Мотивированное решение составлено 02.05.2024 г.
Дело № 2 – 170/2024
УИД 76RS0011-01-2023-002102-55
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 апреля 2024 года г. Углич
Угличский районный суд Ярославской области в составе
судьи Уколовой В.Н.,
при секретаре Воробьевой А.А., с ведением аудио протоколирования,
с участием представителя истца заместителя Угличского межрайонного прокурора ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Угличского межрайонного прокурора Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц к ГУЗ ЯО «Угличская ЦРБ» и Министерству здравоохранения Ярославской области о возложении обязанности по оснащению Плоскинского фельдшерско-акушерского пункта медицинским оборудованием,
УСТАНОВИЛ
Угличский межрайонный прокурор Ярославской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ГУЗ ЯО «Угличская ЦРБ» и Министерству здравоохранения Ярославской области, в котором просил возложить на Министерство здравоохранения Ярославской области, ГУЗ ЯО «Угличская ЦРБ» обязанность обеспечить оснащение Плоскинского фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: <адрес>, оборудованием: <данные изъяты> в соответствии с Приложением № 14 Стандарта оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.05.2012 № 543н.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Угличской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о здравоохранении, охране жизни и здоровья, в том числе несовершеннолетних, в деятельности Государственного учреждения здравоохранения Ярославской области «Угличская ЦРБ».
Согласно Устава, ГУЗ ЯО «Угличская ЦРБ» имеет в своем составе структурные подразделения, в том числе территориально обособленные: Плоскинский фельдшерско-акушерский пункт (далее - ФАП), расположенный по адресу: <адрес>
ФАП оказывает первичную доврачебную медико-санитарную помощь населению в амбулаторных условиях. В нарушение Приложения № 14 Стандарта оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.05.2012 № 543н, в Плоскинском ФАПе отсутствует следующее медицинское оборудование: <данные изъяты>.
Отсутствие перечисленных медикаментов, медицинских изделий и оборудования, необходимых для оказания медицинской помощи, свидетельствует о грубом нарушении их прав на охрану жизни и здоровья и может повлечь негативные для здоровья граждан последствия, вплоть до их гибели. Медицинское оборудование, согласно объяснениям представителя ответчика, отсутствует в амбулатории из-за недостаточного бюджетного финансирования. Указанное медицинское оборудование, является необходимым, без которого амбулатория не сможет в полном объеме оказать первичную медико-санитарную помощь. Отсутствие необходимого медицинского оборудования в амбулатории может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних лиц, на гарантированные Конституцией Российской Федерации права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Ярославской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменные пояснения по делу, возражал против удовлетворения исковых требований, полагал необходимым установить срок для исполнения решения суда не менее 12 месяцев, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель ответчика ГУЗ ЯО «Угличская ЦРБ» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил отложить дело слушанием на другую дату в связи с нахождением представителя в очередном ежегодном отпуске, в предыдущем судебном заседании решение по делу оставил на усмотрение суда.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Ярославской области, Росздравнадзор (территориальное подразделение) Ярославской области, Министерство имущественных отношений ярославской области, их представители в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
От Министерства финансов Ярославской области отзыв на иск не представлен, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено.
От Министерства имущественных отношений Ярославской области представлен отзыв на иск и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
От Росздравнадзора (территориального подразделения) Ярославской области поступил отзыв на исковое заявление, содержащий ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
С учетом мнения истца, в силу ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Выслушав представителя истца ФИО1 исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Угличской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о здравоохранении, охране жизни и здоровья, в том числе несовершеннолетних, в деятельности Государственного учреждения здравоохранения Ярославской области «Угличская ЦРБ».
Согласно ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются положениями Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Статьей 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья.
Согласно ст. 4 Закона № 323-ФЗ, основными принципами охраны здоровья являются, в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; доступность и качество медицинской помощи.
В силу части 2 статьи 5 Закона № 323-ФЗ государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
В соответствии со статьей 10 Закона № 323-ФЗ, доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, а также Правила организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта (далее-Положение).
Согласно пункту 2 Положения организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями.
В силу пункта 5 Положения первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний, и санитарно-гигиеническому просвещению. В соответствии с пунктом 9 Положения, первичная медико-санитарная помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
На основании пункта 2 Правил, фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения). ФАП организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах.
Согласно пункту 10 Правил, оснащение ФАПа осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, установленным приложением № 14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, установленным приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 №543н.
В силу пункта 11 Правил, основными задачами ФАПа в числе прочих являются: диагностика и лечение неосложненных острых заболеваний, хронических заболеваний и их обострений, других состояний, травм, отравлений по назначению врача; организация патронажа детей и беременных женщин; осуществление мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства.
В соответствии с Положением о министерстве здравоохранения Ярославской области, утвержденном постановлением Правительства Ярославской области от 20.03.2008 № 52 (в ред. от 18.08.2023 г.), названное министерство является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции в сфере охраны здоровья граждан на территории Ярославской области, в том числе по защите прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья на территории Ярославской области, разработке, утверждению и реализации программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также по участию в санитарно-гигиеническом просвещении населения. В своей деятельности министерство руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством Ярославской области и настоящим Положением.
Министерство организует оказание населению Ярославской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, функционально подчиненных департаменту (пункт 3.1.1.2.). Создает в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условия для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности (пункт 3.1.1.5.). Организует осуществление мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории Ярославской области (пункт 3.1.1.7.). Организует осуществление мероприятий по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (пункт 3.1.1.8.). Реализует мероприятия, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах (пункт 3.1.1.10.). Осуществляет функции и полномочия учредителя функционально подчиненных департаменту государственных предприятий и государственных учреждений Ярославской области (пункт 3.2.3). Министерство является главным распорядителем, распорядителем и получателем соответствующих бюджетных средств, главным администратором, администратором доходов областного бюджета. Министерство организует и осуществляет исполнение бюджета Ярославской области в соответствии с общими принципами, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 5.5.).
Стандарт оснащения фельдшерско-акушерского пункта утвержден Приложением № 14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.05.2012 № 543н взрослому населению и предусматривает конкретный перечень медицинского оборудования.
В ходе проверки, проведенной Угличской межрайонной прокуратурой, установлено, что в нарушение Приложения № 14 Стандарта оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.05.2012 № 543н, в Плоскинском ФАПе отсутствует следующее медицинское оборудование: <данные изъяты>.
Согласно примечания (3) Приложения № 14 Стандарта оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.05.2012 № 543н, обязательное оснащение ФАП такими медицинскими изделиями: <данные изъяты>, предусмотрено только при наличии в штате ФАП должности акушерки.
Согласно штатному расписанию Плоскинского фельдшерско-акушерского пункта в штате ФАПа присутствует штатная единица - «заведующий фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшер (акушер, медицинская сестра)».
Указанный ФАП является структурным подразделением ГУЗ ЯО «Угличская ЦРБ», оказывает первичную доврачебную медико-санитарную помощь населению в амбулаторных условиях.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Таким образом, в ходе проверки выявлены факты нарушения требований законодательства со стороны ГУЗ ЯО «Угличская ЦРБ» по оснащению Плоскинского фельдшерско-акушерского пункта медицинским оборудованием.
Медицинское оборудование отсутствует в ФАПе ввиду отсутствия бюджетных средств на дооснащение ФАПа в соответствии со Стандартом. Указанные обстоятельства никем не оспорены.
Отсутствие перечисленных медицинских изделий и оборудования, необходимых для оказания медицинской помощи населению свидетельствует о грубом нарушении его прав на охрану жизни и здоровья и может повлечь негативные для здоровья граждан последствия, вплоть до их гибели.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Угличского межрайонного прокурора являются законными и обоснованными, подтвержденными представленными письменными материалами дела, не оспорены ответчиками.
Обеспечение ФАПа оборудованием, медицинскими изделиями в соответствии с вышеизложенными нормами подлежит возложению на министерство здравоохранения Ярославской области и ГУЗ ЯО «Угличская центральная районная больница».
Принимая во внимание, что оснащение ФАП указанным медицинским оборудованием необходимо для оказания в полном объеме первичной медико-санитарной помощи населению, учитывая количество населенных пунктов, прикрепленных к данному ФАПу, отдаленность от Угличской ЦРБ, что отсутствие вышеуказанного оборудования влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на охрану здоровья и медицинскую помощь и может привести к необратимым последствиям, с учетом мнения истца, периода формирования бюджета Ярославской области на 2024 год, суд полагает возможным установить срок для исполнения решения суда не позднее 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Угличского межрайонного прокурора (ИНН №) удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Ярославской области (ИНН 7604044726), Государственное учреждение здравоохранения ЯО «Угличская центральная районная больница» (ИНН №) обеспечить оснащение Плоскинского фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: <адрес>, оборудованием: <данные изъяты>, в соответствии с Приложением № 14 Стандарта оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.05.2012 № 543н, в срок не позднее 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Угличский районный суд в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения.
Судья В.Н. Уколова