дело № 2-3381/2023
УИД 03RS0064-01-2023-003106-36
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Уфа 13 сентября 2023 года
Уфимский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Вахитовой Д.М.,
при секретаре Кагировой К.А.,
с участием:
представителя ответчика – Диваевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гарифуллина ФИО8 к АО «Российский сельскохозяйственный банк» о признании недействительным договора ипотеки, применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
Гарифуллин И.Я. обратился в суд с иском к АО «Российский сельскохозяйственный банк» о признании недействительным договора № 136219/0018-7.10/2 об ипотеке земельного участка от 19.06.2013г. и применении последствий недействительности сделки.
В обоснование иска Гарифуллин И.Я. ссылается на то обстоятельство, что Постановлением Главы администрации Зубовский сельсовет Уфимский район РБ № 160 от 28.12.2000 года, Постановлением Главы администрации муниципального района Уфимский район РБ № 364 от 19.03.2008 года дочери, Рафиковой (Гарифулиной) Р.И., в собственность был предоставлен земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности на земельный участок был зарегистрировано в установленном законом порядке.
05 января 2013 года между истцом и Рафиковой Р.И., а также Гафуровой Д.Я. смежным собственником земельного участка с кадастровым номером 02:47:060205:183, было достигнуто соглашение согласно которому истец получил в пользование земельные участки под строительство жилого дома для совместного проживания с дочерью, поскольку её материальное положение не позволяло построить ей собственное отдельное жильё.
На сегодняшний день на земельных участках № и № возведено жилое строение, что подтверждается имеющимся техническим паспортом.
19.06.2013 г. между Башкирским региональным филиалом АО «Россельхозбанк», в счет исполнения обязательств ООО «Б.О.С.», с Рафиковой Р.И. заключен договор №136219/0018-7.lO/2 об ипотеке (залоге) земельного участка от 19.06.2013 г., на основании которого в залог принят земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства индивидуального жилого дома, общая площадь 2 289 кв.м., адрес объекта: <адрес>
Истец считает, что указанным Договором нарушены права истца как собственника объекта недвижимости, поскольку строительство жилого дома как объекта незавершенного строительства началось до заключения договора ипотеки с банком, и на момент заключения договора в залоговое имущество не входило. Факт начала строительства дома подтверждается договором от 10 мая 2013 года на выполнение подрядных работ, заказчиком и плательщиком которого является истец — Гарифулин И.Я., а также квитанциями, справкой о стоимости выполненных работ, актом о приёме выполненных работ на сумму 994 140 руб. Строительство жилого дома как объекта незавершенного строительства было завершено в 2016 году, что подтверждается договором подряда на строительство индивидуального жилого дома от 16 июня 2016 года на сумму 5 482 365 руб., заказчиком и плательщиком которого также является Гарифулин И.Я.
По окончанию строительства дом имеет общую площадь 263,2 кв.м., в которую входят площади первого этажа и мансарды, четырех жилых комнат, кабинета, двух санузлов, кухни, гардеробной, холла и прихожей, в доме также проведено центральное водоснабжение, дом газифицирован, электрифицирован. Придомовая территория облагорожена, имеется ограждение, которое истец делал также за свой счет. Технические данные по спорному дому, его нахождение в пределах земельного участка.
От имени Рафиковой Р.И. в адрес АО «Россельхозбанк» было направлено письмо о выкупе заложенного земельного участка и приложена справка от 26 августа 2021 года о размещении на депозитном счету банка денежных средств в размере 2 752 500 рублей, что эквивалентно — сумме исполнения обязательства перед банком залоговой стоимости земельного участка Рафиковой Р.И.
Банк в выкупе заложенного земельного участка отказал, ссылаясь на п. 1. ст. 64 «Об ипотеке (залоге недвижимости)», которая говорит о том, что при ипотеке земельного участка право залога распространяется также на находящиеся или строящиеся на земельном участке здание или сооружение залогодателя.
Истец Гарифуллин И.Я. в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения данного гражданского дела на интернет-сайте Уфимского районного суда Республики Башкортостан в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
Суд с учетом ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело без участия неявившегося истца.
Представитель ответчика Диваева А.С. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, приведённым в возражениях на иск, ссылаясь на то, что спорный земельный принадлежит на праве собственности Рафиковой Р.И. на основании постановления главы Администрации Зубовского сельского МР Уфимский район РБ № 160 от 28.12.2000 г. АО Россельхоз банк в качестве обеспечения исполнения кредитных обязательств ООО «БашОвощСнаб» заключен договор №136219/0018-7.lO/2 об ипотеке (залоге) земельного участка от 19.06.2013 г., на основании которого в залог принят земельный участок с кадастровым номером 02:47:060205:181, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства индивидуального жилого дома, общая площадь 2 289 кв.м., адрес объекта: РБ, <адрес>. Указывают, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд, не только для обращения в суд за защитой нарушенных прав, но и предельный срок исковой давности, в связи с чем в удовлетворении иска следует отказать. О наличии обременения истец не мог не знать, поскольку информация о залоге имеется в общедоступных источниках.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат собственнику.
Согласно пункту 2 статьи 335 Гражданского кодекса Российской Федерации право передачи вещи в залог принадлежит собственнику вещи. Лицо, имеющее иное вещное право, может передавать вещь в залог в случаях, предусмотренных настоящим кодексом.
Судом установлено, что Рафиковой (Гарифуллиной) Р.И. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
05.01.2013 года между истцом и Рафиковой Р.И., а также Гафуровой Д.Я. смежным собственником земельного участка с кадастровым номером 02:47:060205:183 было достигнуто соглашение, согласно которому истец получил в пользование земельные участки под строительство жилого дома для совместного проживания с дочерью.
19.06.2013 г. между ОАО «Россельхозбанк», в счет исполнения обязательств ООО «БашОвощСнаб», с Рафиковой Р.И. заключен договор №136219/0018-7.10/2 об ипотеке (залоге) земельного участка от 19.06.2013 г., на основании которого Залогодатель передал Залогодержателю в залог земельный участок, свободный от расположенных на нем объектов недвижимого имущества, характеристики и залоговая стоимость которого определены в статье 3 настоящего договора.
Согласно п.1.2 договора, возведение на земельном участке зданий и сооружений без предварительного письменного согласия Залогодержателя не разрешается.
В дальнейшем между ОАО «Россельхоз банк» неоднократно подписывались дополнительные соглашения к договору об ипотеке земельного участка.Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что заключая договор об ипотеке (залоге) и дополнительные соглашения Рафикова Р.И. действовала добровольно по своему волеизъявлению, при согласовании всех условий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В ЕГРН внесена запись о договоре залога недвижимости по адресу: с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование- для строительства индивидуального жилого дома, общая площадь 2 289,00 кв.м., адрес объекта: РБ, <адрес>.
Согласно ст.166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц.
Сторона, из поведения которой явствует ее воля сохранить силу сделки, не вправе оспаривать сделку по основанию, о котором эта сторона знала или должна была знать при проявлении ее воли.
Согласно ч.2 ст.168 ГК, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
При таких обстоятельствах, изучив доводы Гарифуллина И.Я., суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения исковых требований о признании недействительным договора об ипотеке от 19.06.2013 года и применении последствий недействительности сделки.
Согласно ст. 196 ГПК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 200 ГПК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В соответствии со ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года.
Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае, не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.
Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
В силу п. 1 ст. 341 ГК РФ право залога возникает с момента заключения договора о залоге, а в отношении залога имущества, которое надлежит передаче залогодержателю, с момента передачи этого имущества, если иное не предусмотрено договором о залоге.
Договор об ипотеке заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, и подлежит государственной регистрации. Договор об ипотеке считается заключенным и вступает в силу с момента его государственной регистрации (пункт 1, 2 статьи 10 ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)".
Таким образом, договор залога недвижимости вступает в силу и начинает действовать с момента его государственной регистрации. С этого момента начинается его исполнение.
Из материалов дела усматривается, что государственная регистрация договора ипотеки была произведена Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ 26.06.2013 года, в связи с чем, срок исковой давности по указанным требованиям истек 26.06.2016 года.
С даты регистрации договора ипотеки истец имел возможность узнать об обременении земельного участка, поскольку информация в ЕГРП является открытой и доступна любому лицу.
С иском о признании недействительным договора ипотеки Гарифуллин И.Я. обратился в суд 06.07.2023 года, то есть с пропуском срока исковой давности.
Каких-либо уважительных причин пропуска срока исковой давности истцом не названо, ходатайства о восстановлении срока не заявлено.
Согласно п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
При таких обстоятельствах в удовлетворении иска Гарифуллину И.Я., следует отказать.
Руководствуясь положениями статей 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Гарифуллина ФИО9 к АО «Российский сельскохозяйственный банк» о признании недействительным договора ипотеки, применении последствий недействительности сделки, оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционного порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Уфимский районный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья Вахитова Д.М.