Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-351/2024 ~ М-257/2024 от 02.05.2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дело № 2-351/2024

УИД 37RS0016-01-2024-000404-55                                                        

30 мая 2024 года                                                                                     г.Пучеж

Пучежский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Киселевой М.В.,

при секретаре Суворовой А.С.,

с участием старшего помощника прокурора Пучежского района Ивановской области Лушиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 30 мая 2024 года в г.Пучеж Ивановской области гражданское дело по иску прокурора Пучежского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №4 «Ладушки» об обязании утвердить в администрации Пучежского муниципального района Ивановской области план мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объекта и услуг данной организации в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Пучежского района Ивановской области обратился в Пучежский районный суд Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №4 «Ладушки» об обязании утвердить в администрации Пучежского муниципального района Ивановской области план мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объекта и услуг данной организации в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В исковом заявлении истец ссылается на то, что прокуратурой района проведена проверка по соблюдению ответчиком законодательства о социальной защите прав инвалидов, прав несовершеннолетних в дошкольных образовательных организациях. В ходе проверки установлено, что приказом заведующей МДОУ д/с №4 «Ладушки» №37-2 от 14.04.2023 утвержден Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования. В соответствии с разделом 3 Паспорта состояние доступности объекта оценивается как доступно частично, избирательно для разных категорий инвалидов, а также условно доступное (с дополнительной помощью), что не обеспечивает полноценного нахождения на объекте всех категорий инвалидов. Разделом 4 Паспорта определены управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства, а именно установлен перечень работ для всех категорий инвалидов. Вместе с тем, в нарушение требований законодательства план мероприятий (дорожная карта) по проведению работ для обеспечения доступности всех зон и помещений здания дошкольной образовательной организации для всех категорий инвалидов не утвержден, что нарушает права неопределенного круга лиц из числа инвалидов на гарантированные государством условия доступности объекта и услуг в сфере образования.

Определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Отдел образования и делам молодежи администрации Пучежского муниципального района Ивановской области.

В судебное заседание представители ответчика муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №4 «Ладушки», третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Отдела образования и делам молодежи администрации Пучежского муниципального района Ивановской области, администрации Пучежского муниципального района Ивановской области не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом.

В заявлении суду представитель ответчика указал о признании иска прокурора, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представители третьих лиц указали в заявлениях о рассмотрении дела без их участия.

Разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников процесса, суд принимает во внимание их извещение о месте и времени судебного разбирательства, полагает извещение своевременным и достаточным для подготовки к делу и явки в суд. Кроме того, участники процесса извещались путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2018 N262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информации о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела на интернет-сайте Пучежского районного суда Ивановской области.

В судебном заседании старший помощник прокурора Пучежского района Лушина Ю.В. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске. Просила иск удовлетворить. Дополнила, что до настоящего времени ответчиком требуемый план в администрации Пучежского муниципального района не утвержден.

Суд, заслушав участника процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает, что государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; поддержка семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

Согласно п.п.2, 15 ч.3 ст.28 Федерального закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

Частью 3 ст.79 Федерального закона №273-ФЗ закреплено, что под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со ст.15 Федерального закона №181-ФЗ организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, помимо прочего, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

В силу п.3 ст.26 Федерального закона от 01.12.2014 №419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (далее также - Федеральный закон №419-ФЗ) положения ч.1 ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 г. исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Подпунктом 1 пункта 4 статьи 26 Федерального закона №419-ФЗ установлено, что в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортных инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений доступности для инвалидов объектов и услуг, а порядок и сроки разработки данных мероприятий определяются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 года №1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее - Порядок).

Так, в соответствии с пунктом 7 Порядка органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг (далее соответственно - обследование и паспортизация, Паспорт доступности).

В соответствии с пунктом 16 Порядка организации, предоставляющие услуги в сфере образования, с использованием показателей, предусмотренных пунктами 11 и 12 настоящего Порядка, а также на основании представленных Паспортов доступности разрабатывают и утверждают планы мероприятий (далее - "дорожные карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с Правилами разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов и услуг в установленных сферах деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 №599.

В соответствии с п.п. «в» п.3 Правил Планы мероприятий утверждаются местными администрациями.

В целях исполнения приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 №1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" Министерством образования и науки РФ разработано письмо от 12.02.2016 № ВК-270/07 "Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования". Данное письмо носит рекомендательный характер, вместе с тем в нем указано, что организациям, подведомственным Минобрнауки России необходимо провести обследование на предмет доступности для инвалидов всех объектов организации, по результатам обследования объекта и предоставляемых на нем услуг комиссией должен быть оформлен Паспорт доступности. В приказе №1309 регламентировано, что должно быть на объекте, чтобы считать его доступным для самостоятельного передвижения инвалида, какие услуги должны быть предоставлены инвалиду организацией. В случае, если часть условий отсутствует, то соответствующее мероприятие должно быть включено в "дорожную карту" с указанием срока, когда эти условия будут созданы. Целью "дорожной карты" является поэтапное повышение уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования с учетом финансовых возможностей. Все действия организации по обеспечению доступности должны быть включены в "дорожную карту".

Таким образом, нарушение вышеуказанных требований законодательства план мероприятий (дорожная карта) по повышению значений показателей доступности для инвалидов и услуг не утвержден Администрацией Пучежского муниципального района Ивановской области.          

Судом установлено, что на основании решения и.о. прокурора Пучежского района от 24.04.2024 проведена проверка <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, МДОУ д/с «Ладушки» в сфере исполнения законодательства о соблюдении законодательства о социальной защите прав инвалидов, прав несовершеннолетних в образовательной организации (л.д.10). В ходе проверки прокуратурой установлено, что в МДОУ д/с №4 «Ладушки» имеется паспорт доступности объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования, утвержденный приказом заведующей МДОУ д/с №4 «Ладушки» Дегтяревой И.И. №37-2 от 14.04.2023. Указанный Паспорт в администрации Пучежского муниципального района не утверждался (л.д.12, 19-23).

Обеспечение доступной среды для инвалидов является одной из важнейших социально-экономических проблем, необходимость решения, которой закреплена законодательством Российской Федерации. Создание доступной среды для инвалидов позволит им реализовывать свои права и основные свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни. Все граждане, независимо от наличия ограниченных возможностей организма, имеют равные права на получение образования.

Игнорирование ответчиком указанных требований в сфере социальной защиты нарушает право неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями организма на получение образования в равных условиях с другими гражданами.

Выявленные в ходе проверки нарушения действующего законодательства являются следствием ненадлежащего исполнения должностными лицами организации требований действующего законодательства и требуют принятия со стороны руководства мер организационного характера, направленных на устранение и недопущение в дальнейшем указанных нарушений закона.

Приведенные обстоятельства подтверждаются объяснениями истца, доказательствами, приведенным выше, которые суд признает относимыми, допустимыми и достаточными для принятия решения по делу. Кроме того, представитель ответчика в заявлении суду указал о признании иска. Суд принимает признание иска ответчиком, т.к. оно соответствует закону, не нарушает права третьих лиц.

Указанные нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц подлежат безусловному устранению в порядке, установленном законом, являлись основанием для обращения прокурора в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц.

Прокурором заявлено требование об обязании ответчика устранить выявленные нарушения в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Указанный срок достаточный, разумный, учитывая объем и характер заявленных исковых требований.

Учитывая вышеизложенное, требования истца к суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Пучежского района Ивановской области удовлетворить.

Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Ладушки» (<данные изъяты>) в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу утвердить в администрации Пучежского муниципального района Ивановской области план мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объекта и услуг данной организации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд Ивановской области в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья         подпись             М.В.Киселева

Мотивированное решение изготовлено 30 мая 2024 года

2-351/2024 ~ М-257/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Пучежского района Ивановской области
Ответчики
МДОУ ДС №4 "Ладушки"
Другие
Отдел образования по делам молодежи администрации Пучежского района Ивановской области
Администрация Пучежского муниципального района Ивановской области
Суд
Пучежский районный суд Ивановской области
Судья
Киселева Марина Васильевна
Дело на странице суда
puchezhsky--iwn.sudrf.ru
02.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.05.2024Передача материалов судье
06.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.05.2024Судебное заседание
30.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.07.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее