судья Шадрина Т.В.
дело №7-451/2022 / 12-199/2022
59RS0028-01-2022-000015-04
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 17 марта 2022 года
Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев жалобу защитника Симоновой Оксаны Юрьевны на постановление судьи Лысьвенского городского суда Пермского края от 28.01.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Почта России»,
у с т а н о в и л а:
Постановлением судьи Лысьвенского городского суда Пермского края от 28.01.2022 (резолютивная часть оглашена 25.01.2022) АО «Почта России» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник по доверенности Симонова О.Ю. просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу, указывая на то, что АО «Почта России» проводятся мероприятия, направленные на «разрыв» передачи новой коронавирусной инфекции, оборудование по обеззараживанию воздуха в ОПС Лысьва 618900 по адресу: **** не является обязательным. Полагает, что в данном случае возможно применение положений ст.2.9 КоАП РФ или ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ.
В рассмотрении жалобы законный представитель АО «Почта России», заявитель жалобы, извещенные надлежащим образом, участие не принимали.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (ст. 2 названного Федерального закона).
В силу ст.11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно ч.1 ст. 29 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
На основании ч.3 ст.29 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п.2 ст.50 данного Федерального закона.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 715 от 01.12.2004 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» с последующими изменениями коронавирусная инфекция (2019-nCoV) относится к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих.
Частью 2 ст.6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Как усматривается из материалов дела, основанием для составления в отношении АО «Почта России» протокола об административном правонарушении по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ послужило то обстоятельство, что 02.12.2021 по состоянию на 15 часов 55 минут до 16 часов 10 минут АО «Почта России» при осуществлении деятельности в рабочем помещении почтового отделения по адресу: **** допустило в условиях введения в Пермском крае режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (СОVID-2019) невыполнение противоэпидемиологических мероприятий в целях предупреждения распространения возбудителя СОVID-2019, обеспечения прерывания механизма передачи инфекционного агента и прекращения развития эпидемиологического процесса, установленных СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», а именно: не обеспечено соблюдение правил личной гигиены – сотрудники почтового отделения, в том числе заместитель начальника Ж., находясь на рабочем месте не используют средства индивидуальной защиты (перчатки, маски), запас медицинских масок и перчаток отсутствует, предоставленные маски, идентифицировать как «медицинские» не представляется возможным в связи с отсутствием маркировки; условия для соблюдения социальной дистанции в зале обслуживания не обеспечены, разметка отсутствует; не обеспечило использование оборудования по обеззараживанию воздуха, оборудование по обеззараживанию воздуха отсутствует.
При вынесении постановления судья городского суда исключил из объема обвинения необеспечение соблюдения сотрудниками почтового отделения правил личной гигиены и необеспечение запаса масок.
С учетом иных нарушений судья городского суда исходил из доказанности факта нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, квалифицировал нарушения в соответствии с ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
С учетом требований ст.30.7 КоАП РФ о невозможности ухудшения положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вопрос об обоснованности вмененного АО «Почта России» деяния в протоколе об административном правонарушении не подлежит обсуждению при рассмотрении жалобы защитника юридического лица.
Вместе с тем, судьей городского суда не принято во внимание, что АО «Почта России» вменено также необеспечение социального дистанцирования.
Пунктами 12.5, 12.6 указа губернатора Пермского края № 121 от 20.08.2020 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в Пермском крае» (в редакции по состоянию на 02.12.2021) на руководителей организаций, чья деятельность не приостановлена в соответствии с настоящим Указом, возложена обязанность при нахождении на рабочем месте обеспечить использование сотрудниками средств индивидуальной защиты (маски, перчатки); при выполнении работ (оказании услуг) и реализации товаров физическим лицам организовать (обеспечить) использование указанными лицами средств индивидуальной защиты (масок) и социальное дистанцирование при нахождении в торговом объекте или ином месте выполнения работ (оказания услуг).
Обеспечение использования сотрудников перчатками заключается в том числе в создании запаса перчаток, как и социальное дистанцирование является не только противоэпидемическим мероприятием, но и правилом поведения при введении режима повышенной готовности на территории Пермского края. Соблюдение данных мер обусловлено необходимостью нераспространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в Пермском крае.
В связи с тем, что необходимость обеспечения сотрудников перчатками как средствами индивидуальной защиты (с 28.02.2022 такая обязанность отменена) и социальное дистанцирование стали обязательными только после возникновения угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) и является одним из временных правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, действия АО «Почта России» подлежали квалификации по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ вне зависимости от того, вменялось ли ему нарушение санитарных правил, либо указа губернатора Пермского края № 121 от 20.08.2020. Ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст. 6.3 настоящего Кодекса, предусмотрена ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ. Таким образом, данное деяние состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, не образовывает, указанные нарушения подлежат исключению из объема нарушений, указанных в протоколе об административном правонарушении, а постановление от 28.01.2022 подлежит изменению в этой части.
Вместе с тем, с учетом обоснованности выводов судьи городского суда о наличии в действиях АО «Почта России» состава правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, вследствие несоблюдения юридическим лицом требований по обеззараживанию воздуха основания для переквалификации деяния отсутствуют, а приведенные выше нарушения подлежат исключению из объема вмененных нарушений.
В соответствии с п.п. 4.4 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных постановлением постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15, мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются, в том числе, организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации.
В силу п. 2.8 рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли «МР 3.1/2.3.5.0191-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.3.5. Предприятия торговли. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли. Методические рекомендации» в рамках профилактических мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) работодателям целесообразно применять в помещениях с постоянным нахождением работников устройства для обеззараживания воздуха.
В соответствии с постановлением главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 11.04.2020 № 2326 «О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции «COVID-2019» на территории Пермского края» на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разрешенные в условиях введенного в Пермском крае режима повышенной готовности виды деятельности, возложена обязанность осуществлять противоэпидемические мероприятия, то есть, должны соблюдаться и указанные мероприятия.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в период режима повышенной готовности в связи с распространением заболевания, представляющего опасность для окружающих, работа по обеззараживанию помещений, является обязательной.
Приведенные нормы не ставят необходимость обеззараживания воздуха в зависимость от количества пребывающих в помещении человек.
Относительно ссылки в жалобе на п.2.3 Руководства «Р 3.5.1904-04. 3.5. Дезинфектология. Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях. Руководство», в соответствии с которым ультрафиолетовые бактерицидные установки должны использоваться в помещениях с повышенным риском распространения возбудителей инфекций: в лечебно-профилактических, дошкольных, школьных, производственных и общественных организациях и других помещениях с большим скоплением людей, то в нем указывается на необходимость использования соответствующего оборудования в помещениях с большим скоплением людей, что не является тождественным приведенным в жалобе со ссылкой на Правила противопожарного режима, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390 и утратившие силу с 01.01.2021, Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272, положениям о массовости пребывания людей. Данные нормативные правовые акты направлены на иные правоотношения, кроме того, из них следует, что место массового пребывания людей – место (здание, сооружение), где может одновременно находиться от 50 человек, то есть приведенные в жалобе расчеты о том, сколько человек находилось в отделении 24.09.2020 в течение конкретного промежутка времени, значения не имеют.
Нарушение по состоянию на 02.12.2021 подтверждается протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 02.12.2021 № 584, которым оно зафиксировано, видеозаписью осмотра, протоколом об административном правонарушении.
В данном случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у АО «Почта России» имелась возможность для соблюдения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека, за нарушение которых ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия АО «Почта России» всех зависящих мер для соблюдения требований п. 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» не представлено, в связи с чем юридическое лицо обосновано привлечено к административной ответственности. Оснований полагать об отсутствии вины юридического лица не имеется.
Как следует из видеозаписи, при осмотре сотрудники юридического лица прямо указали на отсутствие приборов по обеззараживанию воздуха.
Доводы жалобы о выполнении юридическим лицом мероприятий, направленных на «разрыв» механизма передачи инфекции, не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку материалами дела подтверждено невыполнение АО «Почта России» санитарно-противоэпидемических мероприятий, изложенных в п. 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в части использования оборудования по обеззараживанию воздуха.
АО «Почта России» обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или не совершения юридически значимых действий, нести всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений в период режима повышенной готовности.
Постановление о привлечении АО «Почта России» к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренном санкцией ч.2 ст.6.3 КоАП РФ для юридических лиц. При этом в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. Размер административного штрафа снижен максимально возможно в соответствии с ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ.
Административное наказание, назначенное АО «Почта России», отвечает требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, является справедливым и соразмерным совершенному деянию.
Относительно доводов о малозначительности правонарушения, то в силу разъяснений, содержащихся в п.21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, является формальным, отсутствие вредных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного административного правонарушения. В настоящем случае характер правонарушения, объект посягательства указывают, что совершенное правонарушение представляет существенную угрозу охраняемым общественным правоотношениям в области санитарно-эпидемиологического благополучия людей, в том числе с учетом того, что нарушения допущены при оказании услуг населению (неограниченному кругу лиц), выражаются в несоблюдении противоэпидемиологических мер, вызванных ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки в Российской Федерации и направленных на предотвращение угрозы распространения заболеваемости новой коронавирусной инфекцией «COVID-2019», что не исключает возможность распространения опасного для окружающих заболевания.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица допущено не было.
При таком положении оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
Постановление судьи Лысьвенского городского суда Пермского края от 28.01.2022 изменить, исключить из него суждение о нарушениях, выразившихся в необеспечении запаса перчаток, необеспечении условий для социального дистанцирования; в остальной части данное постановление оставить без изменения, жалобу защитника Симоновой Оксаны Юрьевны - без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.
Судья – подпись