Дело 12-19/2023
24RS0046-01-2022-006617-04
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
08 февраля 2023 года г. Красноярск
Судья Свердловского районного суда г. Красноярска Бацунин Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал по жалобе представителя Граматунова А.С. – Окутиной В.О. на постановление руководителя финансово-экономического контроля в сфере закупок Красноярского края № от 29 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица – генерального директора автономной некоммерческой организации «Красноярский краевой центр развития бизнеса и микрокредитная компания» Граматунова Александра Сергеевича,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. прокурора Свердловского района г. Красноярска от 17 июня 2022 г. в отношении Граматунова А.С. как должностного лица – генерального директора автономной некоммерческой организации «Красноярский краевой центр развития бизнеса и микрокредитная компания» далее по тексту – АНО «ККЦРБМК») возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ.
Постановлением финансово-экономического контроля в сфере закупок Красноярского края № от 29 сентября 2022 года должностное лицо – генеральный директор АНО «ККЦРБМК» Граматунов А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, представитель Граматунова А.С. – Окутиной В.О. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица от 29.09.2022 года отменить, мотивируя тем, что должностным лицом не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении Граматуновым А.С. условий предоставления субсидий. Также указывает, что нормальными актами не закреплены требования в части невозможности установления комиссии за резервирование денежных средств. Кроме того, полученная АНО «ККЦРБМК» сумма комиссии за резервирование денежных средств является доходом АНО «ККЦРБМК», служит достижению целей, ради которых она была создана и соответствует целям, указанным в Устава юридического лица, а также носит компенсирующий характер. Указывает, что комиссия за резервирование денежных средств законна, что не противоречит правоприменительной практике и законам. Отмечает, что данное правонарушение уже было предметом рассмотрения дела об административном правонарушении, производство по которому было прекращено. Указывает, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении факт совершения Граматуновым А.С. административного правонарушения не доказан.
В судебное заседание Граматунов А.С., его представитель Окутина В.О. в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании заместитель прокурора Свердловского района г.Красноярска Сокольникова В.С. возражала против удовлетворения жалобы.
В судебном заседании представитель Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края Казимирская Н.П. (по доверенности) возражала против удовлетворения жалобы, настаивала на доводах, изложенных в возражении на жалобу.
Приняв решение о рассмотрении жалобы в отсутствии Грамаитунова А.С., его представителя, выслушав представителя Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, заместителя прокурора Свердловского района г.Красноярска, изучив доводы жалобы и исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значения для правильного разрешения дела. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Лицо, осуществляющее производство по делу, оценивает доказательства путем полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Частью 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Свердловского района г.Красноярска проведена проверка исполнения АНО «ККЦРБМК» требований законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности, бюджетного законодательства, при получении инвестирования, в том числе при реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», в ходе которой выявлено нарушение.
С целью поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) реализует программу государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, утвержденную положением (далее - Программа) к постановлению Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316 (далее - Постановление № 316).
Распоряжением Правительства Красноярского края от 21.10.2020 № 782-р в целях оказания услуг по поддержке малого и среднего предпринимательства на территории Красноярского края учреждено совместно с акционерным обществом «Агентство развития бизнеса и микрокредитная компания» Автономная некоммерческая организация «Красноярский краевой центр развития бизнеса и микрокредитная компания».
Автономная некоммерческая организация «Красноярский краевой центр развития бизнеса и микрокредитная компания», согласно п.2 Устава, утвержденного наблюдательным советом (протокол № от 31.03.2021 года) и согласованного общим собранием учредителей (протокол № от 29.03.2021 года) (далее - Устав), создана в целях оказания финансовых, консультационных, правовых, организационных услуг в сфере поддержки предпринимательства на территории Красноярского края. Для достижения целей, указанных в настоящем пункте, АНО «ККЦРБМК» осуществляет функции: региональной гарантийной организации; микрофинансовой организации; центра поддержки предпринимательства; центра поддержки экспорта; центра кластерного развития; регионального центра компетенций в сфере производительности труда Красноярского края; организации поддержки субъектов деятельности в сфере промышленности.
Учредителями организации являются (п.1.2 Устава) субъект Российской Федерации Красноярский край в лице агентства развития малого и среднего предпринимательства Красноярского края и акционерное общество «Агентство развития бизнеса и микрокредитная компания».
К видам деятельности Организации пунктом 2.2.1 Устава отнесено предоставление займов, микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», Красноярского края.
Пунктом 2.4 Устава предусмотрено, что Организация осуществляет приносящую доход деятельность, в том числе предоставление займов, микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», Красноярского края (п.2.4Д Устава).
Согласно п.2.5 Устава, доходы Учреждения от микрофинансовой деятельности должны использоваться только для достижения уставных целей, осуществления микрофинансовой деятельности и ее обеспечения, в том числе для погашения полученных Организацией кредитов и (или) займов и процентов по ним.
Пунктом 4.1.2 Устава Организации предоставлено право в порядке, установленном федеральным законодательством, заключать все виды договоров с юридическими и физическими лицами, не противоречащие федеральному законодательству, а также целям и предмету деятельности Организации.
Между агентством развития малого и среднего предпринимательства Красноярского края и АНО «ККЦРБМК» в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), Порядком определения объема и предоставления субсидий автономной некоммерческой организации «Красноярский краевой центр развития бизнеса и микрокредитной организации» 16.09.2021 года заключено соглашение № о предоставлении субсидии в виде имущественного взноса для осуществления уставной деятельности на предоставление микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», осуществляющий свою деятельность в муниципальных образованиях Красноярского края в размере 40 млн. руб. (далее - Соглашение).
В соответствии с п.3.2 Соглашения перечислении субсидии осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. В рамках указанного соглашения Организацией оказана поддержка 31 субъекту МСП на сумму 40 млн. руб.
В соответствии с ч.1 ст.78.1 БК РФ из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям.
Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем 1 настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» утверждены постановлением. Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (далее - постановление Правительства №316).
26.10.2021 года Организацией в лице генерального директора Граматунова А.С. с ООО «Инсайт-Проект» заключен договор займа № (далее - Договор займа), в рамках которого Займодавец (Организация) передает Заемщику (ООО «Инсайт-Проект» в собственность денежные средства в размере 2 800 000 руб. на условиях, предусмотренных Договором займа, а Заемщик обязуется соблюдать условия предоставления займа, возвратить полученный заем вместе с причитающимися процентами в срок не позднее 25.10.2023 года.
Согласно п.1.3 Договора займа, заем предоставляется Займодавцем Заемщику на основании решения Экспертного совета (Протокол № от 12 октября 2021 года) на следующие цели: пополнение оборотных средств.
Заем предоставляется под 7,5 % от суммы займа в год (п.1.2 Договора займа).
Пунктом 1.4 Договора займа предусмотрено, что комиссия за резервирование денежных средств по Договору составляет 42 000 руб., в том числе НДС, и оплачивается Заемщиком в день поступления заемных денежных средств, путем перечисления на расчетный счет Займодавца.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено, что 42 000 руб. составляют 1,5 % от суммы займа (2 800 000 руб.).
Согласно пункту 6.7 Договора займа, подписанием настоящего договора Заемщик выражает согласие на осуществление агентством развития - малого и среднего предпринимательства Красноярского края, службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края и Счетной палатой Красноярского края проверок соблюдения им условий, цели и порядка предоставления субсидии.
Как указано в п.8 Договора займа, настоящим Заемщик о запрете приобретения за счет средств займа, полученного по настоящему договору, средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также иных операций в случаях, определенных нормативными правовыми актами Красноярского края, муниципальными правовыми актами, решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, регулирующими порядок предоставления субсидий.
В материалы дела представлены и в ходе рассмотрения дела изучены договор поручительства от 26.10.2021 года № к договору займа № от 26.10.2021 года, а также договор залога от 26.10.2021 года № (далее - договор залога), заключенный АНО «ККЦРБМК» с ООО «Инсайт-Проект».
Согласно п.1.1 договора залога, в обеспечение исполнения обязательств ООО «Инсайт-Проект» по договору займа № от 26.10.2021 года, заключенному между Залогодержателем (Организация) и Заемщиком (ООО «Инсайт-Проект»), Залогодатель передает Залогодержателю в залог движимое имущество (снегоболотоход «Медведь» М-5 и прицеп Багем 711027).
Анализ карточки счета № за 2021 год свидетельствует о том, что 26.10.2021 года с расчетного счета Организации на расчетный счет ООО «Инсайт-проект» перечислены денежные средства по договору займа в сумме 2 800 000 руб. 27.10.2021 года на расчетный счет Организации от ООО «Инсайт-Проект» поступили денежные средства в сумме 42 000 руб.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении произведен расчет сумм, подлежащих оплате ООО «Инсайт-Проект» в рамках исполнения Договора займа с учетом установленной процентной ставки 7,5% годовых и 42 000 руб. комиссии за резервирование денежных средств. Установлено, что при сумме кредита 2 800 000 руб. за два года переплата с учетом скрытого повышение процентной ставки в виде комиссии за резервирование денежных средств составит 223 972 руб. 63 коп., что составляет 7,8 %.
Указанное свидетельствует о том, что АНО «ККЦРБМК» в нарушение требований п.2.1.2 Требований № 142 и п.2.4 Порядка № 586-п фактически завысило процентную ставку за пользование кредитом с 7,5 % до 7,8 % годовых за счет единовременного взимания комиссии за фактически не оказанную услугу по резервированию денежных средств, то есть нарушило условие предоставления субсидии, установленное Порядком № 586-п.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Граматунова А.С. подтверждены совокупностью доказательств, исследованных в ходе рассмотрения дела, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают,
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Граматунова А.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.
К выводу о виновности Граматунова А.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного 15.15.5 КоАП РФ, должностное лицо пришло на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не является правовым основанием к отмене состоявшегося по делу судебного акта, в связи с чем, доводы жалобы в данной части не принимаются судьей.
Доводы жалобы о том, что материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств, свидетельствующих о нарушении Граматуновым А.С. условий предоставления субсидии, судом не принимается в силу следующего.
Материалы дела содержат исчерпывающий объем доказательств нарушения должностным лицом условий предоставления субсидии, поскольку генеральным директором АНО «ККЦРБМК» Граматуновым А.С. утверждены и введены в действие паспорта продуктов программы «Микрофинансирование», предусматривающих скрытое завышение процентной ставки за счет взимания комиссии за резервирование денежных средств, а также заключено соглашение от 16.09.2021 года № о предоставлении субсидии в виде имущественного взноса для осуществления уставной деятельности на предоставление микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства. Кроме того, физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», осуществляющим свою деятельность в муниципальных образованиях Красноярского края; заключен с ООО «Инсайт-Проект» договор займа от 26.10.2021 с нарушением условий предоставления субсидии.
Ссылка в жалобе на отсутствие в Федеральном законе от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», Требованиях № 142 императивных требований в части невозможности установления комиссии за резервирование денежных средств само по себе не свидетельствует о возможности дополнительного комиссионного вознаграждения АНО «ККЦРБМК» при использовании средств, поступивших из краевого бюджета в целях повышения доступности финансовых и информационно-консультационных ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях Красноярского края в рамках исполнения подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» государственной программы Красноярского края «Развитие малого и среднего предпринимательства и инновационной деятельности», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 505-п. Императивные требования о невозможности взимания процентной ставки за пользование заемными средствами в размере, превышающем ключевую ставку Центрального банка Российской Федерации, установленную на день заключения договора займа, установлены положениями государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316, Требований № 142, Порядка № 586-п.
Исходя из целей предоставления АНО «ККЦРБМК» субсидии из краевого бюджета и целей, определенных государственной программой Красноярского края «Развитие малого и среднего предпринимательства и инновационной деятельности», средства субсидии не предназначены для осуществления деятельности, приносящей доход Организации, являющейся государственной микрофинансовой организацией, входящей в состав инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Довод жалобы о том, что, исходя из правоприменительной практики, комиссия за резервирование денежных средств признается законной, судом не принимается, поскольку в рассматриваемом случае услуга по резервированию денежных средств не предоставлялась, поскольку вся сумма займа перечислена в распоряжение ООО «Инсайт-Проект» одним платежом. Доказательств обратного в материалы дела об административном правонарушении не представлено, о наличии таких доказательств в ходе рассмотрения дела представителем Граматунова А.С. не заявлено. Кроме того, процедура перечисления денежных средств заемщику в день заключения договора займа (26.10.2021 года) исключает резервирование денежных средств как услугу.
Статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В рассматриваемом случае условия договора определяются в соответствии с БК РФ, государственной программой Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316, Порядком № 586-п и Требованиями № 142.
Также судьей не принимается ссылка в жалобе на отсутствие законодательного запрета разделения платежей по выданному займу на проценты за пользование заемным капиталом и комиссию за резервирование денежных средств, поскольку заявитель фактически выражает согласие с выводом Службы, содержащемся в оспариваемом постановлении, о том, что взимание комиссии с ООО «Инсайт-Проект» фактически содержит в себе скрытое завышение процентной ставки за пользование заемными денежными средствами.
Ссылка заявителя в жалобе на то, что данное правонарушение уже было предметом рассмотрения дела об административном правонарушении, производство по которому было прекращено, судом не принимается.
Так, дело об административном правонарушении № было прекращено 03.03.2022 года Управлением Федерального казначейства по Красноярскому краю, в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях заместителя генерального директора - руководителя департамента финансово- экономической деятельности АНО «ККЦРБМК» ФИО8 Выводов о наличии, либо отсутствии нарушения условий предоставления субсидии постановление УФК по Красноярскому краю от 03.03.2022 года не содержит.
Доводы об отсутствии доказательств виновности Граматунова А.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ и о нарушении требований ст.29.10 КоАП РФ, в связи с отсутствием мотивации принятого решения, ничем не подтверждены и опровергаются материалами дела об административном правонарушении.
Наказание назначено в пределах санкции ч.2 ст. 15.15.5 КоАП РФ и в соответствии с требованиями статьи 4.1 - 4.3 КоАП РФ.
Вид административного наказания назначен должностному лицу исходя из характера совершенного правонарушения с учетом его конкретных обстоятельств и является соразмерным содеянному, справедливым, оснований для его изменения не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену или изменение постановления не установлено.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым жалобу оставить без удовлетворения, а постановление административного органа оставить без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление руководителя финансово-экономического контроля в сфере закупок Красноярского края №№ от 29 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица – генерального директора автономной некоммерческой организации «Красноярский краевой центр развития бизнеса и микрокредитная компания» Граматунова Александра Сергеевича – оставить без изменения, а жалобу представителя Граматунова А.С. – Окутиной В.О – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.Г. Бацунин