Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-9648/2020 от 20.08.2020

Судья: Абишев М.С.         адм. дело N 33а-9648/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                    

24 августа 2020 года                             г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего -Вачковой И.Г.,

судей - Лазаревой М.А., Сивохина Д.А.

при секретаре - Петровой А.В.

с участием прокурора- Семдяновой Я.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Кирица А.Н. – Сизоненко А.А. на решение Красноярского районного суда Самарской области от 13 августа 2020 года,

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия

установила:

Нестерова Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии Красноярского района Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 6 (далее по тексту – ТИК) об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации кандидата в депутаты Собрания представителей городского поселения Волжский муниципального района Красноярский Самарской области Кирица А.Н.».

В обоснование иска указала, что она решением ТИК от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты Собрания представителей г.п. Волжский м.р. Красноярский Самарской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 6.

Также решением ТИК от ДД.ММ.ГГГГ Кирица А.Е. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Собрания представителей г.п. Волжский м.р. Красноярский Самарской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 6.

Вместе с тем, административный истец полагает, что у ТИК отсутствовали основания к регистрации Кирица А.Е. в качестве кандидата в депутаты. Нестерова Е.В. указывает, что ТИК дополнительно надлежало признать недостоверными (недействительными) 5 (пять) подписей избирателей для регистрации кандидата Кирица А.Е. Таким образом, достоверными надлежало признать только 5 (пять) подписей избирателей, что недостаточно для регистрации кандидата Кирица А.Е.

Решением Красноярского районного суда Самарской области от 13 августа 2020 года требования Нестеровой Е.В. удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель Кирицы А.Е. – Сизоненко А.А. ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного, просит принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового требования в полном объеме, ссылаясь на то, что все необходимые для регистрации кандидата документы Кирица А.Е. предоставлены, в частности им предоставлено 14 подписей избирателей, содержащиеся в 4 подписных листах, которые являются достоверными и действительными, имеющиеся в подписных листах помарки нельзя считать исправлениями, поскольку они не препятствуют однозначному толкованию сведений.

В суде апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица Кирица А.Е. по доверенности Сизоненко А.А. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель административного истца Нестеровой Е.В. по доверенности Поздняков А.В. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.

Представитель административного ответчика территориальной избирательной комиссии Красноярского района Самарской области по доверенности Курташкина М.В. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что жалоба удовлетворению не подлежит, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия в соответствии с ч. 1 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее -КАС РФ), приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.

В соответствии с ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Частью 10 той же правовой нормы предусмотрено, что с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

В соответствии с частью 5 статьи 75 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД решение избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона, статьей 74 настоящего Закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата окружной избирательной комиссии, кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же одномандатному избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных частью 12 статьи 37 настоящего Закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом.

В соответствии со статьей 2 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 24.12.2019) (далее - Закон Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД) законодательство о выборах депутатов представительного органа муниципального образования, а также членов выборных органов основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Самарской области, настоящего Закона, иных законов Самарской области, устава муниципального образования.

Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В силу положений ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом.

В соответствии с п.п. "в, д" п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" основаниями отказа в регистрации кандидата, в том числе, являются: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

В соответствии с п. 8 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" форма подписного листа устанавливается законом.

Согласно ч. 7 ст. 35 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» окружная избирательная комиссия считается уведомленной о самовыдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом, настоящим Законом, после поступления в нее документов, указанных в части 1 настоящей статьи.

В силу ч. 4 ст. 36 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» в поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве, установленном частью 5 настоящей статьи.

В соответствии с частью 5 указанного закона, количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей.

В соответствии с частью 6 указанного закона, подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов по одномандатным избирательным округам изготавливаются и оформляются согласно приложению 8 к Федеральному закону.

В соответствии с частью 7 указанного закона, сбор подписей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов по одномандатным избирательным округам, заполнение и заверение подписных листов с подписями избирателей, проверка соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, признание подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными осуществляются в порядке и по основаниям, установленным Федеральным законом.

В соответствии со ст. 37 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» регистрация кандидата осуществляется окружной избирательной комиссией. Документы, необходимые для регистрации кандидата, представляются в соответствующую окружную избирательную комиссию единовременно не ранее чем за 50 дней и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени (ч.1).

Согласно части 2 указанного закона, регистрация кандидата осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 4 - 7 статьи 33, части 1 статьи 35 настоящего Закона, на основании следующих документов, представляемых кандидатом для регистрации:

1) подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);

2) протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);

3) копия документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);

4) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 4 статьи 33 и частью 5 статьи 34 настоящего Закона, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных;

5) документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата (за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым части 1 и частью 10 статьи 55 настоящего Закона, при условии уведомления соответствующей окружной избирательной комиссии о данных обстоятельствах).

В силу части 3 указанного закона, при выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, представление которых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено настоящим Законом, или несоблюдения требований настоящего Закона к оформлению документов соответствующая окружная избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем и представленные в соответствии с частями 4 и 7 статьи 33, частью 5 статьи 34, пунктом 1 части 1 статьи 35 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено частью 6 статьи 33, пунктами 2 - 5 части 1 статьи 35 настоящего Закона, кандидат вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания соответствующей окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.

Согласно части 8 указанного закона, проверке подлежат все представленные подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах.

При проведении проверки подписей избирателей вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей.

Согласно п.п. 3, 8 ч. 12 ст. 37 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе:

отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;

недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

При этом в силу п. 6.3 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

Согласно п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются, в том числе:

г) подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист;

е) подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты, внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;

ж) подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума.

Из материалов дела следует, что решением ТИК от ДД.ММ.ГГГГ. административный истец Нестерова Е.В. зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты Собрания представителей г.п. Волжский м.р. Красноярский Самарской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 6.

Также решением территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Кирица А.Е. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Собрания представителей г.п. Волжский м.р. Красноярский Самарской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 6.

24.07.2020 Кирица А.Е. в территориальную избирательную комиссию представил документы для регистрации в качестве кандидата в депутаты, в том числе подписные листы с подписями избирателей в частности, представлено 14 подписей избирателей на 4 листах в 1 папке.

Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов, представленных кандидатом в депутаты Кирица А.Е., 4 (четыре) подписи избирателей, содержащихся в представленных им подписных листах, признаны недостоверными (недействительными) (л.д. 66).

Административный истец в исковом заявлении указывает, что территориальной избирательной комиссии дополнительно надлежало признать недостоверными (недействительными) еще 5 (пять) подписей избирателей для регистрации кандидата Кирица А.Е., а именно:

папка № 1, лист № 1, подпись № 4 – избирателем ФИО8 не указана дата внесения своей подписи, поскольку месяц указан несуществующий «июя»;

папка № 1, лист № 3, подпись № 1 – в подписи избирателя ФИО9 нет полных сведений об адресе места жительства избирателя, в частности при написании района указано «Красноярси» и населенного пункта указано «Волжски», т.е. допущены сокращения;

папка № 1, лист № 3, подпись № 2 – подпись избирателя ФИО10 содержит неоговоренные исправления в сведениях об адресе места жительства избирателя, в частности в наименовании области, в букве «р»;

папка № 1, лист № 3, подпись № 3 – подпись избирателя ФИО11 без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист, в частности указан месяц «юля»;

папка № 1, лист № 4, подпись № 2 – подпись избирателя ФИО12 содержит неоговоренные исправления в датах их внесения в подписной лист, в частности число указано как «2Н».

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные исковые требования кандидата Нестеровой Е.В., руководствуясь положениями Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», законом Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», проведя повторную проверку подписных листов, установив, что кандидатом Кирица А.Е. предоставлено недостаточное количество подписей избирателей, пришел к правильному выводу о незаконности принятого территориальной избирательной комиссией Красноярского района Самарской области решения от ДД.ММ.ГГГГ., поскольку из представленных кандидатом подписных листов следовало исключить девять подписей, а не четыре.

Следовательно, достоверными территориальной избирательной комиссии надлежало признать только 5 (пять) подписей избирателей, что недостаточно для регистрации кандидата Кирица А.Е.

Указанные административным истцом исправления в подписных листах кандидата Кирицы А.Е., подтверждаются материалами дела.

Кроме того, материалы дела не содержат сведений, из которых следует, что избиратели специально оговорили эти исправления, в связи с чем, имеющиеся исправления препятствуют однозначному толкованию отраженных сведений и вышеуказанные подписи в количестве пяти подлежат признанию недействительными.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении требований административного истца и не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Довод апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении Кирицы А.Е. о дате и времени рассмотрения дела в суде первой     инстанции, судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку в заявлении в территориальную избирательную комиссию кандидат Кирица А.Е. указывал свой адрес электронной почты и номер телефона для связи с ним (л.д.72), и именно на указанный адрес электронной почты извещался Кирица А.Е. о дате и времени судебного заседания (л.д.27) и по указанному телефону осуществлялся звонок кандидату Кирица А.Е.(л.д.31).

Иные доводы, указанные в апелляционной жалобе сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были, бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи, с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных им доказательств, так как при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального

закона и установленным обстоятельствам дела.

Нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющимися основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено. При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Красноярского районного суда Самарской области от 13 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Кирица А.Н. – Сизоненко А.А. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через Красноярский районный суд Самарской области в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено «28» августа 2020 года.

Председательствующий:

Судьи:

33а-9648/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Нестерова Е.В.
Прокурор Красноярского района Самарской области
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия Красноярского района Самарской области
Другие
Избирательная комиссия Самарской области
Сизоненко А.А.
Поздняков А.В.
Захаров М.А.
Кирица А.Е.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
20.08.2020Передача дела судье
24.08.2020Судебное заседание
28.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее