Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-2/2024 (12-26/2023;) от 28.12.2023

Р Е Ш Е Н И Е

г.Родники Ивановской области 27 февраля 2024 года

Судья Родниковского районного суда Ивановской области Прыгунова А.В.,

с участием законного представителя ООО «Частная охранная организация «Родник» (далее - ООО «ЧОО «Родник») Цветкова М.С., защитника Ежовой Ю.А., прокурора Каребиной С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе директора ООО «ЧОО «Родник» Цветкова М.С. на постановление мирового судьи судебного участка №2 Родниковского судебного района в Ивановской области Бычковой Т.С. от 06 декабря 2023 года о назначении административного наказания ООО «ЧОО «Родник» по ст.19.29 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка №2 Родниковского судебного района Ивановской области от 06 декабря 2023 года ООО «ЧОО «Родник» привлечено к административной ответственности по ст.19.29 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100.000 рублей.

Как установлено постановлением, 28 июня 2021 года ООО «ЧОО «Родник» привлекло к трудовой деятельности на условиях трудового договора бывшего государственного служащего, замещавшего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», а именно не направил сообщение о заключении с ФИО1 (замещавшего ранее должность старшего дознавателя ОД МО МВД России «Родниковский») трудового договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы - в УМВД России по Ивановской области в установленный указанным законом десятидневный срок.

С данным постановлением мирового судьи не согласен директор ООО «ЧОО «Родник» Цветков М.С., который просит отменить постановление о назначении административного наказания, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в действиях ООО «ЧОО «Родник» состава административного правонарушения, по следующим основаниям:

- при трудоустройстве ФИО1 не сообщал какую должность он занимал в органах внутренних дел. ФИО1 представил трудовую книжку, военный билет, удостоверение частного охранника, медицинскую справку, свидетельство об обучении, а также анкету. В указанных документах отсутствовали сведения о занимаемых им должностях в период службы в органах внутренних дел. В трудовой книжке содержалась только запись о прохождении им службы в органах внутренних дел в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- обязанность по сообщению сведений о замещаемой ранее должности была возложена на ФИО1, копии приказов о занимаемых должностях были получены прокуратурой при проведении проверки, у Цветкова М.С. отсутствовала возможность самостоятельно получить копии данных приказов,

- Цветков М.С. не обязан был помнить с кем ранее взаимодействовал из сотрудников МО МВД России «Родниковский»,

- в ходе проверки Цветков М.С. и ФИО1 не были опрошены по обстоятельствам приема последнего на работу,

- Цветков М.С. уведомлял Управление Росгвардии о приеме на работу ФИО1 путем подачи заявления о выдаче ФИО1 личной карточки частного охранника.

Таким образом, у ООО «ЧОО «Родник» отсутствовали сведения о том, что ФИО1 ранее замещал должность государственной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, с вязи с чем Цветков М.С. не имел возможности сообщить представителю нанимателя ФИО1 по предыдущему месту его службы о заключении с ним трудового договора.

Законному представителю юридического лица Цветкову М.С. и защитнику юридического лица – Ежовой Ю.А. разъяснены права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ и ст.25.5 КоАП РФ соответственно, отводов не заявлено.

В судебном заседании Цветков М.С. доводы жалобы поддержал, дополнительно пояснил, что при заключении с ФИО1 трудового договора, он знал, что последний ранее работал в полиции, однако ему не было известно в какой именно должности, об этом он у ФИО1 не спрашивал. Обществом при трудоустройстве у лиц принимаются анкеты. Он видел заполненную ФИО1 анкету, в которой были отражены сведения аналогично трудовой книжке - о прохождении службы в органах внутренних дел в период с 2005 года по 2021 год, без указания конкретных должностей. В настоящее время анкета ФИО1 в личном деле отсутствует, полагает, что она была изъята помощником прокурора Мотыгиным А.Н. в ходе проведения проверки. Также при принятии ФИО1 на работу он смотрел его трудовую книжку и военный билет, каких-либо особых отметок в них не было. В судебном заседании он заявлял ходатайство мировому судье о вызове ФИО1 для допроса, однако в связи с возражениями Мотыгина А.Н. ему было отказано в удовлетворении данного ходатайства. Он спрашивал у ФИО1, почему он не сообщил о последней должности в ОВД, в связи с замещением которой необходимо уведомлять представителя нанимателя. ФИО1 не отрицал, что не сообщал о последней должности, и пояснил, что не сделал этого, поскольку у него никто об этом не спрашивал. В настоящее время вызвать ФИО1 не представляется возможным, поскольку он в связи с заключением контракта находится за пределами Российской Федерации.

Относительно его допроса ФИО1 15 января 2020 года пояснил, что он по доверенности представляет интересы многих ООО, расположенных на территории <адрес>, принимает участие по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях, поэтому к моменту трудоустройства ФИО1 в июне 2021 года он не помнил его должность и не обязан был об этом помнить.

Уведомление о принятии ФИО1 на работу он направил в МО МВД России «Родниковский» 29 марта 2023 года, поскольку в ходе проведения проверки прокуратурой выяснилось, что ФИО1 являлся старшим дознавателем, т.е. занимал должность государственной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ. При этом в материалах настоящего дела отсутствует приказ о принятии ФИО1 на службу в ОВД от 11 февраля 2005 года, отметка о котором имеется в трудовой книжке. 7 июня 2023 года он был привлечен мировым судьей к административной ответственности по ст.19.29 КоАП РФ, как должностное лицо, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20.000 рублей. На данное постановление он подал жалобу во Второй кассационный суд общей юрисдикции. Решение в настоящее время не принято.

Кроме того, в ходе проведения проверки он ни 17 августа 2023 года, ни в какой-либо другой день в прокуратуру Родниковского района не приходил, о необходимости явки в прокуратуру не извещался, в связи с нахождением его в этот период за пределами Ивановской области требование прокурора о явке на 17 августа 2023 года получено не им, а его братом, который данное требование ему не передавал; с прокурором района Чернышенко К.В. он не встречался, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 17 августа 2023 года при нем не изготавливалось, права ему прокурором не разъяснялись. Помощник прокурора Мотыгин А.Н. привез ему в ООО «ЧОО «Родник» в кабинет директора только четвертый лист указанного постановления. На данном листе были перечислены статьи КоАП РФ, содержание их раскрыто не было, т.е. права ему не разъяснялись. Он просил Мотыгина А.Н. принять у него и у ФИО1, который был в тот день на работе, письменные пояснения относительно трудоустройства последнего, сообщил о том, что ФИО1 не представил сведения о своей последней должности в ОВД, однако Мотыгин А.Н. ему отказал и рекомендовал написать на указанном листе «пояснения желаю давать в ходе судебного разбирательства». Он «пошёл на поводу» у Мотыгина А.Н. и под диктовку последнего сделал соответствующую отметку. Полагает, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 17 августа 2023 года Чернышенко К.В. является недопустимым доказательством по делу.

Защитник Ежова Ю.А. поддержала доводы жалобы в полном объеме.

Прокурор Каребина С.И. считает постановление мирового судьи судебного участка №2 Родниковского судебного района в Ивановской области от 06 декабря 2023 года законным и обоснованным, а жалобу директора ООО «ЧОО «Родник» Цветкова М.С. не подлежащей удовлетворению. Указала, что у ООО «ЧОО «Родник» имелись сведения о длительном прохождении ФИО1 службы в органах внутренних дел, Цветков М.С. допрашивался дознавателем ФИО1 15 января 2020 года в качестве представителя потерпевшего по уголовному делу, однако меры к выяснению у ФИО1 при трудоустройстве в ООО «ЧОО «Родник» сведений о его последней должности не принимались. Обратное позволило бы Цветкову М.С. своевременно уведомить представителя нанимателя о трудоустройстве ФИО1 Утверждение Цветкова М.С. о том, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 17 августа 2023 года является недопустимым доказательством по делу основано на его устных пояснениях и ничем не подтверждено, в связи с чем оснований для его удовлетворения не имеется.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению, в частности виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу ч.1 и 2 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном названным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона РФ от 25.12.2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в 10-тидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Неисполнение работодателем такой обязанности в силу ч. 5 данной статьи является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 64.1 ТК РФ предусмотрено, что граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Родниковского района Ивановской области на основании решения о проведении проверки от 28 марта 2023 года в отношении ООО «ЧОО «Родник» проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции. По результатам данной проверки 17 августа 2023 года прокурором Родниковского района Чернышенко К.В. вынесено постановление о возбуждении в отношении ООО «ЧОО «Родник» дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.29 КоАП РФ.

В ходе производства по настоящему делу у мирового судьи законным представителем юридического лица Цветковым М.С. и защитником ООО «ЧОО «Родник» Ежовой Ю.А. указывалось на то, что при приеме ФИО1 на работу последний не сообщил о том, что ранее замещал должность государственной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом ФИО1 представил в ООО «ЧОО «Родник» трудовую книжку, военный билет, анкету, и другие документы, не содержащие отметок о занимаемой им ранее должности.

Данное утверждение законного представителя и защитника ООО «ЧОО «Родник» ничем не опровергнуто.

По обстоятельствам трудоустройства в ООО «ЧОО «Родник» объяснения у ФИО1 при проведении прокуратурой проверки и возбуждении дела не отбирались, для допроса в судебном заседании мировым судьей он не вызывался.

Законный представитель юридического лица Цветков М.С. также не опрашивался в ходе проведения проверки прокуратурой.

Судом было истребовано дело об административном правонарушении в отношении Цветкова М.С. по ст.19.29 КоАП РФ (о привлечении его 7 июня 2023 года к административной ответственности в качестве должностного лица по факту заключения с ФИО1 трудового договора). Данное дело также не содержит каких-либо пояснений Цветкова М.С. и ФИО1 относительно трудоустройства последнего в ООО «ЧОО «Родник».

При трудоустройстве в ООО «ЧОО «Родник» ФИО1 была предъявлена трудовая книжка, в которой отсутствовали сведения о занимаемых им в период службы в органах внутренних дел Российской Федерации должностях. В трудовой книжке содержалась лишь запись о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации с 10 февраля 2005 года по 7 мая 2021 года, а также о его увольнении приказом от 7 мая 2021 года л/с (л.д. 64-66).

В военном билете ФИО1 отметок о ранее занимаемой им должности не имелось. Копия анкеты ФИО1 в материалах дела отсутствует.

Вопреки доводу прокурора Каребиной С.И. протокол допроса Цветкова М.С. от 15 января 2020 года, учитывая давность указанного следственного действия, не может свидетельствовать о том, что 28 июня 2021 года Цветкову М.С. было известно о ранее замещаемой ФИО1 должности. При этом, Цветков М.С. допрашивался дознавателем ФИО1 15 января 2020 года в качестве представителя потерпевшего не ООО «ЧОО «Родник», а ООО «УК ИП «Родники», что подтверждает довод Цветкова М.С. о том, что он представляет интересы разных ООО на территории <адрес>, в силу чего забыл о его допросе ФИО1

Утверждение прокурора о том, что Цветков М.С. мог выяснить у Каретина информацию о замещаемой им ранее должности, и своевременно сообщить о трудоустройстве представителю нанимателя, не основано на законе.

Таким образом, материалы дела не только не содержат доказательств того, что ФИО1 при заключении трудового договора сообщил работодателю полные сведения о последнем месте службы (а именно, о занимаемых должностях в период службы в органах внутренних дел), но и в них отсутствуют сведения о том, что в представленных ФИО1 документах имелись сведения о том, какую именно должность он замещал в органах внутренних дел Российской Федерации до трудоустройства в ООО «ЧОО «Родник».

Следовательно, у работодателя ООО «ЧОО «Родник» отсутствовали сведения о том, что ФИО1 ранее замещал должность государственной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в связи с чем работодатель не имел возможности сообщить представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы о заключении с ним трудового договора.

Отсутствие у работодателя сведений о замещении гражданином в течение предшествующих трудоустройству двух лет должности государственной (муниципальной) службы, включенной в установленный нормативными правовыми актами перечень, свидетельствует об отсутствии его вины и, соответственно, состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данный вывод соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017 №46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которым, с учетом того, что обязанность по сообщению сведений о замещаемой гражданином в течение предшествующих трудоустройству двух лет должности государственной (муниципальной) службы, включенной в Перечни, возложена на бывшего государственного (муниципального) служащего, невыполнение данной обязанности указанным лицом при отсутствии у работодателя сведений о ранее замещаемой им должности государственной (муниципальной) службы, включенной в Перечни (например, отсутствие указанных сведений в трудовой книжке, документах воинского учета, военном билете, заполняемой гражданином при трудоустройстве анкете), свидетельствует об отсутствии оснований для привлечения работодателя к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (части 2, 4 и 5 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Изложенное также согласуется с правовым подходом, сформулированным Верховным Судом Российской Федерации в пунктах 6 и 7 Обзора судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016 года.

В частности, в пункте 7 названного Обзора обращено внимание на установленный частью 3 статьи 65 ТК РФ запрет требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных Трудовым кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Положения Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не возлагают на работодателя, заключающего трудовой договор с бывшим государственным или муниципальным служащим, обязанность самостоятельно устанавливать путем запроса от иных лиц сведения о должности государственного или муниципального служащего, занимаемой им ранее.

Данная правовая позиция изложена также в пункте 49 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25 декабря 2019 года.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка №2 Родниковского судебного района в Ивановской области Бычковой Т.С. от 06 декабря 2023 года вынесенное в отношении ООО «ЧОО «Родник» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.29 КоАП РФ, подлежит отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в деянии Общества состава вменяемого административного правонарушения.

В связи с отменой обжалуемого постановления иные доводы жалобы оценке не подлежат.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление мирового судьи судебного участка №2 Родниковского судебного района в Ивановской области Бычковой Т.С. от 06 декабря 2023 года о назначении административного наказания ООО «Частная охранная организация «Родник» в размере 100.000 рублей по ст.19.29 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Жалобу директора ООО «Частная охранная организация «Родник» Цветкова М.С. - удовлетворить.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после оглашения.

Судебные решения могут быть пересмотрены в порядке ст. 30.12 КоАП РФ.

Судья подпись А.В. Прыгунова

12-2/2024 (12-26/2023;)

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Истцы
Чернышенко Константин Валерьевич
Ответчики
ООО "Частная охранная организация "Родник"
Другие
директор ООО "частная охранная организация "Родник" Цветков М.С.
Суд
Родниковский районный суд Ивановской области
Судья
Прыгунова Анна Владимировна
Статьи

ст.19.29 КоАП РФ

Дело на странице суда
rodnikovsky--iwn.sudrf.ru
28.12.2023Материалы переданы в производство судье
01.02.2024Судебное заседание
15.02.2024Судебное заседание
21.02.2024Судебное заседание
26.02.2024Судебное заседание
27.02.2024Судебное заседание
27.02.2024Вступило в законную силу
13.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.03.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее