Судебный акт #1 (Решение) по делу № 77-102/2021 от 01.03.2021

Судья Бажилин В.В. Дело № 77-102/2021 РЕШЕНИЕ

г. Томск 19 марта 2021 года

Судья Томского областного суда Еремеев А.В., рассмотрев дело по жалобе ведущего специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Томской области в Кривошеинском районе Х. на постановление судьи Молчановского районного суда Томской области от 29.01.2021, вынесенное в отношении Завьяловой Ольги Дмитриевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Молчановского районного суда Томской области от 29.01.2021 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении Завьяловой О.Д. в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Томский областной суд, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении по делу, Х. просит постановление судьи районного суда отменить, дело вернуть на новое рассмотрение в Молчановский районный суд Томской области.

В обоснование жалобы заявитель приводит анализ действующего законодательства и судебной практики по данной категории дел, и указывает, что Завьяловой О.Д. обоснованно было вменено нарушение требований абзаца 2 пункта 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в связи с тем, что она допустила несоблюдение правил личной гигиены, а именно, находясь на рабочем месте в хирургическом отделении стационара, не использовала медицинскую маску для защиты органов дыхания, перчатки, а потому ее действия были верно квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.

Завьялова О.Д., должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении по делу, Х., бучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, об отложении судебного разбирательства ходатайств не заявили, в связи с чем судья определил рассмотреть дело без их участия.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела­­­ об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

Из протокола об административном правонарушении следует, что Завьяловой О.Д. было вменено то, что она, являясь /__/, находилась на рабочем месте в хирургическом отделении стационара ОГБУЗ «Молчановская РБ» 10.10.2020 в период с 9 до 10 часов, при этом не соблюдала правила личной гигиены, а именно не использовала медицинскую маску для защиты органов дыхания, перчатки.

Действия Завьяловой О.Д. должностным лицом Роспотребнадзора были квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.

Прекращая в отношении Завьяловой О.Д. производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в ее действиях вмененного состава административного правонарушения.

Вопреки доводам жалобы, вывод судьи районного суда об отсутствии в действиях Завьяловой О.Д. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, подтверждается исследованными судом доказательствами, которым была дана оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Так, ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством РФ исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Из описания выменного правонарушения следует, что Завьяловой О.Д. нарушила требования абзацев 2 и 3 ст. 11, ч. 1, 3 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Вместе с тем ст. 11 указанного Федерального закона устанавливает обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью. Вместе с тем, Завьялова О.Д. индивидуальным предпринимателем не является, к ответственности была привлечена как физическое лицо.

Частью 1 и 3 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

22.05.2020 постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 15 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Завьяловой О.Д. было вменено нарушение требований абзаца 2 пункта 4.4 указанных Санитарно-эпидемиологических правил, согласно которому к мероприятия, направленным на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются, в том числе, соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров.

Согласно п. 4.1 данных Санитарно-эпидемиологических правил противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (в редакции от 01.04.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 417 (далее - Правила).

Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» ч.1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 01.04.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Пунктом 1 распоряжения Администрации Томской области от 18.03.2020 №156-ра в целях исключения завоза и распространения на территории Томской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Томской области с 18.03.2020 введён режим функционирования «повышенная готовность».

Пунктом 11 распоряжения Администрации Томской области от 18.03.2020 № 156-ра (в редакции от 02.10.2020) предусмотрено, что с 18.05.2020 обязать граждан при оставлении места жительства (пребывания) в случаях, указанных в пункте 9 настоящего распоряжения, иметь при себе и использовать в местах массового посещения (скопления) людей в закрытых помещениях, а также в общественном транспорте, легковом такси, при перевозке грузов автомобильным транспортом средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки или антисептические дезинфицирующие средства для обработки рук) (далее - средства индивидуальной защиты органов дыхания и рук).

Таким образом, уполномоченным органом государственной власти Томской области, как субъекта Российской Федерации, для граждан условлено время и условия исполнения (соблюдения) мероприятий, направленных на «разрыв» механизма передачи инфекции, перечисленные в абзаце 2 пункта 4.4 указанных Санитарно-эпидемиологических правил, а именно с 18.05.2020 и в местах массового посещения (скопления) людей в закрытых помещениях, а также в общественном транспорте, легковом такси, при перевозке грузов автомобильным транспортом.

Как разъяснено в «Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории российской федерации новой коронавирусной инфекции (covid-19) №1», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020, объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.

То есть, действия Завьяловой О.Д. в связи с ее нахождением 10.10.2020 в хирургическом отделении стационара ОГБУЗ «Молчановская РБ», которое является закрытым помещением, а также местом массового посещения (скопления) людей, подлежали квалификации по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, допустима при рассмотрении дела об административном правонарушении при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Данная правовая позиция выражена в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ и ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, имеют различные родовые объекты посягательства на: общественные отношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и общественные отношения в области общественного порядка и общественной безопасности, связанные с невыполнением правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения.

Данное обстоятельство исключает возможность переквалификации вмененного Завьяловой О.Д. деяния с ч. 2 ст. 6.3 на ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Учитывая, что в действиях Завьяловой О.Д. отсутствует вмененный ей состав административного правонарушении, предусмотренный ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, судья районного суда обоснованно прекратил производство по делу.

Каких-либо существенных процессуальных нарушений требований КоАП РФ при производстве по делу, влекущих за собой отмену судебного решения, допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Молчановского районного суда Томской области от 29.01.2021 о прекращении производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении Завьяловой Ольги Дмитриевны в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения оставить без изменения, а жалобу ведущего специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Томской области Х. – без удовлетворения.

Судья А.В. Еремеев

77-102/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Завьялова Ольга Дмитриевна
Суд
Томский областной суд
Судья
Еремеев Алексей Владимирович
Статьи

ст. 6.3 ч.2 КоАП РФ

Дело на сайте суда
oblsud--tms.sudrf.ru
02.03.2021Материалы переданы в производство судье
19.03.2021Судебное заседание
22.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее