Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-414/2024 (2-6608/2023;) ~ М-5883/2023 от 12.12.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 января 2024 года                                         г. Астрахань

Кировский районный суд города Астрахани в составе:

председательствующего судьи Хохлачевой О.Н.

при помощнике судьи               Павловой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г.Астрахани, расположенном по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 мая, 43, гражданское дело № 2-414/2024 по иску заместителя прокурора г. Астрахани в интересах несовершеннолетней Кузнецовой Людмилы Олеговны к администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань», с привлечением третьих лиц Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань», МУП г. Астрахани «Чистый город» о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

заместитель прокурора г. Астрахани обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетней Кузнецовой Людмилы Олеговны, 09 января 2007 года рождения, указав, что 04 сентября 2023г. по адресу: <адрес> ребенка укусила бездомная собака, врачом ей установлен диагноз «множественные укушенные раны нижних конечностей». После нападения собаки ребенок перенес нравственные и физические страдания, прошел вакцинацию от вируса бешенства. Все это случилось в результате бездействия администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань». В связи с этим они были вынуждены обратиться в суд и просят взыскать с администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» в пользу несовершеннолетней Кузнецовой Л.О. компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.

В судебном заседании помощник прокурора г. Астрахани Загребина В.В. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.

Законный представитель несовершеннолетней Кузнецовой Л.О. – Кузнецова Е.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.

Представители ответчика администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» и третьего лица управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования «Город Астрахань» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица МБУ г. Астрахани «Чистый город» в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении иска отказать.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие не явившихся сторон.

Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы гражданского дела, выслушав судебные прения, приходит к следующему.

В силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме, лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Согласно пункту 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что ДД.ММ.ГГГГг. по адресу: <адрес> несовершеннолетнюю ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, укусила бродячая собака, причинив множественные укушенные раны нижних конечностей. С полученными травмами ребенок был доставлен в ГБУЗ АО «ОДКБ им. Н.Н.Силищевой», врачом ей установлен диагноз «множественные укушенные раны нижних конечностей».

В этот же день, 04 сентября 2023г. в дежурную часть ОП № 4 УМВД России по г. Астрахани поступило сообщение из ГБУЗ АО «ОДКБ им. Н.Н.Силищевой» о поступлении в учреждение за медицинской помощью несовершеннолетней Кузнецовой Л.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с множественными укушенными ранами нижних конечностей. После осмотра назначено лечение, а также прививки от бешенства, наблюдение у хирурга.

Судом установлено, что несовершеннолетняя Кузнецова Л.О. прошла полный курс вакцинации.

Согласно пп. 9.2 и 9.5 Санитарных правил 3.1.7.2627-10 "Профилактика бешенства среди людей. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденным постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 6 мая 2010 г. №54, к мероприятиям по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей относится в том числе регулирование численности безнадзорных животных и их иммунизация против бешенства. Регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства. При реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

При этом Федеральным законом от 27 декабря 2018г. №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №498-ФЗ) предусмотрены требования по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них, а также к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельца.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 18 Закона №498-ФЗ мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 18 Закона №498-ФЗ возврату на прежние места обитания подлежат животные без владельцев, не проявляющие немотивированной агрессивности, после проведения мероприятий по их стерилизации и вакцинации против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 17 Закона №498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.

Пунктом 7 статьи 18 Закона №498-ФЗ порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу требований статьи 1 Закона Астраханской области от 23 июля 2013г. №32/2013-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области отдельными государственными полномочиями Астраханской области в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения» органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Астраханской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельным государственным полномочием Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее - отдельные государственные полномочия).

Органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями со дня вступления настоящего Закона в силу на неопределенный срок.

В соответствии с требованиями статьи 3 указанного Закона Астраханской области от 23 июля 2013г. №32/2013-ОЗ органы местного самоуправления с целью реализации отдельных государственных полномочий имеют право:

1) на обеспечение финансовыми и материальными средствами отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Астраханской области;

3) дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования;

4) принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий на основании и во исполнение положений, установленных настоящим Законом.

Органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий обязаны:

1) осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Астраханской области;

2) предоставлять исполнительным органам государственной власти Астраханской области необходимую информацию, связанную с осуществлением отдельных государственных полномочий, а также с использованием переданных на эти цели финансовых и материальных средств;

3) обеспечивать целевое использование финансовых и материальных средств, переданных для осуществления отдельных государственных полномочий;

4) определять органы и должностных лиц, ответственных за реализацию передаваемых полномочий;

5) исполнять предписания органов государственной власти Астраханской области по устранению нарушений, допущенных при осуществлении отдельных государственных полномочий;

6) выполнять иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Астраханской области.

Лица, виновные в нарушении положений настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Астраханской области (статья 9 Закона Астраханской области от 23 июля 2013г. №32/2013-ОЗ).

В соответствии с приведенными правовыми нормами между службой ветеринарии Астраханской области и администрацией муниципального образования «Город Астрахань ежегодно заключаются соглашения о предоставлении субвенций, выделяемых местным бюджетам муниципальных образований Астраханской области из бюджета Астраханской области на осуществление отдельного государственного полномочия Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Согласно пунктами 1.1 и 1.4 соглашения №1/2022 от 28 января 2022г., подписанного сторонами его предметом является предоставление бюджету муниципального образования «Городской округ город Астрахань» Астраханской области субвенций из бюджета Астраханской области на осуществление отдельного государственного полномочия Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении переданных государственных полномочий на 2022г.

За счет выделенных денежных средств из бюджета Астраханской области орган местного самоуправления должен обеспечить в текущем финансовом году выполнение следующих показателей результативности использования субвенций: количество животных без владельцев, подлежащих отлову, содержанию (в том числе лечению, вакцинации, стерилизации) и возврату на прежние места обитания.

В силу пункта 13 части 1 статьи 9 Устава муниципального образования «Городской округ город Астрахань» органы местного самоуправления муниципального образования «Городской округ город Астрахань» имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории муниципального образования " Городской округ город Астрахань ".

Анализируя приведенные правовые нормы и представленные документы, суд приходит к выводу, что именно администрация муниципального образования «Городской округ город Астрахань» должна осуществлять мероприятия по обращению с животными без владельцев, а в случае неисполнения такого обязательства нести ответственность.

Между тем, исходя из представленных документов и пояснений истца, указанная деятельность осуществляется ненадлежащим образом, что повлекло нападение собаки без владельца на несовершеннолетнюю Кузнецову Л.О...

Поскольку в судебном заседании установлено, что именно администрация муниципального образования «Городской округ город Астрахань» в силу действующего законодательства является заказчиком по заключенным контрактам на оказание услуг по отлову, содержанию (в том числе лечению, вакцинации, стерилизации) и возврату на прежние места обитания животных без владельцев, а также распорядителем перечисленных на ее счет денежных средств из областного бюджета, то именно на нее должна быть возложена ответственность за ненадлежащее выполнение работ по отлову безнадзорных животных, повлекших причинение вреда здоровью малолетней Кузнецовой Л.О., в связи с чем суд приходит выводу о возложении на администрацию обязанности по компенсации Кузнецовой Е.В., морального вреда, причиненного малолетней Кузнецовой Л.О.

Исходя из пояснений законного представителя Кузнецовой Л.О. - Кузнецовой Е.В., в результате укуса безнадзорной собаки ребенок перенес сильнейшее нервное потрясение, выразившееся в нравственных и физических страданиях. Длительное время проходила вакцинацию от вируса бешенства. Находясь на улице, ребенок испытывает страх при виде собак, в связи с чем ее вынуждены сопровождать старшие члены семьи.

Кроме того, пунктом 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010г. №1 разъяснено, что поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Принимая во внимание указанные разъяснения вышестоящей инстанции и установленные по делу обстоятельства, степень вины нарушителя, принципы разумности и справедливости, а также возраст ребенка, то обстоятельство, что стационарное и амбулаторное лечение он не проходил, ограничившись вакцинацией от бешенства, небольшую тяжесть полученной раны, суд полагает возможным взыскать с муниципального образования «Городской округ город Астрахань» в лице администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» за счет средств казны муниципального образования «Городской округ город Астрахань» в пользу Кузнецовой Е.В. в интересах несовершеннолетней Кузнецовой Л.О. компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора г. Астрахани в интересах несовершеннолетней Кузнецовой Людмилы Олеговны к администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань», с привлечением третьих лиц Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань», МУП г. Астрахани «Чистый город» о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить.

Взыскать с муниципального образования «Городской округ город Астрахань» в лице администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» за счет средств казны муниципального образования «Городской округ город Астрахань» в пользу Кузнецовой Елены Владимировны действующей в интересах несовершеннолетней Кузнецовой Людмилы Олеговны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию морального вреда в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.

Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГг.

Судья:                                          О.Н.Хохлачева

2-414/2024 (2-6608/2023;) ~ М-5883/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура города Астрахани
Ответчики
Администрация муниципального образования "Городской округ город Астрахань"
Другие
Кузнецова Елена Владимировна
Кузнецова Людмила Олеговна
Суд
Кировский районный суд г. Астрахани
Судья
Хохлачева О.Н.
Дело на сайте суда
kirovsky--ast.sudrf.ru
12.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.12.2023Передача материалов судье
15.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2023Подготовка дела (собеседование)
28.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.01.2024Судебное заседание
30.01.2024Судебное заседание
02.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее