Мировой судья Чиж Н.А УИД 10MS0010-01-2023-003050-55
Судебный участок №12 г.Петрозаводска (№12-593/2023)
Р Е Ш Е Н И Е
07 августа 2023 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Сааринен Ирина Александровна, при секретаре Мельниченко Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного налогового инспектора Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия Уховой Е.С. на постановление мирового судьи судебного участка №12 г.Петрозаводска Республики Карелия, временно исполнявшего обязанности мирового судьи судебного участка №10 г.Петрозаводска Республики Карелия, от 29 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ, в отношении
Фалиной АП, <данные изъяты>
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка №12 г.Петрозаводска Республики Карелия, временно исполнявшим обязанности мирового судьи судебного участка №10 г.Петрозаводска Республики Карелия, от 29 июня 2023 года производство по делу об административном правонарушении в отношении Фалиной А.П. прекращено в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Государственный налоговый инспектор Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия Ухова Е.С. с указанным постановлением не согласна, обратилась в суд с жалобой, в которой просит оспариваемое постановление отменить, полагая, что оно вынесено с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. В обоснование доводов жалобы указывает, что вывод мирового судьи о квалификации вменяемого Фалиной А.П. правонарушения по ч.1 ст.15.6 КоАП РФ является неверным. С 01 января 2020 года федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, формируется и ведется Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - ГИР БО). Соответствующие изменения в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухгалтерском учете) внесены Федеральным законом от 28.11.2018 № 444-ФЗ. В целях формирования ГИР БО экономический субъект обязан представлять один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта, если иное не установлено настоящей статьей (пункт 3 статьи 18 Закона о бухгалтерском учете). Таким образом, налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта в силу прямого указания закона осуществляет также деятельность по формированию и ведению государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности. Как следует из ч. 4 ст.18 Закона о бухгалтерском учете от представления обязательного экземпляра отчетности в ГИР БО освобождаются организации бюджетной сферы; Центральный банк Российской Федерации; религиозные организации; организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Центральный банк Российской Федерации; организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации; организации в случаях, определенных Постановлением Правительства Российской Федерации. Таким образом, Закон о бухгалтерском учете освободил отдельные организации от представления обязательного экземпляра отчетности в ГИР БО. Наряду с этим, Федеральным законом от 28.11.2018 № 447-ФЗ внесены изменения в ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а именно изменен подпункт 5, статья дополнена подпунктом 5.1, в соответствии с которыми определен и ограничен круг налогоплательщиков, обязанных представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговый орган - это организации, освобожденные от представления обязательного экземпляра отчетности в ГИР БО. Данные организации представляют годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговый орган по месту своего нахождения и орган государственной статистики по месту государственной регистрации в течение трех месяцев после окончания отчетного года (подпункт 5.1 пункта 1 статьи 23 Кодекса, пункт 7 статьи 18 Закона о бухгалтерском учете). Указанные изменения вступили в силу с 01 января 2020 года, с этого момента положения Кодекса не регулируют отношения по представлению в налоговый орган всеми налогоплательщиками бухгалтерской (финансовой) отчетности, ограничив круг налогоплательщиков, которые обязаны представлять такую отчетность в налоговый орган, организациями, освобожденными от представления обязательного экземпляра отчетности в ГИР БО. Остальными экономическими субъектами с 1 января 2020 год годовая бухгалтерская отчетность предоставляется в ГИР БО через налоговый орган в соответствии с Законом о бухгалтерском учете, устанавливающим порядок и сроки представления такой отчетности. Учитывая вышеизложенное, на организации, которые обязаны размещать свою бухгалтерскую (финансовую) отчетность в ГИР БО, положение подпункта 5.1 пункта 1 статьи 23 Кодекса, обязывающее представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность только те организации, у которых отсутствует обязанность представлять такую отчетность в ГИР БО, не распространяется. С 01 января 2020 года правовое регулирование отношений по представлению данной категорией налогоплательщиков бухгалтерской отчетности в налоговый орган осуществляется исключительно нормами Закона о бухгалтерском учете, который не относится к актам законодательства о налогах и сборах (статьи 1 и 4 Кодекса). Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, в данном случае налогового органа по формированию и ведению ГИР БО, охватывается составом административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ. В то время как объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.6 КоАП РФ, составляют действия по непредставлению в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Срок для представления бухгалтерской отчетности Фалиной А.П. законодательством о налогах и сборах не установлен, а порядок и сроки представления указанной отчетности установлены Законом о бухгалтерском учете, не относящемся к законодательству о налогах и сборах. Следовательно, такое деяние не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.6 КоАП РФ, а должно быть квалифицировано по ст.19.7 КоАП РФ.
Представитель УФНС России по Республике Карелия Бокша А.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Фалина А.П. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав представителя административного органа, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив дело в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, учитывая, что жалоба направлена в суд в соответствии с требованиями ст.30.3 КоАП РФ, и срок обжалования не пропущен, судья приходит к следующим выводам.
Статьей 19.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 1 статьи 8.49, частью 5 статьи 14.5, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.7.15, 19.8, 19.8.3, частями 2, 7, 8 и 9 статьи 19.34 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, государственным налоговым инспектором Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия Уховой Е.С. 05 июня 2023 года в отношении Фалиной А.П. составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому ей в вину вменялось несвоевременное представление, в нарушение требований пункта 4,5 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в налоговый орган в срок до 31 марта 2023 года обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год.
Рассматривая дело об административном правонарушении, мировой судья пришел к выводу о том, что действия по непредставлению директором ООО «Анна» Фалиной А.П. в установленный законодательством о налогах и сбора сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, подлежат квалификации по ч.1 ст.15.6 КоАП РФ, являющейся в рассматриваемом случае специальной по отношению к ст.19.7 КоАП РФ.
Поскольку составы административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.15.6 и ст.19.7 КоАП РФ, имеют различные родовые объекты посягательства, что исключает возможность переквалификации вмененного Фалиной А.П. деяния, мировой судья производство по делу прекратил в связи с отсутствием в деянии Фалиной А.П. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 КоАП РФ.
В соответствии с п.1 ст.14 Федерального закона Российской Федерации от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухгалтерском учете) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
В целях формирования государственного информационного ресурса экономический субъект обязан представлять один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - обязательный экземпляр отчетности) в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта, если иное не установлено настоящей статьей (пункт 3 статьи 18 Закона о бухгалтерском учете).
Пунктом 2 ст.18 Закона о бухгалтерском учете установлено, что государственный информационный ресурс формируется и ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Таким образом, налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта, в силу прямого указания закона осуществляет также деятельность по формированию и ведению государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – ГИР БО).
Как следует из ч.4 ст.18 названного Закона от представления обязательного экземпляра отчетности в ГИР БО освобождаются организации бюджетной сферы; Центральный банк Российской Федерации; религиозные организации; организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Центральный банк Российской Федерации; организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, ООО «Анна» является организацией, которая обязана размещать свою бухгалтерскую (финансовую) отчетность в ГИР БО, а потому положение части 5.1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, обязывающее представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность только те организации, у которых отсутствует обязанность представлять такую отчетность в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, на данную организацию не распространяется.
Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, в данном случае налогового органа по формированию и ведению государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, охватывается составом административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ (данная позиция отражена в постановлении Шестого кассационного суда общей юрисдикции №16-36/2023, 16-8095/2022 от 09.01.2023).
В то время как объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.6 КоАП РФ, составляют действия по непредставлению в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Ввиду изложенного доводы жалобы заслуживают внимания.
Вместе с тем, в силу ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности по ст.19.7 КоАП РФ составляет три месяца со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем, производство по делу не может быть начато либо продолжено.
Как следует из материалов дела, директор ООО «Анна» Фалина А.П. в срок до 31 марта 2023 года не представила в налоговый орган обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год (представила 25 апреля 2023 года в электронном виде), таким образом, дата совершения административного правонарушения – 01 апреля 2023 года.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, по настоящему делу истек.
Согласно разъяснениям п.13.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и по истечении срока давности привлечения к административной ответственности проверка и оценка доводов об отсутствии состава административного правонарушения может быть дана лишь по жалобе лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Исходя из положений ч.1 ст.4.5 КоАП РФ и п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности не может возобновляться обсуждение вопроса об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу было прекращено.
Также не вправе входить в обсуждение виновности лица и судья при пересмотре дела по жалобе на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности, давая правовую оценку действий лица, в отношении которого было возбуждено дело об административном правонарушении, на предмет наличия состава административного правонарушения, поскольку в данном случае может быть ухудшено положение лица, привлекаемого к ответственности.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу, что правовых оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка №12 г.Петрозаводска Республики Карелия, временно исполнявшего обязанности мирового судьи судебного участка №10 г.Петрозаводска Республики Карелия, от 29 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Фалиной АП оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (г.Санкт-Петербург, ул.Садовая, д.26).
Судья И.А. Сааринен