Дело № 2-1375/2024 (2-6605/2023;)
УИД 39RS0001-01-2023-007030-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 апреля 2024 года
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе: председательствующего судьи Нартя Е.А.,
при секретаре Керимовой С.Д.к.,
с участием представителя истца Чернышова А.М., представителей ответчика Степанова В.И., Лысенко Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Миляна Евгения Александровича к Военному комиссариату Калининградской области, Военному комиссариату г. Калининграда, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Калининградской области», третье лицо Министерство обороны РФ, о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Милян Е.А. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к ответчикам – Военному комиссариату Калининградской области, Военному комиссариату г. Калининграда, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Калининградской области, в обоснование которых указал на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации Министерства обороны СССР и Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ был уволен в запас Вооруженных Сил и убыл в распоряжение военного комиссара Херсонской области. В мае 1993 года ему была назначена пенсия за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ. Проживал он на территории Херсонской области Украины. С ДД.ММ.ГГГГ, в связи с проведением Специальной военной операции на территории Украины, выплата пенсии была прекращена. С ДД.ММ.ГГГГ Социальным Фондом Российской Федерации ему выплачивалась пенсия по старости. На его обращение в военный комиссариат г. Калининграда был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, что в связи с отсутствием пенсионного дела, пенсию назначить не представляется возможным.
В соответствии с Архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ № старший мичман Милян Евгений Александрович с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава войсковой части № (<адрес>). Данные о военной службе в составе Вооруженных Сил СССР подтверждены в военном билете, который предоставлялся в военный комиссариат для расчета и начисления военной пенсии. Одновременно представлялось пенсионное удостоверение. В Вооруженных силах иного государства, кроме СССР он не служил. Все данные о периодах прохождения военной службы находятся в распоряжении Министерства обороны РФ.
На основании изложенного, истец просил:
1. Возложить обязанность на военного комиссара Калининградской области назначить ему военную пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ;
2. Возложить обязанности на Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калининградской области» произвести начисления для назначения военной пенсии за выслугу лет Милян Е.А.;
3. Возложить обязанности на Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калининградской области» направить расчет выслуги лет Милян Е.А. в «Центр социального обеспечения военного комиссариата Калининградской области»;
4. Взыскать с надлежащего ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей и компенсацию судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 25 000 рублей.
В ходе рассмотрения дела истец в лице представителя Чернышова А.М. по доверенности представил заявление об отказе от исковых требований, поименованных в просительной части иска под пунктами 1,2 и 3 (за исключением требования о взыскании компенсации морального вреда) и прекращении производства по делу в связи с тем, что ответчик в добровольном порядке исполнил требования истца в части назначения пенсии за выслугу лет.
Определением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 24 апреля 2024г. производство по гражданскому делу по иску Миляна Евгения Александровича к Военному комиссариату Калининградской области, Военному комиссариату г. Калининграда, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Калининградской области, третье лицо Министерство обороны РФ, о возложении обязанности на военного комиссара Калининградской области назначить военную пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГг., о возложении обязанности на ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Калининградской области произвести начисления для назначения военной пенсии за выслугу лет и направить расчета в Центр социального обеспечения военного комиссариата Калининградской области – прекращено в связи с отказом истца от иска.
Истец в судебное заседание не явился, судом извещен надлежаще, его представитель по доверенности Чернышов А.М. исковые требования в части взыскания компенсации морального вреда с военного комиссариата <адрес> поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить, полагал, что бездействием ответчика истцу причинены нравственные страдания.
Представители ответчика – Военного комиссариата Калининградской области Лысенко Л.Н., Степанов В.И., действующие на основании доверенности, в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просили в иске отказать, настаивали, что оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется. Каких-либо виновных действий со стороны военного комиссариата Калининградской области не установлено, пенсионное дело истца в адрес военного комиссариата Калининградской области не направлено ОСФР по Херсонской области в связи с его нахождения на оккупированной территории, в свою очередь военный комиссариат не бездействовал, о чем свидетельствуют многочисленные запросы о предоставлении пенсионного дела для возобновления пенсии Миляну Е.А. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец к председателю комиссии при военном комиссариате Калининградской области о назначении пенсии за выслугу лет не обращался, необходимые документы, указанные в Перечне п.14 Постановления правительства от 05.09.2023 № 1148, не представлял. Уже после обращения в суд с настоящим иском истцом ДД.ММ.ГГГГ было написано заявление о назначении пенсии и приложены документы, необходимые для назначения пенсии в соответствии с Федеральным законом от 13.06.2023 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации", в связи с чем протоколом № комиссии от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о возможности назначения Миляну Е.А. пенсии на основании имеющихся документов (в отсутствие личного и пенсионного дела Миляна Е.А.).
От представителя отчетка ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Калининградской области» по доверенности Клецкиной З.А. представлен письменный отзыв, в котором указано, что ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Калининградской области» не является надлежащим ответчиком по делу.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, судом извещены надлежаще.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обозрев пенсионное дело, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел производится на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Как установлено судом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации Министерства обороны СССР и Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен в запас Вооруженных Сил и убыл в распоряжение военного комиссара Херсонской области.
С ДД.ММ.ГГГГ истцу была назначена пенсия за выслугу лет.
С ДД.ММ.ГГГГ, в связи с проведением Специальной военной операции на территории Украины, выплата пенсии истцу была прекращена.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к Военному комиссару г. Калининграда Калининградской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет.
Однако, в связи с отсутствием пенсионного дела (пенсионное дело истца в адрес военного комиссариата Калининградской области ОСФР по Херсонской области не направлено в связи с его нахождения на оккупированной территории), истцу было рекомендовано обратиться в Пенсионный фонд РФ за установлением страховой пенсии по старости.
Установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ ОСФР по Калининградской области истец являлся получателем страховой пенсии по старости на основании ст.8 Закона № 400-ФЗ.
Выплата страховой пенсии прекращена по заявлению истца ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства РФ от 05.09.2023 N 1448 утверждено Положение о комиссиях по осуществлению пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации. Целью создания комиссий является реализация права граждан на назначение пенсий, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в случае отсутствия у них возможности представить документы, необходимые для назначения пенсий, или в случае утраты таких документов в ходе проведения специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.В силу п.13 Положения, в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящего Положения, в целях подтверждения комиссией права гражданина на назначение пенсии и принятия решения о назначении пенсии гражданин лично обращается в соответствующую комиссию по месту его жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации с письменным заявлением о рассмотрении комиссией вопроса о назначении пенсии.
К заявлению прилагаются следующие документы:
а) для граждан из числа военнослужащих (сотрудников): документ, удостоверяющий личность и гражданство военнослужащего (сотрудника), а при необходимости - документы, подтверждающие родство членов семьи; денежный аттестат (расчетная книжка, расчетный лист о денежном содержании); документы, содержащие сведения о периодах военной службы (службы), включая время учебы до определения на военную службу (службу), учитываемых при назначении пенсий (в том числе на льготных условиях) в связи с прохождением военнослужащим (сотрудником) военной службы (службы) (трудовая книжка, пенсионное удостоверение и другие документы); заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, связанного с прохождением военнослужащим (сотрудником) военной службы (службы), вынесенное в соответствии с законодательствами СССР, Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области (при необходимости); письменное пояснение о причинах отсутствия документов, подтверждающих периоды военной службы (службы), включая время учебы до определения на военную службу (службу), учитываемые при назначении пенсий (в том числе на льготных условиях) в связи с прохождением военнослужащим (сотрудником) военной службы (службы), либо установление статуса инвалида военнослужащему (сотруднику), инвалидность которому установлена на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области; справки, акты и иные документы, подтверждающие причину отсутствия документов, указанную в письменном пояснении (пожар, разрушения и прочие); письменные пояснения о периодах военной службы (службы), включая время учебы до определения на военную службу (службу), учитываемых при назначении пенсий (в том числе на льготных условиях) в связи с прохождением военнослужащим (сотрудником) военной службы (службы), либо о получении военнослужащим (сотрудником) статуса инвалида, инвалидность которому установлена на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области, представленные не менее чем 2 свидетелями, которые имеют подтверждающие документы о совместном прохождении военной службы (службы) с военнослужащим (сотрудником); документы или их нотариально заверенные копии, которые ранее представлялись в соответствующие пенсионные органы для оформления пенсий, пособий, льгот (архивные справки, дипломы, аттестаты, приказы, распоряжения и прочие), прямо или косвенно подтверждающие наличие у военнослужащего (сотрудника) права на пенсионное обеспечение; сведения о свидетелях с указанием их фамилий, имен, отчеств (при наличии) и контактных данных.
С заявлением и документами, указанными в пункте 15 настоящего Положения, может лично обратиться законный представитель гражданина или представитель гражданина, действующий на основании доверенности, оформленной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В этом случае к такому заявлению дополнительно прилагается документ, удостоверяющий личность и гражданство представителя, а также документ, подтверждающий его полномочия.
Заявление и документы, указанные в пункте 15 настоящего Положения, подлежат регистрации в журнале регистрации таких заявлений. Факт и дата приема заявления подтверждается распиской (уведомлением), выдаваемой гражданину (его представителю) должностным лицом комиссии.
Срок рассмотрения заявления не должен превышать 30 календарных дней со дня его регистрации. Срок рассмотрения заявления может быть продлен, но не более чем на 30 календарных дней, в целях получения дополнительной информации с обязательным уведомлением гражданина.
Как следует из материалов дела, в письме от ДД.ММ.ГГГГ № с/34 истцу в связи с непоступлением в адрес военного комиссариата пенсионного дела было рекомендовано обратиться к председателю комиссии, созданной при военном комиссариате Калининградской области в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.09.2023 N 1448.
С заявлением в комиссию истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, приложив документы, утвержденные вышеуказанным перечнем.
Рассмотрев заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ приняла решение о возможности назначения Миляну Е.А. пенсии за выслугу лет на основании имеющихся документов (в отсутствие личного и пенсионного дела Миляна Е.А.) с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с положениями ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Разрешая требования истца о взыскании с военного комиссариата Калининградской области компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для ее взыскания, поскольку надлежащих доказательств того, что действиями ответчиков нарушены личные неимущественные права истца, суду представлено не было.
В рассматриваемом случае несвоевременное назначение истцу пенсии за выслугу лет (по первоначальному заявлению истца от ДД.ММ.ГГГГ) не было связано с бездействием пенсионного органа, а было связано с непоступлением пенсионного дела истца из Херсонской области.
Доводы истца о бездействии военного комиссариата Калининградской области не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Напротив, как следует из материалов дела, после обращения Миляна Е.А. с заявлением о возобновлении пенсии за выслугу лет ответчиком в адрес ОСФР по Республике Крым и пенсионный фонд Херсонской области направлялись многочисленные запросы о предоставлении пенсионного дела Миляна Е.А. для возобновления ему пенсии за выслугу лет, а также начальнику Центрального архива Военно-Морского флота г.Гатчина. Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ на запрос пенсионное дело истца в адрес военного комиссариата Калининградской области ОСФР по Херсонской области не направлено в связи с его нахождения на оккупированной территории. В письме от ДД.ММ.ГГГГ № с/34 истцу в связи с непоступлением в адрес военного комиссариата пенсионного дела было рекомендовано обратиться к председателю комиссии, созданной при военном комиссариате Калининградской области в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.09.2023 N 1448.
При этом, с заявлением в комиссию истец обратился ДД.ММ.ГГГГ (то есть уже после обращения с иском в суд), приложив документы, утвержденные вышеуказанным Перечнем; данное заявление истца было рассмотрено комиссией в установленные сроки (протокол комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ), принято решение о возможности назначения Миляну Е.А. пенсии за выслугу лет на основании имеющихся документов (в отсутствие личного и пенсионного дела Миляна Е.А.) с ДД.ММ.ГГГГ (поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. включительно истец являлся получателем страховой пенсии по старости на основании ст.8 Закона № 400-ФЗ).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что обстоятельства, которые не позволяли своевременно назначить истцу пенсию, не зависели от действий (бездействий) ответчика, пенсия за выслугу лет не была возобновлена истцу по первоначальному заявлению от 12.12.2022 по причине отсутствия пенсионного дела. Доказательства, что неправомерные действия военного комиссариата Калининградской области привели к несвоевременному назначению пенсии истцу, не представлены.
При таких обстоятельствах, оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется.
Поскольку в удовлетворении заявленных требований отказано, не имеется оснований для взыскания судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 25000 руб. При этом, суд учитывает, что в рассматриваемом случае отказ от части исковых требований, предъявленных к Военному комиссариату Калининградской области, Военному комиссариату г. Калининграда, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Калининградской области», не связан с удовлетворением части требований истца ответчиками добровольно.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Миляна Евгения Александровича к Военному комиссариату Калининградской области, Военному комиссариату г. Калининграда, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Калининградской области, третье лицо Министерство обороны РФ, о взыскании компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд, через Ленинградский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 02 мая 2024 года.
Судья Е.А. Нартя