Дело № 2-2472/2021
55RS0026-01-2021-003525-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Лариной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Савицкой А.С., помощнике судьи Зайцевой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 14 октября 2021 года гражданское дело по заявлению администрации Омского муниципального района <адрес> о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
администрация Омского муниципального района Омской области (далее – заявитель) обратилась в Омский районный суд Омской области с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество.
В обосновании своих требований заявитель указывает, что объект недвижимого имущества: сооружение, назначение: газопровод, кадастровый №, местоположение: <адрес>, протяженностью 9280 м. принят на учет Управлением Росреестра по <адрес> как бесхозяйный. Согласно сведениям из ЕГРН права на указанный объект отсутствуют. С момента постановки на учет указанного бесхозяйного объекта недвижимого имущества прошло более одного года, никто своих прав на данный объект не заявил. Для организации надлежащего обслуживания и эксплуатации газопроводов в соответствии с существующими правилами эксплуатации газопроводов необходимо признание права муниципальной собственности на газопровод. На основании изложенного заявитель просит признать право муниципальной собственности – администрации Омского муниципального района Омской области на бесхозяйный объект – вид объекта недвижимости: сооружение, назначение: газопровод, кадастровый №, местоположение: <адрес>, протяженностью 9280 м.
Представитель заявителя администрации Омского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, дело просил рассматривать в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Омской области в судебном заседании участия не принимала, извещен надлежаще, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представил письменный отзыв на заявление, в котором пояснила, что объект недвижимости в Едином банке данных объектов собственности Омской области не значится, поэтому рассматриваемое дело не затрагивает интересы Омской области.
Представители заинтересованных лиц АО «Омскоблгаз», Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, администрации Надеждинского сельского поселения в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещены надлежаще, возражений по существу заявленных требований не представлено.
Исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Согласно пункту 3 статьи 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии со статьей 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно части 2 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.
По смыслу статьи 225 ГК РФ в предмет доказывания по данной категории дел входят факты отсутствия или неизвестности собственника объекта, а также отсутствие спора о праве.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления представителя Надеждинского сельского поселения объект недвижимости - сооружение, назначение: газопровод, кадастровый №, местоположение: <адрес>, протяженностью 9280 м., принят на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
По сведениям Надеждинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ указанный выше газопровод не значится в реестре муниципального имущества Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района <адрес>.
Из информации, представленной Министерством имущественных отношений Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № ИСХ-21/МИО/04-01/11742, в Едином банке данных объектов собственности <адрес> отсутствует информация о сооружении, назначение: газопровод, кадастровый №, местоположение: <адрес>, протяженностью 9280 м.
По информации, представленной Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, объект недвижимого имущества – сооружение, назначение: газопровод, кадастровый №, местоположение: <адрес> протяженностью 9280 м., в реестре федерального имущества Омской области не значится.
Из письма, представленного Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в реестре муниципального имущества города Омска вышеназванный объект недвижимого имущества: газопровод, кадастровый №, местоположение: <адрес> протяженностью 9280 м, не значится.
По информации, представленной БУ <адрес> «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о зарегистрированных правах, обременениях, ограничениях на объект недвижимого имущества – сооружение, назначение: газопровод, кадастровый №, местоположение: <адрес>, протяженностью 9280 м., отсутствуют.
Также в отношении указанного объекта недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах в Управлении Росреестра по Омской области.
Представитель АО «Омскоблгаз» указал, что указанный объект на балансе общества не числится, общество правовых притязаний в отношении газопровода с кадастровым номером №, не имеет.
Из технического паспорта на газопровод, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, следует, что газопровод протяженностью 9280 м. построен в 2014 году. Предназначен для газоснабжения природным газом жилых домов по <адрес>.
Порядок принятия на учет бесхозяйных объектов недвижимости с 01.01.2017 регламентирован Приказом Министерства экономического развития России от 10 декабря 2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.
Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации; территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее пятнадцати рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом регистрации прав.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно пункту 12 Порядка Заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются органом регистрации прав, если: из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным; в представленных документах отсутствует заявление собственника (всех участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества; из представленных документов не следует, что лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта недвижимого имущества; Единый государственный реестр недвижимости содержит запись об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества (за исключением записей об аресте и иных запрещениях совершать определенные действия с недвижимым имуществом, о запрещении органу регистрации прав осуществлять учетные и (или) регистрационные действия с объектом недвижимости, о залоге, избранном в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации), а из представленных документов не следует, что информация о наличии указанных ограничений (обременений) права известна заявителю; в течение установленного пунктом 8 настоящего Порядка срока в орган регистрации прав поступят документы об аресте или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение; собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о том, что им не совершались действия, направленные на отказ от права собственности.
Указанные обстоятельства установлены регистрирующим органом не были и 22.05.2020 объект недвижимости - сооружение, назначение: газопровод, кадастровый №, местоположение: <адрес> протяженностью 9280 м., принят на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь, что прямо предусмотрено пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Объект недвижимости - сооружение, назначение: газопровод, кадастровый №, местоположение: <адрес> протяженностью 9280 м., находится на территории Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района <адрес>.
Как уже установлено выше, объект недвижимости - сооружение, назначение: газопровод, кадастровый №, местоположение: <адрес> протяженностью 9280 м., предназначен для газоснабжения природным газом жилых домов по <адрес>.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в собственности муниципальных образований может находиться, в том числе, имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.
Исходя из содержания части 3 и части 4 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация в электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии со статьей 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Судом установлено, что недвижимая вещь не имеет собственника и она принята на учет в установленном порядке.
Поскольку спорный объект недвижимости не имеет собственника, принят на учёт в установленном законом порядке в качестве бесхозяйного объекта, никто прав на обозначенные выше водопроводные сети в годичный срок не заявил, имеются достаточные основания для удовлетворения заявленных администрацией Омского муниципального района Омской области требований о признании права муниципальной собственности на указанный выше объект недвижимости.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ 9280 ░., ░░░░░░░░░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.