УИД 32RS0027-01-2021-005378-50
Дело 2-410/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 августа 2022 года г. Брянск
Советский районный суд гор. Брянска в составе
председательствующего судьи С.В. Степониной,
при секретаре М.О. Кличко,
с участием истца Лямцева В.М., представителя ответчика ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Брянской области Сухининой И.О., представителя третьего лица Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области Козина Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лямцева Василия Михайловича к Государственному учреждению «Отделение Пенсионного Фонда РФ по Брянской области» о признании права на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС, взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Л.А. обратились в суд с административным иском к Департаменту семьи социальной и демографической политики Брянской области, в котором просила признать незаконным приказ № 357 от 23.07.2021 в части отказа в выплате компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, расположенного <адрес>; признать за истцом право на получение вышеуказанной компенсации, обязать ответчика включить истца в список граждан на получение компенсации материального ущерба, направив данные в управление Федерального казначейства по Брянской области для производства выплат в размере 1 195 100 рублей.
Определением суда от 10.09.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Брянская городская администрация.
Определением суда от 28.10.2021 осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства, в качестве третьего лица привлечена Яловская сельская администрация Красногорского района Брянской области.
Определением суда от 06.12.2021 принято уточнение требований, в котором представитель истца, просил суд признать за Л.А. право на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, находящееся <адрес>; обязать Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области выплатить истцу компенсацию материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в размере 1 195 100 руб. Правительство Брянской области исключено из числа ответчиков, привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
Определением суда от 06.12.2021 производство по делу приостановлено в связи с назначение судебной строительно-технической экспертизы.
Определением суда от 21.04.2022 производство по делу возобновлено в связи с поступлением экспертного заключения.
Определением суда от 13.04.2022 производство по делу приостановлено в связи со смертью истца Л.А. до истечения шестимесячного срока для вступления в наследство.
Определением суда от 04.07.2022 производство по делу возобновлено в связи с истечением шестимесячного срока для вступления в наследство после смерти истца.
Определением суда от 27.07.2022 в порядке процессуального правопреемства произведена замена истца Л.А. на ее правопреемника Лямцева Василия Михайловича, ненадлежащий ответчик Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области заменен на Государственное учреждение «Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Брянской области» (далее - ГУ «ОПФ по Брянской области»).
Определением суда от 27.07.2022 приняты уточненные исковые требования, согласно которым истец просит суд признать за ним право на компенсацию материального ущерба в связи с утратой жилого дома и хозяйственных построек <адрес>, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; взыскать с ГУ «ОПФ по Брянской области» компенсацию в размере 1 245 817,47 руб. в связи с утратой жилого дома с хозяйственными постройками <адрес>, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС по указанным реквизитам.
В судебное заседание не явились представители третьих лиц: Брянской городской администрации, Правительства Брянской области, представитель третьего лица Яловской сельской администрации Красногорского района брянской области, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, с учетом мнения участников процесса, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не
В судебном заседании истец Лямцев В.М. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ «ОПФ по Брянской области» по доверенности Сухинина И.О. иск не признала по причине завышения стоимости утраченного имущества. На проведении повторной экспертизы не настаивала.
Представитель третьего лица Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области Козин Д.А. полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку стоимость утраченного имущества завышена.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
Согласно пункту 4 статьи 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в пункте 6 статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, а также им гарантируется единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя стоимость: строений (жилые помещения, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки), имевшихся у граждан по состоянию на 1 января 1994 года.
Гражданам, имевшим по состоянию на 01.01.1994 г. жилые помещения, садовые домики, дачи, садово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и гражданам, получившим в этих зонах имущество в порядке наследования, единовременная денежная компенсация в соответствии с настоящим пунктом выплачивается независимо от места их постоянного проживания.
В силу пункта 1 статьи 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации, при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно пункту 2 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему имущества, в чем бы оно не заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (пункт 2 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что истец является собственником жилого дома, общей площадью 40,8 кв.м., расположенного <адрес>.
Правовыми основаниями для регистрации права собственности на объект недвижимости являются следующие документы: свидетельство №... о праве на наследство по закону от <дата>, после умершей <дата> Л.А..
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону №... наследник Лямцев В.М. принял наследство в виде жилого дома, находящегося <адрес>.
Домовладение, расположенное <адрес> принадлежало наследодателю Л.А. по состоянию на 01.01.1994, данные обстоятельства подтверждаются выпиской из похозяйственной книги на домовладение за 1992, справками Яловской сельской администрации №256 от 15.06.2021, №235 от 28.05.2021 согласно которой Л.А. была зарегистрирована и проживала с <дата> в спорном домовладении, жилой дом с хозяйственными и бытовыми постройками по состоянию на 01.01.1994 принадлежал Л.А.
Согласно техническому паспорту на жилой дом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по состоянию на 27.04.2015 в состав домовладения, расположенного <адрес> входит жилой дом (лит А), площадью 40,8 кв.м., пристройка (лит. а) площадью 19,4 кв.м. год постройки 1963, погреб площадью 5,3 кв.м., баня площадью 13,7 кв.м., сарай площадью 10,9 кв.м., сарай площадью 4,9 кв.м., сарай площадью 56,4 кв.м., сарай площадью 26,5 кв.м., навес площадью 13,5 кв.м., сарай площадью 38,4 кв.м., баня площадью 15 кв.м., уборная площадью 1,1 кв.м., реконструкций и перепланировок по дому не выявлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в период с 01.01.1994 года не производились изменения относительно увеличения площади принадлежащего истцам домовладения.
Территория с. Яловка Красногорского района Брянской области в соответствии с Постановлением Правительством Российской Федерации №1074 от 08.10.2015 года отнесена к зоне отселения.
В настоящее время в домовладении <адрес> никто не зарегистрирован и не проживает, для получения компенсации домовладение не сдавалось, компенсация не выплачивалась, данные обстоятельства подтверждаются справками №236 от 28.05.2021 Яловской сельской администрации Красногорского района Брянской области, рапортом от 22.12.2021 Участкового ОП «Красногорское» МО МВД РФ «Клинцовский».
Для реализации своего права на получение компенсации за утраченное имущество истец, действуя по доверенности от имени Л.А., обратился в Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области.
Согласно протоколу № 40 от 23.07.2021 заседания комиссии Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС Л.А. отказано в выплате компенсации за утраченное имущество по причине завышения стоимости утраченного имущества.
Порядок выплаты компенсации устанавливается Правительством Российской Федерации. Стоимость указанных строений и имущества определяется в соответствии с федеральными стандартами оценки, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 869 утверждены Правила выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В силу пункта 2 названные Правила распространяются на граждан, указанных в пункте 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно ч. 3 Правил компенсация предоставляется и выплачивается территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании поданного гражданином (его законным представителем), являющимся собственником утраченного имущества, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о предоставлении компенсации (далее - заявление), форма которого устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации, и документов (сведений), необходимых для предоставления компенсации, по перечню согласно приложению (далее - документы (сведения).
В то же время на момент получения отказа в выплате компенсации функции по организации работы по выплате гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС осуществлялись Департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области (Указ Губернатора Брянской области от 16.02.2018 года № 34 «О передаче функций департамента строительства Брянской области в департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Брянской области»).
Приказом Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области от 04.05.2018 года № 155 (ред. от 24.07.2018) «О создании комиссии по рассмотрению заявлений и документов о предоставлении гражданам единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», была создана комиссия по рассмотрению заявлений и документов о предоставлении гражданам единовременной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС - постоянно действующий коллегиальный орган.
Комиссия принимает решения о предоставлении (либо отказе в предоставлении) гражданам единовременной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляет проверку документов, представленных в соответствии с пунктом 3 Правил предоставления гражданам единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 года № 869, гражданами, указанными в пункте 2 Правил.
Принятие решений о предоставлении (либо отказе в предоставлении) гражданам единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и представление их на утверждение председателю Комиссии (либо лицу, его замещающему) в форме протоколов. Письменного уведомления граждан о предоставлении (либо отказе в предоставлении) единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В ходе рассмотрения настоящего дела Федеральным законом от 06.12.2021 N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" статья 5.1 закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" была изложена в новой редакции в части порядка предоставления гражданам отдельных мер социальной поддержки, в том числе выплаты компенсации за утраченное имущество.
В соответствии со ст. 5.1 названного закона с 1 января 2022 года предоставление, в том числе выплата, гражданам компенсаций за утраченное имущество и других выплат осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации.
Компенсации, предусмотренные частью первой настоящей статьи, назначенные гражданину органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 января 2022 года, предоставляются и выплачиваются Пенсионным фондом Российской Федерации на основании сведений, переданных указанными органами субъектов Российской Федерации в установленном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2022 года «О предоставлении отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации» в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 869 «Об утверждении Правил предоставления гражданам единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 01 января 2022 года полномочия по рассмотрению вопросов связанных с выплатой гражданам единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС от органа исполнительной власти Брянской области - Правительства Брянской области, переданы в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - отделение Пенсионного фонда по Брянской области.
Для решения вопроса о размере рыночной стоимости утраченного имущества, расположенного <адрес>, судом назначалась строительно-техническая экспертиза.
Согласно экспертному заключению № 01-02/Э-2022 от 10.03.2022, заключению о техническом состоянии строительных конструкций от 16.05.2022, выполненному ООО «Брянский центр оценки и экспертизы», рыночная стоимость оцениваемого домовладения с надворными постройками, расположенного <адрес>, составляет 1 245 817,47 рублей, жилой дом пригоден для проживания.
Давая оценку данному экспертному заключению, суд признает его достоверным и обоснованным, поскольку выводы эксперта не находятся в противоречии с исследовательской частью экспертного заключения, изложены ясно и подробно, согласно поставленным вопросам.
Само по себе экспертное заключение основано на материалах дела, с учетом осмотра объекта исследования, и по своему содержанию оно полностью соответствует нормам гражданского процессуального законодательства Российской Федерации, предъявляемым к экспертным заключениям.
Заключение дано экспертом, имеющим высшее техническое образование, аттестованным на право самостоятельного производства судебных экспертиз, в том числе и строительно-технических, являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков, как того требует ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», имеющего стаж работы в сфере оценочной деятельности, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации. Заключение выполнено на основании стандартов оценочной деятельности (статья 20 №135-ФЗ) и требованиям к проведению оценки, содержащимся в главе IV Федерального стандарта оценки.
При определении рыночной стоимости домовладения, экспертом применялся затратный подход. Оценка стоимости объекта составляет 1 287 686,52 руб. Расчет стоимости объекта производился и сравнительным методом, при котором стоимость объекта оценки определена 1 203 948,43 руб. Расчет стоимости доходным подходом не применялся, поскольку объект оценки не может приносить стабильный доход от сдачи его в аренду, следовательно, нецелесообразно производить расчеты методом прямой капитализации.
Используя полученные результаты расчетов по двум подходам, экспертом выведена итоговая величина стоимости дома с хозяйственными постройками с учетом степени радиационного загрязнения – 1 245 817 руб.
Ответчиком, в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено никаких доказательств, в обоснование своих возражений относительно стоимости утраченного имущества. Доводы ответчика опровергаются доказательствами, представленными стороной истца.
При таких обстоятельствах, требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению в заявленном размере с учетом уточнений.
Согласно ч. 4, 5 Правил выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 869 решение о предоставлении компенсации принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня поступления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации документов (сведений).
Выплата компенсации осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее 5 рабочих дней после принятия решения о предоставлении компенсации.
В соответствии с ФЗ № 428-ФЗ от 22.12.2014 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочия по предоставлению, в том числе по доставке, гражданам компенсаций и других выплат. Средства на осуществление переданного в соответствии с частью первой настоящей статьи полномочия предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок предоставления субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу п. 2 Правил финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", утвержденных Постановление Правительства РФ от 30.08.2005 N 542 Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, за исключением расходных обязательств Российской Федерации, указанных в пункте 6 настоящих Правил.
При вынесении решения по делу, суд считает необходимым указать, что при получении компенсации за утраченное имущество истец обязан сдать утраченное имущество органу местного самоуправления по месту нахождения такого имущества.
В соответствии со статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Следовательно, при получении истцом компенсации за имущество, утраченное вследствие катастрофы на ЧАЭС, право собственности на это имущество прекращается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лямцева Василия Михайловича к Государственному учреждению «Отделение Пенсионного Фонда РФ по Брянской области» о признании права на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС, взыскании денежных средств удовлетворить.
Признать за Лямцевым Василием Михайловичем право на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС - жилого дома, общей площадью 40,8 кв.м., с хозяйственными постройками, расположенного <адрес>, в размере 1 245 817,47 руб.
Обязать Государственное учреждение «Отделение Пенсионного Фонда РФ по Брянской области» в пределах своей компетенции выплатить Лямцеву Василию Михайловичу компенсацию за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС - жилого дома, общей площадью 40,8 кв.м., с хозяйственными постройками, расположенного <адрес>, в размере 1 245 817,47 руб. по следующим реквизитам:
«Получатель Лямцев Василий Михайлович, счет получателя <данные изъяты>.
После получения Лямцевым Василием Михайловичем компенсации за утраченное имущество, расположенное <адрес>, его право собственности на данное имущество прекратить.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Степонина
Резолютивная часть решения оглашена 18 августа 2022 года.
Решение в окончательной форме принято 22 августа 2022 года.