Дело № 2-1295/2024
УИД 50RS0046-01-2024-002224-52
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ступино Московская область 16 мая 2024 года
Ступинский городской суд Московской области в составе: председательствующего федерального судьи Шутьевой Л.В., при секретаре Новгородовой Е.В., с участием прокурора ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ступинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Мещеринская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» городского округа Ступино Московской области о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к месту осуществления образовательной деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Ступинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику, в котором просит:
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мещеринская средняя общеобразовательная школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов» городского округа Ступино, №, оборудовать здание образовательного учреждения по адресу: <адрес>, следующими средствами: звуковой маяк с беспроводной кнопкой активации со шрифтом Брайля (4.3.2), тактильная рельефная напольная плитка для оснащения путей движения и предупреждения о препятствиях (4.3.6), звуковое расписание уроков (ДД.ММ.ГГГГ.), в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мещеринская средняя общеобразовательная школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов» городского округа Ступино, №, оборудовать здание образовательного учреждения по адресу: <адрес>, следующими средствами: звуковой маяк с беспроводной кнопкой активации со шрифтом Брайля (4.3.2), тактильная рельефная напольная плитка для оснащения путей движения и предупреждения о препятствиях (4.3.6), звуковое расписание уроков (ДД.ММ.ГГГГ.), в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование своих требований ссылаются на то обстоятельство, что городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры, в том числе, детей-инвалидов.
В результате проведенной проверки, городской прокуратурой выявлена недооснащенность входной зоны и гардероба образовательного учреждения по адресу: <адрес> а также по адресу: <адрес>, г.о. <адрес>, вышеуказанным оборудованием, а именно, отсутствуют: звуковой маяк с беспроводной кнопкой активации со шрифтом Брайля (4.3.2), тактильная рельефная напольная плитка для оснащения путей движения и предупреждения о препятствиях (4.3.6), звуковое расписание уроков (ДД.ММ.ГГГГ.).
Городской прокуратурой по указанным фактам ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры.
В ответ на представление учреждением предусмотрены сроки по устранению выявленных нарушений, однако с учетом стоимости необходимого оборудования требования фактически не исполнены.
Денежные средства из бюджета городского округа Ступино в рамках муниципальных программ на мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к образовательным организациям не предусмотрены в текущем году.
Невыполнение муниципальным школьным образовательным учреждением требований по оснащению образовательного учреждения в соответствии с вышеуказанными требованиями нарушает права неопределенного круга лиц на достойную жизнь и свободное развитие.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика с иском согласна, а также пояснила, что нарушения будут устранены.
Суд, выслушав мнение явившихся сторон, проверив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно абз. 5 ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целью государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
По смыслу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пунктом 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «0 прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Из материалов дела следует, что Ступинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры, в том числе, детей-инвалидов.
В результате проведенной проверки, городской прокуратурой выявлена недооснащенность входной зоны и гардероба образовательного учреждения по адресу: <адрес> а также по адресу: <адрес>, г.о. <адрес> вышеуказанным оборудованием, а именно, отсутствуют: звуковой маяк с беспроводной кнопкой активации со шрифтом Брайля (4.3.2), тактильная рельефная напольная плитка для оснащения путей движения и предупреждения о препятствиях (4.3.6), звуковое расписание уроков (ДД.ММ.ГГГГ.).
По указанным фактам истцом ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры.
В ответ на представление учреждением предусмотрены сроки по устранению выявленных нарушений, однако с учетом стоимости необходимого оборудования требования фактически не исполнены.
Денежные средства из бюджета городского округа Ступино в рамках муниципальных программ на мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к образовательным организациям не предусмотрены в текущем году.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
На основании ст. 2 Федерального закона 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу п. 2. ч. 4 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создает условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно- эпидемиологических правил и нормативов.
В силу п.п. «а» п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1309 руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 06.09.2022 № 804 утвержден перечень средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания.
Подраздел 4 раздела 4 указанного перечня содержит список необходимого оборудования, которое должно быть размещено в здании образовательного учреждения (входная зона и гардероб) для ориентирования и обеспечения передвижения слепых и слабовидящих обучающихся:
4.3.2. Звуковой маяк с беспроводной кнопкой активации со шрифтом Брайля
4.3.3. Мнемосхема
4.3.4. Информационно-тактильный знак (вывеска) со шрифтом Брайля
4.3.5. Наклейка информационная
4.3.6. Тактильная рельефная напольная плитка для оснащения путей движения и предупреждения о препятствиях
4.3.7. Тактильные знаки
4.3.8. Наклейка на поручень(Брайль)тактильная
4.3.9. Информационный терминал с сенсорным экраном, со встроенной индукционной системой, со специальным программным обеспечением для инвалидов с сенсорным управлением, с автоматическим озвучиванием текста голосом, с системой вызова помощника
4.3.10. Звуковое расписание уроков
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально- техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Таким образом, законом обязанность по материально-техническому обеспечению образовательного процесса возложена непосредственно на образовательное учреждение.
Не обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к месту осуществления образовательной деятельности, влечет за собой нарушение прав такой категории несовершеннолетних.
Невыполнение муниципальным школьным образовательным учреждением требований по оснащению образовательного учреждения в соответствии с вышеуказанными требованиями нарушает права неопределенного круга лиц на достойную жизнь и свободное развитие.
В силу принципа состязательности сторон, установленного статьей 12 ГПК РФ, и требований части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Ответчиком не представлены доказательства, опровергающие доводы истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.195-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ступинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Мещеринская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» городского округа Ступино Московской области удовлетворить.
Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мещеринская средняя общеобразовательная школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов» городского округа Ступино Московской области, №, обязанность по оборудованию здания образовательного учреждения по адресу: <адрес>, следующими средствами: звуковой маяк с беспроводной кнопкой активации со шрифтом Брайля (4.3.2), тактильная рельефная напольная плитка для оснащения путей движения и предупреждения о препятствиях (4.3.6), звуковое расписание уроков (ДД.ММ.ГГГГ.), в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мещеринская средняя общеобразовательная школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов» городского округа Ступино Московской области, № обязанность по оборудованию здания образовательного учреждения по адресу: <адрес>, <адрес> следующими средствами: звуковой маяк с беспроводной кнопкой активации со шрифтом Брайля (4.3.2), тактильная рельефная напольная плитка для оснащения путей движения и предупреждения о препятствиях (4.3.6), звуковое расписание уроков (ДД.ММ.ГГГГ.), в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ступинский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16 мая 2024 года.
Федеральный судья подпись Шутьева Л.В.