Дело № 2-615/23
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С.Уркарах 25 октября 2023 года
Кайтагский районный суд Республики Дагестан в составе судьи Алиханова Р.А.,
при секретаре судебного заседания Абдулкадировой Р.М.,
с участием заявителя ФИО2,
представителя администрации МО «<адрес>» ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 об установлении факта отсутствия родительского попечения,
у с т а н о в и л:
ФИО2, 1998 года рождения, обратилась в Кайтагский районный суд с заявлением об установлении факта отсутствия родительского попечения над ней в период своего несовершеннолетняя, мотивируя тем, что, в 2009 году, в связи с инвалидностью матери и смертью отца, ей была назначена опекун - гражданка ФИО6
Утверждает, что в настоящее время своего жилья не имеет, проживает на съемных квартирах, вправе претендовать на получение дополнительных гарантий по социальной поддержке как ребенок, оставшийся без родительского попечения в период несовершеннолетия, однако, учитывая, что во внесудебном порядке получить документальное подтверждение факта отсутствия родительского попечения над несовершеннолетней не представляется возможным, а установление данного факта порождает для нее юридические последствия - возможность определения и подтверждения социально-правового статуса ребенка, оставшегося без родительского попечения в целях получение жилья по договору социального найма, просит установить факт отсутствия родительского попечения над ней в период с ДД.ММ.ГГГГ до достижения совершеннолетия.
В судебном заседании заявитель поддержала свое заявление, пояснив, что установление данного юридического факта необходимо для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилье.
Представитель администрации МО «<адрес>» - органа опеки и попечительства в суд явилась, удовлетворению заявления возражений не имела.
Судом в дело привлечен Минстрой Республики Дагестан, представитель в судебное заседание не явился, извещены надлежаще, ходатайств не поступило.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе и иные факты, которые порождают правовые последствия (п.10).
Статьей 265 ГПК РФ определено, что суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В силу ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с положениями ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются:
- лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из содержания приведенных положений процессуального закона следует, что одним из обязательных условий для установления факта, имеющего юридическое значение, является указание заявителем цели, для которой необходимо установить данный факт в судебном порядке, а именно - зависит ли от установления указанного факта возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, ФИО2 в качестве правовых последствий установления факта отсутствия родительского попечения, указывает на определение социально-правового статуса несовершеннолетнего как ребенка, оставшегося без попечения родителей, с целью получения от органов государственной власти дополнительных гарантий по социальной поддержке, в том числе и включение в список лиц, нуждающихся в жилье.
Суд находит такое обоснование заявления соответствующим требованиям названного выше закона, поскольку установление факта утраты попечения родителей допускается в судебном порядке, и имеет юридическое значение для определения лицу в возрасте до 18 лет статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей для предоставления ему прав, связанных с реализацией гарантий по социальной поддержке.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
Таким образом, целью определения статуса несовершеннолетнего как ребенка, оставшегося без попечения родителей, является предоставление ему возможности реализовать в установленном законом порядке дополнительные гарантии по социальной защите.
В силу п.1 ст.10 указанного закона за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение предусмотрены статьей 8 данного закона.
Так, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 рождена ДД.ММ.ГГГГ, что следует из копии ее свидетельства о рождении. Эти же данные отражены в ее паспорте.
Родителями ФИО2 являются ФИО7 и ФИО8
ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 - матери заявителя, установлена инвалидность первой группы повторно, констатирована нетрудоспособность.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 (отец заявителя) скончался, что видно из свидетельства о смерти.
Постановлением главы МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ гражданка ФИО6 назначена опекуном заявителя по настоящему делу.
Из копии постановления следует, что основанием для назначения опекуна явилось заявление ФИО6, а поводом - инвалидность второй группы матери ребенка, и смерть ее отца.
Согласно частей 1 и 2 ст.145 Семейного кодекса РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.
Как указал Конституционный суд РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО3 на нарушение его конституционных прав абзацем третьим статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пунктом 3 статьи 31 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 145 Семейного кодекса Российской Федерации» положения п.1 ст.121 Семейного кодекса РФ, устанавливающие открытый перечень оснований для отнесения несовершеннолетних к категории детей, оставшихся без попечения родителей, а также обязанность органов опеки и попечительства выявлять таких детей и обеспечивать защиту их прав и интересов, направлены на наиболее полный учет многообразия жизненных обстоятельств, следствием которых является фактическое отсутствие у несовершеннолетнего ребенка родительского попечения и необходимость осуществления государством защиты его прав и интересов, а также на предоставление таким детям дополнительных гарантий по социальной поддержке.
ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования известила заявителя, что в целях удовлетворения ее заявления о включении в список детей сирот, оставшихся без попечения, претендующих на жилье, необходимо судебное решение об установлении данного юридического факта. Кроме того, сообщено, что на момент обращения заявителю исполнилось 24 года.
Таким образом, в целях получения соответствующего статуса, заявителю необходимо представить в том числе решение суда о признании ее оставшейся без родительского попечения.
Исходя из вышеизложенного, принимая во внимание инвалидность первой группы одного родителя и смерть другого, отсутствие надлежащего ухода за несовершеннолетней, а также необходимость представления в целях социальной поддержки ребенка судебного решения, суд приходит к выводу, что несовершеннолетняя ФИО2, 1998 года рождения, осталась без попечения родителей в период своего несовершеннолетия.
Ссылки письма администрации МО «<адрес>» о том, что на момент обращения ей исполнилось 24 года правового значения в контексте рассматриваемого спора не имеют, поскольку самим фактом вынесения постановления в 2009 году о назначении опекуна, был установлен факт утраты лицом попечения родителей, а значит, обязанность по защите прав заявителя в силу статьи 121 Семейного кодекса а также названных выше норм специального закона № 159-ФЗ, возложена на органы опеки и опекуна, которые осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Соответственно, именно орган опеки администрации несет ответственность за несвоевременное включение заявителя в искомый список.
В соответствии со ст.268 ГПК РФ решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим данный факт.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 264-268 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
заявление ФИО2 удовлетворить.
Установить факт отсутствия родительского попечения над ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с ДД.ММ.ГГГГ до достижения совершеннолетия, в связи с болезнью - инвалидностью первой группы ее матери и смертью отца.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Кайтагский районный суд.
Судья Алиханов Р.А.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.