Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-669/2023 от 19.09.2023

Дело

УИД 05RS0-04

РЕШЕНИЕ

31 октября 2023 года                      <адрес>

Судья Советского районного суда <адрес> ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ГКУ РД «Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства» на постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России по ФИО1 Р.Д. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, вынесенное в отношении ГКУ РД «Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства»,

установил:

постановлением заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы № по <адрес> надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России по ФИО1 Р.Д. от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ РД «Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ГКУ РД «Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что ГКУ РД «Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства» не является собственником занимаемого помещения, в также не имеет с собственником помещения договорных отношений. В связи с чем, имеющиеся нарушения должны быть устранены собственником здания. Следовательно, требования и нарушения, изложенные в постановлении, являются неисполнимыми для ГКУ РД «Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства», так как не является собственником занимаемого помещения.

В судебном заседании представитель ГКУ РД «Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства» ФИО2 просила удовлетворить жалобу по основаниям, изложенным в ней, и отменить постановление об административном правонарушении.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи и влечет административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

В силу требований статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Согласно статье 38 указанного Федерального закона собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

Из обжалуемого постановления усматривается, что основанием привлечения заявителя к административной ответственности указаны следующие обстоятельства: с 10 час. 00 мин. по 12 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ и с 13 час. 00 мин. по 15 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ на территории, в здании, помещении, расположенном по адресу: РД, <адрес> заявителем нарушены требования пожарной безопасности, а именно:

- имеющаяся автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей при пожаре на момент проверки находится в нерабочем состоянии (постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ п. 54);

- не организовано не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки (постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № п.54);

- система автоматической пожарной сигнализации не обеспечивает подачу сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 83);

- отсутствует журнал эксплуатации систем противопожарной защиты с информацией о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения (постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ п.54);

- не заключен договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре (постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ п.54);

- запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (эвакуационная дверь закрыта на замок) (постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ п.26);

- на объекте защиты не организовано в установленные сроки проведение эксплуатационных испытаний наружных металлических лестниц с составлением соответствующего протокола испытаний (постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ п.17, п/п «б»);

- не обозначены указателями направление движения и расстояния до месторасположения пожарным гидрантам и резервуарам, являющегося источником противопожарного водоснабжения (постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ п.48);

- порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума не определены руководителем организации (постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № п.3);

- не разработана и не представлена в отдел НД декларация пожарной безопасности (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

- на имеющуюся автоматическую пожарную сигнализацию не представлена исполнительная документация (постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ п.54);

- работы по монтажу технических средств автоматической пожарной сигнализации (АПС) на объекте защиты произведены без утверждения проектно-сметной документации (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ, ст. 151);

- на объекте защиты светильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ п.35).

Наличие вышеуказанных нарушений норм законодательства о пожарной безопасности не опровергнуто, соответствующие доказательства необоснованности обжалуемого постановления в части всех или части выявленных нарушений не представлены.

Вместе с тем, с выводом о наличии вины заявителя жалобы в совершении указанных нарушений согласиться нельзя по следующим основаниям.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм.

Из материалов дела следует, что ГКУ РД «Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства» не является законным владельцем всего здания в целом; данное здание принадлежит ГБУ РД «Дом-интернат для престарелых и инвалидов «Ветеран» на праве оперативного управления.

Между ГБУ РД «Дом-интернат для престарелых и инвалидов «Ветеран» (Наймодатель) и ГКУ РД «Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства» (Наниматель) заключен договор безвозмездного пользования помещений от ДД.ММ.ГГГГ, согласно п. 1.1. которого наймодатель по поручению Министерства труда и социального развития Республики Дагестан предоставляет нанимателю в безвозмездное пользование принадлежащие ему на праве оперативного управления помещения, расположенные на втором этаже над административным крылом безвозмездно во временное владение и пользование.

Согласно п.п. 1.2.- 1.2.1.2. указанные помещения находятся по адресу: РД, <адрес>, общая полезная площадь помещений – 240 кв. м, количество комнат – 18, коридор, фойе, 2 санузла, 2 бытовые комнаты.

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (вопрос N 14), ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, то есть таким лицом может быть как арендодатель, так и арендатор.

Данные разъяснения Верховного Суда РФ применимы и к договорам безвозмездного пользования помещениями ввиду схожести правоотношений.

Согласно п. 2.1.3. указанного договора на Нанимателя возложена обязанность по обеспечению в занимаемых помещениях и прилегающей территории соблюдения правил пожарной, антитеррористической и санитарной безопасности.

С учетом указанных положений договора безвозмездного пользования помещением от ДД.ММ.ГГГГ, а также требований законодательства о пожарной безопасности, заявитель несет ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности только лишь в части предоставленных ему на втором этаже помещений, указанных в договоре.

Между тем, установлено, что обжалуемым постановлением ГКУ РД «Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства» привлечено к административной ответственности за все нарушения правил пожарной безопасности, допущенные в целом во всем здании, находящемся в оперативном управлении ГБУ РД «Дом-интернат для престарелых и инвалидов «Ветеран», включая те помещения, которые заявителю не предоставлялись.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Данные требования закона в ходе производства по настоящему делу не соблюдены, так как подлежавшие выяснению обстоятельства дела не установлены. Для привлечения заявителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ необходимо достоверно выяснить, какие нарушения правил пожарной безопасности допущены непосредственно в помещениях, занимаемых ГКУ РД «Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства» на основании вышеуказанного договора.

Между тем, ни из протокола об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ , ни из протокола осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, ни из акта выездной проверки плановой от ДД.ММ.ГГГГ, ни из иных материалов невозможно установить, какие из выявленных нарушений правил пожарной безопасности относятся к помещениям, занимаемым ГКУ РД «Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства».

В отсутствие указанных сведений основания для привлечения заявителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ не имелись, в связи с чем обжалуемое постановление подлежит отмене ввиду недоказанности вины заявителя в совершении данного правонарушения.

Административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, является административным правонарушением в области пожарной безопасности, срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение начинает исчисляться в соответствии с положениями ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ со дня его обнаружения.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении о нарушении законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Согласно ч. 2 ст. 4.5. КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Учитывая, что с момента выявления правонарушения, вменяемого заявителю, оформленного актом выездной проверки плановой от ДД.ММ.ГГГГ, прошло более одного года, срок давности привлечения к административной ответственности истек.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление

Поскольку на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения к административной ответственности истек, возможность правовой оценки действий юридического лица в силу закона отсутствует и в настоящее время утрачена, направление дела на новое рассмотрение невозможно, производство по делу подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

решил:

постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России по ФИО1 Р.Д. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, вынесенное в отношении ГКУ РД «Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства» - отменить, производство по делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии.

Судья                                 ФИО3

12-669/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
ГКУ РД ''Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства''
Суд
Советский районный суд города Махачкалы Республики Дагестан
Судья
Токаева Зумруд Магомедпашаевна
Статьи

ст.20.4 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
sovetskiy--dag.sudrf.ru
20.09.2023Материалы переданы в производство судье
16.10.2023Судебное заседание
31.10.2023Судебное заседание
07.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.12.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее