УИД 37RS0005-01-2022-003319-09
Дело № 2-367/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 февраля 2023 года город Иваново
Ивановский районный суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Меремьяниной Т.Н.,
при секретаре Румянцевой М.А.,
с участием:
помощника прокурора Ивановской межрайонной прокуратура – Силиной К.С., представителя Администрации Ивановского муниципального района по доверенности – Масленниковой Г.Л., представителя МБОУ «Богданихская сельская школа» Хромовой И.А., представителя Федоровой А.Е. - Соколовой Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Ивановского межрайонного прокурора, действующего в интересах несовершеннолетней ФИО10 к Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области об организации подвоза несовершеннолетней к месту обучения,
установил:
заместитель Ивановского межрайонного прокурора, действующий в интересах несовершеннолетней ФИО11 обратился в суд с иском к Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области о возложении на Администрацию Ивановского муниципального района обязанности обеспечить в срок до 1 сентября 2023 организацию подвоза несовершеннолетней обучающейся ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ рождения к месту обучения в МБОУ «Богданихская сельская школа», расположенное по адресу: <адрес> и обратно, в соответствии с требованиями действующего законодательства и норм санитарных правил 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологичекие требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Исковые требования мотивированы тем, что межрайонной прокуратурой по обращению Соколовой Ю.М. проведена проверка, по результатам которой установлены нарушения законодательства об образовании и санитарно-эпидемиологического законодательства.
В ходе проверки установлено, что в МБОУ «Богданихская CШ», расположенном по адресу: <адрес>, обучается несовершеннолетняя ФИО13 ДД.ММ.ГГГГ г.р. Расстояние по кратчайшему маршруту до МБОУ «Богданихская СШ» от дома ФИО14 проживающей по адресу: <адрес>, составляет 14 км. Возможности следования в МБОУ «Богданихская СШ» через маршруты общественного транспорта не имеется, в связи с отсутствием муниципального сообщения и остановок общественного транспорта в ближайшей доступности.
Непринятие мер к соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства, в части необеспечения транспортом несовершеннолетней для следования к месту обучения и обратно, создает непосредственную угрозу ее жизни и здоровью, связанную с длительным и ежедневным перемещением, а также нарушает права детей на меры социальной поддержки и получение общедоступного образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, защиты семьи, материнства, отцовства и детства; образования.
Обращение прокурора в суд в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обосновано повышенной значимостью рассматриваемого вопроса, поскольку несовершеннолетние в силу своего возраста не могут самостоятельно обратиться в суд и восстановить свои нарушенные права.
Ссылаясь на данные обстоятельства, истец просил суд обязать администрацию Ивановского муниципального обеспечить в срок до 01.09.2023 года организовать подвоз несовершеннолетней обучающейся ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ г.р. к месту обучения в МБОУ «Богданихская СШ», расположенное по адресу <адрес>, и обратно, в соответствии с требованиями действующего законодательства и норм санитарных правил 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
В судебном заседании помощник прокурора Силина К.С. требование о возложении обязанности по организации подвоза ребенка поддержала в полном объеме. Силина К.С. указала, что время до 01 сентября 2023 года достаточно, в том числе для приведения дороги в надлежащее состояние с целью организации школьного маршрута.
Представитель ответчика Администрации Ивановского муниципального района по доверенности – Масленникова Г.Л. не возражала против удовлетворения иска, однако пояснила, что срок, установленный прокуратурой до 01.09.2023, является недостаточным, в связи с чем просила его увеличить до 01.09.2024 года.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Управления образования администрации Ивановского муниципального района, в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, МБОУ «Богданихскаяя СШ» - директор Хромова И.А. пояснила, что в связи с обращением Соколовой Ю.М. МБОУ «Богданихская СШ» направило служебную записку в управление образования Администрации Ивановского муниципального района о необходимости внесения изменений в маршрут школьного автобуса (д. Богданиха-д.Захарьино-д. Богданиха). Выезд комиссии состоялся в августе 2022 года. По результатам выезда был составлен акт обследования участка дороги, по которой пролегает автобусный маршрут, в соответствии с которым участок автомобильной дороги, не соответствует требованиям безопасности передвижения школьного автобуса. Осуществлять перевозку детей по указанному маршруту, образовательное учреждение не вправе.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Соколова Ю.М. является матерью ФИО16., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пояснениям Соколовой Ю.М., а также выписки из похозяйственной книги администрации Богданихского сельского поселения №22 лицевой счет №, Соколова Ю.М. со своей дочерью проживает по адресу: <адрес>. При этом у несовершеннолетней ФИО17 имеет по данному адресу временную регистрацию.
МБОУ «Богданихская средняя школа» в адрес суда была представлена справка, в соответствии с которой ФИО18 ДД.ММ.ГГГГ года рождения действительно обучается в МБОУ «Богданихская средняя школа» в 1 «Б» классе.
Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Из материалов дела следует, что 16 апреля 2022 года Соколова Ю.М. обратилась с заявлением в адрес директора МБОУ «Богданихская средняя школа», в котором просила открыть маршрут в с. Родионцово для провоза ребенка ФИО19
27 июля 2022 года директором МБОУ «Богданихская средняя школа» Хромовой И.А. в адрес начальника управления образования администрации Ивановского муниципального района направлена служебная записка, в которой директор просит создать комиссию для внесения изменения в маршрут школьного автобуса (д.Богданиха-д. Захарьино-д. Богданиха), поскольку до 2022 года в школе не обучались дети из с. Родионцово и маршрут школьного автобуса не включает заезд в эту деревню.
В соответствии с копией паспорта дорожной безопасности образовательного учреждения МБОУ «Богданихская СШ» с приложенной схемой автобусного маршрута, согласованного с Главой Ивановского муниципального района 1 августа 2022, организацией, осуществляющая перевозку детей специальным транспортным средством является МБОУ «Богданихская СШ».
26 августа 2022 межведомственной комиссией Администрации Ивановского муниципального района было проведено обследование маршрута школьного автобуса до д. Родионцово. В результате обследования было установлено, что участок автомобильно дороги, по которой пролегает маршрут школьного автобуса МБОУ «Богданихская средняя школа»: д. Богданиха (школа) – д. Родионцово – д. Захарьино – д. Богданиха (школа) не соответствует требованиям безопасного движения при передвижении школьного автобуса. Для организации подвоза обучающихся в д. Родионцово необходимо оборудовать место для посадки обучающихся, посадочный павильон, разворотное кольцо, установить освещение.
Из сообщения Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области от 29 сентября 2022 года, направленного в адрес Соколовой Ю.М. следует, что в настоящее время администрацией прорабатывается вопрос о возможности устранения выявленных нарушений.
Аналогичные пояснения содержит ответ Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области от 9 декабря 2022, направленный в адрес Прокурора Ивановской межрайонной прокуратуры.
В соответствии с сообщением Управления строительства Администрации Ивановского муниципального района от 28 декабря 2022 года, для организации подвоза ФИО20 необходимо выполнение следующих работ:
1. Разработка схемы выделения земель в с. Родионцово под разворотное кольцо – 60 дней
2. Внесение изменений в бюджет Ивановского муниципального района с целью доведения финансирования по объекту с учетом подготовки информации (сметы) – 60 дней
3. Разработка проектно-сметной документации под освещение, автомобильную дорогу, разворотное кольцо - 90 дней
4. Строительство освещения, автомобильной дороги, разворотного кольца – 90 дней
Согласно сообщению Управления строительства Администрации Ивановского муниципального района от 24 января 2023 года для организации школьного маршрута необходимо подготовить схему расположения земельного участка для организации разворотного кольца и направить межведомственные запросы в адрес ПАО «Россети Центр и Приволжье», филиала АО «Газпром газораспределение Иваново» в г. Иваново и Ивановском районе, ПАО «Ростелеком», МУП «Коммунальщик» для согласования схемы расположения земельного участка. Также потребуется разработка и экспертиза проекта воздушной линии освещения к остановочному павильону. В случае согласования места расположения выбранного земельного участка Администрация включит мероприятия по организации данного школьного маршрута в план работ на 2024 год за счет бюджета Ивановского муниципального района. Управлением строительства Администрации Ивановского муниципального района будет подготовлен сметный расчет на ремонт автомобильной дороги подъезд к д. Родионцово, протяжностью 2000 м. После выполнения данных работ необходимо согласовать школьный маршрут до д. Родионцово. Минимальный срок выполнения всего комплекса выше указанных работ составляет тринадцать месяцев.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу положений статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ст. 2 Федерального закона N 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года "О безопасности дорожного движения" дорожное движение - это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог; безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона N 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 01 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Статьей 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации. Действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
В соответствии с п. п. 1, 6, 7 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из частей 1, 9 статьи 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
Согласно ч.ч. 1, 8 ст. 6, п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.
Частью 2 статьи 40 названного федерального закона закреплено, что организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав одного муниципального района, между населенными пунктами в составе городского округа осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав разных муниципальных районов, между городскими округами, между поселением и городским округом осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций в случае, если на территориях указанных муниципальных образований не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила..."), которые направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают, в числе прочего, санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению (пункт 1.1 Правил).
Названные Правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1 Правил (пункт 1.2).
Пунктом 2.1.2 Правил установлено расстояние от организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, до жилых зданий, которое должно быть не более 500 м, в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности - 800 м, для сельских поселений - до 1 км.
При расстояниях, свыше указанных для обучающихся общеобразовательных организаций и воспитанников дошкольных организаций, расположенных в сельской местности, воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций социального обслуживания с предоставлением проживания организуется транспортное обслуживание (до организации и обратно). Расстояние транспортного обслуживания не должно превышать 30 километров в одну сторону.
Из материалов дела следует, что расстояние от места жительства учащегося до посадки в школьный автобус составляет 14 км; для организации школьного маршрута необходимо оборудование разворотного кольца, места для посадки и высадки, приведение в соответствие дорожного полотна; обязанность по оборудованию указанных дорожных сооружений и приведению дорожного полотна в надлежащее состояние лежит на Администрации Ивановского муниципального район и производится за счет средств бюджета муниципального района.
Разрешая заявленные требования, оценив представленные по делу доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на администрацию Ивановского муниципального района обязанности по организации подвоза обучающейся несовершеннолетней ФИО21 к месту обучения МБОУ «Богданихская СШ» и обратно.
Принимая указанное решение, суд исходит из того, что в нарушение действующих норм и правил подвоз обучающейся в школе ФИО22. до места учебы и обратно специально выделенным транспортном, предназначенным для перевозки детей, не организован, регулярные перевозки пассажиров общественным транспортном в данном направлении не осуществляются, бездействие администрации Ивановского муниципального района по непринятию мер по организации бесплатного подвоза учащейся к вышеуказанному образовательному учреждению транспортом, предназначенным для перевозки детей, нарушает права и законные интересы несовершеннолетней на получение общедоступного образования, на охрану ее жизни и здоровья.
Отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств, необходимых для принятия мер по обеспечению данной деятельности, основанием для отказа в иске не является.
Удовлетворяя заявленные требования, суд также исходит из того, что к вопросам местного значения администрации Ивановского муниципального района Ивановской области в соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено осуществление полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
В соответствии с положениями ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
В силу абзаца шестого пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым пункта 4 статьи 6 указанного закона, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Частью 2 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К вопросам местного значения сельского поселения в силу ч. 3 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
В состав Ивановского муниципального района Ивановской области включены и населенный пункт, в котором проживает обучающийся, и, в котором расположено образовательное учреждение.
Закон Ивановской области о закреплении за указанным сельским поселением полномочий по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений не издавался. Соответственно, организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов относится к вопросам местного значения Ивановского муниципального района Ивановской области.
Согласно п.п. 2 ч. 1.1 ст. 5 Устава Ивановского муниципального района к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, из положения об Управлении образования администрации Ивановского муниципального района Ивановской области, утвержденного постановлением главы администрации Ивановского муниципального района Ивановской области 23.07.2015, следует, что Управление является структурным подразделением администрации Ивановского муниципального района. Финансовое обеспечение деятельности Управления образования осуществляется за счет средств бюджета Ивановского муниципального района.
В соответствии ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Решая вопрос о сроке, в течение которого администрации Ивановского муниципального района надлежит исполнить возлагаемую обязанность, суд с учетом предусмотренных законодательством сроков конкурсных процедур и особенностей бюджетного процесса, принимая во внимание, в том числе необходимость разработки проекта организации дорожного движения, предусматривающего обустройство дорожных сооружений, считает необходимым установить данный срок до 01.09.2023, поскольку он является разумным и достаточным для исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требованиязаместителя Ивановского межрайонного прокурора, действующего в интересах несовершеннолетней ФИО23 к Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области об организации подвоза несовершеннолетней к месту обучения – удовлетворить.
Возложить на Администрацию Ивановского муниципального района обязанность обеспечить в срок до 1 сентября 2023 организацию подвоза несовершеннолетней обучающейся ФИО24, ДД.ММ.ГГГГ года рождения к месту обучения в МБОУ «Богданихская сельская школа», расположенное по адресу: <адрес> и обратно, в соответствии с требованиями действующего законодательства и норм санитарных правил 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологичекие требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Н. Меремьянина
В окончательной форме решение составлено 07.03.2023