Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-783/2022 ~ М-161/2022 от 17.01.2022

Копия

№ 2-783/2022

70RS0004-01-2022-000207-37

Решение

Именем Российской Федерации

09 февраля 2022 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Глинской Я.В.

при секретаре Тимофеевой О.С.,

с участием представителя процессуального истца - помощника прокурора Ленинского района г. Томска Терентьевой Е.А., материальных истцов Соколовой Л.А., Соколова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов Соколовой ФИО15, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Шмальца А.А., Соколова Д.А., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Соколовой Д.Д. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о внеочередном предоставлении жилья,

установил:

Прокурор Ленинского района г. Томска обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов Соколовой Л.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Шмальца А.А., Соколова Д.А, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Соколовой Д.Д., к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска с учетом заявления в порядке ст.39 ГПК РФ о возложении обязанности предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 79,7 кв.м., состоящее не менее чем из трех комнат в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен жилого помещения , расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований указано, что жилое помещение , расположенное по адресу: <адрес>, относится к объектам муниципальной собственности. Нанимателем квартиры является Соколова Л.А. На основании заключения Межведомственной комиссии постановлением администрации г.Томска от 09.11.2020 № 2436 указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, на администрацию Советского района г.Томска возложена обязанность по расселению граждан в срок до 31.12.2030. Поскольку на администрацию г.Томска возложена обязанность по предоставлению жилья по договору социального найма взамен аварийного и подлежащего сносу и такая обязанность не исполнена, прокурор на основании заявления материальных истцов о защите их жилищных прав в судебном порядке, обратился с иском в суд.

Определением Советского районного суда г. Томска от 09.02.2022 принят отказ от исковых требований Струковой Ю.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Струкова Р.Д., о возложении обязанности предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение взамен жилого помещения , расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель процессуального истца, истцы Соколова Л.А., Соколов Д.А поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Истец Соколова Л.А. в судебном заседании дополнительно пояснила, что в квартире по адресу: <адрес> проживает совместно с сыном. Состояние дома является аварийным и небезопасным для проживания, иного жилья нет, все истцы являются малоимущими.

Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явился, своего представителя не направил.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статья 40).

Согласно ст.2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч.1 ст.60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

В силу ч.2, 4 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес>, занимаемое материальными истцами, относится к муниципальному жилищному фонду.

Из сообщения администрации Ленинского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Ленинского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным распоряжением главы администрации Ленинского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ , Соколова Л.А. признана нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, вместо ФИО11

Согласно справке паспортного стола ООО «Правобережная» от ДД.ММ.ГГГГ в квартире по адресу: <адрес>, зарегистрированы Соколова Л.А. (наниматель), Шмальц А.А. (сын), Соколов Д.А. (брат), Соколова Д.Д. (племянница).

В соответствии со свидетельством о рождении серии от ДД.ММ.ГГГГ Шмальц А.А. является сыном Соколовой Л.А.

Согласно свидетельству о рождении серии от ДД.ММ.ГГГГ Соколова Д.Д. является дочерью Соколова Д.А.

Согласно ст.54 Жилищного кодекса РФ наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи.

Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи (статья 53) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.

Таким образом, представленными доказательствами подтверждается и не оспаривается стороной ответчика факт вселения истцов в спорное жилое помещение в установленном законом порядке и осуществление ими пользования данным жилым помещением по договору социального найма.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).

Согласно сообщению администрации Ленинского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ решением общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ Соколова Л.А. с составом семьи: Струкова Ю.В., Шмальц А.А., Соколов Д.А., Соколов Д.Д., Струков Р.Д. признаны малоимущими гражданами в соответствии с Законом Томской области «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» от 11.08.2005 № 130-ОЗ и включены в единый список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, а также в отдельный список граждан, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке не пригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 Жилищного кодекса РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с постановлением мэра г. Томска № 95 от 28.02.2006 создана Межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации города Томска.

Заключением межведомственной комиссии от 09.11.2020 № 2436, утвержденным постановлением администрации г. Томска от 24.11.2020 № 1023, многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 3 указанного постановления на администрацию Советского района г. Томска возложена обязанность в срок не позднее 31.12.2030 совместно с комитетом жилищной политики администрации города Томска принять меры к отселению жильцов многоквартирного дома по адресу: <адрес>.

Учитывая, что вышеуказанный жилой дом признан решением органа местного самоуправления непригодным для проживания, которое не оспорено и незаконным не признано, материальные истцы состоят на учете нуждающихся в жилом помещении и признаны малоимущими, у органа местного самоуправления в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ возникла обязанность предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма.

Предоставление жилого помещения гражданину, обладающему в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно с соблюдением требований ст.89 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ст.86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу ч.1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч.5 ст.57, ст.58 Жилищного кодекса РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст.55 ЖК РФ).

Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи с признанием дома непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Внеочередной порядок предоставления жилья своей целью имеет именно скорейшее устранение угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих требованиям безопасности.

И исходя из правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики и по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Проанализировав представленные сторонами доказательства, свидетельствующие о недопустимом, опасном аварийном состоянии занимаемого материальными истцами жилого помещения на протяжении уже длительного времени, суд приходит к выводу, что поскольку дом по указанному адресу признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, а, следовательно, проживание в нем является опасным для жизни и здоровья граждан, требования процессуального истца о предоставлении истцам взамен занимаемого другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма является обоснованным.

При этом доказательств принятых органом местного самоуправления мер по выполнению противоаварийных мероприятий, установке мониторинга за несущими конструкциями жилого дома, исключении пребывания людей в опасных аварийных помещениях жилого дома, суду не представлено.

Статьями 57, 87, 89 Жилищного кодекса РФ установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.

В данном случае жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным. Предоставление жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует указанной категории граждан условия проживания, которые не могут быть ухудшены по сравнению с прежними, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

Предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. При этом, если наниматель занимал отдельную квартиру или несколько комнат, то при переселении он вправе потребовать предоставления ему отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, независимо от возможного превышения норм предоставления жилья.

При определении площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцам, суд исходит из следующего.

Как следует из технического паспорта на жилой дом <адрес>, выписки из реестра муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ квартира общей площадью 79,7 кв.м состоит из трех жилых комнат.

Таким образом, Соколовой Л.А., Шмальц А.А., Соколову Д.А, Соколовой Д.Д., должно быть во внеочередном порядке по договору социального найма предоставлено благоустроенное жилое помещение, расположенное в пределах территории муниципального образования «город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, состоящее не менее чем из трех комнат, общей площадью не менее 79,7 кв.м.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

требования прокурора Ленинского района г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов Соколовой Л.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Шмальца А.А., Соколова Д.А., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Соколовой Д.Д. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о внеочередном предоставлении жилья удовлетворить.

Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска предоставить Соколовой Л.А., Шмальц А.А., Соколову Д.А., Соколовой Д.Д. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 79,7 кв.м., состоящее не менее чем из трех комнат в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен жилого помещения , расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

           

...

...

Судья Я.В. Глинская

...

...

...

2-783/2022 ~ М-161/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Струкова Юлия Васильевна
Струков Роман Дмитриевич
Соколова Любовь Александровна
Соколова Дарина Дмитриевна
Мальц Александр Алеексеевич
Соколов Дмитрий Александрович
прокурор Ленинского района г.Томска
Ответчики
Муниципальное образование Город Томск в лице Администрации г.Томска
Суд
Советский районный суд г. Томска
Судья
Глинская Я.В.
Дело на странице суда
sovetsky--tms.sudrf.ru
17.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.01.2022Передача материалов судье
19.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2022Подготовка дела (собеседование)
01.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.02.2022Судебное заседание
16.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.12.2022Дело оформлено
06.12.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее