Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-163/2024 ~ М-135/2024 от 04.04.2024

УИД 22RS0042-01-2024-000195-67

Дело №2-163/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 мая 2024 г. с. Родино

Родинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Бауэр И.В.,

при секретаре Мошляк С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Родинского района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Степновская средняя общеобразовательная школа», Администрации Родинского района об обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Родинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Степновская средняя общеобразовательная школа», Администрации Родинского района об обязании совершить действия, в котором указал следующее.

В соответствии с заданием прокуратуры края прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере государственной политики в области патриотического воспитания граждан, в результате которой установлено, что в нарушение требований ст.ст. 1, 11, 12 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.12.1999 №1441 МБОУ «Степновская СОШ» не оснащено необходимой учебно-материальной базой, а именно отсутствуют:

предметный кабинет в МБОУ «Степновская СОШ», в «Степнокучукская СОШ» филиала МБОУ «Степновская СОШ»;

спортивный городок с элементами полосы препятствий в «Степнокучукская СОШ» филиала МБОУ «Степновская СОШ», в «Покровская СОШ» филиала МБОУ «Степновская СОШ»;

учебные и наглядные пособия в «Степнокучукская СОШ» филиала МБОУ «Степновская СОШ».

В целях устранения нарушений прокуратурой района 16.02.2024 внесено представление руководителю МБОУ «Степновская СОШ», которое рассмотрено, но не удовлетворено, поскольку не решен вопрос о выделении из районного бюджета денежных средств на указанные цели.

Отсутствие в МБОУ «Степновская СОШ» необходимой учебно-материальной базы делает невозможным обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении, что, в свою очередь, нарушает интересы государства, неопределенного круга лиц.

На основании изложенного прокурор Родинского района просит:

обязать МБОУ «Степновская средняя общеобразовательная школа» обеспечить оснащение образовательного учреждения предметным кабинетом, учебными и наглядными пособиями, спортивным городком с элементами полосы препятствий в соответствии с Инструкцией об организации обучения граждан Российской Федерации начальными знаниями в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра обороны РФ №96, Минобрнауки РФ №134 от 24.02.2010;

обязать Администрацию Родинского района Алтайского края осуществить финансирование МБОУ «Степновская средняя общеобразовательная школа» в целях обеспечения условий для оснащения образовательного учреждения предметным кабинетом, учебными и наглядными пособиями, спортивным городком с элементами полосы препятствий в соответствии с Инструкцией об организации обучения граждан Российской Федерации начальными знаниями в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра обороны РФ №96, Минобрнауки РФ №134 от 24.02.2010.

В судебном заседании прокурор Родинского района Алтайского края Полянский Н.А. на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме, в качестве их обоснования привел доводы, аналогичные указанным в иске, не возражал против предоставления ответчикам отсрочки исполнения решения суда на срок 1 год.

Представитель ответчиков МБОУ «Степновская средняя общеобразовательная школа», Администрации Родинского района, представитель третьего лица Комитета по образованию Родинского района Гугля И.И. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что в учебном учреждении действительно отсутствуют в соответствии с требованиями законодательства предметный кабинет, учебные и наглядные пособия, спортивный городком с элементами полосы препятствий в связи с отсутствием необходимого финансирования, просил предоставит отсрочку исполнения решения суда на срок 1 год.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает обязательную подготовку к военной службе.

Статьей 11 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что обязательная подготовка гражданина к военной службе включает в себя в том числе: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций; военно-патриотическое воспитание.

Согласно ст.12 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.

Образовательная программа, в силу ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.

Средствами обучения и воспитания являются приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.1999 №1441 утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе (далее – Положение), пунктом 1 которого установлено, что подготовка граждан к военной службе организуется в соответствии с федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «Об образовании в Российской Федерации», настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами и предусматривает обязательную и добровольную подготовку.

Финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с п.2 Положения обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает, в том числе: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций; военно-патриотическое воспитание.

Получение начальных знаний об обороне, включая приобретение навыков в области гражданской обороны, осуществляется в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах (п.3 Положения).

В соответствии с п.4 Положения граждане мужского пола получают начальные знания в области обороны в соответствии с примерной программой обучения, согласованной с Министерством обороны Российской Федерации.

Пунктом 5 Положения установлено, что подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования в течение последних 2 лет обучения и в учебных пунктах.

Подготовка граждан по основам военной службы проводится в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (п.6 Положения).

В силу п.27 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления: организуют и обеспечивают проведение подготовки граждан по военно-учетным специальностям; осуществляют контроль за состоянием учебно-материальной базы профессиональных образовательных организаций; представляют в органы военного управления заявки на получение, ремонт и списание вооружения, техники и имущества, необходимых для подготовки граждан по военно-учетным специальностям.

Приказом Министра обороны РФ №96, Минобрнауки РФ №134 от 24.02.2010 утверждена Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах (далее – Инструкция).

В соответствии с п.3 Инструкции задачами обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы являются: формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы; воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее вооруженным силам; изучение гражданами основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, о воинской обязанности и воинском учете, об обязательной и добровольной подготовке к военной службе, о прохождении военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту), о пребывании в запасе, о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе; приобретение навыков в области гражданской обороны; изучение основ безопасности военной службы, устройства и правил обращения со стрелковым оружием, основ тактической, строевой подготовок, сохранения здоровья и военно-медицинской подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и населения; практическое закрепление полученных знаний в ходе учебных сборов; проведение военно-профессиональной ориентации на овладение военно-учетными специальностями и выбор профессии офицера.

Согласно п.11 Инструкции руководители образовательных учреждений организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы; обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы; организуют работу в образовательном учреждении по военно-патриотическому воспитанию граждан.

В образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) (п.14 Инструкции).

В судебном заседании установлено, что МБОУ «Степновская СОШ» является муниципальным образовательным учреждением, к видам деятельности которого относится: начальное общее, основное общение и среднее общее образование. «Степнокучукская СОШ» и «Покровская СОШ» являются филиалами МБОУ «Степновская СОШ».

Учредителями МБОУ «Степновская СОШ», согласно выписке из ЕГРЮЛ, являются комитет по образованию Администрации Родинского района и МО Родинский район Алтайского края, от имени которого выступает Комитет по образованию Родинского района.

Прокуратурой Родинского района проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере государственной политики в области патриотического воспитания граждан, в ходе которой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства образовательное учреждение МБОУ «Степновская СОШ», включая филиалы, не оснащено необходимой учебно-материальной базой, а именно отсутствуют:

предметный кабинет в МБОУ «Степновская СОШ», в филиале «Степнокучукская СОШ»;

спортивный городок с элементами полосы препятствий в филиалах «Степнокучукская СОШ», «Покровская СОШ»;

учебные и наглядные пособия в филиале «Степнокучукская СОШ».

Факт выявленный нарушений подтверждается также ответом комитета по образованию Родинского района от 31.01.2021 №21 (л.д.7-10).

По результатам проверки директору МБОУ «Степновская СОШ» 16.02.2024 внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере патриотического воспитания граждан.

Однако, как следует из ответа МБОУ «Степновская СОШ» на вышеуказанное представление, выявленные нарушения в полном объеме не устранены (л.д.12). Как следует из объяснения представителя ответчика, причиной выявленных нарушений является отсутствие необходимого финансирования.

Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

При этом, исходя из содержания ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы местного значения представляют собой вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно ч.2 ст.18 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Поскольку отсутствие в МБОУ «Степновская СОШ» необходимой учебно-материальной базы делает невозможным обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении в соответствии с образовательными стандартами, что, в свою очередь, нарушает интересы государства, неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Родинского района в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с частями 1 и 2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд полагает необходимым в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчикам МБОУ «Степновская СОШ», Администрации Родинского района срок для устранения выявленных нарушений в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ №96, ░░░░░░░░░░░ ░░ №134 ░░ 24.02.2010.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ №96, ░░░░░░░░░░░ ░░ №134 ░░ 24.02.2010.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ – 1 ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░                                         ░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16.05.2024.

2-163/2024 ~ М-135/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Родинского района
Ответчики
Администрация Родинского района Алтайского края
МБОУ "Степновская средняя общеобразовательная школа"
Другие
Комитет по образованию Родинского района
Суд
Родинский районный суд Алтайского края
Судья
Бауэр Ирина Викторовна
Дело на сайте суда
rodinsky--alt.sudrf.ru
04.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2024Передача материалов судье
05.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2024Судебное заседание
16.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.06.2024Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее