Дело № 2-23/2024
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
16 января 2024 года г. Котово Волгоградской области
Котовский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Попова М.В.
при секретаре судебного заседания Овчаровой Л.М.
с участием прокурора Небеснюк С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Котовского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мирошниковского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области о понуждении проведения работ для обеспечения условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Котовского района Волгоградской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мирошниковского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области о понуждении проведения работ для обеспечения условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Указывает, что прокуратурой Котовского района проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав инвалидов в деятельности администрации Мирошниковского сельского поселения Котовского муниципального района (далее - Администрация) в ходе которой установлен ряд нарушений.
На территории Мирошниковского сельского поселения осуществляет свою деятельность МУК «Центр досуга и библиотечного обслуживания» (далее по тексту МУК «ЦД и БО» Мирошниковского сельского поселения) по адресу: Волгоградская область, Котовский район, ул. Школьная, д.7, в помещении, занимаемом по договору безвозмездного пользования, заключенном с учредителем - администрацией Мирошниковского сельского поселения, выступающего от имени муниципального образования Мирошниковское сельское поселение.
Вышеназванный объект является недоступным для инвалидов и маломобильных групп населения в связи с отсутствием пандуса на входе в здание.
Само здание, в котором осуществляет свою деятельность МУК «ЦД и БО» Мирошниковского сельского поселения, принадлежит на праве собственности Мирошниковскому сельскому поселению.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач направленных на обеспечение прав социально незащищенной категории граждан.
Просит обязать администрацию Мирошниковского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области (ИНН 3414015575) в течении 6 месяцев с момента вступления в законную силу судебного постановления, оборудовать пандусом вход в помещение МУК «ЦД и БО» Мирошниковского сельского поселения по адресу: Волгоградская область, Котовский район, ул. Школьная, д.7 для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры.
В судебном заседании прокурор Небеснюк С.А. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.
От представителя ответчика – главы администрации Мирошниковского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области Михайловой Н.В. поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие. С иском согласна.
От представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – директора МУК «ЦД и БО» Мирошниковского сельского поселения Котовского муниципального района Чернухиной Н.В. поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие. С иском согласна.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В силу статьи 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
К объектам социальной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Перечисленные в ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Закон № 384-ФЗ) жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Как следует из СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001 (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года № 904/пр) лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема (п. 3.9), в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для таких людей подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием (п. 3.13), наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни (п. 3.14).
МУК «ЦД и БО» Мирошниковского сельского поселения осуществляет свою деятельность на территории Мирошниковского сельского поселения, в помещении, занимаемом по договору безвозмездного пользования, заключенном с учредителем - администрацией Мирошниковского сельского поселения, выступающего от имени муниципального образования Мирошниковское сельское поселение.
По результатам проведенной прокуратурой проверки установлено, что вышеназванный объект является недоступным для инвалидов и маломобильных групп населения поскольку на входе в здание отсутствует пандус.
Здание, в котором осуществляет свою деятельность МУК «ЦД и БО» Мирошниковского сельского поселения, принадлежит на праве собственности Мирошниковскому сельскому поселению.
Согласно Уставу Мирошниковского сельского поселения администрация Мирошниковского сельского поселения обладает полномочиями по управлению муниципальной собственностью.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что ответчик, являющийся собственником здания, в котором оказывается обслуживание неопределенному кругу лиц, обязан создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в указанное помещение, поскольку нормы действующего законодательства, определяют государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию Мирошниковского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области (ИНН 3414015575) в течении 6 месяцев с момента вступления в законную силу судебного постановления, оборудовать пандусом вход в помещение МУК «ЦД и БО» Мирошниковского сельского поселения по адресу: Волгоградская область, Котовский район, ул. Школьная, д.7 для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Котовский районный суд.
Судья М.В. Попов
Решение в окончательной форме изготовлено 22 января 2024 г.