№2-157/2022
80RS0003-01-2022-000155-93
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Дульдурга 20 сентября 2022 года
Дульдургинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Замиеновой О.В.,
с участием старшего помощника прокурора Дульдургинского района Шестакова С.В.,
истцов ФИО9, ФИО8,
представителя ответчика – администрации МР «<адрес>» ФИО13 по доверенности
представителя 3 лица- межведомственной комиссии МР «<адрес>» ФИО14
при секретаре ФИО11,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 157/ 2022 по исковому заявлению прокурора <адрес> ФИО16 в защиту интересов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 к администрации муниципального района «<адрес>»
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением мотивировав тем, что прокуратурой <адрес>, во исполнение п. 3 Решения заседания межведомственной рабочей группы по вопросам расселения аварийного жилого фонда, признания ветхого жилого фонда аварийный, восстановления жилищных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ, проведена проверка состояния многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>, дома №: За, 5, 7, 9. Проверкой установлено, что на территории муниципального района «<адрес>» расположены 4 многоквартирных дома по адресу: <адрес>, дома №: За, 5, 7, 9, введенные в эксплуатацию в период с 1973 по 1977 гг.
В большей части указанных многоквартирных домов квартиры заброшены, а в тех квартирах, в которых проживают граждане, в зимний период имеются факты резкого понижения температуры, а в летних период - протечки потолков, также имеются факты плесени на стенах, о чем свидетельствует акт осмотра прокуратуры района от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные многоквартирные дома имеют признаки аварийности, но не признаны таковыми по причине отсутствия заключения специализированной организации о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания.
При этом, в данных многоквартирных дома расположены жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности. Так, квартиры, расположенные по адресам: <адрес>А, <адрес>,1 <адрес> являются муниципальной собственностью.
В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство основывается, в том числе на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Порядок признания помещения непригодным для проживания установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Положение).
Как следует из пунктов 2 и 7 Положения действие Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации. Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Непринятие мер по проведению обследований жилых помещений расположенных в многоквартирных домах на территории муниципального района «<адрес>» по адресам: <адрес> 9, для установления факта их пригодности для проживания, а также уклонения ответчика от осуществления мероприятий по проведению экспертиз жилых помещений в указанных многоквартирных домах может создать угрозу для жизни и здоровья проживающих в них, в том числе в случае их обрушения.
просит суд: Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» провести экспертизы жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, дома <адрес> <адрес>, с привлечением специализированной экспертнойорганизации;
Обязать администрацию муниципального района «Дульдургинскийрайон» по результатам проведения экспертиз жилых помещений, обратиться вмежведомственную комиссию муниципального района «Дульдургинскийрайон» с заявлением в целях проведения оценки соответствия помещений,расположенных по адресу: <адрес>, дома №<адрес> <адрес>, требованиям, установленным вПоложении о признании помещения жилым помещением, жилого помещениянепригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным иподлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилогодома садовым домом, утв. постановлением Правительства РоссийскойФедерации от ДД.ММ.ГГГГ №, и принятия решения в порядке, предусмотренном п. 47 указанного Положения.
В ходе производства по гражданскому делу, к участию в рассмотрении гражданского дела в качестве третьих лиц привлечены администрация сельского поселения «Дульдурга» и межведомственная комиссия муниципального района «<адрес>».
Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО10, представитель третьего лица администрации сельского поселения «Дульдурга», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились на судебное заседание.
Старший помощник прокурора <адрес> ФИО12, истцы ФИО8, ФИО9, представитель ответчика администрации МР «<адрес>» ФИО13, представитель третьего лица межведомственной комиссии муниципального района «<адрес>» ФИО14 не возражают против рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО12 поддержал заявленные требования прокурора в полном объеме, уточнив их и просит в просительной части искового заявления слова «помещений» заменить на слова «многоквартирных домов» и просит суд требования прокурора удовлетворить.
Истцы ФИО8 и ФИО9 заявленные требования прокурора поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО7, в судебных заседаниях ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ заявленные требования прокурора поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МР «<адрес>» ФИО13 заявленные требования прокурора не признала и суду показала, что требования не обоснованы, так как в собственности администрации муниципального района «<адрес>» 1 квартира в <адрес> и 1 квартира в <адрес> многоквартирные дома на балансе администрации не состоят.
Представитель третьего лица – межведомственной комиссии муниципального района «<адрес>» ФИО14 суду показала, что согласно Правил содержания жилых домов, собственники сами должны нести бремя содержания своего имущества. Собственники самостоятельно собирают средства и проводят ремонт крыши, подвала, сами несут ответственность за ремонт и производят его за свой счет. В 2017 году проводилось обследование данного жилого дома, имеется акты осмотра, они были признаны аварийными. <адрес> оплачивает только капитальный ремонт всего жилого дома.
Выслушав участников процесса и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. В соответствии с ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации. В силу ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения Непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее Положение), которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Действие данного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации. В соответствии с пунктом 7 вышеназванного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности,муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения (абз. 7 п. 7 Положения). В соответствии с п. 42 Положения (в редакции на дату возникновения спорных правоотношений) комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения. Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению № (далее - заключение); составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией) (п. 44 Положения в редакции на дату возникновения спорных правоотношений).
В соответствии с п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявленоснований для признания многоквартирного дома аварийным, подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции
Согласно требованиям Положения (п.п.44,45) решение межведомственной комиссии по вопросу аварийности многоквартирного дома должно основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, а на заключениях о техническом состоянии многоквартирных домов Инспекции, которые составлены по результатам визуального обследования. Такая оценка не должна ограничиваться проведением визуального осмотра строительных конструкций и инженерных коммуникаций многоквартирного дома, который не обеспечит получение объективных данных о техническом состоянии дома.
При проведении оценкисоответствия многоквартирного дома установленным в Положении требованиям следует применять измерительные приборы и иное специальное оборудование для получения более точных и достоверных сведений.
Согласно форме заключения межведомственной комиссии (приложение № к Положению) в заключении приводится заключение, взятое из акта обследования. Из формы акта обследования помещения межведомственной комиссии (приложение № к Положению) следует, что в акте должны быть указаны: сведения о несоответствиях установленным требованиям с указанием фактических значений показателя или описанием конкретного несоответствия, оценка результатов проведенного инструментального контроля и других видов контроля и исследований (кем проведен контроль (испытание), по каким показателям, какие фактические значения получены). В числе приложений к акту обследования (приложение № к Положению) указаны результаты инструментального контроля; результаты лабораторных испытаний; результаты исследований; заключение экспертов проектно-изыскательских и специализированных организаций; другие материалы по решению комиссии.
Пунктом 49 названного Положения установлено, что к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Приэтом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование. Между тем при установлении обстоятельств, объективно указывающих на признаки аварийности многоквартирного дома, отсутствия заключения специализированной организацией, на основании заключения которой может быть дано, в свою очередь, заключение межведомственной комиссией по вопросу об аварийности дома и, как следствие, решен вопрос о сносе дома или необходимости его ремонта или об отсутствии к этому оснований, органом местного самоуправления, то есть администрацией МР «<адрес>» до настоящего времени не приняты меры в соответствии с порядком и требованиями, установленными Положением о признании помещения жилым помещением, жилого дома непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Изложенное указывает на невыполнение органом местного самоуправления требований жилищного законодательства, обязывающих органы местного самоуправления обеспечить условия реализации гражданами права на безопасность жилища.
В связи с изложенным выше, суд приходит к выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению частично. Судом установлено, что в жилых домах по адресу; <адрес> и 9 нет квартир, принадлежащих администрации МР «<адрес>», поэтому суд удовлетворяет заявленные требования в части жилых домов по <адрес>а; 5.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Заявленные требования прокурора <адрес> удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» провести экспертизы жилых многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>а; <адрес>, с привлечением специализированной экспертнойорганизации.
Обязать администрацию муниципального района «Дульдургинскийрайон» по результатам проведения экспертиз жилых многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>а; <адрес>, обратиться в межведомственную комиссию муниципального района «<адрес>» с заявлением о проведении оценки соответствия помещений, расположенных по адресу: <адрес>а; <адрес>, требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утв. постановлением Правительства РоссийскойФедерации от ДД.ММ.ГГГГ №, и принятия решения в порядке, предусмотренном п. 47 указанного Положения.
В остальной части заявленных требований, в удовлетворении прокурору отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы в Дульдургинский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня его вынесения судом в окончательной форме.
Судья Замиенова О.В.
Копия верна:
Решение принято судом в окончательной форме 24 ноября 2022 года
Подлинник решения находится в Дульдургинском районном суде в гражданском деле № 2-157/2022