Дело № 2-934/2023 (59RS0002-01-2022-006657-80)
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 марта 2023 года
Индустриальный районный суд г.Перми
в составе председательствующего Судаковой Н.Г.,
при секретаре Неволиной Н.В..,
с участием представителя истца Гусейновой А.А. на основании доверенности,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Перми ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску администрации Индустриального района г. Перми к Чащихину Т. В. о признании реконструкции многоквартирного дома незаконной, возложении обязанности привести многоквартирный дом в первоначальное положение,
установил:
Администрация Индустриального района г.Перми обратилась в Индустриальный районный суд г. Перми с иском к Чащихину Т.В. о признании реконструкции многоквартирного жилого <адрес> в виде демонтажа подоконного проема и устройства дверного проема в несущей стене нежилого помещения с кадастровым номером 59:01:4410833:4184, о возложении на ответчика обязанности в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу за свой счет привести многоквартирный жилой <адрес> в первоначальное состояние, существовавшее до осуществления реконструкции, путем восстановлении подоконного проема в несущей стене нежилого помещения с кадастровым номером 59:01:4410833:4184 в многоквартирном <адрес>, письменно уведомив администрацию Индустриального района г. Перми об окончании работ.
В обоснование заявленных требований указаны следующие обстоятельства – на основании пункта 3.2.3.5 Типового положения, администрация Индустриального района города Перми предъявляет в суд иски о приведении объекта капитального строительства в первоначальное положение, существовавшее до осуществления реконструкции. В адрес администрации Индустриального района города Перми поступила информация об обнаружении незаконного обустройства дверного проема в помещении № 21 в многоквартирном доме № 66 по улице Мира в городе Перми. Специалистами отдела градостроительства, земельных и имущественных отношений администрации Индустриального района г. Перми был осуществлен выезд по данному адресу и составлен акт осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, составленному специалистами отдела градостроительства, земельных и имущественных отношений администрации Индустриального района г. Перми установлено, что по адресу: <адрес> на 1 этаже 5 - этажного жилого здания с кадастровым номером: № выявлен факт реконструкции: демонтаж оконного проема в несущей стене, обустройство дверного проема с выходом во двор в несущей стене в нежилом помещении с кадастровым номером №. Администрацией Индустриального района города Перми направлен запрос в МБУ «Архив города Перми» о предоставлении копии архивного дела «Документы (заявления, справки, схемы) по переводу жилого помещения в нежилое за 2014 год, том 43 по <адрес>, №, индекс дела 08-03» (письмо от ДД.ММ.ГГГГ исх. 059-16-01-08/3-4019). Исходя из полученных документов следует, что при переводе помещения № с кадастровым номером 59:01:4410833:4184 из жилого в нежилое была согласована перепланировка и переустройство в части устройства наружного входа в оконном проеме со стороны главного фасада здания (по <адрес>). Обустройство дверного проема со стороны двора дома по <адрес> проектной документацией не предусмотрено. Информация о сохранении помещения № в многоквартирном <адрес> в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, на основании решения суда, отсутствует. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ собственником помещения по адресу: <адрес> (3-комнатная квартира) является Чащихин Т. В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. Согласно выписки из реестра муниципального имущества <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в многоквартирном доме по адресу: <адрес> жилые помещения №, 45, 56, 71 включены в реестр муниципального имущества города Перми.
Согласно пункту 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, не допускается переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств. Обустройство дверного проема нарушает целостность несущих конструкций дома, внешний облик здания и комплексное решение фасада, что является недопустимым. С учетом положений ГрК РФ и ЖК РФ, выполненные работы по обустройству дверного проема являлись работами реконструкции, поскольку вследствие этого нарушается целостность несущих (ограждающих) конструкций дома, внешний вид фасада дома, его архитектурный облик. Учитывая, что при проведении реконструкции, переустройства и перепланировки могут быть затронуты публично-правовые интересы, а также интересы иных проживающих в доме граждан, законодатель установил для собственника помещения в многоквартирном доме необходимость соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ, определил пределы компетенции органа местного самоуправления, наделенного административно-властными полномочиями, осуществляющего согласование данных работ, и предусмотрел негативные последствия реконструкции, проведенные без соблюдения установленных законом требований.
Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении требований настаивает по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Чащихин Т.В. в судебное заседание не явился, извещался о дате судебного заседания надлежащим образом, причин неявки в суд не сообщил, возражений по доводам искового заявления не представил.
В соответствии с п. 2 ст. 117 ГПК Российской Федерации адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Согласно сведениям Отдела адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД России по Пермскому краю (по состоянию на 09.01.2023г.) – ответчик Чащихин Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Судом предприняты все возможные меры к извещению ответчика, заблаговременно направлено судебное извещение в соответствии с положениями ст. 118 ГПК Российской Федерации по последнему известному суду месту жительства. Извещение ответчиком не получено и возвращено в суд в связи с истечением срока хранения.
Как указано в п. 1 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно разъяснениям, изложенным в абз. 2 п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», извещение будет считаться доставленным адресату, если он не получил его по своей вине в связи с уклонением адресата от получения корреспонденции, в частности, если оно было возвращено по истечении срока хранения в отделении связи.
В п. 68 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ разъяснено, что ст. 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Таким образом, риск неполучения поступившей от суда в адрес ответчика корреспонденции несет сам адресат.
Не получив адресованное ему судебное извещение на почте и уклонившись от явки в судебное заседание, ответчик самостоятельно распорядился принадлежащим ему процессуальным правом, отказавшись от непосредственного участия в судебном заседании и от предоставления своих пояснений и документов относительно заявленных к нему исковых требований, тем самым избрав свое поведение в виде процессуального бездействия. Данные действия ответчика свидетельствуют о злоупотреблении им своими процессуальными правами.
Представитель третьего лица Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в письменных пояснениях, просит рассмотреть заявленные требования в свое отсутствие, удовлетворить исковые заявления администрации Индустриального района г.Перми в полном объеме, указав, что в результате демонтажа оконного проема и части наружного ограждения стены с последующим устройством дверного проема ответчиком была произведена реконструкция многоквартирного жилого дома, повлекшая изменение параметров объекта капитального строительства, для проведения которой требуется оформление соответствующей проектной документации, получение разрешений. Произведенная ответчиками реконструкция требует наличия решения общего собрания собственников помещений. Ответчиком в установленном порядке разрешение на реконструкцию своей квартиры в части врезки дверного проема на месте оконного проема и на использование части общего имущества многоквартирного жилого дома не получено, также не получено решение общего собрания всех собственников дома на реконструкцию жилого дома. Кроме того, ответчиком не предпринимались надлежащие меры к легализации самовольной постройки в частности к получению разрешения на строительство, а также не представлены доказательства, что ответчик обращался в уполномоченный орган и им представлены необходимые документы, предусмотренные ст. 51 ГрК РФ для его получения (л.д. 167-170, 178).
Представители третьих лиц ИГЖН Пермского края, ООО «Управляющая компания «ИРТЭМ» в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения заявленных исковых требований, мнения по иску не представили.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчик извещен о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, считает возможным рассмотреть заявленные требования в порядке заочного производства по правилам главы 22 ГПК Российской Федерации.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации: жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии со статьей 17 Жилищного кодекса Российской Федерации: помещение должно использоваться для проживания граждан с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 2 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации: перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения (ч.1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры (ч.2 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя (ч. 4 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации: орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения.
Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме (ч. 6 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации прав (статья 28 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации: самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее помещение в многоквартирном доме лицо несет предусмотренную законодательством ответственность; собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
Порядок проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения установлен Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 170.
Согласно п. 1.7.4 указанных Правил наниматель, допустивший самовольное переустройство жилого и подсобного помещений, переоборудование балконов и лоджий, перестановку либо установку дополнительного санитарно-технического и иного оборудования, обязан привести это помещение в прежнее состояние.
Из частей 1 2,4 статьи 29 Жилищного кодекса РФ следует, что самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 Жилищного кодекса РФ, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Типовым положением о территориальных органах администрации города Перми, утвержденным Решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 № 7, администрация Индустриального района города Перми - территориальный орган администрации города Перми, осуществляет в пределах, установленных правовыми актами города Перми, исполнительно-распорядительные функции на территории района, при этом действует в интересах населения города Перми.
На основании пункта 3.2.3.6 Типового положения о территориальном органе администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 № 7, администрация Индустриального района г. Перми согласовывает переустройство и/или перепланировку жилых помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункта 3.2.3.5 Типового положения, администрация Индустриального района города Перми предъявляет в суд иски о приведении объекта капитального строительства в первоначальное положение, существовавшее до осуществления реконструкции
Судом установлено, что собственником помещения по адресу: <адрес> (3-комнатная квартира) является Чащихин Т. В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 15-17).
Согласно выписки из реестра муниципального имущества города Перми от ДД.ММ.ГГГГ № в многоквартирном доме по адресу: <адрес> жилые помещения №, 45, 56, 71 включены в реестр муниципального имущества города Перми (решение малого Совета Пермского городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.13).
В адрес администрации Индустриального района города Перми 11.08.2022г поступило обращение гражданина за исх. № с приложением фото (л.д. 8), о том, что он проживет доме по <адрес>, со стороны подъезда располагается дверь, просит поверить законность данной дверной конструкции (л.д. 7).
Согласно акту осмотра объекта, обладающего признаками самовольной постройки (реконструкции), составленному ДД.ММ.ГГГГ специалистами отдела градостроительства, земельных и имущественных отношений администрации Индустриального района г. Перми установлено, что по адресу: <адрес> на 1 этаже 5 - этажного жилого здания с кадастровым номером: 59:01:4410833:62 выявлен факт реконструкции: демонтаж оконного проема в несущей стене, обустройство дверного проема с выходом во двор в несущей стене в нежилом помещении с кадастровым номером 59:01:4410833:4184 (л. 9-11), к указанному акту приобщены фотоматериалы (л.д. 12).
В связи с выявленным фактом реконструкции, администрацией Индустриального района города Перми направлен запрос в МБУ «Архив города Перми» о предоставлении копии архивного дела на жилое помещение по адресу: <адрес>.
Из представленных МБУ «Архив города Перми» документов: заявлений, справок, схем по переводу жилого помещения в нежилое за 2014 год, том 43 по <адрес> №, индекс дела 08-03» (письмо от ДД.ММ.ГГГГ исх. 059-16-01-08/3-4019), следует, что при переводе помещения № с кадастровым номером 59:01:4410833:4184 из жилого в нежилое была согласована перепланировка и переустройство в части устройства наружного входа в оконном проеме со стороны главного фасада здания (по ул. Мира). Обустройство дверного проема со стороны двора дома по <адрес> проектной документацией не предусмотрено. Информация о сохранении помещения № в многоквартирном <адрес> в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, на основании решения суда, отсутствует. Указанные обстоятельства подтверждаются копией технического паспорта здания по <адрес> (л.д. 26-65), копией выписки из ЕГРН на здание по адресу: <адрес> (л.д.66-69), заявлением Чащихиной С.Н. о переводе помещения из жилого помещения в нежилое (л.д. 70), уведомлением о переводе жилого помещения в нежилое (л.д. 72), копией технического заключения по перепланировке и переустройству квартиры № по адресу: <адрес> от 2014 года (л.д. 76-103), копией проектной документации от 2014 года по перепланировке и переустройству квартиры № по адресу: <адрес> (л.д.104-145).
Таким образом, судом установлено, что сведения о выдаче разрешительной документации (разрешение на строительство, реконструкцию) в отношении вышеуказанного объекта в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г. Перми отсутствуют, что дает основание полагать, что квартира № по адресу: <адрес> подверглось реконструкции, в нарушение ст.51 Градостроительного кодекса РФ.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, с учетом правильного распределения бремени доказывания, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, руководствуясь положениями действующего законодательства, конкретные обстоятельства данного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований иска администрации Индустриального района г. Перми о признании реконструкции многоквартирного жилого <адрес> в виде демонтажа подоконного проема и устройства дверного проема в несущей стене нежилого помещения с кадастровым номером 59:01:4410833:4184 незаконной, в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются принадлежащее истцу субъективное материальное право или охраняемый законом интерес и факт его нарушения ответчиком.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из статьи 222 ГК РФ и разъяснений по ее применению, содержащихся в пункте 26 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление Пленума № 10/22), самовольная постройка может быть сохранена, при этом закон связывает возможность признания судом права собственности на самовольную постройку с такими обстоятельствами, как принадлежность земельного участка, на котором строение возведено, наличие или отсутствие угрозы жизни и здоровью граждан, возможность нарушения прав и законных интересов других граждан возведенной постройкой.
В соответствии с пунктом 46 Постановления Пленума N 10/22 при рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта. Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 222 ГК РФ, пункта 47 Постановления Пленума N 10/22, удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца, в том числе, путем приведения в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом.
Таким образом, возможность сноса самовольной постройки или приведение ее в соответствие с обязательными требованиями к параметрам постройки связывается законом не только с соблюдением требований о получении разрешения на ее строительство, но и с установлением обстоятельств, которые могли бы препятствовать использовать такую постройку ввиду ее несоответствия требованиям безопасности и возможности нарушения прав третьих лиц.
Исходя из конституционно-правовых принципов справедливости, разумности и соразмерности, избранный истцом способ защиты должен соответствовать характеру и степени допущенного нарушения его прав или законных интересов, либо публичных интересов.
При рассмотрении дела о сносе самовольной постройки, либо приведении ее в соответствие с обязательными требованиями к параметрам постройки бремя доказывания факта нарушения прав и законных интересов сохранением самовольной постройки возложено на заявителя, в то время как ответчик обязан доказать факт того, что возведенное строение соответствует установленным требованиям и его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
При этом, по смыслу приведенных норм, в гражданском процессе действует презумпция, согласно которой на ответчика не может быть возложена ответственность, если истец не доказал обстоятельства, подтверждающие его требования.
С учетом приведенных норм права, содержания заявленных истцом требований, юридически значимым обстоятельством по данному делу, который истец должен доказать, является вопрос о соответствии созданного в результате реконструкции объекта строительства градостроительным, строительным и пожарным нормам и правилам, нарушает ли сохранение объекта права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли этот объект угрозу жизни и здоровью граждан.
Несоблюдение, в том числе незначительное, норм и правил при строительстве может являться основанием для запрета совершать определенные действия либо возложения обязанности устранить последствия нарушения прав, выразившееся в угрозе жизни и здоровью граждан.
Согласно пункту 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, не допускается переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств.
Обустройство дверного проема в наружной стене нарушает целостность несущих конструкций дома, внешний облик здания и комплексное решение фасада, что является недопустимым.
С учетом положений Градостроительного кодекса РФ и Жилищного кодекса РФ, выполненные работы по обустройству дверного проема являлись работами по реконструкции объекта, поскольку вследствие этого нарушается целостность несущих (ограждающих) конструкций дома, внешний вид фасада дома, его архитектурный облик.
Учитывая, что при проведении реконструкции, переустройства и перепланировки могут быть затронуты публично-правовые интересы, а также интересы иных проживающих в доме граждан, законодатель установил для собственника помещения в многоквартирном доме необходимость соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ, определил пределы компетенции органа местного самоуправления, наделенного административно-властными полномочиями, осуществляющего согласование данных работ, и предусмотрел негативные последствия реконструкции, проведенные без соблюдения установленных законом требований.
Ответчиком не представлено доказательства того, что возведенное строение соответствует установленным требованиям, в т.ч. проектной документации, представленной при переводе из жилого помещения в нежилое и его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, поскольку ответчиком произведен демонтаж подоконного проема и устройство дверного проема в несущей стене нежилого помещения с кадастровым номером 59:01:4410833:4184 по адресу: <адрес>, что является реконструкцией, многоквартирного жилого <адрес>, которая подлежит оформлению и реализации в порядке, предусмотренном для реконструкции, устройство дверного проема в несущей стене нежилого помещения изменяет параметры объекта капитального строительства, в связи с чем, требование истца о возложении на ответчика обязанности привести многоквартирный жилой <адрес> в первоначальное состояние, существовавшее до осуществления реконструкции, путем восстановлении подоконного проема в наружной несущей стене нежилого помещения с кадастровым номером 59:01:4410833:4184 в многоквартирном <адрес>, письменно уведомив администрацию <адрес> об окончании работ подлежит удовлетворению.
Кроме того, администрация <адрес> является собственником помещений в спорном многоквартирном доме и произведенная ответчиком реконструкция <адрес> нарушает права истца как собственника общего имущества дома.
В соответствии со ст. 206 ГПК Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Истцом заявлено об установлении срока для исполнения ответчиком указанных действий – в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу за свой счет привести многоквартирный жилой <адрес> в первоначальное состояние, существовавшее до осуществления реконструкции, путем восстановлении подоконного проема в несущей стене нежилого помещения с кадастровым номером 59:01:4410833:4184 в многоквартирном <адрес>, письменно уведомив администрацию Индустриального района г. Перми об окончании работ. Суд на основании части 1 статьи 206 ГПК Российской Федерации считает возможным установить в решении указанные сроки, поскольку доказательств невозможности осуществить данные действия в указанный срок, суду ответчиком не представлено. Указанные истцом сроки совершения необходимых действий объективно достаточны с учетом характера нарушенного ответчиком права, подлежащего судебной защите.
При обращении в суд с иском о возложении на ответчика обязанности привести помещение в первоначальное состояние истец был освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пп.19 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации. На основании ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина 6000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования администрации Индустриального района города Перми к Чащихину Т. В. удовлетворить.
Признать незаконной реконструкцию многоквартирного жилого <адрес> в виде демонтажа подоконного проема и устройства дверного проема в несущей стене нежилого помещения с кадастровым номером №
Возложить на Чащихина Т. В. обязанность в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу за свой счет привести многоквартирный жилой <адрес> в первоначальное состояние, существовавшее до осуществления реконструкции, путем восстановлении подоконного проема в несущей стене нежилого помещения с кадастровым номером № в многоквартирном <адрес>, письменно уведомив администрацию Индустриального района г. Перми об окончании работ.
Взыскать с Чащихина Т. В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в доход бюджета государственную пошлину 6000 руб.
Заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения копии решения может быть подано ответчиком в Индустриальный районный суд г.Перми. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Н.Г. Судакова