УИД: 16RS0048-01-2022-003790-43
Дело №2-2042/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 сентября 2022 года г. Казань
Московский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой Р.Ж.,
при секретаре Мамажановой Ф.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галимуллина Р. Х. к Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» о признании решения незаконным и возложении обязанности включить в реестр семей нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки,
УСТАНОВИЛ:
Галимуллин Р.Х. обратился в суд с иском к МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г. Казани» о признании решения незаконным и возложении обязанности поставить семью Галимуллина Р.Х. на учет в качестве семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки как молодая семья.
Иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет с качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки как молодая семья. ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г. Казани» письменно, исх. № отказала в постановке истца на учет, ссылаясь на пункт 31 постановления Кабинета Министров РТ от 13.07.2020 №587 «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан». Галимуллин Р.Х. считает указанный отказ необоснованным по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 31 вышеуказанного постановления Кабинета Министров РТ от ДД.ММ.ГГГГ № заявитель может реализовать свое право на улучшение жилищных условий в системе социальной ипотеки в соответствии с Законом Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" и настоящим Порядком только один раз, за исключением случая повторного признания органами местного самоуправления молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в связи с увеличением численности состава семьи. Указанный пункт введен в действие Постановлением Кабинета Министров РТ от ДД.ММ.ГГГГ №, то есть после письменного обращения истца к ответчику. В нарушение требований действующего законодательства за пределами 30-ти дневного срока ответа на обращение, Администрация района ДД.ММ.ГГГГ вынесла решение об отказе и обосновала свое решение, ссылаясь на пункт 31 постановления Кабинета Министров РТ от 13.07.2020 №587. В соответствии со ст. 54 Конституции РФ, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. В соответствии со ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Как следует из Постановления Кабинета Министров РТ от 1 марта 2022 года № 189, изменения в Постановления Кабинета Министров РТ от 13.07.2020 г. вводятся с 01.03.2022 г. В постановлении отсутствует пункты, распространяющие его действие к отношениям, возникшим до введения их в действие.
На основании изложенного, истец просит признать решение Главы МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г. Казани» от 19.04.2022 г. об отказе в постановке на учет семьи истца в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки как молодая семья, незаконным; обязать МКУ «Администрацию Кировского и Московского районов Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани» поставить семью Галимуллина Р.Х. на учет в качестве семьи нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки как молодая семья.
В ходе разбирательства по делу истец уточнил заявленные требования, окончательно просил признать незаконным решение НО «ГЖФ при П. РТ» и возложить обязанность на последнего включить семью истца в реестр семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
Определением суда производство по делу к ответчику МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г. Казани» прекращено, в связи с отказом от предъявляемых к указанному ответчику требований о признании решения незаконным и возложении обязанности поставить семью Галиуллина Р.Х. на учет в качестве семьи нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки как молодая семья.
В судебном заседании истец и его представитель уточненные требования поддержали, пояснили, что имеются основания для включения семьи истца в реестр семей нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
Представитель ответчика в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Представитель третьего лица - МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г. Казани» в суд не явился, извещен.
Выслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Статьей 3 Закона Республики Татарстан от 27.12.2004 № 69-ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан» определено, что под социальной ипотекой понимается предоставление гражданам жилья в рассрочку в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к государственной поддержке развития жилищного строительства.
В соответствии со статьей 4 Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" государственная поддержка развития жилищного строительства в Республике Татарстан осуществляется на основе принципов доступности, обеспечения содействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Татарстан реализации жителями Республики Татарстан конституционного права на жилище, платности, срочности, возвратности, адресности государственной поддержки с учетом доходов граждан, обеспечения защиты прав граждан и инвесторов.
Согласно Указу Президента Республики Татарстан №УП-265 от 23 июня 2005 года, Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан – это специализированная организация, осуществляющая реализацию Закона Республики Татарстан "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" в соответствии с предусмотренными уставом фонда предметом, целями деятельности и полномочиями.
В соответствии со статьей 5 Устава Фонда, утвержденного Указом Президента РТ от 30 декабря 2004 года №УП-810 «О мерах по регулированию деятельности Государственного жилищного фонда при Президенте РТ» предметом деятельности Фонда является действия, направленные на обеспечение развития жилищного строительства в Республике Татарстан, в том числе реализация жилья на принципах социальной ипотеки, ипотечного кредитования граждан и юридических лиц, осуществляемые в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом. Целями деятельности Фонда является развитие жилищного строительства в Республике Татарстан и содействие в обеспечении реализации гражданами их конституционного права на жилище.
Обеспечение жильем молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, осуществляется на условиях, предусмотренных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.07.2020 №587 «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений молодым семьям, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан».
Согласно указанному постановлению уполномоченной организацией по предоставлению жилых помещений является специализированная организация, определяемая в соответствии с Законом Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года №69-ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан».
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 июля 2020 года №587 утвержден Порядок предоставления жилых помещений молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан (далее - Порядок).
С учетом положений п. 4 и п. 5 указанного Порядка заявитель подает заявление в орган местного самоуправления по месту жительства согласно приложению N 1 к настоящему Порядку с приложением документов, подлежащих представлению заявителем, по перечню согласно приложению N 2 к настоящему Порядку и заполняет анкету заявителя с указанием всех необходимых сведений по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.
Рассмотрение заявлений граждан о постановке на учет молодой семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства заявителя в срок, не превышающий 30 дней со дня подачи заявления. Заявитель уведомляется в получении документов с указанием их перечня и даты получения.
Органы местного самоуправления формируют учетное дело, рассматривают заявления заявителей на общественной жилищной комиссии и выносят решение о постановке на учет молодой семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, либо об отказе.
Заявителю в постановке на учет отказывается в случаях (в редакции, действующей на день подачи обращения заявления):
несоответствия понятию "молодая семья", установленному в пункте 2 настоящего Порядка;
представления документов, которые не подтверждают права постановки на учет молодой семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, в соответствии с условиями, установленными пунктом 3 настоящего Порядка;
отсутствия необходимых обосновывающих документов, прилагаемых к заявлению по перечню согласно приложению N 2 к настоящему Порядку, и полноты их заполнения;
выявления недостоверных сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 1 марта 2022 года №189 «О внесении изменений в отдельные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан» внесены изменения в Порядок предоставления жилых помещений молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.07.2020 N 587 "Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан".
Пункт 5 изложен в следующей редакции:
Органы местного самоуправления формируют учетное дело, рассматривают заявления заявителей на общественной жилищной комиссии и выносят решение о постановке на учет молодой семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, либо об отказе.
Заявителю в постановке на учет отказывается в случаях:
несоответствия понятию "молодая семья", установленному в пункте 2 настоящего Порядка;
представления документов, которые не подтверждают права постановки на учет молодой семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, в соответствии с условиями, установленными пунктом 3 настоящего Порядка;
отсутствия документов, подлежащих представлению заявителем в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку, и полноты их заполнения;
выявления недостоверных сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах;
наличия задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
неполной оплаты стоимости приобретенного ранее по федеральным и республиканским программам по обеспечению жильем отдельных категорий граждан жилого помещения по заключенным со специализированной организацией договорам, в том числе неполного возврата целевого денежного займа по заключенному со специализированной организацией договору в целях его оплаты;
повторного участия в программе социальной ипотеки для молодых семей, за исключением случая, указанного в пункте 31 настоящего Порядка.
Решения о постановке на учет молодой семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, либо об отказе в ней принимаются в форме распоряжения, утверждаемого руководителем органа местного самоуправления, согласно приложениям N 6 и N 7 к настоящему Порядку.
Основанием регистрации учетного дела является распоряжение руководителя органа местного самоуправления с присвоением заявителю уникального учетного кода.
Копию распоряжения руководителя органа местного самоуправления о регистрации учетного дела, утвержденную карточку учета семьи по установленной форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку с приложением анкеты заявителя органы местного самоуправления направляют в специализированную организацию в 30-дневный срок со дня постановки на учет. Передача указанных документов осуществляется на бумажных носителях в документальном виде и (или) в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
В Порядок введен пункт 31, в соответствии с которым заявитель может реализовать свое право на улучшение жилищных условий в системе социальной ипотеки в соответствии с Законом Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" и настоящим Порядком только один раз, за исключением случая повторного признания органами местного самоуправления молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в связи с увеличением численности состава семьи.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Галимуллин Р.Х. обратился в МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г. Казани» с заявлением о постановке на учет его семьи в составе шести человек в качестве молодой семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
Рассмотрев указанное заявление и представленные истцом документы, Галимуллин Р.Х. с семьей в составе шести человек включен в список молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, что подтверждается выпиской из распоряжения главы Администрации Кировского и Московского районов ИКМО г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с действующим порядком орган местного самоуправления в лице МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г. Казани» направил документы в специализированную организацию - Некоммерческую организацию «Государственный жилищный фонд при П. Республики Татарстан».
Рассмотрев указанные документы, ответчик сообщил о невозможности включения семьи Галимуллина Р.Х. в Реестр семей, поскольку вышеуказанная семья состоит на учете по программе социальной ипотеки для молодых семей под учетным номером №, осуществлен выбор квартиры.
Посчитав свои права нарушенными, истец обратился в суд с вышеназванными требованиями.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ранее, а именно ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Галимуллина Р.Х. его семья в составе шести человек, в том числе заявитель Галимуллин Р.Х., супруга - Галимуллина А.В., дети – Галимуллин К.Р., Галимуллин Р.Р., Галимуллин Р.Р., Галимуллин Р.Р. приняты на учет молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
ДД.ММ.ГГГГ между Фондом и семьей Галимуллиных заключен договор социальной ипотеки №, по условиям которого гражданину (истцу) предоставляет право выбора, право «использования», и возможность получения права собственности на проинвестированную специализированной некоммерческой организацией «будущую собственную квартиру». Оформление права собственности за гражданином осуществляется на основании справки стороны о выплате пая, выдаваемой после зачисления на расчетный счет Фонда 100% платежей за будущую собственную квартиру, поступающих в виде задатков.
ДД.ММ.ГГГГ истцом подписан протокол участия, выбора и передачи «будущей собственной квартиры» гражданина, согласно которому на основании конкурса семьей Галимуллиных была выбрана квартира общей площадью 82,7 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ответчиком, договор социальной ипотеки семьей истца исполнен, пай за квартиру выплачен.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истец реализовал свое право на улучшение жилищных условий в системе социальной ипотеки, приобрел жилое помещение в г. Казани, в связи с чем оснований для включения семьи в Реестр специализированной организации не имеется.
Суд считает, что несвоевременное рассмотрение органом местного самоуправления заявления о постановке на учет не может являться основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку постановка на учет не влечет признание права семьи на получение жилья в рамках указанной программы.
В соответствии с пунктом 9 Порядка право на улучшение жилищных условий молодой семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, возникает с момента включения в реестр специализированной организации, о чем специализированная организация письменно извещает заявителей в 10-дневный срок, исчисляемый в рабочих днях, а также о необходимости заключения договора со специализированной организацией в 90-дневный срок со дня получения уведомления о включении в реестр специализированной организации.
Кроме того, в случае своевременного рассмотрения органом местного самоуправления заявления Галимуллина Р.Х. в течение 30-дневного срока, то вопрос о включении семьи в реестр семей специализированной организации разрешался бы в период действия Порядка в редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 1 марта 2022 года №189, не предусматривающий возможность повторной постановки на учет в том же составе семьи.
По вышеизложенным обстоятельствам подлежат отклонению доводы истца о невозможности применения к возникшим правоотношениям Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ №.
При таких обстоятельствах, поскольку истец единожды улучшил свои жилищные условия, количество членов семьи Галимуллина Р.Х. не изменилось, оснований для признания действий Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» незаконными и включения семьи истца в Реестр Фонда не имеется, а потому требования Галимуллина Р.Х. подлежат отклонению.
Доводы истца о том, что нуждаемость в улучшении жилищных условий не отпала в связи с предоставлением ранее квартиры с площадью менее учетной нормы не могут быть приняты во внимание, поскольку истцу была предоставлена возможность право выбора квартиры, о чем свидетельствует подписанный сторонами протокол участия, выбора и передачи «будущей собственной квартиры» гражданина от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе, распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░.