Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-4534/2023 от 16.03.2023

    Судья: Кремнева Т.Н.                            адм. дело N 33а-4534/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 апреля 2023 года                                                          г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Ромадановой И.А. и Роменской В.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Дождевой Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2-187/2023 с апелляционной жалобой ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы, в лице Волжского филиала ФГУ «Росгранстрой» на решение Красноглинского районного суда Самарской области от 12 января 2023 г.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., представителя административного ответчика ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы Хафизова Р.Р. поддержавшего апелляционную жалобу, представителя административного истца Загаринскую И.А. и представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Саратовской и Самарской области возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия,

        установила:

исполняющий обязанности Куйбышевского транспортного прокурора обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением в порядке статьи 45 ГПК РФ к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы, в лице Волжского филиала ФГУ «Росгранстрой» о понуждении к совершению действий по устранению нарушений норм законодательства по обустройству и эксплуатации пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Волгоградский филиал ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов «Росграницы» является обособленным структурным подразделением, осуществляющим свою деятельность от имени ФГКУ «Росгранстрой» на основании Положения, утвержденного приказом ФГКУ «Росгранстрой» от ДД.ММ.ГГГГ г. N

В обоснование заявления прокурор ссылался на результаты проведенной прокуратурой проверки исполнения требований законодательства при эксплуатации, оснащении и обслуживании зданий, помещений и сооружений, используемых для организации государственного контроля в пункте пропуска через Государственную границу РФ Самара (Курумоч), в ходе которой установлено отсутствие помещения для осуществления ветеринарного и фитосанитарного контроля.

Ссылаясь на то, что Волгоградский филиал ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов «Росграницы» не в полном объеме выполняет возложенные на него функции, связанные с организацией осуществления эксплуатации и технического оснащения, обеспечением функционирования (эксплуатации) зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, прокурор просил обязать ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» с целью устранения допущенных нарушений требований приказа Минсельхоза от 23 июня 2008 г. N 270, приказа Минсельхоза от 23 июня 2008 г. N 271 обеспечить наличие и обустройство в ВПП Самара (Курумоч) помещения, оборудованного печью для термического уничтожения конфиската, трупов мелких животных, пищевых и других отходов, перевозимых пассажирами или обнаруженных в транспортных средствах, а также для уничтожения подкарантийного материала, зараженного вредными карантинными организмами, в пограничном пункте карантина растений.

На стадии рассмотрения вопроса о принятии заявления прокурора к производству суда, судья пришел к выводу, что заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке административного производства, и определением от 18 ноября 2022 г. возбудил административное дело N (том 1 л.д. 1-2).

Решением Красноглинского районного суда г.Самары от 12 января 2023 г. требования прокурора удовлетворены, на ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (ФГКУ «Росгранстрой») возложена обязанность обеспечить наличие и обустройство в ВПП Самара (Курумоч) помещения, оборудованного печью для термического уничтожения конфиската, трупов мелких животных, пищевых и других отходов, перевозимых пассажирами или обнаруженных в транспортных средствах, а также для уничтожения подкарантийного материала, зараженного вредными карантинными организмами, в пограничном пункте карантина растений (том 2 л.д. 24-31).

В апелляционной жалобе представитель ФГКУ «Росгранстрой» ставит вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права (том 2 л.д. 51-58).

Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее –КАС РФ).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим изменеению.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Куйбышевской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при обустройстве, оборудовании и эксплуатации пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в ходе которой установлено нарушение требований пп.3.1, 3.3.5, 3.3.6, 4.2, 6.2 Устава ФГКУ «Росгранстрой», утвержденного Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. в пунктах пропуска отсутствует печь для термического уничтожения конфиската, необходимая для проведения санитарно-карантинного контроля.

ФГКУ «Росгранстрой» является обособленным структурным подразделением, осуществляющим свою деятельность от имени ФГКУ «Росгранстрой» на основании Положения, утвержденного приказом ФГКУ «Росгранстрой» от ДД.ММ.ГГГГ г. N

Выявленные факты нарушений требований действующего законодательства подтверждены представленными суду материалами проведенной прокурорской проверки и административным ответчиком не отрицалось.

Заместителем прокурора Куйбышевской транспортной прокуратурой В.В. Лащенко ДД.ММ.ГГГГ г. директору ФГКУ «Росгранстрой» внесено представление N содержащий перечень об устранении нарушений требований федерального законодательства (том 1 л.д. 9-11).

Представление прокурора рассмотрено, директором ФГКУ «Росгранстрой» от ДД.ММ.ГГГГ г. N дан ответ (том 1 л.д. 12-15).

Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости возложения на ФГКУ «Росгранстрой» обязанности устранить допущенные нарушения по оборудованию пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации и обеспечить наличие и обустройство в ВПП Самара (Курумоч) помещения, оборудованного печью для термического уничтожения конфиската, трупов мелких животных, пищевых и других отходов, перевозимых пассажирами или обнаруженных в транспортных средствах, а также для уничтожения подкарантийного материала, зараженного вредными карантинными организмами, в пограничном пункте карантина растений.

Оснований не согласиться с данными выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на законе, соответствуют исследованным доказательствам и установленным делу обстоятельствам.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» -1 под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно части второй статьи 12 Закона открытие пункта пропуска через Государственную границу как единого объекта осуществляется после строительства (реконструкции), оборудования и принятия в эксплуатацию заинтересованным федеральным органом исполнительной власти соответствующих зданий, помещений, сооружений по проектам, согласованным с пограничными органами, а также таможенными и другими органами, участвующими в контроле в пункте пропуска через Государственную границу. При разработке указанных проектов должны предусматриваться помещения и сооружения, необходимые для организации пограничного и иных видов контроля. Проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу, осуществляются за счет средствфедерального бюджетаи иныхисточников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу).

Порядок установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу, а также общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 12).

Согласно пункту 3 (1) Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 №482, проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом оборудование пунктов пропуска и их техническое оснащение осуществляются в соответствии спроектной документациейдо момента их открытия после строительства либо реконструкции, по окончанию которых осуществляется проверка пункта пропуска как единого объекта установленным требованиям (разделы 4 и 7).

Общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 №930, из которых также усматривается, что оборудование и техническое оснащение пунктов пропуска осуществляется после строительства новых либо реконструкции действующих пунктов пропуска.

Приказами Министерствасельского хозяйстваРоссийской Федерации от 23.06.2008 №270 и №271, во исполнение указанного Постановления Правительства Российской Федерации утверждены Типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации ветеринарного контроля, и для организации карантинного фитосанитарного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Типовыми требованиями определены единые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений пограничных ветеринарных контрольных пунктов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, и определен перечень зданий, помещений, сооружений и материально-технических средств, необходимых для проведения карантина растений и комплекса организационных, противоэпизоотических, ветеринарно-санитарных мероприятий, направленных на предупреждение заноса и распространения на территории Российской Федерации заразных болезней животных из иностранных государств, а также на предотвращение ввоза на территорию Российской Федерации продукции животного происхождения и кормов, опасных в ветеринарно-санитарном отношении. Комплекс помещений должен состоять из: помещений оперативного назначения; помещений специального назначения; помещений бытового (хозяйственного) назначения.

В приложении к Типовым требованиям к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации ветеринарного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 23.06.2008 №270, предусмотрено, что в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации должно быть специальное помещение, оборудованное печью для термического уничтожения конфиската, трупов мелких животных, пищевых и других отходов, перевозимых пассажирами или обнаруженных в транспортных средствах.

Из материалов дела следует, что ФГКУ «Росгранстрой» является обособленным структурным подразделением, осуществляющим свою деятельность от имени ФГКУ «Росгранстрой» на основании Положения, утвержденного приказом ФГКУ «Росгранстрой» от ДД.ММ.ГГГГ г. N

Пунктом 1.5 Устава ФГКУ Росгрансгрой, утвержденного распоряжением Минтранса России от 23.06.2016 № СА-78-р, определено, что Дирекция является федеральным государственным казенным учреждением, предназначенным для обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации и вне пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации при международных пассажирских перевозках железнодорожным транспортом для обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны юсу дарственной границы Российской Федерации.

В целях реализации предмета деятельности на ФГКУ Росгрансгрой возложено выполнение за счет средств федерального бюджета следующих функций государственного заказчика:

-    организация выполнения работ по проектированию и строительству (реконструкции), техническому оснащению объектов государственной границы в том числе, на организацию авторского надзора, на закупку и поставку материально-технических ресурсов, на проведение иной деятельности в области архитектуры, инженерно-технического проектирования в промышленности и строительстве (п. 3.3.1);

-    организация осуществления эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (п. 3.3.1);

-    обеспечение функционирования (эксплуатации) зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и вне пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации при международных пассажирских перевозках железнодорожным транспортом, объектов, включая содержание, ремонт, оборудование и техническое оснащение (за исключением специального оборудования государственных контрольных органов) указанных зданий, помещений и сооружений, а также обеспечение функционирования (эксплуатации) содержание, ремонт, оборудование и техническое оснащение зданий, помещений и сооружений в местах пересечения государственной границы Российской Федерации, закрепленных в оперативном управлении Дирекции, а также используемых Дирекцией на основании договоров аренды либо безвозмездного пользования (п 3.3.5).

Доводы апелляционной жалобы о необоснованности возложения обязанности по обустройству служебных помещений расположенных в АО «Международный аэропорт «Курумоч» пропуска через Государственную границу Российской Федерации Ванино, на на ФГКУ «Росгранстрой», являются необоснованными, поскольку ФГКУ Росгранстрой является учреждением, созданным Правительством Российской Федерации для реализации обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также осуществления полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы.

Актом межведомственной комиссии от 19 мая 2021 г. в разделе 5 таблицы N 4. п. 1.1. таблице N 5, п. 1.1. выявлено, отсутствие печи для термического уничтожения конфиската, вместе с тем потребность в проведении мероприятий в рамках текущего финансирования по оснащению имеются.

Приложением N к Акту комплексного обследования от ДД.ММ.ГГГГ г. N предусмотрен перечень мероприятий, необходимых для приведения ВЦП Самара (Курумоч) в соответствие за счет текущего финансирования, пунктами 10, 12 предусмотрено оснащение печью для термическою уничтожения конфиската.

Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что актом межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ г. установлено, что ВПП Курумоч соответствует требованиям действующего законодательства, опровергается материалами административного дела.

Довод, апелляционной жалобы о том, что ВПП Курумоч не входит в перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерацию, предназначенных для ввоза в Российскую Федерацию животных, судебной коллегией отклоняются в виду следующего.

Так, в соответствии с паспортом воздушного грузопассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Самара (Курумоч) (Самарская область) утвержденных ДД.ММ.ГГГГ года, в данном пункте пропуска, осуществляется пограничный, таможенный, санитарно-карантинный, а также ветеринарный и карантинно-фитосанитарный контроль.

Решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Единые типовые требования к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, и Классификацию пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - РКТС № 688).

Приказом Минсельхоза России от 23 июня 2008 г. N 271 «Об утверждении Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации карантинного фитосанитарного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» (далее - Приказ № 271), а также Приказом Минсельхоза России от 23 июня 2008 г. N 270 «Об утверждении Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации ветеринарного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» (далее - Приказ № 270) требования установленные в РКТС N 688 конкретизированы.

Согласно п. 2.4 Приказа N 270 для организации ветеринар кого контроля в пункте пропуска должно функционировать помещение, оборудованное печью для термического уничтожения конфискатов, сепарации, трупов мелких животных, пищевых и других отходов, перевозимых пассажирами пли обнаруженных в транспортных средствах.

Кроме того, в соответствии с п. 3.30. Приказа К» 271 для уничтожения подкарантинного материала, зараженного вредными карантинными организмами, пограничные пункты карантина растений в пунктах пропуска должны быть оборудованы печью.

В составе имущества АО «Международный аэропорт «Курумоч» имелась собственная печь для термического уничтожения, однако в г. в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской и Самарской области от АО «Международный аэропорт «Курумоч» поступило письмо согласно, которому функционирование печи будет прекращено,

На основании изложенного Управлению необходимо проработать вопрос уничтожения конфиската иным образом.

Доводы о том, что действие Постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 N 930 "Об утверждении общих требований к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации" не распространяется на существующие и работающие пункты пропуска также безосновательно, так как данное постановление содержит требования не только к строительству и реконструкции, но и к оборудованию зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля.

Довод апелляционной жалобы о том, что возложение обязанности по обустройству в ВПП Самара (Курумоч) помещения, оборудованного печью для термического уничтожения конфиската, сделает решение суда неисполнимым, поскольку административный ответчик не имеет возможности обеспечить за счет собственных финансовых средств такое обеспечение являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонен, поскольку отсутствие денежных средств на указанные цели не освобождает ФГКУ «Росгранстрой» от обязанностей, возложенных на нее в силу закона.

Кроме того, необходимо отметить, что ФГКУ «Росгранстрой» обеспечена установка печи для термического уничтожения конфискатов в <данные изъяты>

Довод апелляционной жалобы о том, что судом не учтено, что учреждение осуществляет свою деятельность в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, также является необоснованным, поскольку не свидетельствует о наличии оснований для освобождения ФГКУ Росгранстрой от обязанности обустроить данный пункт пропуска в соответствии с установленными требованиями.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанций пришел к верному выводу об удовлетворении административного искового заявления прокурора, поскольку установлено незаконное бездействие со стороны административного ответчика, выразившегося в невыполнении при обустройстве, оборудовании и эксплуатации пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации мероприятий.

Вопреки доводу апелляционной жалобы, представленным доказательствам судом дана надлежащая оценка, в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ.

Вместе с тем, судом при вынесении решения в нарушении требований пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ не указан срок устранения выявленных нарушений.

Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской и Самарской области суду апелляционной инстанции пояснил, что выявленное нарушение влечет угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций локального масштаба на территории Самарской области.

Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает необходимым изменить резолютивную часть решения суда путем указания срока устранения выявленных нарушений, определив его равным шести месяцам со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Красноглинского районного суда Самарской области от 12 января 2023 г. изменить, изложив второй абзац его резолютивной части в следующей редакции: обязать ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (ФГКУ «Росгранстрой») в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить наличие и обустройство в ВПП Самара (Курумоч) помещения, оборудованного печью для термического уничтожения конфиската, трупов мелких животных, пищевых и других отходов, перевозимых пассажирами или обнаруженных в транспортных средствах, а также для уничтожения подкарантийного материала, зараженного вредными карантинными организмами, в пограничном пункте карантина растений.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Мотивированное определение принято ДД.ММ.ГГГГ г.

Председательствующий –

        Судьи -

33а-4534/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Истцы
и.о.Куйбышевского транспортного прокурора
Ответчики
ФГКУ Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы в лице Волгоградского филиала ФГКУ Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы
Министерство транспорта Российской Федерации
ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы"
Другие
Международный аэропорт Самара Курумоч имени С.П.Королева
Федеральное агенство по обустройству государственной границы РФ
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской и Самарской области
Самарская таможня
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
16.03.2023Передача дела судье
13.04.2023Судебное заседание
03.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2023Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее