Дело № 24RS0№-88
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июня 2022 года <адрес> края
Норильский городской суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Калюжной О.Г.,
при секретаре судебного заседания ФИО5,
с участием представителя ответчика МБУ « Методический центр»- ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к муниципальному бюджетному ФИО1 « Методический центр» о признании приказа об отстранении от работы в связи с отказом от прохождения обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции, незаконным, о взыскании заработной платы за период отстранения от работы, о процентов за задержку выплаты заработной платы, о взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
ФИО2 обратилась в суд с иском к муниципальному бюджетному ФИО1 « Методический центр» (далее- МБУ « Методический центр») о признании приказа об отстранении от работы в связи с отказом от прохождения обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции, незаконным, о взыскании заработной платы за период отстранения от работы, о процентов за задержку выплаты заработной платы, о взыскании компенсации морального вред
Требования мотивированы следующим.
С ДД.ММ.ГГГГ истец была принята на работу в «Методический центр» на должность методиста в соответствии с приказом ФИО1 МБУ «Методический центр» № от ДД.ММ.ГГГГ и трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ. В этой должности работает по настоящее время.
Приложением 1 к приказу ФИО1 МБУ «Методический центр» «Об исполнении функциональных обязанностей» от ДД.ММ.ГГГГ № определен функционал истца : обеспечение информационно-методического сопровождения педагогических кадров в рамках предметных направлений «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык»; консультационная деятельность; координация деятельности городских методических объединений учителей иностранного языка и учителей русского языка и литературы; подготовка аналитической информации по мероприятиям (мастер-классы, семинары, круглые столы); проведение анализа количественных и качественных показателей выполнения всероссийских проверочных работ, итоговых экзаменационных и репетиционных работ; организационно-методическое сопровождение муниципальных конкурсов по соответствующим предметным направлениям; курирование конкурсов сочинений различного уровня; формирование и организационно-методическое сопровождение работы секций научно-практической конференции школьников по курируемым предметным направлениям; подготовка заданий для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по курируемым предметным направлениям.
В соответствии с приказом работодателя от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COVID-19» работникам МБУ «Методический центр» было приказано пройти вакцинацию и предоставить сертификат о прохождении вакцинации либо сведения о противопоказаниях к прививке в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в противном случае работники будут отстранены от работы в срок, указанный в п. 1 настоящего приказа. С приказом ФИО2 была ознакомлена в день выхода из отпуска ДД.ММ.ГГГГ.Сертификат о прохождении вакцинации, а также сведения о противопоказаниях к прививке истец работодателю не предоставляла. Отстранения от работы в срок, указанный в приказе, не последовало, хотя приказ не был отменён.
ФИО1 МБУ «Методический центр» был издан приказ № «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COVID-19», вносящий изменения в приказ от ДД.ММ.ГГГГ №. Данным документом предусмотрено прохождение вакцинации и предоставление сведений о прохождении вакцинации либо сведений о противопоказаниях к прививке в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно приказу работники, не прошедшие вакцинацию до ДД.ММ.ГГГГ, за исключением работников, имеющих документально подтверждённые противопоказания к вакцинации, отстраняются от работы до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения. ДД.ММ.ГГГГ истец написала заявление об отказе предоставить работодателю сведения, составляющие ее врачебную тайну (в том числе сведения о наличии сертификата прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции, справки об антителах к коронавирусу, медотвода и т.д.), и о своём несогласии на их разглашение кому-либо. ДД.ММ.ГГГГ ей было вручено уведомление № об обязательной вакцинации от коронавирусной инфекции, согласно которому в срок до ДД.ММ.ГГГГ необходимо пройти вакцинацию первым и вторым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной и незамедлительно предоставить работодателю сертификат о вакцинации или медицинский отвод при наличии противопоказаний к прививке. В уведомлении содержалось предупреждение о том, что в случае непрохождения вакцинации в установленные сроки она будет отстранена от работы с ДД.ММ.ГГГГ на период эпиднеблагополучия или до прохождения ею вакцинации.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 находилась на амбулаторном лечении в КГБУЗ «Норильская межрайонная поликлиника №» по причине заболевания, что подтверждается листком нетрудоспособности №.
ДД.ММ.ГГГГ приказом № на основании ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, постановления Главного государственного санитарного врача по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», распоряжения Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям на территории муниципального образования <адрес>» истец была отстранена от работы без сохранения заработной платы как не имеющая противопоказаний для вакцинации и отказавшаяся от профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции с ДД.ММ.ГГГГ и до окончания периода эпиднеблагополучия либо до прохождения вакцинации, с чем истец не согласна, поскольку отказ от прохождения вакцинации, сведения о вакцинации либо о наличии противопоказаний к вакцинации работодателю не предоставляла. Согласно абз.7 ст. 88 ТК РФ работодатель не вправе запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции. В целях определения пригодности работника к выполнению поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний работодатель обязан обладать информацией о состоянии здоровья работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на работах, связанных с движением транспорта, в организациях пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружения, лечебнопрофилактических и детских ФИО1.
Трудовым договором ФИО2 предусмотрено прохождение медицинского осмотра 1 раз в 2 года (дополнительное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ). Медицинский осмотр ею пройден в декабре 2020 года и все необходимые документы о состоянии здоровья истца находятся у работодателя. В трудовом договоре нет прямого закрепления обязанности делать прививки.
Положения со ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не предусматривают нахождение сведений о состоянии здоровья, составляющие врачебную тайну в распоряжении работодателя, а так же обязанности работодателя иметь в наличии данные сведения и копии таких медицинских документов. В связи с чем истец, руководствуясь своими правами, данными ей ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных», ст. 23, 24 Конституции РФ, письменно уведомила работодателя об отказе предоставить ему сведения, составляющие ее врачебную тайну, и о своём несогласии на их разглашение кому-либо. Поэтому считает, что на момент отстранения ФИО2 от работы у работодателя отсутствовали документально подтверждённые сведения о вакцинации против коронавирусной инфекции и о наличии у истца противопоказаний к вакцинации. В этом случае истца должны были отстранить по предписанию государственных органов или должностных лиц, уполномоченных на это согласно законодательству РФ, и имеющих возможность получить данные сведения на основании сопоставления в автоматическом режиме данных списочного состава сотрудников организаций с данными о вакцинированных и переболевших, зарегистрированных в государственной информационной системе Минздрава России.
Истец считает, что поскольку заключенный с ней работодателем трудовой договор не содержит обязанности ФИО2 участвовать в медицинских исследованиях, а так как клинические испытания вакцин против коронавирусной инфекции, то речь идет не об отказе истца от обязательных прививок, а об отказе от участия в клиническом испытании, поскольку согласно реестру разрешений на проведение клинических исследований (grls.rosminzdrav.ru), данный клинические испытания ещё не завершены.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Конституции РФ никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. И ни одним федеральным законом, а уж тем более подзаконным актом, это изменено быть не может, поскольку будет противоречить Конституции РФ. Во-первых, все нормативные правовые акты, касающиеся вопросов организации и проведения обязательной вакцинации, должны соответствовать Конституции РФ, на клинические испытания они не распространяются. Во-вторых, по логике правового регулирования обязательными прививки могут стать только после завершения всех фаз клинических исследований и наработки определенного опыта их применения. Поэтому выбор истца обусловлен законодательством РФ, а также опасениями относительно возможных побочных эффектов. Вакцины против коронавирусной инфекции были зарегистрированы по особой, многократно сокращенной по времени и значительно упрощенной процедуре регистрации. Опыт применения данных вакцин ещё не наработан. Согласно сопутствующей медицинской документации к применяемым в России вакцинам защитный титр антител в настоящее время неизвестен, продолжительность защиты неизвестна, не проводилось изучение взаимодействия с другими лекарственными средствами. Считает, что принуждение к медицинским экспериментам недопустимо. Отказ от участия в вакцинации во время незавершённых клинических испытаний вакцин не может являться основанием для отстранения от работы или дискриминации ФИО2 как сотрудника.
Так же истец полагает, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» и Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении инструкции по делопроизводству» структурные подразделения и территориальные органы Роспотребнадзора не вправе издавать нормативные правовые акты.
Пункт 3.2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П говорит о недопустимости ограничения прав и свобод человека и гражданина актами ниже уровня федерального закона.
Истец считает, что работодатель на основании распорядительных документов органов Роспотребнадзора может отстранять от работы только носителей возбудителей инфекционных заболеваний. Роспотребнадзор постановление об отстранении истца не выносил.
Результаты ПЦР-тестирования и результаты медицинского обследования, полученные в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подтверждают, что на момент отстранения от работы ФИО2 не являлась носителем и источником распространения каких-либо инфекционных заболеваний.
Кроме того, особенности выполняемой истцом информационно-методической,
организационно-методической, аналитической деятельности не связаны с высоким риском распространения инфекционных заболеваний, так как большая часть методических мероприятий в МБУ «Методический центр» в период неблагополучной эпидемиологической ситуации по заболеваемости новой коронавирусной инфекции проводится либо в дистанционном формате, либо в очном формате для ограниченного круга лиц при соблюдении мер санитарно- эпидемиологической безопасности предупреждения распространения коронавирусной инфекции.
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям содержит исчерпывающий список категорий граждан, подлежащих обязательной вакцинации, и этот список расширительному толкованию не подлежит, за исключением случаев внесения в него соответствующих изменений. Таковых же изменений на момент моего отстранения ДД.ММ.ГГГГ в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям не вносилось.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №н утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ, в действие вступил приказ Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок», при этом категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации и относящихся к 1-му и 2-му уровню приоритета, не были изменены, к приоритету 3- го уровня добавились дети от 12 до 17 лет.
В календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям к приоритету 1-го уровня отнесены работники образовательных организаций. При этом под работой в сфере образования согласно календарю профилактических прививок по эпидемическим показаниям следует понимать выполнение работниками трудовых функций в образовательных организациях, так как предписание Главного государственного санитарного врача не должно вступать в противоречие с требованиями и ограничениями, установленными правовыми актами федерального уровня.
МБУ «Методический центр» не является образовательной организацией. Следовательно, истец не является работником образовательной организации и не входит в категорию граждан, перечисленных в календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям и подлежащих обязательной вакцинации.
В приказах Министерства здравоохранения РФ №н и №н не предусмотрено в качестве последствия не прохождения такой вакцинации отстранение работника от работы. Нахождение в этом списке определённой категории граждан гарантирует им бесплатное получение профилактических прививок, включенных в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, о чём свидетельствуют п. 2 ст. 4, п. 1 ст. 5 Федерального закона №- ФЗ, п. 1 ст. 30 Федерального закона № 323-ФЗ.
Под действие нормы об отстранении попадают далеко не все, а только лица, которые выполняют работы, связанные с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. При этом п. 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ содержит норму, согласно которой перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. И такой перечень установлен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок». Указанный Перечень работ является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, за исключением случаев внесения в него соответствующих изменений. Таковых изменений на дату вынесения постановления главным государственным санитарным врачом по <адрес> в Перечень работ не вносилось.
Поскольку МБУ «Методический центр» осуществляет свою деятельность во взаимодействии с ФИО1 образования, органами управления, другими организациями, деятельность которых связана с решением проблем образования, но не осуществляет образовательную деятельность, истец не является работником организации, осуществляющей образовательную деятельность и ее деятельность не включена в перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Несмотря на то, что на момент отстранения ФИО2 работодателем был обеспечен необходимый процент охвата работников профилактическими прививками, т.е. не менее 80% от общей численности работников, истца отстранили от работы. Считает, что отстранение от работы на неопределенный или слишком продолжительный срок без сохранения заработной платы умаляет право на отказ от вакцинации, приводит к несоразмерному ограничению конституционного права на труд.Незаконное отстранение истца от работы без сохранения зарплаты повлекло невозможность трудиться, поставило ее в сложное материальное положение, причинило моральные страдания.
Истец просит признать незаконным приказ ФИО1 МБУ «Методический центр» об отстранении ее от работы; взыскать с МБУ «Методический центр» заработную плату в размере <данные изъяты> рублей за период отстранения от работы с ДД.ММ.ГГГГ, согласно прилагаемому расчету; проценты за задержку заработной платы в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установления срока выплаты по день фактического расчета включительно, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО2 представила заявление об уточнении исковых требования, в котором просит суд взыскать с ответчика в ее пользу заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>, проценты в соответствии с ч.1 ст. 236 ТК РФ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, что подтверждено заявлением ( л.д. 143)
В судебное заседание истец ФИО2 не явилась, просила рассматривать дел в ее отсутствие. Ранее, в ходе судебного разбирательства иск поддержала по изложенным в нем основаниям. С расчетом невыплаченной ей заработной платы в заявленный в иске период, который предоставлен ответчиком в суд, согласилась в связи с данным расчетом уточнила свои исковые требования в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика ФИО6 в судебном заседании иск не признала, просит в иске ФИО2 отказать в полном объеме, поддержала позицию ранее участвовавшего представителя ответчика - ФИО1 МБУ « Методический центр» ФИО7
Ответчик мотивирует свою позицию следующим.
ФИО2 работает в МБУ « Методический центр» на основании заключенного с ней трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ по должности «Методист». Согласно должностной инструкции «Методиста» непосредственная деятельность истца заключается, в том числе : в планировании и организации проведения мониторинга информационных, методических потребностей педагогов муниципальных образовательных ФИО1; организации работы временных внутришкольных и межшкольных творческих коллективов по актуальным проблемам педагогической деятельности, оказание помощи в организации и содержании работы, в анализе и обобщении результатов; проведении научно-методических, научно-практических конференций, семинаров, совещаний, олимпиад, конкурсов. Методист принимает участие в работе по подготовке к аттестации педагогических работников, в выработке предложений по совершенствованию аттестации педагогических кадров.
Для выполнения данных функций рабочее место методиста оснащено компьютерной техникой с выходом в Интернет, телефонной линией. Педагоги образовательных ФИО1 информированы о возможностях получения услуги непосредственно в ФИО1, а также по телефонной городской линии, через электронную почту. Для выполнения своих должностных обязанностей истцу необходимо контактировать с педагогическими работниками образовательных ФИО1, в ФИО1 созданы условия для работы методиста.
Ответчик подготовил приказ от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COV1D- 19» на основании постановления Главного государственного санитарного врача по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», во исполнение распоряжения Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям на территории муниципального образования <адрес>» работникам МБУ «Методический центр», в котором было приказано пройти вакцинацию и предоставить сертификат о прохождении вакцинации либо сведения о противопоказаниях к прививке в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в противном случае работники будут отстранены от работы в срок, указанный в п. 1 настоящего приказа. С приказом истец была ознакомлена в день выхода из отпуска 06.09 2021.
ответчиком был издан приказ № «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COVID- 19», вносящий изменения в приказ от ДД.ММ.ГГГГ №. Изменения в приказ вносились в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача по <адрес> о проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям от ДД.ММ.ГГГГ №», во исполнение распоряжения Администрации <адрес> от № «О внесении изменений в распоряжение Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №». Данным документом предусмотрено прохождение вакцинации и предоставление сведений о прохождении вакцинации либо сведений о противопоказаниях к прививке в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно приказу работники, не прошедшие вакцинацию до ДД.ММ.ГГГГ, за исключением работников, имеющих документально подтверждённые противопоказания к вакцинации, отстраняются от работы до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения.
истец написала заявление об отказе предоставить работодателю сведения, составляющие врачебную тайну (в том числе сведения о наличии сертификата прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции, справки об антителах к коронавирусу, медотвода и т.п.), и о своём несогласии на их разглашение кому-либо, поэтому ответчиком была запрошена информация сведений о проведении профилактической прививки или наличии противопоказаний к прививке в Министерство здравоохранения <адрес>.
Согласно ответу Министерства <адрес> работодателю было рекомендовано расценивать действие ФИО2 как отсутствие факта вакцинации. Поэтому ДД.ММ.ГГГГ истцу было вручено уведомление № об обязательной вакцинации от коронавирусной инфекции, согласно которому в срок до ДД.ММ.ГГГГ необходимо пройти вакцинацию первым и вторым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной и незамедлительно предоставить работодателю сертификат о вакцинации или медицинский отвод при наличии противопоказаний к прививке. В уведомлении содержалось предупреждение о том, что в случае не прохождения вакцинации в установленные сроки истец будет отстранен от работы с ДД.ММ.ГГГГ на период эпиднеблагополучия или до прохождения им вакцинации.
Так как с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась на амбулаторном лечении в КГБУЗ «Норильская межрайонная поликлиника №» по причине заболевания, что подтверждается листком нетрудоспособности № и не получила медицинского отвода от вакцинации по итогам выздоровления, то сразу после выхода с больничного- ДД.ММ.ГГГГ была отстранена от работы.
Утверждение истца о том, что ее здоровью может быть нанесен значительный ущерб, так как вакцина против коронавирусной инфекции зарегистрирована по особой, многократно сокращенной по времени и значительно упрощенной процедуре регистрации, не наработан опыт применения данной вакцины, не известен защищенный титр антител, неизвестна продолжительность защиты, не проводились изучения на взаимодействия с другими лекарственными препаратами ответчик считает необоснованными, поскольку истец не имеет медицинского или фармакологического образования, пользуется недостоверными источниками информации и не вправе делать выводы о вакцинах, предложенных к использованию в Российской Федерации. Полагают надуманным утверждение ФИО2 о том, что сохранение ее рабочего места является согласием на участие в медицинском исследования препаратов, принуждение истца к медицинским экспериментам.
Представитель ответчика не согласен с доводом истца о том, что у работодателя имелась возможность перевести ее на дистанционную работу, а не отстранять ее о работы, поскольку на период отстранения истицы от работы в <адрес> исключительные случаи для выполнения ее трудовой деятельности отсутствовали, решений органов местного самоуправления на временный перевод сотрудников на дистанционную работу не было. Возможности перевода работника в дистанционный режим работы у МБУ «Методический центр» отсутствует, поскольку нет возможности в обустройстве рабочего места в удаленном режиме для сотрудника, доступа в локальную сеть ФИО1 удаленно, оплаты соединения Интернета, телефонной линии для сотрудника индивидуально и осуществления контроля за используемым им трафиком, отсутствие возможности у педагогических работников получить консультацию лично у методиста, в штатном расписании ФИО1 нет должности «курьер», поэтому осуществление курьерской связи с сотрудником для решения оперативных документарных вопросов не представляется возможным.
Не согласен представитель ответчика с расчетом истца недополученного заработка за период отстранения от работы, который истцом произведен в свою пользу: для расчета выбран средний заработок истца, в которую входит сумма стимулирующих доплат в соответствии с Положением об оплате труда работников МБУ «Методический центр», которые устанавливаются работникам в случае выполнения важной работы, оценивается степень самостоятельности и ответственности за выполнение поставленных задач, за интенсивность и высокие результаты работы с учетом критериев результативности и качества труда. При отсутствии истца на рабочем месте невозможно определить суммы стимулирующих доплат, поэтому расчет необходимо производить только с учетом гарантированной части выплат.
Ответчик считает, что истец не мог быть допущен к выполнению своих обязанностей, так как не прошел вакцинацию первым и вторым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной и не предоставил работодателю сертификат о вакцинации или медицинский отвод при наличии противопоказаний к прививке, выплаты гарантированной части заработной платы истцу не могут быть предоставлены на основании ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе. Выбор истца об отказе предоставить работодателю сведения, составляющие врачебную тайну, в том числе: сведения о наличии сертификата прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции, справки об антителах к коронавирусу, медотвода и т.п., и о своём несогласии на их разглашение кому-либо затрудняет установление нормативных рабочих взаимоотношений в условиях пандемии. Доводы об отказе истца о вакцинации не имеют подтверждающих официальных фактов.
Исковые требования ФИО2 о компенсации морального вреда в иске, приложении к иску, и в ходе судебного разбирательства, не подтверждены какими - либо доказательствами. Требование истца о возмещении компенсации морального вреда просит оставить без удовлетворения, считает необоснованным.
Аналогичные доводы ответчика изложены в его возражении на исковое заявление ФИО2
Выслушав представителя ответчика, учитывая ранее позицию истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мероприятий по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом (статья 4).
В силу п. 1 ст.29 Закона N 52-ФЗ, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилакти-ческие) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2, в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, отнесен ко II группе патогенности (п. 1.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 15).
Согласно пп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона N 52-ФЗ Главные государственные санитарные врачи при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, вправе выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
В связи с продолжающейся угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции с учетом особенностей развития эпидемической ситуации при COVID-19, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации приняты постановления от ДД.ММ.ГГГГ года N 3 "О проведении дополнительных санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", от ДД.ММ.ГГГГ N 6 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019", Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Указанные мероприятия включают, в частности, организацию юридическими лицами мероприятий, направленных на обеспечение безопасных условий деятельности организаций, устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к особому режиму работы в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.
В силу пункта 4.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года N 15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает, в том числе выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию, установление границ очага (организации, транспортные средства, место жительства и другие) и лиц, контактировавших с больным COVID-19.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 157 -ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее - Закон №157-ФЗ) отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболеваемости инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболеваемости инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на граждан возложена обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Статьей 50 Закона N 52-ФЗ регламентированы права должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно части 2 указанной статьи при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В соответствии с требованиями ст. 11 Закона N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ) предусмотрена возможность отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей. Абзацем 8 части первой статьи 76 ТК РФ предусмотрено, что отстранение возможно не только в случаях, предусмотренных ТК РФ и федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Одним из таких случаев является нарушение положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней". В этом законе указано, что отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
При угрозе возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний главные государственные санитарные врачи и их заместители в субъектах Российской Федерации могут выносить постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Это указано в подпункте 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ).
Такие полномочия подтверждаются пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона N 157-ФЗ и приказом Минздрава N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (приложение N 2 "Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям").
Таким образом, в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка от коронавируса. Она становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей).
Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной.
Отказавшегося от прививки сотрудника работодатель вправе отстранить без сохранения заработной платы.
Из пункта 2 ст. 11 Федерального закона 157-ФЗ следует, что любые профилактические прививки проводятся добровольно. Но при этом результатом отказа может явиться отстранение от работы без сохранения заработной платы (пункт 1 настоящего Письма).
Работодатель вправе требовать от работников, имеющих противопоказания к вакцинации от COVID-19, представить подтверждающие медицинские документы. В случае если работник отказывается представлять вышеуказанные документы, он подлежит отстранению от работы без сохранения заработной платы.
Положения об обязательной вакцинации не распространяются на граждан, у которых есть противопоказания к вакцинации, установленные методическими рекомендациями к порядку проведения вакцинации препаратами "Гам-КОВИД-Вак", "ЭпиВакКорона" и "КовиВак", которые подтверждены медицинским заключением.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 152-п с ДД.ММ.ГГГГ введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций <адрес>.
В п. 7 Раздела 7 «Методика проведения вакцинации против COVID-19 взрослого населения в условиях прививочного кабинета и мобильного пункта вакцинирования» (письмо Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N №) указано «...Принимать к сведению, что согласно международным и российским исследованиям устойчивый гуморальный и клеточный иммунный ответ у лиц, переболевших новой коронавирусной инфекцией, сохраняется в течение в среднем 6 месяцев после перенесенной инфекции с постепенным его угасанием к 9 - 12 месяцам. Кроме того, необходимо учитывать "новые" мутации вируса SARS-CoV-2, при инфицировании которыми у переболевших граждан может развиваться инфекционный процесс из-за частичного "ускользания" штамма от ранее сформированного гуморального ответа. В данной связи с учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения до достижения уровня коллективного иммунитета населения, проводить вакцинацию против новой коронавирусной инфекции COVID-19 по эпидемическим показаниям после 6 месяцев после перенесенного заболевания (в том числе у ранее вакцинированных лиц)...».
Согласно п. 6 Разъяснения Минтруда России, Роспотребнадзора "Разъяснения по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных" (вместе с "Рекомендациями действий для работодателей при принятии главными санитарными врачами субъектов Российской Федерации решений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан)") в случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации к установленному сроку работодателю необходимо издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы в случае отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).
Форму приказа об отстранении работника в связи с отказом проходить вакцинацию работодатель может разработать самостоятельно.
В приказе необходимо указать фамилию, имя, отчество, должность работника, основания, по которым он отстраняется от работы, срок отстранения (на период эпиднеблагополучия).
В судебном заседании установлено следующее.
Муниципальное бюджетное ФИО1 « Методический центр» является некоммерческой организацией, финансовое обеспечение деятельности которой осуществляется за счет средства бюджета муниципального образования <адрес> с привлечением внебюджетных средств, что определено п.1.3 ФИО1, на основании которого действует МБУ « Методический центр»( именуемое ФИО1).
Учредителем ФИО1 от имени муниципального образования <адрес> выступает Администрация <адрес>.
Функции и полномочия учредителя в отношении ФИО1 осуществляются Администрацией <адрес>, непосредственно, а так же Управлением общего и дошкольного образования Администрации <адрес> в соответствии с Прядком создания и деятельности МБУ муниципального образования <адрес>, утвержденным Администрацией <адрес>.
ФИО1 находится в ведении Управлением общего и дошкольного образования Администрации <адрес> и является юридическим лицом ( п.1.5, 1.6 ФИО1).
Согласно раздела 3 ФИО1 МБУ « Методический центр» ФИО1 самостоятельно осуществляет свою деятельность в пределах, определяемых законодательством Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования <адрес> и настоящим ФИО1.
Согласно п.3.16 ФИО1 осуществляет оперативное руководство деятельностью ФИО1, действует без доверенности представляя интересы ФИО1 во всех органах и организациях, в судах выдает доверенности, заключает гражданско- правовые договоры, трудовые оговоры, открывает лицевые счета в установленном порядке, пользуется правом распоряжения имуществом и денежными средствами в пределах, установленных действующим законодательством и настоящим ФИО1 ( с учетом требований, предусмотренных действующим законодательством, издает приказы, иные локальные нормативные акт, дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками ФИО1.
Согласно 3.17 трудовые отношения работников ФИО1 регулируются действующим трудовым законодательством и возникают на основании трудовых договоров, заключаемых между работником и ФИО1 или иным уполномоченным им должностным лицом ( л.д. 139)
ФИО2 принята на должность «методиста» МБУ « Методический центр» на основании приказа ФИО1 МБУ «Методический центр» № от ДД.ММ.ГГГГ и трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 128-130).
Согласно п.3.3 трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительным к нему соглашениям от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО2 обязана лично выполнять определенную настоящим трудовым договором функцию; соблюдать действующие у Работодателя Правила внутреннего трудового распорядка, локальные акты Работодателя; исполнять приказы( распоряжения) непосредственного, а так же вышестоящего руководства соблюдать трудовую дисциплину ( п.3.3.1, 3.3.2, 3.3.5) ( л.д. 96-131).
Согласно раздела 4 трудового договора № заключенного с ФИО2, ежемесячная заработная плата работника определяется в соответствии с Законодательством, нормативными правовыми актами РФ и <адрес>, органов местного самоуправления МО <адрес>, соглашениями, локальными нормативными актами, действующими у работодателя и состоит из : тарифной ставки, премии по результатам работы за месяц, размер и порядок выплаты которой устанавливается действующим законодательством, иными нормативными правовыми актами и …, других доплат, надбавок и поощрительных выплат, предусмотренных действующим законодательством, иными нормативными правовыми актами…, районным коэффициентом к заработной плате 1,8, процентной надбавкой за стаж работы в районах Крайнего Севера 80% на момент заключения настоящего рудового договора. Заработная плата выплачивается работнику не реже чем каждые полмесяца - 15 и 03 числа каждого месяца.
Согласно Должностной инструкции методиста МБУ « Методический центр» к основным функциям деятельности методиста относятся: аналитическая, информационная, организационно-методическая, консультационная.
Аналитическая деятельность включает в себя: мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагогических работников образовательных ФИО1; изучение и анализ состояния и результатов методической работы в образовательных ФИО1, определение направлений ее совершенствования по профилю работы методиста; выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе по профилю работы методиста.
Информационная деятельность включает в себя: изучение образовательных, научно-методических, информационных потребностей педагогов и обучающихся образовательных ФИО1, обобщение их предложений по профилю работы методиста; ознакомление педагогических работников образовательных ФИО1 с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях по профилю работы методиста; информирование педагогических работников образовательных ФИО1 о новых направлениях в развитии дошкольного, общего, специального образования и дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, новой учебной литературе, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных правовых актах по профилю работы методиста.
Организационно-методическая деятельность включает в себя: изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогическим работникам образовательных ФИО1 по профилю работы методиста; организация и проведение повышения профессионального мастерства педагогов по профилю работы методиста; содействие в работе методическим объединениям педагогических работников образовательных ФИО1 по профилю работы методиста; организация и проведение городских конкурсов, практические и семинарские занятия, семинары по обмену опытом, выездные семинары, консультации, круглые столы и заседания творческих групп педагогов.
Консультационная деятельность включает в себя организацию консультационной работы для педагогических работников образовательных ФИО1.
Согласно разделу 5 Должностной инструкции методист МБУ « Методический центр» назначается и освобождается от занимаемой должности приказом ФИО1 МБУ « Методический центр », непосредственно подчиняется заместителю ФИО1 МБУ « Методический центр ».
По своим должностным обязанностям методист в соответствии с разделом 6 Должностной инструкции планирует и организует, в том числе : проведение мониторинга информационных, методических потребностей педагогов муниципальных образовательных ФИО1; методическую помощь городским и школьным методическим объединениям работников образования в организации работы и формировании учебных планов программ, информационно- методических и дидактических материалов работу временных внутришкольных и межшкольных творческих коллективов по актуальным проблемам педагогической деятельности, оказание помощи в организации и содержании работы, в анализе и обобщении результатов ; проведение научно- методических, научно- практически конференций, семинаров, совещаний, олимпиад, конкурсов; принимает участие в работе городских экспертных групп по аттестации педагогических работников, в выработке предложений по совершенствованию аттестации педагогических кадров 4 проводит консультации педагогических работников муниципальных бюджетных образовательных ФИО1 по разработке концепций, содержания, построения образовательных областей и учебных предметов, а так же в определении форм, методов и средств обучения по соответствующим направлениям деятельности; семинары, лекции, выездные мероприятия по использованию новых педагогических ( образовательных) информационно-коммуникативных технологий в учебно- воспитательном процессе муниципальных образовательных ФИО1 и т.д.
В соответствии с пп.1 п.1 Постановления Главного государственного санитарного врача по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 43 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции с охватом не менее 80% от общей численности следующим категориям граждан, подлежащим обязательной вакцинации, указанным в подпунктах 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, - к ДД.ММ.ГГГГ, указанным в подпунктах 1.5, 1.6, - к ДД.ММ.ГГГГ, указанным в подпункте 1.7, - к ДД.ММ.ГГГГ работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания( л.д. 73-74).
Распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям на территории муниципального образования <адрес>» постановлено руководителям структурных подразделений Администрации <адрес>, муниципальных ФИО1, осуществляющих деятельность в сфере, в том числе образования, в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить предоставление списков работающих, подлежащих вакцинации, в медицинские организации по месту их жительства; направление в рабочую группу по организации вакцинации против новой коронавирусной инфекции СОVID- 19 на территории муниципального образования <адрес> подтверждения факта предоставления ими указанных списков в медицинские организации.
В срок до 15.09.2021 обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой короновирусной инфекции подчиненным работникам, за исключением работников переболевших СОVID-19 и вакцинированных не более 6 месяцев, не привитых, имеющих медицинские противопоказания, находящиеся в отпусках по беременности и родам.
Согласно п.1.4 Распоряжения обеспечить предоставление подчиненными работниками непосредственному руководителю соответствующих сведений в 3- дневный срок после получения сведений (сертификатов) о прохождении вакцинации либо сведений о противопоказаниях к прививке( л.д. 67-69).
Распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в Распоряжение Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям на территории муниципального образования <адрес>» внесены изменения ( п.1.2).
Постановлено : обеспечить проведение прививок против новой коронавирусной инфекции подчиненным работникам, за исключением работников переболевших СОVID-19 в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.1.3 Распоряжения № отстранять от работы или переводить на дистанционный режим работы работников, не прошедших вакцинацию против новой коронавирусной инфекции СОVID- 19, за исключением работников имеющих документальное подтвержденные противопоказания к вакцинации против новой коронавирусной инфекции СОVID- 19, в срок установленный п.1.2 Распоряжения
Приказом ФИО1 МБУ « Методический центр» от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COV1D- 19» изданным на основании постановления Главного государственного санитарного врача по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», во исполнение распоряжения Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям на территории муниципального образования <адрес>» работникам МБУ «Методический центр» было в срок до ДД.ММ.ГГГГ пройти вакцинацию против новой коронавирусной инфекции СОVID- 19, в противном случае работники будут отстранены от работы в срок, указанный в п. 1 настоящего приказа.
С приказом истец была ознакомлена, что подтверждено документально.
ФИО1 МБУ « Методический центр» был издан приказ №
116/01-13 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COVID- 19», вносящий изменения в приказ от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с изменениями в приказ, которые были внесены постановлением Главного государственного санитарного врача по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача по <адрес> о проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям от ДД.ММ.ГГГГ №», во исполнение распоряжения Администрации <адрес> от № «О внесении изменений в распоряжение Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №»( л.д. 62).
Согласно данному приказу прохождение вакцинации и предоставление сведений о прохождении вакцинации либо сведений о противопоказаниях к прививке установлено в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Работники, не прошедшие вакцинацию до ДД.ММ.ГГГГ, за исключением работников, имеющих документально подтверждённые противопоказания к вакцинации, отстраняются от работы до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения.
ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 МБУ « Методический центр» представила заявление об отказе в предоставлении сведений, составляющих врачебную тайну, в том чисел о наличии ПЦР –теста на новую коронавирусную инфекцию, сертификата прохождения вакцинации против коронавирусной инфекции справки об антителах к коронавирусу, медотвода и т.д., и несогласие на их разглашение ( л.д. 33).
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ об исполнении функциональных обязанностей, на работников ФИО1 на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ возложены функциональные обязанности согласно приложениям №: Методист ФИО2 в указанный в приказе период : обеспечивает информационное методическое сопровождение педагогических кадров, а так же осуществляет обеспечение информационно-методического сопровождения педагогических кадров в рамках курируемых предметных областей; Консультационную деятельность; координацию деятельности ГМО педагогических работников в рамках курируемых предметных областей; подготовку аналитической информации по проведенным мероприятиям (мастер-классы, семинары, круглые столы); проведение анализа количественных и качественных показателей выполнения итоговых экзаменационных (репетиционных работ);организационно-методическое сопровождение муниципального конкурса «Траектория развития: воспитание через обучение» по предметным направлениям: русский язык, литература, иностранный язык; курирование конкурсов сочинений различного уровня для обучающихся МБ(А)ОУ; формирование и организационно-методическое сопровождение работы секций научно-практической конференции школьников по курируемым предметным направлениям; подготовку заданий для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по курируемым предметным направлениям; проведение анализа количественных и качественных показателей выполнения всероссийских проверочных работ в рамках курируемых предметных областей.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ФИО7 уведомил методиста МБУ « Методический центр» ФИО2 о необходимости пройти вакцинацию первым и вторым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной в срок до ДД.ММ.ГГГГ. При наличии противопоказаний к прививке или для подтверждения факта прохождения вакцинации ранее ( медицинский отвод или сертификат о вакцинации соответственно) предложено незамедлительно представить подтверждающие документы ФИО1 МБУ « Методический центр». Так же истец была предупреждена, что в случае непрохождения вакцинации в установленный сроки, с ДД.ММ.ГГГГ она будет отстранена от работы на период эпиднеблагополучия или до прохождения ею вакцинации. Разъяснено, что на период отстранения от работы заработная плата начисляться не будет ( л.д. 31).
Согласно сведениям листка нетрудоспособности № ФИО2 была нетрудоспособна в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на работу- ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.34).
Установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после уведомления ответчиком истца о необходимости пройти вакцинацию первым и вторым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной в срок до ДД.ММ.ГГГГ либо представить ответчику медицинский отвод или сертификат о вакцинации соответственно истец ФИО2 требования приказа руководителя не выполнила, уведомление - игнорировала и вакцинацию новой коронавирусной инфекции СОVID- 19, сведений о противопоказаниях против вакцинации, медотвод или сертификат о вакцинации руководителю не представила.
Согласно приказу ФИО1 МБУ « Методический центр» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ и до окончания периода эпиднеблагополучия либо прохождения вакцинации отстранена от работы методиста МБУ «« Методический центр». Приказано заработную плату ФИО2 на период ее отстранения от работы не начислять.( л.д 32)
С данным приказом истец ознакомлена, что подтверждается записью истца в приказе о том, что с приказом не согласна.
Истец просит признать данный приказ незаконным.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право: привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами; принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);
Работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров ; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью; своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по устранению выявленных нарушений и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
На основании части третьей статьи 76 ТК РФ отказавшегося от прививки сотрудника работодатель вправе отстранить без сохранения заработной платы.
Согласно части второй статьи 76 ТК РФ, в соответствии с которой работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, работодатель вправе отстранить работника, выразившего отказ от проведения вакцинации, на период эпиднеблагополучия.
Согласно ст.212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе, в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
Руководствуясь изложенными выше нормами законодательства, Трудовым кодексом РФ, положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 715 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", и изложенными выше требованиями нормативных актов, суд исходит из того, что трудовая деятельность истца связана с образовательной деятельностью, истец была уведомлена о необходимости прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции сначала до ДД.ММ.ГГГГ, что зафиксировано в приказе от ДД.ММ.ГГГГ №, позже - в срок до ДД.ММ.ГГГГ, с персональным уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ, вариантов прохождения вакцинации или ее замены, последствий в случае отказа от вакцинации.
Однако ФИО2 в нарушение п.3.1.2, 3.1.4 Правила внутреннего трудового распорядка МБУ « Методический центр», п.3.3.2 Трудового договора с МБУ « Методический центр», отказалась выполнить требования работодателя.
Анализируя материалы дела в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь изложенными выше нормами законодательства, Трудовым кодексом РФ, положениями Федерального закона от 21.11. 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 715 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 125н, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", и изложенными выше требованиями нормативных актов, а также правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1867-О, согласно которой отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлено необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, суд принимает во внимание тот факт, что в силу специфики выполняемой трудовой функции ФИО2 имеет непосредственный, прямой контакт с другими работниками образовательных ФИО1, т.к. трудовая деятельность истца ФИО2 связана с работой в сфере образования, суд находит отстранение истца от работы в связи с неисполнением приказа работодателя от ДД.ММ.ГГГГ, законным и обоснованным. При этом суд учитывает, что истец была уведомлена о необходимости прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции до ДД.ММ.ГГГГ, вариантов прохождения вакцинации или ее замены, последствий в случае отказа от вакцинации. Однако ФИО2 написала отказ в предоставлении сведений о наличии ПЦР - теста на новую коронавирусную инфекцию, сертификата прохождения вакцинации против коронавирусной инфекции, справки об антителах к коронавирусу, медотвода и т.д., что считает относится к врачебной тайне, разглашение которой незаконно.
Суд не принимает данные доводы истца по следующим основаниям. Пункт 1 статьи 23 Конституция Российской Федерации провозглашает, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Вынужденная необходимость разглашения личных и семейных тайн, сведений о частной жизни граждан возникает в трех основных сферах: 1) в области борьбы с преступностью; 2) при защите здоровья граждан; 3) в условиях объявления чрезвычайного и военного положения.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.
Так, законодательством установлены случаи, при которых возможно предоставление сведений, составляющих врачебную тайну.
Согласно пп. 2, 10 п. 4 ст. 13, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается: при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений.
Письмом Министерства труда и социальной защиты РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ г. № доведены "Совместные разъяснения Минтруда России и Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных", согласно которым в постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации определены категории (группы) граждан, так называемых "групп риска", которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей, и должны пройти вакцинацию. При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия. Вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.
В соответствии с п. 6 Приложения к Разъяснениям, в случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации работодатель обязан издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).
Таким образом утверждение истца о том, что предоставление работодателю ПЦР - теста на новую коронавирусную инфекцию COV1D- 19, сертификата прохождения вакцинации против коронавирусной инфекции COV1D- 19, справки об антителах к коронавирусу COV1D- 19, медотвода для прохождения вакцинации против коронавирусной инфекции COV1D- 19, является разглашением врачебной тайны в отношении нее, не основано на нормах изложенного выше законодательства, которое устанавливает, что вынужденная необходимость разглашения личных и семейных тайн, сведений о частной жизни граждан возникает в трех основных сферах: одна из которых при защите здоровья граждан, с целью предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции COV1D- 19 при реальной угрозе распространения данного инфекционного заболевания, что имело место быть в период с 2019 по 2022 год. Анализ изложенных выше доказательств по делу убеждают суд в том, что работодатель оценив данные действия работника ФИО2, который не исполнил требования его приказа от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COV1D- 19», с которым ФИО2 ознакомлена, приказа от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COVID- 19», вносящий изменения в приказ от ДД.ММ.ГГГГ №, с которым ФИО2 ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ, учитывая непредоставление работодателю в срок до ДД.ММ.ГГГГ медицинского отвода, либо сертификата о вакцинации, либо медотвода от вакцинации против новой коронавирусной инфекции СОVID- 19, издал оспариваемый приказ от ДД.ММ.ГГГГ, правомерно отстранил истца ФИО2 от работы в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19, на период с ДД.ММ.ГГГГ и до окончания периода эпидемнеблагополучия либо прохождения вакцинации.
Действия работодателя в сложившейся ситуации суд находит последовательными, основанными на требованиях, предъявляемых в указанный период к руководителю МБУ «Методический центр» Постановлением Главного государственного санитарного врача по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 43 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям на территории муниципального образования <адрес>», в чем подчинении в соответствии со своим ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ находится МБУ «Методический центр», в связи, с чем Приказ № ФИО1 МБУ « Методический центр» ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ об отстранении от работы методиста ФИО2 не имеющую противопоказаний для вакцинации и отказавшуюся от профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции СОVID- 19, с ДД.ММ.ГГГГ, суд находит законным и обоснованным. Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ издан должностным лицом, уполномоченным на его издание и по существу отражает по тексту основание отстранения истца от работы по обстоятельствам, установленным в судебном заседании и в соответствии со ст. 76 ТК РФ.
Поскольку исковые требования ФИО2 о взыскании с ответчика в ее пользу заработной платы за период отстранения от работы в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей, процентов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб. и о компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, в связи с ее отстранением от работы в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19, являются производными от основного требования, в удовлетворении которого суд полагает отказать, то в удовлетворений указанных исковых требований суд так же полагает отказать в полном объеме.
Иных оснований для удовлетворения исковых требований истца о взыскании с ответчика в ее пользу заработной платы за период отстранения от работы в размере <данные изъяты> рублей, процентов в размере <данные изъяты> рублей и компенсации морального вреда в размере 15000 рублей, истцом не заявлено, не доказано и судом не установлено.
При таких обстоятельствах суд полагает отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО2 к муниципальному бюджетному ФИО1 « Методический центр» о признании приказа об отстранении от работы в связи с отказом от прохождения обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции, незаконным, о взыскании заработной платы за период отстранения от работы, процентов за задержку выплаты заработной платы, о взыскании компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Норильский городской суд в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О.<адрес>
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ