РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 сентября 2022 года |
с. Яр-Сале |
Судья Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа Степанюк О.В., при секретаре Парангуй В.В., с участием
прокурора Ямальского района Морковкина Д.Е.,
представителей ответчика администрации Ямальского района Тарасова В.А., действующей на основании доверенности от 19 августа 2022 года, Давиденко В.А., действующего на основании доверенности от 11 июля 2022 года;
представителя ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» Малышева С.С. действующего на основании доверенности от 20 декабря 2021 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-145/2022 по исковому заявлению прокурора Ямальского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ямальского район, АО «Ямалкоммунэнерго о возложении обязанности организации водоснабжения надлежащего качества,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ямальского района в порядке ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что АО «Ямалкоммунэнерго» осуществляет мероприятия по обеспечению водоснабжения населенных пунктов Ямальского района, а именно с. Яр-Сале, Панаевск, Салемал, Новый Порт, Сеяха. В силу постановления Администрации МО Ямальский район от 31.03.2022 № 329 филиал АО «Ямалкоммунэнерго» в Ямальском районе является гарантирующим поставщиком централизованной системы холодного водоснабжения указанных населенных пунктов. Пробами лабораторных исследований филиала ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в ЯНАО в Ямальском районе» установлены многочисленные факты превышения допустимых показателей качества питьевой воды потребителям, как за 2021 год, так и за истекший период 2022 года, что говорит, по мнению прокурора, о том, что вода по своим свойствам и составу стабильно не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21 и СанПиН 1.2.3685-21. Ссылается на нормы законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения просит возложить на администрацию Ямальского района, АО «Ямалкоммунэнерго» обязанность организовать снабжения населения с. Яр-Сале, Панаевск, Салемал, Сеяха, Новый Порт питьевой водой соответствующей требованиям СанПиН 2.1.3684-21, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 и требованиям СанПиН 1.2.3685-21, утверждённым постановлением главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 в течение одного года с момента вступления решения в законную силу, а также возложить на АО «Ямалкоммунэнерго» в течение 6 месяцев разработать инвестиционную программу в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в указанных населенных пунктах, согласовать данную инвестиционную программу, в течение одного месяца после ее разработки, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в указанных населенных пунктах, который согласовать с уполномоченными органами в течение 3 месяцев после согласования инвестиционной программы.
Определением Ямальского районного суда от 05.08.2022 пять исковых заявлений прокурора по каждому населенному пункту в отдельности, объединены в одно производство.
Определением Ямальского районного суда от 05.08.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЯНАО.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчика Администрации Ямальского района Тарасов В.А., Давиденко В.А., Сидорченко О.Н. (участвовала в прошлом судебном заседании) с иском в части возложения обязанностей на администрацию не согласились, суду пояснили, что в исковом заявлении прокурора не указаны конкретные требования в адрес администрации, то есть, в чем выражено бездействие или действие последней по не организации питьевого водоснабжения. Со стороны администрации все меры приняты, имущество, с помощью которого осуществляется водоснабжение населенных пунктов района передано по концессионному соглашению АО «Ямалкоммунэнерго, которое и осуществляет водоснабжение населения, указывают, что администрация организовала водоснабжение населения. Услуга оказывается. Согласно концессионного соглашения на АО «Ямалкоммунэнерго» в срок до 2029 года возложена обязанность по приведению качества питьевой воды в соответствие с нормами СанПиН. Уменьшение этого срока до требуемого в иске (1 года), будет противоречить закону «О конкуренции». Указали, что нарушена процедура отбора проб воды, которые доставлялись на исследование длительный период времени. В случае превышения каких-либо показателей, должны принимать меры АО «Ямалкоммунэнерго в том, числе произвести перерасчет платы за поставленный коммунальный ресурс. За последние четыре года качество воды улучшается, что следует из писем Роспотребнадзора и отобранных проб, в связи с чем, сделан вывод, что заключенное концессионное соглашение исполняется. В иске к администрации Ямальского района просили отказать.
Представитель ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» Малышев С.С. в судебном заседании с иском согласился частично, суду пояснил, что инвестиционная программа ими разработана, но направлена на согласование в Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО. В истребимый прокурором срок, исполнить решение суда не представится возможным.
Представитель ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» Соколова Т.В. в прошлом судебном заседании с иском не согласилась, поддержала доводы изложенные в возражениях на исковое заявление. В судебном заседании добавила, что срок реализации мероприятий по улучшению качества питьевой воды в насланных пунктах Ямальского района отражен в концессионном соглашении, которое заключено в 2018 году на срок до 2029 года. В тариф заложены, в том числе, расходы Общества на данные мероприятия. У Общества отсутствуют свободные денежные средства на данные мероприятия, раньше срока, чем указано в соглашении. Инвестиционный проект программы разработан и, направлен на согласование. Мероприятия по согласованию программы и плана зависят от третьих лиц.
Из представленного отзыва ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» на исковое заявление следует, что организация водоснабжения населения муниципального округа законом возложена на органы местного самоуправления, в связи с чем не может быть возложена на Общество. 12.10.2018 заключено концессионное соглашение между Обществом и Администрацией района в отношении системы коммунальной инфраструктуры, в том числе объекты водоснабжения и отдельные объекты таких систем, находящиеся в собственности муниципального образования Ямальский район. Данным соглашением предусмотрены мероприятия и возложена обязанность на Общество осуществить создание и реконструкцию объектов имущества. Разработка инвестиционной программы и плана мероприятий не зависит только от Общества.
Представители третьих лиц Департаментатарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЯНАО, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, ходатайств об отложении дела не заявляли, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Заслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благополучную окружающую среду.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе, открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (пункт 3 статьи 1).
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 23 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении").
Судом установлено, и следует из материалов гражданского дела, что Ямальской районной прокуратурой организована проверка исполнения хозяйствующими субъектами законодательства при реализации полномочий в сфере водопользования и водоотведения.
Согласно последних лабораторных испытаний по с. Яр-Сале (протокола испытаний за июнь - август 2022 год) проба воды из крана водоочистительных сооружений, по адресу: с. Яр-Сале, ул. Федорова, 7Б, кран из распределительной сети, котельной № 2, с. Яр-Сале, ул. Мира, 6Б, кран котельной № 4, с. Яр-Сале, ул. Советская, 37Б, кран в магазине «Северный», с. Яр-Сале, ул. Кугаевского, 8 не соответствовала требованиям СанПиН 1.2.3685-21 по показателям: железо, марганец, алюминий (том 6 л.д. 61-68, 71-76, 79-84, 87-97).
В с. Селемал (протокола испытаний от май-август 2022 год), проба воды из крана водоочистительных сооружений, по адресу: с. Салемал, промзона, кран в котельной 5ВК, Салемал, Гагарина, 19, кран в котельной КАТ-,8 Ж, Салемал, ул. Берегового, 14/1, кран в административном здании, Салемал, ул. Набережная, 2 не соответствовали требованиям СанПиН 1.2.3685-21 по показателям: железо, марганец, мутность, цветность (том 6 л.д. 85, том 7 л.д. 275, л.д. 295, 297).
В с. Новый Порт (протокола испытаний апрель-август 2022 год), проба воды из крана жилого дома по адресу: с. Новый Порт, ул. Школьная, д. 32 не соответствовали требованиям СанПиН 1.2.3685-21 по показателям: железо, марганец, алюминий, цветность (том 7 л.д. 268, 281).
В с. Сеяха (протокола испытаний за май-август 2022 год)проба воды из крана административного здания, с. Сеяха, ул. Совхозная, 17, из крана Сеяхинской участковой больницы, с. Сеяха, ул. Бамовская. 17, Сеяхинская школа-интернат, с. Сеяха, ул. Школьная, 5 не соответствовали требованиям СанПиН 1.2.3685-21 по показателям: железо, марганец (том 7 л.д. 301-302, 318).
С. Панаевск (протокола испытаний за май-август 2022 год) проба воды из крана котельной № 2 с. Панаевск, ул. Вануйто Енсо, дом 27, кран водоочистительных сооружений, с. Панаевск, ул. Лаптандер Тэмни, 21А, кран в жилом доме с. Панаевск, ул. Лаптандер Тэмни, д. 2, административное здание, с. Панаевск, ул. Лаптандер Тэмни, 34 не соответствовали требованиям СанПиН 1.2.3685-21 по показателям: железо, марганец, цветность (том 7 л.д. 284-288, 322, 324, 327).
Несоответствие требованиям питьевой воды СанПиН 1.2.3685-21, выявлены и в иные периоды за 2021 год (протокола исследований за 2021 год по всем населенным пунктам том 7), и за истекший период 2022 года (том 6 л.д. 100-337).
На несоответствие качества питьевой воды ежегодно обращалось внимание администрации Ямальского района со стороны ТО в Ямальском районе Управления Роспотребнадзора по ЯНАО, письма от 01.04.2022, от 10.02.2021, от 31.03.2020, от 17.01.2020 (том 6 л.д. 49-57).
Согласно постановления муниципального округа Ямальский район № 329 от 31 марта 2022 года «о наделении организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение, статусом гарантирующих организаций на территории муниципального округа Ямальский район ЯНАО» филиал АО «Ямалкоммунэнерго» в Ямальском ране является единственной организацией осуществляющей холодное водоснабжение населенных пунктов Яр-Сале, Панаевск, Салемал, Новый Порт, Сеяха (том 5 л.д.40-43).
В рамках заключённого концессионного соглашения 10.10.2018 муниципальное образование передало АО «Ямалкоммунэнерго» объекты систем коммунальной инфраструктуры, а именно объекты водоснабжения (том 5 л.д. 44-68).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 52-ФЗИндивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 утверждены санитарные правила «СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 утверждены правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
В соответствии с пунктами 12,13 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" для предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней население должно обеспечиваться безопасной в эпидемиологическом отношении питьевой водой в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей человека.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней индивидуальные предприниматели и юридические лица, владельцы и лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 75 СанПиН 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены:
превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichia coli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям;
превышения уровней гигиенических нормативов ОМЧ, ОКБ, ТКБ и Escherichia coli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год;
превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.
Из исследованных протоколов испытаний проб воды во всех населенных пунктах наблюдается превышение уровня гигиенических нормативоворганолептических (цветность, мутность), обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей (превышение железа, алюминия, марганца).
В силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 8 Федерального закона № 416-ФЗорганизации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Согласно пп. д п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных, постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам; то есть постоянное соответствие состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
Исходя из положений подпункта «а» пункта 4 Правил № 354 холодное водоснабжение предусматривает лишь водоснабжение питьевой водой.
Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и обязательны для организаций ВКХ, обслуживающих населенные пункты, независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности и организационно-правовых форм.
Из материалов дела видно и не оспаривается ответчиками, что сети водоснабжения, водопроводные сети, расположенные в Ямальском районе являются собственностью, муниципального округа Ямальский район и переданы АО «Ямалкоммунэнерго» по концессионному соглашению от 12.10.2018.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, предписаний, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
На территории Ямальского района упразднены сельские поселения, образован единый муниципальный округ Ямальский район, который является правопреемником ликвидированных сельских поселений (Решение Думы Ямальского района № 11 от 28 сентября 2011 года).
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ организация водоснабжения населения относится к вопросам местного значения.
Исходя из содержания вышеуказанного Федерального закона, к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, то есть вопросы удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей, к которым в частности, законом отнесены и вопросы водоснабжения питьевой водой.
В силу положений ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Как следует из ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Между тем, материалами дела установлено, что подаваемая питьевая вода в осуществляющие системы водоснабжения в указанных населенных пунктах, не соответствует предъявленным требованиям качества.
Довод представителя ответчика - администрации Ямальского района о том, что ими исполнена обязанность по организации водоснабжения населения питьевой водой, путем передачи соответствующего имущества АО «Ямалкоммунэнерго», на которое возложена указанная функция, суд находит не обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения относится в том числе организация водоснабжения населения и водоотведения в границах округа в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона № 416-ФЗ закреплено, что одними и з целей, на достижение которых направлена государственная политика в сфере водоснабжения, является: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Исходя из части 1 статьи 34 и части 1 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Как указано выше одним из таких вопросов относится вопрос организации водоснабжения в границах муниципального округа, в целях решения которого администрация Ямальского района обладает соответствующими полномочиями предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», в том числе полномочиями на принятие мер по организации водоснабжения населения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими холодное водоснабжение своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Суд приходит к выводу, что исходя из вышеприведенных норм федерального законодательства, организация в границах муниципального округа питьевой водой надлежащего качества и принятие соответствующих действенных, результативных мер, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального округа, решение которого осуществляется органами местного самоуправления муниципального округа в пределах своих полномочий.
Как следует из материалов гражданского дела, обстоятельства систематического поступления питьевой воды ненадлежащего качества в указанные населенные пункты, участвующими в деле, лицами не оспаривается. Ответчиком - администрацией Ямальского района предприняты меры, направленные на организацию снабжения воды надлежащего качества, однако, данные меры, принимаемые администрацией муниципального округа, к должному результату, не приводят, поэтому эти меры не могут быть признаны исчерпывающими. В этой связи суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований в данной части.
Довод ответчиков о том, что улучшение качества питьевой воды в населенных пунктах муниципального округа по годам отражено в заключенном концессионном соглашении, отклоняется судом, так как улучшение качества питьевой воды в течение такого длительного периода, как 10 лет, противоречит нормам действующего законодательства, приведенным в настоящем решении.
Таким образом, учитывая данные обстоятельства, принимая во внимание, что организация водоснабжения населения относится к вопросам местного значения, суд приходит к выводу о возложении обязанности на Администрацию Ямальского района, Акционерное общество «Ямалкоммунэнерго» обязанность организовать снабжения населения сел Яр-Сале, Салемал, Панаевск, Новый Порт, Сеяха Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.3684-21, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 и требованиям СанПиН 1.2.3685-21, утверждённым постановлением главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2.
Учитывая, что ответчикам необходимо время для выполнения возложенных на них судом обязанностей, суд с учетом требований части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает срок, в который ответчиками должны быть совершены возложенные на них действия, до 31.12.2023.
Рассматривая требования прокурора о возложении обязанности на АО «Ямалкоммунэнерго» в течение 6 месяцев разработать инвестиционную программу в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в указанных населенных пунктах, согласовать данную инвестиционную программу, в течение одного месяца после ее разработки, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в указанных населенных пунктах, который согласовать с уполномоченными органами в течение 3 месяцев после согласования инвестиционной программы, суд приходит к следующему.
Как следует, из объяснений представителя ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» инвестиционная программа ими разработана, направлена на согласование в департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО для согласования, от туда она вернулась с замечаниями, в настоящее время замечания устранены, вновь направлена на согласование, но результата пока нет, аналогичная ситуация с планом мероприятий, его также необходимо согласовывать с органами государственной власти, в связи с чем сроки согласования не могут завесить только от них.
Так в силу частей 6, 7 статьи 23 Федерального закона № 416-ФЗ органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.
Таким образом, суд считает, что организация водоснабжения населения питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.3684-21, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 и требованиям СанПиН 1.2.3685-21, утверждённым постановлением главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2, включает в себя разработку инвестиционной программы и составления плана мероприятий, в связи с чем, не находить обходимым, дополнительно возлагать данную обязанность на ответчика АО «Ямалкоммунэнерго».
Согласно ст. 103 ГПК РФ в случае освобождения истца от уплаты госпошлины, она подлежит взысканию с ответчика.
В силу пп. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ ответчик администрация Ямальского района освобождена от уплаты госпошлины.
Поскольку требования прокурора Ямальского района удовлетворены, АО «Ямалкоммунэнерго» от уплаты судебных расходов не освобожден, государственная пошлина подлежит взысканию с АО «Ямалкоммунэнерго» в размере 300 рублей (прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц (граждан) с требованием неимущественного характера).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Ямальского района ЯНАО, - удовлетворить частично.
Возложить на Администрацию Ямальского района, Акционерное общество «Ямалкоммунэнерго» обязанность организовать снабжения населения сел Яр-Сале, Салемал, Панаевск, Новый Порт, Сеяха Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.3684-21, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 и требованиям СанПиН 1.2.3685-21, утверждённым постановлением главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 в срок до 31.12.2023 года.
В остальной части иск оставить без удовлетворения.
В взыскать ОА «Ямалкоммунэнерго» в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Ямальский районный суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 14 сентября 2022 года.
Председательствующий судья |
подпись |
О.В. Степанюк |
Копия верна: Судья Ямальского районного суда |
О.В. Степанюк |
Решение суда от 13 сентября 2022 года не вступило в законную силу, оригинал решения суда находится в материалах гражданского дела № 2-145/2022