К делу № 12-162/2024
УИД № 23RS0047-01-2024-002250-14
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г. Краснодар 21 мая 2024 г.
Судья Советского районного суда г. Краснодара Ганчева В.В., при помощнике судьи Костиковой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Рогаль М. Г. на постановление № от 11.04.2023 по делу об административном правонарушении начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю Фокина А. Н. о привлечении Рогаль М. Г. к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ,
установил:
постановлением № от 11.04.2023 по делу об административном правонарушении начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю Фокина А. Н., Рогаль М. Г. признан виновным с совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, лицом, привлекаемым к административной ответственности ФИО5 подана жалоба, в обоснование которой указано, что он не мог предоставить сведения о местонахождении юридического лица, в связи с тем, что ранее постановлением мирового судьи судебного участка №231 Западного внутригородского округа г.Краснодара был привлечен к административной ответственности по ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде дисквалификации сроком на 1 год. Указанное постановление вступило в законную силу 15.11.2022, следовательно, в период с 28.06.2022 по 15.11.2023 ФИО5 не мог исполнять обязанности директора юридического лица и представить в необходимые сведения в налоговую инспекцию. Считая постановление вынесенным с нарушением процессуальных норм, просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности ФИО5, в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просил постановление отменить и производство по делу прекратить.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю Найденов М.В. в судебном заседании считал постановление законным и обоснованным. Просил в удовлетворении жалобы отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Основанием для возбуждения в отношении директора ООО «СИЯНИЕ» (ОГРН №) ФИО5 дела об административном правонарушении по названной норме КоАП РФ послужили выводы о том, что им, как руководителем ООО «СИЯНИЕ» (ОГРН №) не были предоставлены достоверные сведения о местонахождении данного общества.
Так, в обоснование обжалуемого постановления было положено то, что Рогаль М. Г. в адрес Межрайонной ИФНС России № 16 по Краснодарскому краю представлены пояснения с приложением документов, с целью подтверждения достоверности сведений об адресе места нахождения Общества, а именно копии Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 21.01.2022, копия Определения Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 20.09.2022 (вх. № 03818 от 15.02.2023, приобщено к материалам дела). Однако, в соответствии с Выпиской, Рогаль М. Г. принадлежит на праве собственности нежилое помещение №, площадью 21,8 кв.м., расположенное по адресу: 350063, <адрес>. При этом, согласно сведений, включенных в ЕГРЮЛ, адресом места нахождения Общества является: <адрес>. Данные факты свидетельствуют об отсутствии в ЕГРЮЛ конкретизации места нахождения Общества в виде указания на номер помещения (квартиры), а также подтверждает недостоверность сведений об адресе места нахождения Общества, включенных в ЕГРЮЛ.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц (далее также - ЕГРЮЛ) и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган также представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы (в случае, если юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками), или учредительного договора) соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица (статья 12 Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ).
Из пункта 2 статьи 17 названного Федерального закона следует, что для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Пунктом 6 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ определено, что документы, предусмотренные этим Федеральным законом и представленные в регистрирующий орган при государственной регистрации, являются частью соответственно единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ установлено, что в едином государственном реестре юридических лиц, помимо прочего, содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
В силу пункта 6 статьи 11 Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном данным Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ).
Частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении в числе иных обстоятельств выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые этим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (пункты 1, 2, 3, 7 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Решение вопроса о наличие события административного правонарушения, наличии его состава, лице, совершившем противоправное деяние, имеют основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Однако, при вынесении обжалуемого постановления указанные выше вопросы должностным лицом, вынесшим постановление разрешены не были.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также не из числа его участников.
В силу ч. 3 ст. 40 названного Федерального закона единоличный исполнительный орган общества: без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки; выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия; издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания; осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Федеральным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.
Таким образом, в случае получения от регистрирующего органа, уведомления о недостоверности, юридическое лицо в лице органов его управления должно сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном данным Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.
Невыполнение такой обязанности, лицом, на которое она возложена в силу прямого указания закона (юридическое лицо, его учредители, единоличный исполнительный орган общества и др.) как форме действия (предоставление недостоверных сведений), так и в форме бездействия (непредоставление сведений, запрошенных регистрирующим органом) образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ.
При этом следует выяснить имело ли такое лицо реальную возможность исполнить законное требование регистрирующего органа.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что постановлением мирового судьи судебного участка № 231 Западного внутригородского округа города Краснодара Кавериной С.В. от 28.06.2022 по делу об административном правонарушении № (УИД 23MS0№-32) директор ООО «Свет» Рогаль М.Г., признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде дисквалификации сроком на 1 (один) год.
Указанное выше постановление мирового судьи решением Ленинского районного суда г.Краснодара по делу № от 15.11.2022 оставлено без изменения, а жалоба Рогаль М.Г. без удовлетворения.
Материалы настоящего дела об административном правонарушении доказательств отмены указанных выше судебных постановлений или их изменения не содержат.
В соответствии с ч.1 ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом.
Следовательно, начиная с 15.11.2022 по 15.11.2023, подвергнутый такому виду административного наказания как дисквалификация Рогаль М.Г. не имел права осуществлять управление любым юридическим лицом, в том числе и ООО «СИЯНИЕ» (ОГРН №), в отношении которого регистрирующим органом были запрошены сведения или документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.
При этом суд отмечает, что в силу части 3 статьи 32.11 КоАП РФ об административных правонарушениях формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц осуществляются органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Таким органом является Федеральная налоговая служба Российской Федерации, территориальным органом которой является и Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю, должностные лица которого имеют доступ к указанному реестру.
Таким образом, на момент вынесения обжалуемого постановления должностному лицу, вынесшему обжалуемое постановление было доподлинно известно о том, что Рогаль М.Г. подвергнут административному наказанию в виде дисквалификации сроком на 1 (один) год, начиная с 15.11.2022 по 15.11.2023, а потому не имеет права осуществлять деятельность по управлению юридическими лицами, а потому не несет обязанности по предоставлению сведении или документов, свидетельствующих о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, а потому непредставление таких сведений или документов Рогаль М.Г. не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении по ч.4 ст. 14.25 КоАП РФ в отношении адрес - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, ст.30.7 КоАП РФ, суд
решил:
░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. - ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 16 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░░ 11.04.2023 № ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 4 ░░. 14.25 ░░░░ ░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 4 ░░. 14.25 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. – ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░