Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-740/2023 ~ М-595/2023 от 04.09.2023

УИД № 10RS0017-01-2023-001058-57

№ 2-740/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2023 г.                                                                                    г. Сортавала

    Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи                                                          Марковой А.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания        Журавлевой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бышкиной Л.В. к государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия», Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия о признании незаконными решения и действий, обязании совершить определенные действия, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Бышкина Л.В. обратилась в суд с иском к ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия», ОСФР по Республике Карелия о включении в страховой стаж периодов учебы по тем основаниям, что <Дата обезличена> направила заявление в ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» о присвоении статуса «Ветеран труда Республики Карелия», к которому прикладывала документы, подтверждающие период учебы в ПТУ Петрозаводска с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, а также в Сортавальском техникуме советской торговли с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>. Решением от <Дата обезличена> <Номер обезличен> в присвоении звания «Ветеран труда Республики Карелия» ответчик ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» отказал в полном объеме, обосновывая свое решение отсутствием у Бышкиной Л.В. необходимого страхового стажа. Истец считает, что из представленного ответчиком расчета усматривается, что ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» допустил арифметическую ошибку в расчетах страхового стажа, а также не учел период учебы. Не согласившись с вышеуказанным решением, истец обратилась за разъяснениями в ОСФР по Республике Карелия. Согласно письму ОСФР по Республике Карелия от <Дата обезличена><Номер обезличен> в страховой стаж не включаются периоды учебы. На основании вышеизложенного истец просила признать незаконным решение ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, а также письмо ОСФР по Республике Карелия от <Дата обезличена><Номер обезличен>; включить в страховой стаж Бышкиной Л.В. период учебы в ПТУ Петрозаводска с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, а также в Сортавальском техникуме советской торговли с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>; обязать ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» присвоить Бышкиной Л.В. звание «Ветеран труда Республики Карелия», произвести перерасчет ежемесячных денежных выплат, подлежащих оплате лицам, имеющим звание «Ветеран труда Республики Карелия», с момента возникновения права на указанное звание, то есть с <Дата обезличена> с учетом включенных в страховой стаж периодов учебы.

Протокольным определением суда от <Дата обезличена> к производству суда принято увеличение исковых требований, согласно которым истец просит признать незаконными: решение ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, действия ОСФР по Республике Карелия по направлению письма от <Дата обезличена><Номер обезличен>, нарушающими требования ч. 8 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ, ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ; взыскать с ОСФР по <Адрес обезличен> в пользу истца компенсацию морального вреда в размере <Номер обезличен> руб.; обязать ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» включить (зачесть) в страховой стаж, учитываемый при присвоении звания «Ветеран труда Республики Карелия» Бышкиной Л.В. периоды учебы в <Данные изъяты> <Адрес обезличен> с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, а также в Сортавальском техникуме советской торговли с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>; обязать ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» присвоить Бышкиной Л.В. звание «Ветеран труда Республики Карелия», произвести перерасчет ежемесячных денежных выплат, подлежащих оплате лицам, имеющим звание «Ветеран труда Республики Карелия», с момента возникновения права на указанное звание, то есть с <Дата обезличена> с учетом включенных в страховой стаж периодов учебы.

Истец в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена, посредством телефонограммы ходатайствовала о проведении судебного разбирательства без своего участия.

Представитель ответчика ОСФР по Республике Карелия Коротаева А.Г. в судебном заседании с иском не согласилась, поддержала ранее изложенную позицию, отраженную в письменном отзыве на исковые требования, полагала, что ответчиком не было допущено нарушения прав истца и с органа социального фонда моральный вред компенсации не подлежит.

Ответчик ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором указал, что согласно ст. 12 Федерального закона от <Дата обезличена> № 400-ФЗ время обучения в средних и высших учебных заведениях в страховой стаж не засчитывается, включение спорных периодов в общий трудовой стаж допускается в целях определения права граждан на трудовую пенсию по старости, а не при решении вопроса об исчислении трудового стажа для предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, произведенный расчет стажа соответствует сведениям, указанным в документах, которые представлены заявителем. Ссылаясь на изложенное, просил в удовлетворении иска отказать, дело рассмотреть в отсутствие своего представителя.

Заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона Республики Карелия от 25.07.1995 № 69-ЗРК «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения» за многолетний и добросовестный труд ветеранами труда Республики Карелия признаются граждане, проживающие в Республике Карелия и достигшие возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин:

1) имеющие удостоверения «Ветеран труда Республики Карелия»;

2) награжденные Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Карело-Финской ССР, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Карельской АССР, Почетной грамотой Верховного Совета Республики Карелия, орденом «Сампо», медалью «За заслуги перед Республикой Карелия», медалью М.П. Пименова, Почетной грамотой Республики Карелия либо удостоенные почетных званий Карело-Финской ССР, Карельской АССР, Республики Карелия и имеющие стаж не менее 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, если не менее соответственно 20 лет и 15 лет указанного стажа приходится на период работы и (или) иной деятельности на территории Республики Карелия;

3) лица, не имеющие наград и (или) званий, указанных в п. 2 настоящей статьи, если их стаж на 5 лет превышает стаж, указанный в п. 2 настоящей части, при условии, что не менее 20 лет стажа для мужчин и 15 лет стажа для женщин приходится на период работы и (или) иной деятельности на территории Республики Карелия.

В силу ч. 2 ст. 1 Закона Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения» для целей настоящего Закона под стажем понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, иных периодов, засчитываемых в соответствии с законодательством в страховой стаж, а также периодов работы, подтвержденных документально, в процессе которых не выплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В ч. 1 ст. 11 Федерального закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитываются:

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»;

2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;

4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности;

9) период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;

10) период, в течение которого лица, необоснованно привлеченные к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированные, были временно отстранены от должности (работы) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

11) период осуществления судьей полномочий в соответствии с Законом Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»;

12) период пребывания в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее - период пребывания в добровольческом формировании).

Таким образом, Федеральным законом «О страховых пенсиях» не предусмотрено включение в страховой стаж времени обучения в средних и высших учебных заведениях.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения» порядок присвоения данного звания определяется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия.

Приказом Министерства социальной защиты РК от 17.11.2021 № 717-П «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда Республики Карелия» утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда Республики Карелия» (далее - Положение).

Исходя из положений п. 3 Положения, для присвоения звания «Ветеран труда Республики Карелия» лицо, претендующее на присвоение указанного звания (далее - заявитель), либо его представитель представляет в Отделение по месту жительства следующие документы:

1) заявление о присвоении звания «Ветеран труда Республики Карелия» (далее - заявление);

2) документ, удостоверяющий личность;

3) документы, подтверждающие основания присвоения звания «Ветеран труда Республики Карелия» в соответствии с пунктами 4, 5 настоящего Положения;

4) фотографию размером 3x4 см.

Для заявителей, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия», документами, подтверждающими основания присвоения звания «Ветеран труда Республики Карелия», являются трудовая книжка либо иной документ, подтверждающий стаж, указанный в п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения» (за периоды до 1 января 2020 г.) (п. 5 Положения).

В п. 15 Положения определено, что основаниями для отказа в присвоении звания «Ветеран труда Республики Карелия» являются:

1) представление заявителем недостоверных сведений;

2) непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в п. 3 Положения;

3) несоответствие заявителя требованиям, указанным в ч. 1 ст. 1 Закона Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения».

Судом установлено, что <Номер обезличен> Бышкина Л.В. обратилась в ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда Республики Карелия», к которому были проложена трудовая книжка и копии дипломов об образовании.

В соответствии с представленными Бышкиной Л.В. сведениями ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» произведен расчет общего стажа, который на дату подачи заявления составил <Номер обезличен>

В указанный расчет ответчиком ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» не включены периоды обучения истца с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> и с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.

Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состоянию на <Дата обезличена> учитываемый для целей назначения пенсии стаж истца составлял <Номер обезличен> дней. При расчете указанного стажа учтен период ухода родителя за ребенком до достижения им возраста полутора лет с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, который пересекается с периодом получения истцом пособия по безработице с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, учтенным ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» в расчете.

Учитывая установленный заявительный характер обращения для присвоения звания «Ветеран труда Республики Карелия», наличие у заявителя обязанности представить, предусмотренные п. 5 Положения документы, подтверждающие стаж за период до <Дата обезличена>, а также непредставление заявителем при обращении в ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» документов, подтверждающих уход истца за ребенком, суд приходит к выводу, что у ответчика ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» на момент рассмотрения спорного заявления не имелось оснований для включения периода с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в общий стаж, в связи с отсутствием его документального подтверждения.

Кроме того, суд отмечает, что даже при условии включения в общий стаж указанного периода, равного <Номер обезличен> дням, по состоянию на <Дата обезличена> общий стаж истца составил бы <Номер обезличен> дней, что менее требуемых для присвоения звания <Номер обезличен> лет.

Суд отклоняет доводы иска о том, что при расчете стажа, необходимого для присвоения звания «Ветерана труда Республики Карелия», подлежат включению периоды учебы по следующим основаниям.

Исходя из п. 8 ст. 13 Федерального закон «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Вопреки доводам истца указанная норма закона регулирует порядок исчисления страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию, а не права на присвоение звания «Ветеран труда Республики Карелия», в связи с чем к спорным правоотношениям она применена быть не может в силу действия специального законодательства в затронутой сфере.

Таким образом, суд приходит к выводу, что спорные периоды учебы истца в стаж при его расчете для присвоения звания «Ветеран труда Республики Карелия» включению не подлежат, в связи с чем решение ответчика ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» от <Дата обезличена>, которым истцу отказано в присвоении указанного звания, является законным и обоснованным.

При указанных обстоятельствах исковые требования, адресованные ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия», удовлетворению не подлежат.

Рассматривая требования истца о признании незаконными действий ОСФР по Республике Карелия по направлению письма от <Дата обезличена><Номер обезличен>, суд приходит к следующему выводу.

<Дата обезличена> ОСФР по Республике Карелия в ответ на обращение истца направило в адрес последней письмо, в котором разъяснило о том, что ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» не предусмотрена возможность включения периодов учебы в страховой стаж. Указанным письмом истец также была проинформирована о наличии в информационных системах СФР сведений о периодах ее учебы.

В отзыве на иск ОСФР по Республике Карелия указало, что в силу положений ч. 8 ст. 13 Федерального закона «О страховых пенсиях», постановления Совмина СССР от 03.08.1972 № 590, ст. 91 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 периоды учебы истца будут включены в страховой стаж в целях определения права на страховую пенсию, также отражено, что вопрос о включении спорного периода в стаж вытекает не из пенсионных отношений, а из отношений по предоставлению мер социальной поддержки.

Поскольку порядок исчисления стажа при присвоении звания «Ветерана труда Республики Карелия» и страхового стажа при определении права на страховую пенсию имеют различное правовое регулирование, доводы истца в данной части являются необоснованными и подлежат отклонению.

С учетом изложенного правовых оснований для признания оспариваемого письма ОСФР по Республике Карелия незаконным не имеется.

В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в ч. 1.1 настоящей статьи.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

Исследование материалов дела показало, что обращение Бышкиной Л.В., поступившее в электронную приемную ОСФР по Республике Карелия <Дата обезличена> было рассмотрено в установленном законом порядке и <Дата обезличена> в адрес истца был направлен ответ за № <Номер обезличен>

Само по себе несогласие истца с содержанием ответа на поставленные в заявлении вопросы не свидетельствует о незаконности данного документа и не указывает на нарушение права Бышкиной Л.В. на рассмотрение её заявления.

Учитывая, что ответчиком ОСФР по Республике Карелия не нарушен порядок и сроки рассмотрения обращения и сведения, указанные в оспариваемом письменном ответе ОСФР по Республике Карелия, соответствуют действующим нормативным положениям, исковые требования о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь требованиями ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования Бышкиной Л.В. к государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия», Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия о признании незаконными решения и действий, обязании совершить определенные действия, взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                (подпись)                                   А.В.Маркова

Мотивированное решение изготовлено 15 ноября 2023 г.

2-740/2023 ~ М-595/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бышкина Людмила Владимировна
Ответчики
ГКУ СЗ РК "Центр социальной работы Республики Карелия"
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по РК
Суд
Сортавальский городской суд Республики Карелия
Судья
Маркова Алена Викторовна
Дело на странице суда
sortavalsky--kar.sudrf.ru
04.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.09.2023Передача материалов судье
04.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.09.2023Судебное заседание
17.10.2023Судебное заседание
08.11.2023Судебное заседание
15.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.11.2023Дело оформлено
24.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее