Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1346/2023 (2-6551/2022;) ~ М-4722/2022 от 30.11.2022

Дело 2-1346/2023

УИД 18RS0003-01-2022-007192-29

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 марта 2023 года г. Ижевск

Октябрьский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи                                         Салова А.А.,

при секретаре                                                                  Николаевой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску СВН к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о возложении обязанности зачесть в выслугу лет для назначения пенсии периодов службы в льготном исчислении и произвести перерасчет пенсии,

установил:

Суслов В.Н. (далее – истец, Суслов В.Н.) обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике (далее – ответчик, МВД по УР) о возложении обязанности зачесть в выслугу лет для назначения пенсии периодов службы в льготном исчислении и произвести перерасчет пении.

Иск мотивирован тем, что истец до <дата> истец проходил службу в органах внутренних дел. Приказом от <дата> истцу определена выслуга лет в календарном исчислении продолжительностью 24 года 06 мес. 12 дней, а в льготном – 29 лет 01 месяцев 15 дней. Период выслуги лет в льготном исчислении ответчиком определен неверно: периоды службы с <дата> по <дата> должны были учитываться из расчета один месяц службы за полтора месяца, поскольку в указанное время истец состоял в должности милиционера охранно-конвойной службы подозреваемых и обвиняемых ИВС ОВД <адрес>.

На основании изложенного истец с учетом заявления об уточнении исковых требований просил суд обязать ответчика зачесть в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца периоды службы в органах внутренних дел с <дата> по <дата>, и произвести перерасчет пенсии в льготном исчислении за указанные периоды службы, с момента назначения пенсии за выслугу лет.

В судебном заседании истец Суслов В.Н. исковые требования поддержал, сославшись на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, дополнительно суду пояснил, что в спорный период времени фактически осуществлял деятельность по охране и конвоированию обвиняемых и подозреваемых по уголовным делам.

Представитель ответчика МВД по УР Профоьева С.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение по делу, и приходит к следующим выводам.

С <дата> по <дата> истец СВН проходил службу в органах внутренних дел.

В части спорных периодов СВН проходил службу в периоды:

- с <дата> по <дата> в должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых при ОВД <адрес> Удмуртской Республики;

- с <дата> по <дата> в должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых МОБ ОВД <адрес> Удмуртской Республики.

Приказом МВД по УР от <дата> <номер>л/с СВН уволен из органов внутренних дел на основании п. 8 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от <дата> №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по состоянию здоровья) и исключен из реестра сотрудников органов внутренних дел.

Согласно расчету МВД по УР на день увольнения выслуга лет СВН составила в календарном исчислении 24 года 06 месяцев 12 дней, в льготном исчислении – 29 лет 01 месяцев 15 дней.

Периоды службы СВН с <дата> по <дата> включены МВД по УР в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении.

В период с <дата> по <дата> СВН непосредственно осуществлял функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

    Указанные обстоятельства установлены на основании исследованных в судебном заседании доказательств и сторонами по делу не оспариваются.

    Пенсионное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, осуществляется в соответствии с положениями Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее – Закон РФ №4468-1).

    В соответствии со ст.ст. 1, 18 Закона РФ №4468-1 лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в органах внутренних дел Российской Федерации, время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии указанным лицам определяется Правительством Российской Федерации.

    Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 №941 установлен Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации (далее – Порядок).

    В силу абз. 45 подп. «г» п. 3 Порядка (в редакции постановлений Правительства РФ от 12.11.2003 №684, от 06.10.2011 №824) право на льготное исчисление выслуги лет из расчета один месяц службы за полтора месяца предоставлено сотрудникам в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 года по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.

    Абзац 45 подпункта «г» пункта 3 Порядка в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2000 года №690, от 08 августа 2003 года №475, действовавшей до 25 ноября 2003 года (то есть до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2003 №684), не предусматривал такое дополнительное условие, необходимое для исчисления выслуги лет в льготном порядке, как «по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации».

    Приказом МВД России от 09 октября 2004 года №640, в редакции, действующей с 12 ноября 2004 года (опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» 01.11.2004, вступил в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования), утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий (далее по тексту – Перечень №640).

    Таким образом, с 01 января 2001 года и до 12 ноября 2004 года (то есть до вступления в силу Перечня №640) необходимым условием исчисления выслуги лет в льготном порядке являлась служба сотрудника в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, связанных с выполнением обязанностей по непосредственному осуществлению ими функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

    Учитывая, что с 01 января 2001 года до 12 ноября 2004 года, то есть до вступления в силу Перечня №640, необходимым и единственным условием исчисления выслуги лет в льготном порядке являлась служба сотрудника в конвойных подразделениях милиции в должностях, связанных с выполнением обязанностей по непосредственному осуществлению им функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, суд приходит к выводу, что расчет выслуги лет Суслова В.Н. по должности милиционера охранно-конвойной службы (с 01 ноября 2002 года по 31 октября 2003 года) и в должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых (с 01 ноября 2003 года по 16 ноября 2004 года), в период занятия которых истец непосредственно осуществлял функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, подлежит льготному исчислению на основании абз. 45 подп. «г» п. 3 Порядка из расчета один месяц службы за полтора месяца.

    Занимаемые истцом должности в вышеуказанный период соответствовали требованиям абзаца 45 подпункта «г» пункта 3 Порядка (в редакции постановлений Правительства РФ от 15.09.2000 №690, от 08.08.2003 №475), поскольку были связаны с непосредственным осуществлением им функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

    Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, при внесении изменений в действующее правовое регулирование, необходимо иметь в виду, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере, должна отвечать требованиям Конституции РФ, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (статья 19), в соответствии с которым такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели.

    В связи с изданием постановления Правительства РФ от 22.09.1993 №941 истец приобрел право на льготное исчисление выслуги лет с 01 ноября 2002 года, поскольку непосредственно исполнял по занимаемым должностям функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Не утратил Суслов В.Н. данное право и в связи с принятием постановления Правительства РФ от 12.11.2003 №684, которым абзац 45 подпункта «г» пункта 3 Порядка дополнен словосочетанием «по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации». Обратное свидетельствует о нарушении конституционного принципа равенства и приводит к необоснованным различиям в объеме связанных с вопросами льготного исчисления выслуги лет прав сотрудников органов внутренних дел, проходивших службу в отдельном взводе конвойной службы милиции и отдельном взводе охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, являющихся по существу тождественными подразделениями территориального отдела МВД.

    Кроме того, на момент расчета выслуги лет Суслову В.Н. при увольнении из органов внутренних дел действовал приказ МВД России от 20.12.2016 №868, которым утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий (далее – Перечень №868).

    Согласно разделу 2 данного Перечня, предусматривающему должности, введенные до <дата>, правом на льготное исчисление выслуги лет пользуется, в том числе, милиционер отделения (группы) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых горрайоргана (линейного органа) внутренних дел, не имеющего ИВС (строка 12).

    Как следует из примечания, право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий предоставляется:

    1. Лицам, замещавшим должности, отмеченные символом "1", при условии непосредственного осуществления ими в соответствии с должностными регламентами (должностными инструкциями) функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

    2. Лицам, замещавшим должности, отмеченные символом "2", введенные до <дата>, непосредственно осуществлявшим функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

    3. Лицам, замещавшим должности, отмеченные символом "3", введенные с <дата>, непосредственно осуществлявшим функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

    Должность милиционера отделения (группы) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых горрайоргана (линейного органа) внутренних дел, не имеющего ИВС (строка 12), символами "1", "2", "3" не отмечена, что свидетельствует о том, что замещение данной должности безусловно дает основания для включения периодов ее замещения в выслугу лет в льготном исчислении независимо от непосредственного осуществления функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

    На основании приказа МВД РФ от 20 мая 2004 года №309, являющегося ведомственным организационно-распорядительным актом, в целях совершенствования организационной структуры изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых утверждены типовые штатные расписания изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых (приложение №1), а также подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (приложения №2, 3, 4, 5).

    В приложении №1 к указанному приказу приведено типовое штатное изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых, которым предусмотрена должность милиционера.

    Ответчиком организационно-штатные мероприятия в соответствии с приказом МВД РФ от 20 мая 2004 года №309 в ОВД <адрес> Удмуртской Республики не проведены, как следствие, наименования подразделения и должности, занимаемой истцом до <дата>, в соответствие с типовым штатным расписанием, наименования подразделения и должности в котором соответствуют Перечню, не приведены.

    Таким образом, период службы истца с <дата> по <дата> также подлежит включению в подсчет выслуги лет в льготном исчислении, поскольку реализация права на льготное исчисление выслуги лет, установленного абзацем 45 подпункта «г» пункта 3 Порядка, для сотрудников органов внутренних дел, проходящих службу в конвойных подразделениях милиции, в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, не может быть поставлена в зависимость от своевременности действий ответчика по проведению организационно-штатных мероприятий и, как следствие, по изменению наименований подразделения и должности, занимаемой истцом. Обратное свидетельствовало бы об ограничении права истца на пенсионное обеспечение по формальным мотивам и нарушении положений ст. 6 (ч. 2), ст. 15 (ч. 4), ст. 17 (ч. 1), ст. 18, 19 и ст. 55 (ч. 1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, неоднократно высказываемую Конституционным Судом РФ, в частности в постановлении от 29 января 2004 года №2-П.

Изложенное ответчиком МВД по УР при определении выслуги лет для назначения пенсии Суслову В.Н. в льготном исчислении не было учтено, что и повлекло нарушение пенсионных прав истца.

Доводы ответчика как основанные на неверном толковании законодательства судом признаются необоснованными и отклоняются.

С учетом вышеизложенного нарушенное право истца подлежит судебной защите путем возложения на ответчика МВД по УР обязанности зачесть в выслугу лет для назначении пенсии Суслову В.Н. в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца периодов службы в органах внутренних дел с <дата> по <дата>.

Констатация факта нарушения требований закона и пенсионных прав истца, а также возложение на ответчика обязанности зачесть в выслугу лет для назначении пенсии СВН в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца вышеуказанных периодов службы в органах внутренних дел, по мнению суда, подразумевает осуществление ответчиком соответствующего перерасчета пенсии истца с момента назначения ему пенсии за выслугу лет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ суд,

решил:

    Иск СВН к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о возложении обязанности зачесть в выслугу лет для назначения пенсии периодов службы в льготном исчислении и произвести перерасчет пенсии удовлетворить.

    Обязать Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике зачесть СВН в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца периоды службы в органах внутренних дел с <дата> по <дата>, и произвести перерасчет пенсии СВН, исходя из расчета выслуги лет в льготном исчислении за указанные периоды службы, с момента назначения СВН пенсии за выслугу лет.

    Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики.

    Решение в окончательной форме изготовлено 23 марта 2023 года.

Председательствующий судья А.А. Салов

2-1346/2023 (2-6551/2022;) ~ М-4722/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Суслов Владимир Николаевич
Ответчики
МВД по УР
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
Салов Алексей Александрович
Дело на странице суда
oktyabrskiy--udm.sudrf.ru
30.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.12.2022Передача материалов судье
01.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.02.2023Предварительное судебное заседание
23.03.2023Судебное заседание
23.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2023Дело оформлено
30.08.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее