта с целью обеспечения их безаварийной работы, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в случае, если при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом пояснений истца, фактических обстоятельств дела, суд считает возможным установить срок исполнения обязанностей - в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании иложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования и.о. прокурора Первомайского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Первомайского района Алтайского края, МУП «Первомайские коммунальные системы» по принятию мер к капитальному ремонту муниципальных объектов – сетей водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения, обязать принять меры по проведению капитального ремонта муниципальных объектов – сетей водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения, а именно:
- на администрацию Первомайского района Алтайского края, МУП «Первомайские коммунальные системы» - произвести детальный осмотр муниципальных сетей водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения;
- на администрацию Первомайского района Алтайского края, МУП «Первомайские коммунальные системы» - произвести расчет стоимости работ по капитальному ремонту и реконструкции муниципальных сетей водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, составив проектно-сметную документацию;
- на администрацию Первомайского района Алтайского края – предусмотреть при составлении бюджета муниципального образования Первомайский район Алтайского края на 2023 год финансовые средства на цели капитального ремонта муниципальных сетей водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения в размере, предусмотренном проектно-сметной документацией;
- на администрацию Первомайского района Алтайского края, МУП «Первомайские коммунальные системы» - произвести ремонт муниципальных сетей водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения в объемах, предусмотренных проектно-сметной документацией.
Установить срок совершения указанных действий - в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья И.В. Козлова