Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1095/2023 ~ М-894/2023 от 27.07.2023

                                                                                                                 Дело № 2-1095/2022

УИД: 24RS0018-01-2023-001188-40

                                                        ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 ноября 2023 года                                                                                 г. Зеленогорск

Зеленогорский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Петуховой М.В., с участием

представителя истца старшего помощника прокурора ЗАТО г. Зеленогорска Ермакова А.В.,

при секретаре Клитенкович М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Зеленогорск, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к АО «Цинк Актив» о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор ЗАТО г. Зеленогорск, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к АО «Цинк Актив», в котором просит признать незаконным бездействие АО «Цинк Актив» по устранению нарушений законодательства в сфере природопользования, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и безопасности гидротехнических сооружений, при эксплуатации гидротехнических сооружений: шламовых полей-земляных котлованов и сети трубопроводов, расположенных в городе Зеленогорске на земельном участке с кадастровым номером (кадастровый квартал ), севернее промышленной площадки «Сибволокно»; возложить на АО «Цинк Актив» обязанность в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства, а именно: разработать и утвердить в Ростехнадзоре декларацию безопасности гидротехнических сооружений; организовать системный мониторинг показателей состояния гидротехнических сооружений, природных и техногенных воздействий, представить в Ростехнадзор результаты натуральных наблюдений и оценки безопасности гидротехнических сооружений; организовать и выполнить мероприятия по ликвидации кустарниковой и травянистой растительности на территории, прилегающей к гидротехническим сооружениям; представить в Ростехнадзор актуальные критерии безопасности гидротехнических сооружений, согласовать правила их эксплуатации, разработанные в соответствии с Требованиями к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), утвержденными приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 462; произвести и согласовать с Ротсехнадзором расчет величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС, в соответствии с Правилами определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2020 № 1596; провести аттестацию работников АО «Цинк Актив» по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в объеме требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с порядком, установленным ст. 9.1 Федерального закона № 117-ФЗ, Положением об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 № 1365; выполнить и представить в Ротсехнадзор расчет вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнических сооружений в соответствии с Методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденной приказом Ростехнадзора от 10.12.2020 № 516; внести сведения о гидротехнических сооружениях, находящихся в собственности АО «Цинк Актив», в Российский регистр гидротехнических сооружений.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой ЗАТО г. Зеленогорск проведена проверка соблюдения законодательства в сфере гидротехнических сооружений АО «Цинк Актив» и установлено, что в собственности АО «Цинк Актив» находятся гидротехнические сооружения, состоящие из шламовых полей-земляных котлованов площадью 374080 кв.м., сети трубопроводов от шламовых полей до промышленной площадки «Сибволокно» протяженностью 7379,3 м и сети трубопроводов осветленной воды от шламовых полей до промышленной площадки «Сибволокно» протяженностью 6930,4 м (далее - гидротехнические сооружения, ГТС). Гидротехнические сооружения находятся на земельном участке с кадастровым номером (кадастровый квартал ), расположенным в городе Зеленогорске, севернее промышленной площадки «Сибволокно» (<адрес>). Также АО «Цинк Актив» является организацией, эксплуатирующей ГТС. Информация о ликвидации или консервации ГТС в Ростехнадзор и прокуратуру города от собственника не поступала. Указанные ГТС относятся к гидротехническим сооружениям (дамбам), ограждающим хранилища жидких (цинкосодержащих) отходов промышленных организаций. Обеспечение безопасности ГТС осуществляется, в том числе, на основании представления деклараций безопасности гидротехнических сооружений. В нарушение указанных требований закона ГТС эксплуатируются АО «Цинк Актив» без утвержденной Ростехнадзором декларации безопасности. Собственник ГТС обязан обеспечить контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения. В нарушение указанных требований закона АО «Цинк Актив» не проводится мониторинг показателей состояния ГТС. Не проведен анализ данных натурных наблюдений, по результатам которого должна производиться оценка состояния ГТС. На момент проверки имеется зарастание прилегающих к ГТС территорий кустарниковой и травянистой растительностью. Собственник ГТС обязан обеспечить разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией. Требования к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений утверждены приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 462. В нарушение указанных требований закона АО «Цинк Актив» мероприятия по разработке критериев безопасности ГТС не выполняются. ГТС эксплуатируется АО «Цинк Актив» без разработанных и согласованных с Ростехнадзором правил эксплуатации ГТС. Собственник ГТС обязан создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности. АО «Цинк Актив» расчет величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС не выполнен. Собственник ГТС обязан обеспечить проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В нарушение указанных требований закона АО «Цинк Актив» аттестация работников по вопросам безопасности ГТС в объеме требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений не поведена. АО «Цинк Актив» не выполнен расчет вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии ГТС, разработанный в соответствии с Методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденной приказом Ростехнадзора от 10.12.2020 №516. АО «Цинк Актив» не приняты меры к внесению сведений о ГТС в Российский регистр гидротехнических сооружений. В отношении АО «Цинк Актив» имеется действующее предписание Енисейского управления Ростехнадзора. Вместе с тем, меры к устранению выявленных нарушений АО «Цинк Актив» не принимаются. В ходе дополнительных проверочных мероприятий установлено, что нарушения, указанные в предписании Ростехнадзора, собственником не устранены. Несоблюдение АО «Цинк Актив» законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и безопасности гидротехнических сооружений может привести к ее разрушению, загрязнению химическими веществами прилегающей территории и подземных вод, возникновению угрозы здоровью граждан и ухудшению экологической ситуации на территории городского округа.

Третьи лица Енисейское управление Ростехнадзора, Администрация ЗАТО г. Зеленогорск, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, на рассмотрение дела представителей не направили, мнение относительно исковых требований не выразили.

В соответствии с частью 1 статьи 233 ГПК РФ суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в порядке заочного производства, о чем вынес определение.

В судебном заседании представитель истца Ермаков А.В. иск поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Основные требования безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации ГТС, обязанности органов государственной власти, собственников ГТС и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности ГТС установлены Федеральным законом от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ под гидротехническими сооружениями понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. Собственниками гидротехнического сооружения являются Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением. Под эксплуатирующей организацией понимается государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений, который формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ указано, что обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

В силу ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны, в том числе: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении; обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Собственник ГТС и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти установлен Положением о декларировании гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.11.2020 № 1892.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.

В соответствии с п. 6 Положения декларировании гидротехнических сооружений к декларации безопасности прилагаются: сведения о гидротехническом сооружении, необходимые для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, форма представления которых утверждается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации; акт регулярного обследования гидротехнического сооружения, составленный комиссией по регулярному обследованию по форме, утверждаемой Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией; расчет вероятного вреда, определяемый в соответствии с Правилами определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2020 г. № 1596 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения»; критерии безопасности гидротехнического сооружения и пояснительная записка к ним.

В ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ указано, что собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования гражданской ответственности.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются, в том числе невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения или проведения государственной экспертизы проектной документации гидротехнических сооружений или государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений; невыполнение предписаний органов государственного надзора; нарушение обязательных требований при проектировании, строительстве, эксплуатации, капитальном ремонте, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений; непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью;

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из материалов дела, прокуратурой ЗАТО г. Зеленогорск проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений.

В результате проверки установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ в собственности АО «Цинк Актив» по адресу: Россия, Красноярский край, г. Зеленогорск, севернее основного производства ОАО «Сибволокно» находятся гидротехнические сооружения с кадастровым номером , состоящие из шламовых полей - земляных котлованов (лит. 63) площадью 374080,1 кв.м, сети трубопроводов от шламовых полей до промышленной площадки «Сибволокно» (лит. 59) протяженностью 7379,3 м и сети трубопроводов осветленной воды от шламовых полей до промплощадки «Сибволокно» (лит. 60) протяженностью 6930,4 м, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

По информации Ростехнадзора ГТС, находящиеся во владении АО «Цинк Актив», эксплуатируются без утвержденной декларации безопасности гидротехнических сооружений, сведения о нем не внесены (обновлены) в Российском регистре гидротехнических сооружений, отсутствует разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения, АО «Цинк Актив» не привлекало представителей Ростехнадзора и его территориальных органов для участия в регулярных обследованиях ГТС, правила эксплуатации ГТС Енисейским управлением Ростехнадзора не согласовывались, работники АО «Цинк Актив» не проходили аттестацию по вопросам безопасности ГТС в территориальной аттестационной комиссии Ростехнадзора.

В соответствии с предостережением Ростехнадзора о недопустимости нарушения обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ , полученным АО «Цинк Актив» ДД.ММ.ГГГГ, АО «Цинк Актив» необходимо в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить соблюдение следующих обязательных требований: согласовать в Енисейском управлении Ростехнадзора правила эксплуатации ГТС; провести регулярное обследование ГТС; представить в орган надзора декларацию безопасности ГТС, прошедшую экспертизу в установленном порядке, для дальнейшего внесения (обновления) сведений в Регистре и получения разрешения на эксплуатацию ГТС; обеспечить прохождение работниками аттестации по вопросам безопасности ГТС; подвергнуть ГТС комплексному анализу с оценкой их прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности.

Возражений, либо уведомлений об исполнении указанного предостережения в Ростехнадзор не поступало.

Письмом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ АО «Цинк Актив» предложено осуществить направление сведений об исполнении указанного предостережения.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором ЗАТО г. Зеленогорска вынесено решение о проведении проверки исполнения АО «Цинк Актив» законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений, срок проведения проверки установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение о проведении проверки в АО «Цинк Актив» в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ данное решение получено АО «Цинк Актив».

В справке государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями от ДД.ММ.ГГГГ отражено, что в ходе проверочных мероприятий АО «Цинк Актив» большинство выявленных нарушений аналогичны предписанию Управления -ГТС и предостережению о недопустимости нарушения обязательных требований.

Постановлением прокурора ЗАТО г. Зеленогорск от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении в отношении АО «Цинк Актив» по ст. 9.2 КоАП РФ за нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений.

Постановлением .Юл о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным должностным лицом Енисейского межрегионального управления Ростехнадзора, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, АО «Цинк Актив» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Указанным вступившим в законную силу постановлением установлено, что АО «Цинк Актив»:

- в нарушение ст. 8, ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ эксплуатирует ГТС без утвержденной Ростехнадзором декларации безопасности;

- в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ не проводит мониторинг показателей состояния ГТС, не проводит анализ данных натурных наблюдений, по результатам которого должна производиться оценка состояния ГТС, допустило зарастание прилегающих к ГТС территорий кустарниковой и травянистой растительностью;

- в нарушение ч. 6 ст. 4, п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ мероприятия по разработке критериев безопасности ГТС не выполняет, ГТС эксплуатирует без разработанных и согласованных с Ростехнадзором правил эксплуатации ГТС;

- в нарушение п. 7 ч. 1 ст. 9, ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ расчет величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС не выполняет;

- в нарушение ст. 8, ч. 16 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ аттестацию работников по вопросам безопасности ГТС в объеме требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений не провело;

- в нарушение ч. 15 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ не приняло мер к внесению сведений о ГТС в Российский регистр гидротехнических сооружений.

Непринятие ответчиком на протяжении длительного времени мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений может повлечь непредсказуемые последствия для окружающей среды, нарушает гарантированные статьями 42 Конституции РФ, статьями 3, 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьей 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на безопасную среду обитания и условия жизнедеятельности, на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения природных и техногенных происшествий.

    С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований прокурора ЗАТО г. Зеленогорск в интересах неопределенного круга лиц к АО «Цинк Актив» о понуждении к совершению действий в части разработки и утверждения в Ростехнадзоре декларации безопасности гидротехнических сооружений, организации системного мониторинга показателей состояния гидротехнических сооружений, природных и техногенных воздействий, представления в Ростехнадзор результатов натуральных наблюдений и оценки безопасности гидротехнических сооружений, организации и выполнения мероприятий по ликвидации кустарниковой и травянистой растительности на территории, прилегающей к гидротехническим сооружениям, представлению в Ростехнадзор актуальных критериев безопасности гидротехнических сооружений, согласованию правил их эксплуатации, произведению и согласованию с Ростехнадзором расчета величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС, проведения аттестации работников АО «Цинк Актив» по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, выполнения и представления в Ротсехнадзор расчета вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнических сооружений.

    Вместе с тем требование прокурора об обязании ответчика внести сведения о гидротехническом сооружении в Российский регистр гидротехнических сооружений удовлетворению не подлежит, поскольку п. 7 Приложения № 4 к Постановлению Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации» установлено, что в 2022 и 2023 годах допускается эксплуатация гидротехнического сооружения без внесения сведений в Российский регистр гидротехнических сооружений и соответствующего разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения.

    Кроме того, согласно Письму Ростехнадзора от 01.09.2023 № 00-06-05/1073 «Об отмене разрешительного режима» в связи с вступлением в силу с 1 сентября 2023 г. пунктов 10 и 13 статьи 1 Федерального закона от 29 мая 2023 г. № 191-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» и статью 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешительный режим по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на эксплуатацию гидротехнических сооружений (далее - ГТС) упраздняется.

    Предоставление государственной услуги по выдаче разрешений на эксплуатацию ГТС (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) Ростехнадзором и его территориальными управлениями прекращается.

    Законным основанием для эксплуатации ГТС является наличие действующей декларации безопасности ГТС, утвержденной в установленном порядке, а также наличие записи о ней в реестре деклараций безопасности ГТС с номером, присвоенным с использованием информационной системы «Единый реестр учета лицензий».

    Поскольку на момент вынесения решения норма, обязывающая собственника гидротехнического сооружения обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении, не подлежит применению, на ответчика не может быть возложена обязанность по внесению сведений о гидротехнических сооружениях в Российский регистр гидротехнических сооружений.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание объем подлежащих выполнению мероприятий по устранению нарушений законодательства, часть из которых может быть исполнена только в летний период, с учетом времени, необходимого для решения финансовых и организационных вопросов, исходя из требований соразмерности и пропорциональности, в целях обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателя и должника суд считает необходимым установить ответчику срок для исполнения данного решения суда в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, который, по мнению суда, является разумным и достаточным для исполнения данного решения.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, в силу ст. 333.19 НК РФ с ответчика АО «Цинк Актив» подлежит взысканию в доход местного бюджета муниципального образования г. Зеленогорск Красноярского края государственная пошлина в размере 6000 руб.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194–199, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к АО «Цинк Актив» (ИНН ) о понуждении к совершению действий частично удовлетворить.

    Признать незаконным бездействие АО «Цинк Актив» по устранению нарушений законодательства в сфере природопользования, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и безопасности гидротехнических сооружений при эксплуатации гидротехнического сооружения с кадастровым номером , расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, г. Зеленогорск, севернее основного производства ОАО «Сибволокно», состоящего из шламовых полей - земляных котлованов (лит. 63) площадью 374080,1 кв.м, сети трубопроводов от шламовых полей до промышленной площадки «Сибволокно» (лит. 59) протяженностью 7379,3 м и сети трубопроводов осветленной воды от шламовых полей до промплощадки «Сибволокно» (лит. 60) протяженностью 6930,4 м.

    Возложить на АО «Цинк Актив» обязанность в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения обязательных требований законодательства:

    - разработать и утвердить в Ростехнадзоре декларацию безопасности гидротехнических сооружений;

    - организовать системный мониторинг показателей состояния гидротехнических сооружений, природных и техногенных воздействий;

    - представить в Ростехнадзор результаты натуральных наблюдений и оценки безопасности гидротехнических сооружений;

    - организовать и выполнить мероприятия по ликвидации кустарниковой и травянистой растительности на территории, прилегающей к гидротехническим сооружениям;

    - представить в Ростехнадзор актуальные критерии безопасности гидротехнических сооружений, согласовать правила их эксплуатации, разработанные в соответствии с Требованиями к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), утвержденными приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 462;

- произвести и согласовать с Ростехнадзором расчет величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС, в соответствии с Правилами определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2020 № 1596;

- провести аттестацию работников АО «Цинк Актив» по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с порядком, установленным ст. 9.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», Положением об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 № 1365;

    - выполнить и представить в Ротсехнадзор расчет вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнических сооружений в соответствии с Методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществ) физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденной приказом Ростехнадзора от 10.12.2020 № 516.

Разъяснить, что ответчик вправе подать в Зеленогорский городской суд Красноярского края заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчик может обжаловать заочное решение суда в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Зеленогорский городской суд Красноярского края в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                                                                                                    М.В. Петухова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

2-1095/2023 ~ М-894/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура ЗАТО гор. Зеленогорск
Ответчики
АО "Цинк Актив"
Другие
Администрация ЗАТО г. Зеленогорск
Енисейское управление Ростехнадзора
Устьянцева Екатерина Сергеевна
Суд
Зеленогорский городской суд Красноярского края
Судья
Петухова М.В.
Дело на странице суда
zelen--krk.sudrf.ru
27.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.07.2023Передача материалов судье
27.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.07.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.09.2023Предварительное судебное заседание
23.10.2023Судебное заседание
07.11.2023Судебное заседание
14.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
06.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.12.2023Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
11.12.2023Дело оформлено
12.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее