Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-157/2022 ~ М-89/2022 от 30.03.2022

№2-157/2022

    80RS0003-01-2022-000155-93

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Дульдурга                                                           20 сентября    2022 года

         Дульдургинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Замиеновой О.В.,

с участием старшего помощника    прокурора Дульдургинского района    Шестакова С.В.,

истцов ФИО9, ФИО8,

представителя ответчика – администрации МР «<адрес>» ФИО13 по доверенности

представителя 3 лица- межведомственной комиссии МР «<адрес>» ФИО14

при секретаре    ФИО11,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 157/ 2022 по исковому заявлению прокурора <адрес> ФИО16 в защиту интересов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 к администрации муниципального района «<адрес>»

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением мотивировав тем, что прокуратурой <адрес>, во исполнение п. 3 Решения заседания межведомственной рабочей группы по вопросам расселения аварийного жилого фонда, признания ветхого жилого фонда аварийный, восстановления жилищных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ, проведена проверка состояния многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>, дома №: За, 5, 7, 9. Проверкой установлено, что на территории муниципального района «<адрес>» расположены 4 многоквартирных дома по адресу: <адрес>, дома №: За, 5, 7, 9, введенные в эксплуатацию в период с 1973 по 1977 гг.

В большей части указанных многоквартирных домов квартиры заброшены, а в тех квартирах, в которых проживают граждане, в зимний период имеются факты резкого понижения температуры, а в летних период - протечки потолков, также имеются факты плесени на стенах, о чем свидетельствует акт осмотра прокуратуры района от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные многоквартирные дома имеют признаки аварийности, но не признаны таковыми по причине отсутствия заключения специализированной организации о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания.

    При этом, в данных многоквартирных дома расположены жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности. Так, квартиры, расположенные по адресам: <адрес>А, <адрес>,1 <адрес> являются муниципальной собственностью.

В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство основывается, в том числе на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Порядок признания помещения непригодным для проживания установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение).

Как следует из пунктов 2 и 7 Положения действие Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации. Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Непринятие мер по проведению обследований жилых помещений расположенных в многоквартирных домах на территории муниципального района «<адрес>» по адресам: <адрес> 9, для установления факта их пригодности для проживания, а также уклонения ответчика от осуществления мероприятий по проведению экспертиз жилых помещений в указанных многоквартирных домах может создать угрозу для жизни и здоровья проживающих в них, в том числе в случае их обрушения.

просит суд: Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» провести экспертизы жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, дома <адрес> <адрес>, с привлечением специализированной экспертнойорганизации;

Обязать администрацию муниципального района «Дульдургинскийрайон» по результатам проведения экспертиз жилых помещений, обратиться вмежведомственную комиссию муниципального района «Дульдургинскийрайон» с заявлением в целях проведения оценки соответствия помещений,расположенных по адресу: <адрес>, дома №<адрес> <адрес>, требованиям, установленным вПоложении о признании помещения жилым помещением, жилого помещениянепригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным иподлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилогодома садовым домом, утв. постановлением Правительства РоссийскойФедерации от ДД.ММ.ГГГГ , и принятия решения в порядке, предусмотренном п. 47 указанного Положения.

     В ходе производства по гражданскому делу, к участию в рассмотрении гражданского дела в качестве третьих лиц привлечены администрация сельского поселения «Дульдурга» и межведомственная комиссия муниципального района «<адрес>».

Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3,    ФИО4,    ФИО5, ФИО6, ФИО7,    ФИО10, представитель третьего лица администрации сельского поселения «Дульдурга», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились на судебное заседание.

Старший помощник прокурора <адрес> ФИО12, истцы ФИО8, ФИО9, представитель ответчика администрации МР «<адрес>» ФИО13, представитель третьего лица межведомственной комиссии муниципального района «<адрес>» ФИО14 не возражают против рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО12 поддержал заявленные требования прокурора в полном объеме, уточнив их и просит в просительной части искового заявления слова «помещений» заменить на слова «многоквартирных домов» и просит суд требования прокурора удовлетворить.

Истцы ФИО8 и ФИО9 заявленные требования прокурора поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО7, в судебных заседаниях ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ заявленные требования прокурора поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика администрации МР «<адрес>» ФИО13 заявленные требования прокурора не признала и суду показала, что требования не обоснованы, так как в собственности администрации муниципального района «<адрес>» 1 квартира в <адрес> и 1 квартира в <адрес> многоквартирные дома на балансе администрации не состоят.

Представитель третьего лица – межведомственной комиссии муниципального района «<адрес>» ФИО14 суду показала, что согласно Правил содержания жилых домов, собственники сами должны нести бремя содержания своего имущества. Собственники самостоятельно собирают средства и проводят ремонт крыши, подвала, сами несут ответственность за ремонт и производят его за свой счет. В 2017 году проводилось обследование данного жилого дома, имеется акты осмотра, они были признаны аварийными. <адрес> оплачивает только капитальный ремонт всего жилого дома.

Выслушав участников процесса и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

        В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.         В соответствии с ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также                    законами соответствующих субъектов Российской Федерации.        В силу ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.         Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения Непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее Положение), которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.       Действие данного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.       В соответствии с пунктом 7 вышеназванного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.       Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности,муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения (абз. 7 п. 7 Положения).         В соответствии с п. 42 Положения (в редакции на дату возникновения спорных правоотношений) комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.       Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение                  может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению (далее - заключение); составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией) (п. 44 Положения в редакции на дату возникновения спорных правоотношений).

В соответствии с п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявленоснований для признания многоквартирного дома аварийным, подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции

Согласно требованиям Положения (п.п.44,45) решение межведомственной комиссии по вопросу аварийности многоквартирного дома должно основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, а на заключениях о техническом состоянии многоквартирных домов Инспекции, которые составлены по результатам визуального обследования.         Такая оценка не должна ограничиваться проведением визуального осмотра строительных конструкций и инженерных коммуникаций многоквартирного дома, который не обеспечит получение объективных данных о техническом состоянии дома.

При проведении оценкисоответствия многоквартирного дома установленным в Положении требованиям следует применять измерительные приборы и иное специальное оборудование для получения более точных и достоверных сведений.

Согласно форме заключения межведомственной комиссии (приложение к Положению) в заключении приводится заключение, взятое из акта обследования. Из формы акта обследования помещения межведомственной комиссии (приложение к Положению) следует, что в акте должны быть указаны: сведения о несоответствиях установленным требованиям с указанием фактических значений показателя или описанием конкретного несоответствия, оценка результатов проведенного инструментального контроля и других видов контроля и исследований (кем проведен контроль (испытание), по каким показателям, какие фактические значения получены). В числе приложений к акту обследования (приложение к Положению) указаны результаты инструментального контроля; результаты лабораторных испытаний; результаты исследований; заключение экспертов проектно-изыскательских и специализированных организаций; другие материалы по решению комиссии.

Пунктом 49 названного Положения установлено, что к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Приэтом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.          Между тем при установлении обстоятельств, объективно указывающих на признаки аварийности многоквартирного дома, отсутствия заключения специализированной организацией, на основании заключения которой может быть дано, в свою очередь, заключение межведомственной комиссией по вопросу об аварийности дома и, как следствие, решен вопрос о сносе дома или необходимости его ремонта или об отсутствии к этому оснований, органом местного самоуправления, то есть администрацией МР «<адрес>» до настоящего времени не приняты меры в соответствии с порядком и требованиями, установленными Положением о признании помещения жилым помещением, жилого дома непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Изложенное указывает на невыполнение органом местного самоуправления требований жилищного законодательства, обязывающих органы местного самоуправления обеспечить условия реализации гражданами права на безопасность жилища.

В связи с изложенным выше, суд приходит к выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению частично. Судом установлено, что в жилых домах по адресу; <адрес> и 9 нет квартир, принадлежащих администрации МР «<адрес>», поэтому суд удовлетворяет заявленные требования в части жилых домов по <адрес>а; 5.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Заявленные требования прокурора <адрес> удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» провести экспертизы жилых многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>а; <адрес>, с привлечением специализированной экспертнойорганизации.

Обязать администрацию муниципального района «Дульдургинскийрайон» по результатам проведения экспертиз жилых многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>а; <адрес>, обратиться в межведомственную комиссию муниципального района «<адрес>» с заявлением о проведении оценки соответствия помещений, расположенных по адресу: <адрес>а; <адрес>, требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утв. постановлением Правительства РоссийскойФедерации от ДД.ММ.ГГГГ , и принятия решения в порядке, предусмотренном п. 47 указанного Положения.

В остальной части заявленных требований, в удовлетворении прокурору отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы в Дульдургинский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня его вынесения судом в окончательной форме.

Судья      Замиенова О.В.

Копия верна:

Решение принято судом в окончательной форме 24 ноября 2022 года

Подлинник решения находится в Дульдургинском районном суде в гражданском деле № 2-157/2022

2-157/2022 ~ М-89/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прохорова Альфия Галинуровна
Абидаева Радна Батоевна
Кибанова Галина Николаевна
Кульпина Екатерина Александровна
Рогозинская Евгения Васильевна
Калякина Галина Павловна
Богодухова Ирина Сергеевна
Смолин Александр Николаевич
Озорнина Наталья Петровна
Прокурор Дульдургинского района Иванов А.Г.
Чистохина Нина Александровна
Ответчики
Администрация муниципального района "Дульдургинский район"
Другие
Администрация сельского поселения "Дульдурга"
Межведомственная комисиия МР "Дульдургинский район"
Фонд капитального ремонта многоквартирных домов
Суд
Дульдургинский районный суд Забайкальского края
Судья
Замиенова Ольга Владимировна
Дело на странице суда
duldurginsky--abao.sudrf.ru
30.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.03.2022Передача материалов судье
04.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.05.2022Судебное заседание
30.05.2022Судебное заседание
20.06.2022Судебное заседание
20.07.2022Судебное заседание
16.09.2022Судебное заседание
20.09.2022Судебное заседание
24.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее