Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-9/2024 (12-160/2023;) от 06.12.2023

Дело (УИД) № 60RS0002-01-2023-002572-07

№ 12-9/2024

Р Е Ш Е Н И Е

1 февраля 2024 года город Великие Луки

ул. К. Либкнехта д. 13

Судья Великолукского городского суда Псковской области Архипова И.А., при секретаре Никитиной В.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ГБУЗ «Великолукская МБ» Щагиной Татьяны Ивановны на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Великие Луки по пожарному надзору - заместителя начальника ОНД и ПР по г. Великие Луки <данные изъяты> от 01.12.2023 № 51

в отношении ГБУЗ «Великолукская МБ», ИНН 6025046865, ОГРН 1156027004814, адрес: Псковская область, г. Великие Луки, ул. Больничная д. 10,

по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Великие Луки по пожарному надзору - заместителя начальника ОНД и ПР по г. Великие Луки <данные изъяты> от 01.12.2023 № 51 ГБУЗ «Великолукская МБ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

В жалобе, поданной в Великолукский городской суд Псковской области, защитник ГБУЗ «Великолукская МБ» Щагина Т.И. просила о прекращении производства по делу на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.

В обоснование жалобы указано, что ГБУЗ ПО «Великолукская МБ» является бюджетным учреждением, распорядителем бюджетных ассигнований для которого является Комитет по здравоохранению в Псковской области. Для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности необходимо проведение работ по капитальному ремонту, для чего требуется финансирование из областного бюджета на сумму 4705225 руб. согласно локальному сметному расчету.

ГБУЗ «Великолукская МБ» неоднократно обращалось в Комитет по вопросу о выделении бюджетных средств для реализации мероприятий по устранению нарушений. Однако, как следует из официальных ответов, в связи с низкой бюджетной обеспеченностью Псковской области возможность выделения средств отсутствует. Кредиторская задолженность Учреждения по состоянию на 01.12.2023 составляет приблизительно 231 млн. руб.

В связи с чем, ГБУЗ «Великолукская МБ» не имело реальной возможности своевременно и в полной мере исполнить требования, содержащиеся в предписаниях органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, при этом были предприняты все зависящие от него меры.

Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и.о. главного врача ГБУЗ «Великолукская МБ» <данные изъяты>, извещенная дате, времени и месте рассмотрения жалобы, не явилась.

Защитник Щагина Т.И. в судебном заседании просила изменить постановление в части назначенного наказания, уменьшив размер административного штрафа до минимально возможного. Факт и объём выявленных нарушений, состав и событие административного правонарушения не оспаривала, вину привлекаемого лица в совершении вменяемого административного правонарушения не отрицала. Представила уточненные данные о размере задолженности учреждения на 25.01.2024 по оплате выполненных работ, поставленных товаров или оказанных услуг, которая составляет 250859020 рублей.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав защитника Щагину Т.И., проверив дело в полном объёме, судья приходит к следующему.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ).

В силу ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ обязательные требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности – это невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Исходя из положений ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ, организации и их руководители обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Согласно ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе: собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

В силу п. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.

В соответствии со ст. 54 указанного Технического регламента, системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта (ч. 1).

Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности (ч. 2).

Согласно ст. 91 Технического регламента, помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности. Приборы приемно-контрольные пожарные, приборы управления пожарные и технические средства систем передачи извещений о пожаре должны быть обеспечены бесперебойным электропитанием.

Пунктом 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, установлено, что руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.

При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется, в том числе, с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.

На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.

При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.

Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что 01.12.2023 в 10 час. 00 мин., при проведении должностным лицом ОНД и ПР по г. Великие Луки УНДИПР ГУ МЧС России по Псковской области внеплановой выездной проверки по адресу: Псковская область, г. Великие Луки, ул. Больничная, д. 10, установлено, что ГБУЗ «Великолукекая МБ» нарушило требования п. 7 ст. 83, ст. 54, ст. 91 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент) и п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (далее - ППР), что выразилось в следующем.

1. Система автоматической установки пожарной сигнализации (АУПС) в здании лечебного корпуса находится в неработоспособном состоянии (п. 54 ППР).

2. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) в здании лечебного корпуса находится в неработоспособном состоянии (п. 54 ППР).

3. Электропроводка шлейфов система АУПС в помещениях лечебного корпуса не обеспечивает сохранность работоспособности в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения функции (применен горючий кабель) (п. 54 ППР).

4. Электропроводка шлейфов системы СОУЭ в помещениях лечебного корпуса не обеспечивает сохранность работоспособности в условиях пожара в течении времени, необходимого для выполнения функции (применен горючий кабель) (п. 54 ППР).

5. Гинекологическое отделение лечебного корпуса не в полном объеме оборудовано АУПС (ст. 91 Технического регламента).

6. Гинекологическое отделение лечебного корпуса не оборудовано системой СОУЭ, (ст. 54 Технического регламента),

7. В палате № 8 офтальмологического отделения лечебного корпуса отсутствует система АУПС (ст. 91 Технического регламента),

8. При срабатывании системы СОУЭ на одном из этажей оповещение происходит на данном этаже, при этом не происходит оповещение дежурного персонала других этажей, ( ст. 54 Технического регламента),

9. Системы пожарной сигнализации не обеспечивают подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в здании класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре ( п. 7 ст. 83 Технического регламента).

10. Не все помещения здания лечебного корпуса оборудованы двумя пожарными извещателями (п. 54 ППР).

Выявленные нарушения требований пожарной безопасности послужили основанием для привлечения администрации ГБУЗ «Великолукская МБ» к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Великие Луки по пожарному надзору - заместителя начальника ОНД и ПР по г. Великие Луки <данные изъяты> от 01.12.2023 № 51 ГБУЗ «Великолукская МБ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Фактические обстоятельства дела и вина Учреждения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые оценены должностным лицом по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.

Действия ГБУЗ «Великолукская МБ» правильно квалифицированы должностным лицом по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, поскольку на основе совокупности доказательств было достоверно установлено, что учреждением были нарушены требования пожарной безопасности, а именно: п. 7 ст. 83, ст. 54, ст. 91 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.

ГБУЗ «Великолукская МБ» является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, его вина в совершении правонарушения должностным лицом административного органа установлена, при этом достаточных доказательств, подтверждающих своевременное принятие всех зависящих от него мер по соблюдению требований пожарной безопасности, в материалах дела не представлено.

Выводы должностного лица о наличии в действиях ГБУЗ «Великолукская МБ» признаков состава вмененного правонарушения соответствуют правильному применению норм материального права и подтверждаются материалами дела.

Довод подателя жалобы об отсутствии у ГБУЗ «Великолукская МБ» денежных средств необходимых для соблюдения требований пожарной безопасности судья считает несостоятельным, поскольку отсутствие денежных средств не исключает соблюдение юридическим лицом обязательных требований противопожарной безопасности.

В соответствии с Федеральным законом № 69-ФЗ требования пожарной безопасности подлежат обязательному исполнению органами государственной власти, органами местного самоуправления, другими организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

При этом законодатель не ставит возможность исполнения обязательных норм в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств у юридического лица. При невозможности соблюдения обязательных противопожарных правил, неисполнение которых создает угрозу для жизни и здоровья людей и может повлечь причинение имущественного ущерба, юридическое лицо обязано прекратить свою деятельность или отказаться от эксплуатации пожароопасного объекта.

Указание на то, что ГБУЗ «Великолукская МБ» принимались меры к выделению денежных средств не является безусловным основанием для отмены принятого по делу постановления и прекращению производства по делу на основании п. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, поскольку один лишь факт обращений о выделении средств из бюджета для соблюдения требований пожарной безопасности не свидетельствует о том, что юридическим лицом приняты все необходимые и достаточные меры для соблюдения требований пожарной безопасности.

Оснований для признания административного правонарушения малозначительным не установлено.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Оснований для освобождения администрации от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку совершенное административное правонарушение с учетом объема и характера допущенных нарушений требований пожарной безопасности не может быть признано малозначительным.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.

Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.

Оснований ставить под сомнение установленные должностным лицом обстоятельства не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы о виновности привлекаемого лица, в материалы дела не представлено.

В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы. Постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.

Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при привлечении ГБУЗ «Великолукская МБ» к административной ответственности не допущено.

Вместе с тем, судья находит, что имеются основания для изменения принятого по делу постановления в части назначенного наказания.

Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 названного Кодекса).

Применительно к административным штрафам, минимальные размеры которых сопряжены со значительными денежными затратами, установленное в ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ общее правило назначения наказания может при определенных обстоятельствах противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод.

В силу положений ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (ч. 3.2).

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 3.3).

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

В связи с этим, размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации.

Санкция части 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Учитывая неблагоприятное финансовое положение юридического лица, финансируемого за счет бюджетных средств, в соответствии со сметой расходов на определенный год, в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, судья считает возможным признать указанные обстоятельства исключительными и, на основании положений ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, полагает необходимым назначить Учреждению административное наказание по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей, то есть менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной нормы, в размере половины минимального размера, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, постановление заместителя главного государственного инспектора г. Великие Луки по пожарному надзору - заместителя начальника ОНД и ПР по г. Великие Луки <данные изъяты> от 01.12.2023 № 51 о привлечении ГБУЗ ПО «Великолукская МБ» к административной ответственности по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, подлежит изменению в части назначенного наказания, путем снижения размера административного штрафа до 150 000 рублей.

Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9, ч. 3.3, ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя главного государственного инспектора г. Великие Луки по пожарному надзору - заместителя начальника ОНД и ПР по г. Великие Луки <данные изъяты> от 01.12.2023 № 51 о привлечении ГБУЗ ПО «Великолукская МБ» к административной ответственности по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить в части назначенного наказания.

Назначить ГБУЗ ПО «Великолукская МБ» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Великолукский городской суд Псковской области в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения его копии.

Резолютивная часть решения оглашена 31.01.2024.

Судья И.А. Архипова

12-9/2024 (12-160/2023;)

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
ГБУЗ "Великолукская межрайонная больница"
Суд
Великолукский городской суд Псковской области
Судья
Архипова Ирина Анатольевна
Статьи

ст.20.4 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
velikolukskygor--psk.sudrf.ru
06.12.2023Материалы переданы в производство судье
11.12.2023Истребованы материалы
20.12.2023Поступили истребованные материалы
31.01.2024Судебное заседание
05.02.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
12.02.2024Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
19.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.02.2024Дело оформлено
23.02.2024Вступило в законную силу
30.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее