Гражданское дело № Э-2-243/2022
УИД 46RS0007-01-2022-000249-61
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пос. Золотухино
Курской области «15» августа 2022 г.
Золотухинский районный суд Курской области в составе
председательствующего судьи Емельяновой Л.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Умеренковой А.В.,
с участием: представителя истца – общества с ограниченной
ответственностью «Земельный фонд» по доверенности Драгановой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Земельный фонд» к Ештокиной Анастасии Александровне, Тишиной Татьяне Евгеньевне, Миненковой Марии Александровне, Ештокину Ивану Александровичу, Ештокиной Ирине Александровне об исключении из ЕГРН сведений о границах и характерных точках местоположения границ земельного участка,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Земельный фонд» (далее - ООО «Земельный фонд») в лице генерального директора Давыдова Д,А. обратилось в суд к Ештокиной А.А., Тишиной Т.Е., Миненковой М.А., Ештокину И.А., Ештокиной И.А. об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о границах и характерных точках местоположения границ земельного участка, площадью 2955,9 кв.м., с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под жилую застройку, расположенного по адресу: <адрес>.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что при проведении кадастровых работ с целью уточнения местоположения границ и площади земельного участка, площадью 12715500 кв.м., с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, арендатором и участником долевой собственности которого является ООО «Земельный фонд», было выявлено наложение земельных участков по причине наличия реестровой ошибки в определении границ спорного земельного участка, которую можно устранить путем исключения сведений о его местоположении из Единого государственного реестра недвижимости.
ООО «Земельный фонд» потребовал у ответчиков исправить реестровую ошибку, направив соответствующее уведомление, однако, до настоящего времени требования истца не удовлетворены, что и послужило поводом для обращения в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель истца - ООО «Земельный фонд» по доверенности Драганова Е.М. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просила их удовлетворить, поскольку до настоящего времени изменения в сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым № ввиду наличия реестровой ошибки не внесены. При этом указала на отсутствие фактического пересечения и спора по фактическому землепользованию.
Ответчики Ештокина А.А., Тишина Т.Е., Миненкова М.А., Ештокина И.А., Ештокина И.А. и представители третьего лица - филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области, администрации поселка Золотухино Золотухинского района Курской области, будучи надлежащим образом, извещены о месте и времени слушания дела, по правилам ст.113 ГПК РФ, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не ходатайствовали.
Из отзыва представителя третьего лица - филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области - начальника юридического отдела Пахомова Л.Е. следует, что сведения о земельном участке с кадастровым № были внесены в Единый государственный реестр недвижимости на основании заявления и представленных документов, в том числе описания земельного участка 2006 года. Местоположение границ данного объекта установлено описательным методом, с использованием картографических материалов.
Сведения об объекте недвижимости – земельном участке с кадастровым №, площадью 2955,9 кв.м (уточненная), категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под жилую застройку, адрес(местоположение): <адрес> части площади и местоположении характерных точек границ (координаты) земельного участка были внесены в Единый государственный реестр недвижимости на основании заявления и в том числе постановления муниципального образования <данные изъяты> от 17.09.2004 № 115 «Об утверждении результатов межевания земельных участков; описания земельного участка 2004 года, подготовленного ИП «ФИО8».
Исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии ч.1 ст.6 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс; 2) земельные участки; 3) части земельных участков.
Так, в силе ч.3 ст.6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно ст.7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на русском языке на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, достоверности и доступности его сведений (ч.1).
В силу ч.2 ст.7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: 1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); 2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость); 3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ); 4) реестровых дел; 5) кадастровых карт; 6) книг учета документов.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. В случаях, предусмотренных федеральным законом, основные сведения о сооружении могут изменяться в результате капитального ремонта сооружения. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 – 7.4 ч.2 ст.14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.2).
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в ч.2 настоящей статьи), сведения, которые в соответствии с частями 2 и 3 ст.38 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вносятся в уведомительном порядке, а также иные сведения, предусмотренные этим Федеральным законом. Дополнительные сведения об объекте недвижимости могут изменяться в порядке государственного кадастрового учета в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч.3).
В силу ч.4 данной статьи в кадастр недвижимости вносятся в том числе основные сведения об объекте недвижимости: 1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид); 2) кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения; 3) описание местоположения объекта недвижимости; 4) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учетной записи в государственном лесном реестре), если такой номер был присвоен до присвоения в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастрового номера либо если условный номер был присвоен при государственной регистрации права (ограничения права) на объект недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством Российской Федерации порядке; 5) кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектом недвижимости (далее - исходный объект недвижимости) образован новый объект недвижимости; 9) площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место.
Местоположение границ земельного участка в силу ч.8 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно положениям п.1 ст.43 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, сведения о котором, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков или в содержащемся в Едином государственном реестре недвижимости описании местоположения границ которого выявлена ошибка, указанная в ч.3 ст.61 настоящего Федерального закона (далее - уточнение границ земельного участка).
В соответствии с п.3 ст.61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке:
1) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости;
2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке;
3) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке.
Согласно ч.4 ст.61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Таким образом, реестровая ошибка в местоположении границ земельного участка может быть исправлена при поступлении в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав соответствующего заявления в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от лиц, перечисленных в ст.15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», и соответствующих документов, предусмотренных названным Законом (межевой план, подготовленный кадастровым инженером в связи с исправлением реестровой ошибки), либо при поступлении в орган кадастрового учета вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя и сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории.
Целью исправления кадастровой (реестровой) ошибки является приведение данных о границах земельного участка, содержащихся в ЕГРН, в соответствии с фактическими границами, установленными на местности с учетом отводных и правоустанавливающих документов, а при отсутствии таких документов по границам, существующим на местности пятнадцать и более лет с закреплением на местности.
По смыслу вышеприведенных норм реестровая ошибка может быть исправлена по решению суда и в соответствии со ст.56 ГПК РФ бремя доказывания наличия реестровой ошибки возлагается на лицо, требующее исправления такой ошибки в соответствии с ч.4 ст.61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Земельный фонд» является арендатором и участником долевой собственности на земельный участок площадью 12 715 500 кв.м, с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается представленной выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на данный объект недвижимости от 07.04.2022.
При проведении истцом кадастровых работ, с целью уточнения местоположения границ и площади принадлежащего ему земельного участка с кадастровым № было установлено, что фактические границы земельного участка площадью 2 955,9 кв.м., с кадастровым №, из категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – под жилую застройку, расположенного по адресу: <адрес>, не соответствуют данным о границах названных земельных участков, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Как следует из представленных стороной истца выписок из Единого государственного реестра недвижимости от 11.04.2022 и от 18.04.2022 в пределах земельного участка с кадастровым № располагается многоквартирный дом, площадью 115,7 кв.м., с кадастровым №, в котором зарегистрированы объекты недвижимости: <адрес>, с кадастровым №, <адрес>, с кадастровым №, <адрес>, с кадастровым №.
За ответчиками зарегистрировано право общей долевой собственности в установленном законом порядке на <адрес>, с кадастровым №, а правообладатели на <адрес> №, а также земельный участок с кадастровым № отсутствуют.
Из представленного межевого плана, выполненного по инициативе ООО «Земельный фонд», в связи с уточнением местоположения границы или площади земельного участка с кадастровым № от 26.05.2020, следует, что кадастровый инженер пришел к заключению о том, что земельный участок с кадастровым № по кадастровому кварталу и адресу должен располагаться в <адрес>, а по фактическим координатам характерных точек границы расположены в землях сельскохозяйственного назначения в квартале №.
Таким образом данные обстоятельства свидетельствуют о наличии реестровой ошибки, поскольку фактические границы спорного земельного участка не соответствуют данным о его границах, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости.
21 июля 2020 г. в адрес потенциального собственника земельного участка с кадастровым № было направлено уведомление о необходимости исправления реестровой ошибки, однако, до настоящего времени сведения о местоположении границ спорного земельного участка не внесены.
Таким образом, проанализировав изложенные нормы права, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства по правилам статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, исходя из того, что сведения о координатах границ земельного участка ответчиков не имеют фактического пересечения с границами земельного участка, находящегося в собственности истца и между сторонами отсутствует спор о праве, о принадлежности в юридическом пользовании ответчиков (в границах, учтенных в реестре) той или иной части земли, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований об исключении из ЕГРН сведений о местоположении координат поворотных точек границ земельного участка с кадастровым №.
По правилам ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенных судом требований.
В силу п.19 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 1 от 21.01.2016, не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком.
Таким образом, издержки, понесенные истцом, связанные с оплатой государственной пошлины, суд находит не подлежащими взысканию с ответчиков, поскольку считает, что с учетом анализа норм гражданско-процессуального законодательства и разъяснений вышеуказанного Постановления Пленума Верховного суда РФ, положения главы 7 ГПК РФ, в том числе ст.98 ГПК РФ, в данном случае применению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Земельный фонд» к Ештокиной Анастасии Александровне, Тишиной Татьяне Евгеньевне, Миненковой Марии Александровне, Ештокину Ивану Александровичу, Ештокиной Ирине Александровне об исключении из ЕГРН сведений о границах и характерных точках местоположения границ земельного участка, удовлетворить
Исключить из ЕГРН сведения о местоположении координат поворотных точек границ земельного участка с кадастровым №.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курского областного суда через Золотухинский районный суд Курской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 19 августа 2022 года.
Судья: /подпись/ Л.Ф. Емельянова