К делу №2-6117/2023
УИД: 61RS0022-01-2022-005232-44
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 ноября 2023 г. г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Гриценко Ю.А.,
при секретаре Востриковой Л.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Жучков С.В. о приведении в соответствие вида разрешенного использования земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Жучков С.В. обратился в суд с исковым заявлением к ответчику о приведении в соответствие вида разрешенного использования земельного участка, с кадастровым номером №, общей площадью 382кв.м., расположенного по адресу: <адрес>6. В обоснование требований указал следующее. Истец является собственником объекта недвижимости, общей площадью 216 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, который используется для размещения кафе. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке. Указанный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью 382кв.м., в отношении которого был заключен договор аренды от 17.08.2012г. №, сроком с 09.08.2012г. по 08.08.2037г. В соответствии с п. 1.1. договора аренды земельный участок предоставлялся для строительства зала спортивных игр, объектов обслуживания пляжа (медпункта, помещения для спасателей, дежурного милиционера и т.д.). В настоящее время указанный вид разрешенного использования не соответствует виду разрешенного использования, установленному градостроительным регламентом Правил землепользования и застройки <адрес>, в части размещения объектов обслуживания пляжа, а именно: отсутствуют помещения для размещения медпункта, спасателей и дежурного милиционера, при наличии объекта общественного питания, являющегося одним из разновидностей объектов обслуживания пляжа. Кроме того, как указал истец, в настоящее время подготовлена схема раздела вышеуказанного земельного участка для последующей передачи разделенной части с расположенным на ней зданием спасательной станции, находящейся на балансе МАУ "ЦКДД". При этом, при осуществлении кадастрового учета вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать градостроительному регламенту предусмотренному ПЗЗ <адрес>. Указанные обстоятельства послужили основаниям для подачи настоящего иска.
В судебное заседание истец явился, поддержал заявленные требования и просил удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание стороны не явились, извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся сторон в порядке заочного производства.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Жучков С.В. является собственником объекта недвижимости, общей площадью 216 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>6, который используется для размещения кафе. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем сделана запись регистрации № от 20.10.2010г.
Указанный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью 382кв.м., в отношении которого был заключен договор аренды от 17.08.2012г. №, сроком с 09.08.2012г. по 08.08.2037г. В соответствии с п. 1.1. договора аренды земельный участок предоставлялся для строительства зала спортивных игр, объектов обслуживания пляжа (медпункта, помещения для спасателей, дежурного милиционера и т.д.).
При этом, истец использует принадлежащее ему на праве собственности здание в соответствии с основным видом разрешенного использования объекта капитального строительства установленным договором.
В соответствии с пунктом 2 ст.7 Земельного кодекса РФ установлено, что земли указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
В отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о градостроительной деятельности. Правообладателем земельного участка по правилам, предусмотренным федеральным законом, может быть получено разрешение на условно разрешенный вид разрешенного использования.
Основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка не требуется.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса, одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательств.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (постановление от 30.06.2011 N 13-П; определения от 24.12.2013 N 2153-О, от 24.03.2015 N 671-О, от 23.06.2015 N 1453-О, от 28.02.2017 N 443-О, от 28.09.2017 N 1919-О, от 27.09.2018 N 2347-О и др.), данный принцип призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли, каковым целям служат также положения Земельного кодекса (пункт 2 статьи 7 и абзац второй статьи 42) и Гражданского кодекса (пункт 2 статьи 260), возлагающие на собственников земельных участков, включая земли населенных пунктов, обязанность использовать их в соответствии с установленным для них целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Земельный кодекс (подпункт 5 пункта 1 статьи 1) называет среди основных принципов земельного законодательства также принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Этот принцип земельного законодательства и обусловленное им правовое регулирование, как отмечено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.02.2019 N 9-П, объективно предопределены тесной связью земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости. Правовой режим земельного участка и расположенного на нем здания также являются взаимосвязанными и взаимообусловленными.
Принципы единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов и деления земель по целевому назначению, рассматриваемые в системном единстве, позволяют сделать вывод о том, что при строительстве и эксплуатации объектов недвижимости (здания, сооружения, объекты капитального строительства, линейные объекты) должны соблюдаться требования, обусловленные целевым назначением земельного участка, в границах которого они создаются и используются.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 16.10.2020 N 42-П (далее - постановление N 42-П) также указал, что регулирование отношений по использованию земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, тесно связано с решениями, принимаемыми органами публичной власти в градостроительной сфере и призванными обеспечить комфортную окружающую среду в населенных пунктах, благоприятные условия жизни, транспортную доступность и удобство расположения образовательных, медицинских учреждений, организаций торговли, культуры, физкультурно-спортивных и других организаций.
С этой целью в статье 2 Градостроительного кодекса закреплены основные принципы законодательства о градостроительной деятельности, включая обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1), осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (пункт 4). В то же время законодатель, обеспечивая гармоничное сочетание принципов земельного и градостроительного законодательства, раскрывает в Градостроительном кодексе (пункты 7 и 9 статьи 1) и Земельном кодексе (статья 85) понятие территориальной зоны, для которой в правилах землепользования и застройки определены границы и установлен градостроительный регламент, закрепляющий, помимо прочего, в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков. Такие регламенты, как предусмотрено Земельным кодексом (пункты 2 и 3 статьи 85), создают основу правового режима земельных участков и обязательны для исполнения всеми их собственниками и арендаторами, землепользователями и землевладельцами (постановление N 42-П).
В силу части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса, в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в обязательном порядке, в частности, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).
Системное толкование положений земельного и градостроительного законодательства, правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что правовой режим земельных участков и объектов капитального строительства, неотъемлемой составляющей которого является разрешенное использование, определяется прежде всего нормативными актами публичного законодательства (в частности, правилами землепользования и застройки, в составе которых утверждены градостроительные регламенты), и именно неисполнение указанных актов свидетельствует о нарушении правового режима использования земельного участка и объекта капитального строительства.
Собственник объекта капитального строительства имеет право самостоятельно выбрать для себя как основной, так и - в дополнение к основному - вспомогательный вид его разрешенного использования, которые предусмотрены правилами землепользования и застройки муниципального образования для определенной территориальной зоны, если нет запретов, установленных законом, например, предоставление земельного участка на торгах.
Согласно действующему законодательству собственник здания может оформить как право собственности на публичный земельный участок, на котором здание расположено (если не имеется ограничений в обороте в отношении земельного участка), так и заключить договор аренды, при этом его право является исключительным (статья 39.20 Земельного кодекса, ранее действовавшая статья 36 того же Кодекса).
В контексте приведенных норм права и принципов земельного законодательства указание в договоре аренды земельного участка, заключенном собственником здания в целях его эксплуатации, на назначение этого здания, не может ограничивать собственника здания в выборе как иного основного вида использования, так и осуществления вспомогательного по отношению к основному в рамках утвержденных градостроительным регламентом видов. В этом случае такое использование не может рассматриваться как нарушение правового режима объекта капитального строительства и, соответственно, земельного участка, занятого этим объектом.
При этом вспомогательный вид может быть выбран только дополнительно к основному, установление вспомогательного вида вместо основного не предусмотрено (пункт 3 части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункт 5 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018).
Сведения об основном виде разрешенного использования участка вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН).
Вопрос о том, должен ли собственник (правообладатель) земельного участка, реализовавший право самостоятельного выбора (в дополнение к основному виду разрешенного использования) вспомогательного вида его разрешенного использования, инициировать внесение в ЕГРН сведений, отражающих фактическое использование своих земельных участков, не был ранее урегулирован в законе, толковался судами и органами государственной власти по-разному.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении N 42-П, указывая на неясность правового регулирования данного вопроса и необходимость федеральному законодателю принять меры по устранению выявленной неопределенности, установил, что до внесения в законодательство необходимых изменений собственники (правообладатели) земельных участков не могут быть принуждены к внесению каких-либо сведений в ЕГРН в случае, когда они в дополнение к основному виду разрешенного использования самостоятельно выбирают вспомогательный вид использования; использование участка в соответствии со вспомогательным видом наряду с основным не является нецелевым использованием участка.
В действующем законодательстве понятия "приведение в соответствие вида разрешенного использования градостроительному регламенту" и "изменение вида разрешенного использования" не тождественны. В первом случае изменение вида разрешенного использования не происходит, поскольку вид не меняется, а приводится в соответствие градостроительному регламенту.
В соответствии с Решением ФИО1 № от <дата> были утверждены Правила землепользования и застройки города Таганрога. Земельный участок с кадастровым номером 61:58:0002245:70, общей площадью 382кв.м., расположенный по адресу: <адрес> предназначен для строительства зала спортивных игр, объектов обслуживания пляжа (медпункта, помещения для спасателей, дежурного милиционера и т.д.).
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Согласно пункту 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
Из сведений Единого государственного реестра недвижимости следует, что испрашиваемый административным истцом земельный участок с к.н. 61:58:0002245:70, общей площадью 382кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, относится к землям населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: для строительства зала спортивных игр, объектов обслуживания пляжа (медпункта, помещения для спасателей, дежурного милиционера и т.д.).
Следовательно, после принятия ПЗЗ <дата> у истца сохраняется возможность продолжать использование земельного участка в соответствии с ранее установленным видом разрешенного использования, учитывая отсутствие доказательств, что такое использование земельного участка является опасным для жизни и здоровья людей, окружающей среды.
Кроме того, в соответствии с п.6.1 ФИО5 55698-2013 Национальный стандарт «Туристские услуги. Услуги пляжей», введенным в действие <дата> к дополнительным объектам обслуживания пляжа относятся:
-услуги проката;
-услуги общественного питания в сезонных предприятия питания различных типов и форматов;
-услуги мелкорозничной торговли продуктами питания с организацией потребления на месте;
-услуги разносной торговли и др.
Таким образом, приведение в соответствие земельного участка реализует один из основных принципов земельного законодательства - принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
Кроме того, суд учитывает, что понятия "приведение в соответствие вида разрешенного использования градостроительному регламенту" и "изменение вида разрешенного использования" не тождественны.
В первом случае изменение вида разрешенного использования не происходит, поскольку вид не меняется, а приводится в соответствие градостроительному регламенту.
Суд также отмечает тот факт, что в отношении указанного земельного участка с кадастровым номером 61:58:0002245:70 подготовлена схема раздела в целях формирования земельного участка под спасательным пунктом, который находится на балансе Приморского парка (МАУ "ЦКДД"). Судом учитывается тот факт, что на указанном земельном участке отсутствуют муниципальные помещения для размещения медпункта, спасателей и дежурного.
Согласно позиции Росреестра, изложенной в письме от <дата> N 14-08845/15, подготовленном по результатам рассмотрения письма Учреждения от <дата> N 05-0504-ИШ, на территории, где установлен градостроительный регламент, органу кадастрового учета следует руководствоваться данным градостроительным регламентом.
Также следует отметить, что согласно позиции, изложенной в письме Росреестра от <дата> N 14-09221/15, направленном в филиалы Учреждения письмом Учреждения от <дата> N 10-3512-КЛ, согласно которой: при наличии утвержденных правил землепользования и застройки вид разрешенного использования образуемого земельного участка должен соответствовать градостроительному регламенту, если действие градостроительного регламента распространяется на такой земельный участок.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 1 ст. 98, ст. ст. 131, 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Жучков С.В. - удовлетворить.
Установить для земельного участка с кадастровым номером № расположенным по адресу: <адрес> вид разрешенного использования: для строительства зала спортивных игр, объектов обслуживания пляжа, размещение объектов общественного питания.
Возложить обязанность на Жучков С.В. по исполнению решения суда по внесению сведений о земельном участке с кадастровым номером № ЕГРН.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через ФИО1 суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья Гриценко Ю.А.
Решение в окончательной форме изготовлено 23 ноября 2023 года.