Дело № 2-1789/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 августа 2024 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Манджиева О.Б.,
при секретаре судебного заседания Бадмаевой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению первого заместителя прокурора города Элисты в интересах неопределенного круга лиц к Болдыреву Очиру Михайловичу о признании сооружения самовольной постройкой и возложении обязанности по его сносу,
у с т а н о в и л:
первый заместитель прокурора города Элисты Горяева Л.Н. обратилась в суд с указанным иском к Болдыреву О.М., мотивируя следующим.
07 августа 2018 года по результатам аукциона Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия и индивидуальный предприниматель Болдырев О.М. заключили договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории города Элисты № 255/2018-д/а. По условиям данного договора арендодатель передал за плату, а арендатор принял земельный участок с кадастровым номером №, площадью 150 кв.м. с видом разрешенного использования – магазины, из земель населенных пунктов по адресу: <адрес> в восточном направлении, на срок 10 лет. После заключения договора аренды земельного участка, индивидуальный предприниматель Болдырев О.М. обратился в Управление Росреестра по Республике Калмыкия с заявлением о постановке на кадастровый учет имеющегося на арендуемом земельном участке остановочного пункта площадью 48,1 кв.м. с одновременной регистрацией за ним права собственности на указанный объект. 24 сентября 2018 года регистрирующим органом остановочный пункт как объект недвижимости поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера №, зарегистрировано право собственности Болдырева О.М. на этот объект. Данное обстоятельство послужило основанием для последующего обращения предпринимателя в Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия с заявлением о выкупе арендуемого земельного участка с кадастровым номером № на правах собственника расположенного на данном участке объекта недвижимости. 01 октября 2018 года Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия принято распоряжение № 2048-р о предоставлении ИП Болдыреву О.М. указанного земельного участка в собственность за плату. В тот же день Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия и ИП Болдырев О.М. заключили договор купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории города Элисты Республики Калмыкия, № 131-2018-д/п. Право собственности Болдырева О.М. на земельный участок зарегистрировано 08 октября 2019 года. По информации Администрации г. Элисты разрешение на строительство объекта капитального строительства по адресу: <адрес> в восточном направлении Болдыреву О.М. не выдавалось.
Таким образом, из представленных самим же Болдыревым О.М. в регистрирующий орган документов, следовало, что строение, именуемое им как остановочный пункт, было построено задолго до приобретения им права аренды на земельный участок, на котором оно расположено, и, несмотря на отсутствие данных об этом объекте в договоре аренды, существовало на спорном земельном участке на момент его заключения и, следовательно, новой вещью не являлось. Согласно Генеральному плану г. Элисты, утвержденному решением Элистинского городского собрания от 01 июля 2010 года №1, на момент заключения договоров аренды и купли-продажи земельный участок с кадастровым номером № находился в зоне улично-дорожной сети города, согласно Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Элистинского городского Собрания от 27 декабря 2010 года № 1 - в зоне общественных парков Р- 1, относился к территориям общего пользования, где строительство остановочного пункта не допускалось. Из информации Администрации г. Элисты следует, что сооружение с кадастровым номером №, расположенное на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> в восточном направлении поставлено на учет в 1998 году. Остановочный пункт представляет собой сооружение открытого типа, состоящее из кирпичных стен, крыши из металлического сайдинга и навесов из оргстекла по металлическому каркасу, стены выложены из кирпича, проемы обрамлены силикатным кирпичом, площадь застройки составляет 48,1 кв.м. Разрешение на строительство спорного объекта не выдавалось, строительно-монтажные работы осуществлялись в отсутствие разрешения на строительство. На основании изложенного прокурор просит признать сооружение с кадастровым номером №, расположенное на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> в восточном направлении, самовольной постройкой; обязать Болдырева О.М. снести самовольное возведенное сооружение с кадастровым номером №, расположенное на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> в восточном направлении.
В поступивших возражениях на исковое заявление представитель ответчика Болдырева О.М. – Доногруппов Н.А. с исковыми требованиями не согласился, просил в удовлетворении отказать. Указал, что сооружение было построено в 1998 года, то есть до принятия документов территориального планирования и соответственно, истец срок исковой давности по требованию о сносе самовольной постройки.
В последующем прокурор представил уточненное исковое заявление, в котором указал, что обязательность получения разрешения на строительство установлена как действующим законодательством, так и законодательством, регулирующим возведение объектов строительства в спорный период. Учитывая, что такое разрешение в отношении спорного остановочного пункта не выдавалось, истец полагает, что данное строение является самовольной постройкой и подлежит сносу.
В судебном заседании прокурор Кокеляева К.Э. поддержала исковые требования с учетом уточнений.
Ответчик Болдырев О.М., его представитель Доногруппов Н.А., представители третьих лиц Администрации г. Элисты, Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, будучи извещенными о времени и месте судебного заседания, не явились. Сведений об уважительности причин неявки в судебное заседание, ходатайств об отложении дела, возражений относительно исковых требований не представлено.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство (ч. 2).
В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 декабря 2023 года № 44 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке» в силу пункта 1 статьи 222 ГК РФ самовольной признается постройка при наличии хотя бы одного из следующих признаков:
- возведение (создание) на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке;
- возведение (создание) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта на дату начала его возведения и на дату выявления постройки;
- возведение (создание) без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений, если требование о получении соответствующих согласований, разрешений установлено на дату начала возведения и является действующим на дату выявления постройки;
- возведение (создание) с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если такие нормы и правила установлены на дату начала возведения постройки и являются действующими на дату ее выявления.
Как следует из материалов дела, 07 августа 2018 года между Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия и индивидуальным предпринимателем Болдыревым О.М. заключен договор аренды земельного участка № 255/2018-д/а, по условиям которого ИП Болдырев О.М. на условиях аренды принял земельный участок из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, расположенный на территории города Элисты, площадью 150 кв.м., с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> в восточном направлении, разрешенное использование – магазины. Данный участок предоставлен сроком по 06 августа 2028 года.
21 августа 2018 года ИП Болдырев О.М. обратился в Управление Росреестра по Республике Калмыкия с заявлением о постановке на кадастровый учет имеющегося на арендуемом земельном участке сооружения – остановочного пункта, 1998 года постройки, площадью 48,1 кв.м. с одновременной регистрацией за ним права собственности на указанный объект.
24 сентября 2018 года Управлением Росреестра по РК остановочный пункт как объект недвижимости поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера №, а также зарегистрировано право собственности Болдырева О.М. на этот объект.
Как указано истцом и не оспаривалось стороной ответчика, в последующем Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия и ИП Болдырев О.М. заключили договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории города Элисты Республики Калмыкия, № 131-2018-д/п. Право собственности Болдырева О.М. на земельный участок с кадастровым номером № зарегистрировано 08 октября 2019 года.
Согласно ответу Администрации г. Элисты проектная документация на остановочный пункт, 1998 года постройки, с кадастровым номером № отсутствует, разрешение на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию Администрацией г. Элисты не выдавалось.
Из акта осмотра сооружения, расположенного по адресному ориентиру: РК, г. Элиста, остановка «Гостиница Элиста» в восточном направлении, составленного 11 марта 2024 года начальником Управления по земельным и имущественным отношениям Администрации г. Элисты Цохоревым А.Ю., начальником отдела муниципального земельного контроля и выявления бесхозяйных объектов Управления по земельным и имущественным отношениям Администрации г. Элисты Ларкиным А.Н., начальником отдела архитектуры и градостроительства Администрации г. Элисты Джальчиновой Е.В., на земельном участке с кадастровым номером с кадастровым номером №, площадью 150 кв.м., расположено сооружение с кадастровым номером № «Остановочный пункт» с датой завершения строительства 1998 год. Остановочный пункт представляет собой сооружение открытого типа, состоящее из кирпичных стен, крыши из металлического сайдинга и навесов из оргстекла по металлическому каркасу, стены выложены из кирпича, проемы обрамлены силикатным кирпичом, площадь застройки составляет 48,1 кв.м. Разрешение на строительство спорного объекта не выдавалось, строительно-монтажные работы осуществлялись в отсутствие разрешения на строительство.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на земельном участке, ранее предоставленном ответчику в аренду и в настоящее время принадлежащем ему на праве собственности, расположено сооружение - остановочный пункт, 1998 года постройки, между тем, информация о выдаче разрешения на строительство и на ввод объекта капитального строительства на указанном земельном участке отсутствует.
Доводы представителя ответчика о том, что сооружение было возведено до вступления в законную силу Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года, не свидетельствует о том, что не требовалось получение разрешения на его строительство.
Согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ (действующей на момент возведения спорной постройки) самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии со ст. 61 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07 мая 1998 года, действовавшим на момент постройки спорного объекта, строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий, строений и сооружений, их частей осуществляются на основе проектной документации, которая должна согласовываться с органами архитектуры и градостроительства, органами государственного контроля и надзора и которая после ее утверждения соответствующими органами является основанием для выдачи разрешения на строительство. Пунктом 1 статьи 62 названного Кодекса предусмотрено, что разрешение на строительство - документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить, в числе прочего, реконструкцию здания, строения и сооружения.
Между тем, утвержденная проектная документация и разрешение на строительство сооружения - остановочного пункта стороной ответчика не представлены.
При таких данных сооружение - остановочный пункт с кадастровым номером №, расположенное на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> в восточном направлении, является самовольной постройкой.
На основании изложенного, исковое требование первого заместителя прокурора города Элисты Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц о признании сооружения самовольной постройкой подлежит удовлетворению.
Обсуждая требование первого заместителя прокурора города Элисты Республики Калмыкия о сносе самовольной постройки, суд приходит к следующему выводу.
Абзацем четвертым пункта 2 статьи 222 ГК РФ установлено, что самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 данной статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 декабря 2023 года № 44 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке», в силу положений пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации возведение постройки в отсутствие необходимого в силу закона разрешения на строительство является признаком самовольной постройки. Вместе с тем исходя из принципа пропорциональности снос объекта самовольного строительства является крайней мерой государственного вмешательства в отношения, связанные с возведением (созданием) объектов недвижимого имущества, а устранение последствий допущенного нарушения должно быть соразмерно самому нарушению, не должно создавать дисбаланса между публичным и частным интересом, приводящего к нарушению устойчивости хозяйственного оборота и причинению несоразмерных убытков.
Из приведенных выше положений закона и разъяснений по их применению следует, что необходимость сноса самовольной постройки связывается законом не только с несоблюдением требований о получении разрешения на строительство, но и с установлением обстоятельств, которые могли бы препятствовать использованию такой постройки ввиду ее несоответствия требованиям безопасности, несоблюдения при ее возведении градостроительных и строительных норм и правил, правил землепользования и застройки и возможности нарушения прав и охраняемых законом интересов третьих лиц.
Вместе с тем в силу ст. 56 ГПК РФ доказательств, с достоверностью подтверждающих, что сохранение спорного сооружения нарушает права и законные интересы каких-либо лиц, создает угрозу их жизни и здоровью, суду не представлено.
В обоснование требования о сносе самовольной постройки истец указал, что земельный участок, на котором находится самовольная постройка, относится к территориям общего пользования, где строительство остановочного пункта не допускалось.
Градостроительное законодательство определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6 ст. 1 ГрК РФ.
К документам градостроительного зонирования относятся правила землепользования и застройки, которые утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и в которых устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (п. 8 ст. 1 ГрК РФ).
Территориальные зоны - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты; градостроительный регламент - это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения (п. 7 и 9 ст. 1 ГрК РФ).
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением установленных федеральным законом случаев, когда границы земельных участков могут пересекать границы территориальных зон (п. 2 ст. 85 ЗК РФ).
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ч. 1 ст. 36 ГрК РФ).
При этом действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования (п. 2 ч. 4 ст. 36 ГрК РФ).
Согласно п. 12 ст. 1 ГрК РФ территории общего пользования - это территории, границы которых обозначены красными линиями, установленными в документации по планировке территории, и которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе улицы и проезды.
Пункт 12 статьи 85 ЗК РФ предусматривает, что земельные участки общего пользования могут включаться в состав различных территориальных зон.
В силу п. 11 ст. 2 Правил землепользования и застройки города Элисты, утвержденных решением Элистинского городского Собрания от 27 декабря 2010 года № 1 (далее – Правила землепользования и застройки) территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары.
Согласно ч. 1 ст. 49 Правил землепользования и застройки границы территорий общего пользования определяются в документации по планировке территории посредством установления в проектах планировки территории и проектах межевания территории красных линий, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования.
В случае если территории общего пользования располагаются в пределах территориальных зон, в которых в соответствии с градостроительным регламентом возможно строительство, реконструкция объектов капитального строительства, то в пределах территорий общего пользования допустимо размещение объектов капитального строительства только тех видов разрешенного использования, которые приведены в статье 49 настоящих Правил. Размещение объектов, предусмотренных градостроительным регламентом территориальной зоны, в пределах территорий общего пользования не допускается (ч. 5 ст. 49 Правил землепользования и застройки).
В соответствии с ч. 2 ст. 49 Правил землепользования и застройки в границах всех территорий общего пользования, за исключением береговых полос водных объектов, настоящими Правилами установлены следующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: для обслуживания перевозок пассажиров (7.2.2) - размещение зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания пассажиров, за исключением объектов капитального строительства, размещение которых предусмотрено содержанием вида разрешенного использования с кодом 7.6; для стоянки транспорта общего пользования (7.2.3) - размещение стоянок транспортных средств, осуществляющих перевозки людей по установленному маршруту.
Согласно Генеральному плану г. Элисты, утвержденному решением Элистинского городского собрания от 01 июля 2010 года №1, земельный участок с кадастровым номером № находится в зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса).
Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Элистинского городского Собрания от 27 декабря 2010 года № 1, приведенный выше участок расположен в зоне общественных парков Р-1.
Судом установлено, что спорный объект является сооружением – остановочным пунктом для обслуживания пассажиров.
Учитывая, что земельный участок, на котором находится самовольная постройка, относится к территориям общего пользования, то размещение на нем спорного объекта не противоречит требования Генерального плана г. Элисты и Правилами землепользования и застройки.
При таких данных, суд не находит правовых оснований для удовлетворения искового требования первого заместителя прокурора города Элисты Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц о сносе самовольной постройки.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требования первого заместителя прокурора города Элисты Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к Болдыреву Очиру Михайловичу (<данные изъяты>) о признании сооружения самовольной постройкой и возложении обязанности по его сносу удовлетворить частично.
Признать сооружение - остановочный пункт с кадастровым номером №, расположенное на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> в восточном направлении, самовольной постройкой.
В удовлетворении остальной части искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня его принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.Б. Манджиев
Решение в окончательной форме изготовлено 19 августа 2024 года.