Дело № 21-435/2023
Р Е Ш Е Н И Е
08 августа 2023 года гор. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ГБУ РК «Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник» Умрихиной Т.В. на решение судьи Керченского городского суда Республики Крым от 05 июля 2023 года № 12-58/2023,
у с т а н о в и л :
постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Керчь Республики Крым по пожарному надзору - заместитель начальника Отдела надзорной деятельности по г. Керчь Управления надзорной деятельности и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым Заярского С.А. от 18.05.2023 года, Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
Данное постановление должностного лица обжаловано в судебном порядке.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 05 июля 2023 года № 12-58/2023 постановление должностного лица от 18.05.2023 года оставлено без изменения, жалоба ГБУ РК «Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник» без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением суда, директор ГБУ РК «Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник» Умрихина Т.В. подала жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит решение суда отменить, как незаконное, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Жалоба мотивирована тем, что рассматриваемые здания являются объектами культурного наследия федерального значения, любые работы в которых строго регламентированы законодательством об охране культурного наследия народов Российской Федерации.
ГБУ находится в стадии проектирования работ по сохранению объектов культурного наследия, которые будут включать полную замену крыши и выходов на чердачное помещение.
В настоящее время, обеспечено проведение проверки огнезащитной обработки деревянных конструкций кровли рассматриваемых зданий.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав пояснения защитника ГБУ РК «Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник» Белоусовой И.Э. и представителя ОНД по г. Керчь УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым Заярского С.А., прихожу к следующему выводу.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объект административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает как совокупность общественных отношений в сфере пожарной безопасности.
Объективная сторона рассматриваемых правонарушений заключается в нарушении или невыполнении субъектами административной ответственности требований пожарной безопасности.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Правила, нормативы, стандарты и требования пожарной безопасности являются обязательными для применения и исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ) под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", организации и их руководители обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
На основании части 1 статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям.
Целью указанного Технического регламента о требованиях пожарной безопасности защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров.
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 года № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима № 1479), устанавливающие требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно п. 13 Правил противопожарного режима № 1479 при эксплуатации объекта защиты руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций и инженерного оборудования, осуществляет проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ. Указанная документация хранится на объекте защиты.
При отсутствии в технической документации сведений о периодичности проверки проверка проводится не реже 1 раза в год.
Согласно ч. 1 ст. 88 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности здания части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека.
В соответствии с пп. б п. 2 ч.1 ст. 32 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности здания (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии сна подразделяются, в частности, на Ф2 - здания зрелищных и культурно-просветительных учреждений, в том числе музеи, выставки и другие подобные учреждения в закрытых помещениях.
В силу п. 7.7 Приказа МЧС России от 24.04.2013 года № 288 "Об утверждении свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемнопланировочным и конструктивным решениям" (вместе с "СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемнопланировочным и конструктивным решениям") в зданиях и сооружениях классов Ф1, Ф2, ФЗ и Ф4 высотой не более 15 метров, определяемой в соответствии с пунктом 7.2, допускается устройство выходов на чердак или кровлю с лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа размером 0,6 х 0,8 метра по закрепленным стальным стремянкам.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, с 05 апреля по 25 апреля 2023 года прокуратурой г. Керчи совместно с сотрудниками ОНД по г. Керчь УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым проведена проверка соблюдения деятельности ГБУ РК «Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник» по исполнению требований законодательства о пожарной безопасности.
В ходе проверки установлено следующее:
в нарушение пункта 13 Правил противопожарного режима № 1479 ГБУ РК «Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник» не обеспечено проведение проверки огнезащитной обработки деревянных конструкций кровли в установленный законом срок в зданиях по адресу:
<адрес>;
<адрес>;
<адрес> (Музей истории Керченско-Эльтигенского десанта);
<адрес> (Картинная галерея);
<адрес> (Керченский музей древностей, Фондохранилище).
Кроме того, в нарушение ст. 88 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, п. 7.7 Приказа МЧС России от 24.04.2013 года № 288, ГБУ РК «Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник» не обеспечило противопожарным люком 2-го типа выход на чердачное помещение в здании Керченского музея древностей по адресу: <адрес>.
По фактам выявленных нарушений 05.05.2023 года заместителем прокурора г. Керчи вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Керчь Республики Крым по пожарному надзору - заместитель начальника Отдела надзорной деятельности по г. Керчь Управления надзорной деятельности и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым Заярского С.А. от 18.05.2023 года, Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Факт допущенного правонарушения и виновность ГБУ РК «Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник» в совершении административного правонарушения подтверждены материалами дела об административном правонарушении, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 05.05.2023 года, протоколами испытаний по контролю качества огнезащищенных деревянных конструкций, в которых указаны даты последней обработки деревянных конструкций зданий.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция соглашается с судом первой инстанции о соответствии фактическим обстоятельствам дела выводов должностного лица о виновности ГБУ РК «Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основанных на содержащихся в материалах дела доказательствах, которым должностным лицом и судом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопреки доводам жалобы, доказательств, подтверждающих принятие ГБУ РК «Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник» всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей в области пожарной безопасности, в материалы дела не представлено.
Довод жалобы о том, что требования свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемнопланировочным и конструктивным решениям" на ГБУ РК «Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник» не распространяются, является несостоятельным.
Так, требования пожарной безопасности, обязательны для применения и исполнения юридическими и физическими лицами, определены Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
В силу части 1 статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами и пожарный риск не превышает допустимых установленных значений; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами и нормативными документами по пожарной безопасности.
Усматривается, что выявленные нарушения пожарной безопасности не затрагивают конструктивные элементы здания и носят режимный характер, в связи с чем, должны быть устранены как того требует Технической регламент.
С учетом положений пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения названного учреждения от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вопреки доводам жалобы, не имеется. Характер совершенного правонарушения, объект посягательства и существенность угрозы общественным отношениям, не позволяют отнести совершенное в настоящем случае правонарушение к категории малозначительных.
Административное наказание назначено ГБУ РК «Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник» с учетом положений статей 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок давности и порядок привлечения ГБУ РК «Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник» к административной ответственности не нарушены.
Учитывая, что жалоба генерального директора ГБУ РК «Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник» Умрихиной Т.В. на решение Керченского городского суда Республики Крым от 05 июля 2023 года № 12-58/2023 не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятого по делу акта, основания для его отмены отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Верховный Суд Республики Крым,
р е ш и л:
жалобу генерального директора ГБУ РК «Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник» Умрихиной Т.В. на решение Керченского городского суда Республики Крым от 05 июля 2023 года № 12-58/2023 - оставить без удовлетворения.
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 05 июля 2023 года № 12-58/2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении ГБУ РК «Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник» - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья <данные изъяты> Е.Г. Тимошенко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>