Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2022 года <адрес>
Калужский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Копотовой Ю.В.,
при ведении протокола помощником судьи Тимоховой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Атрощенко В. Л., Атрощенко Ж. Н. к обществу с ограниченной ответственностью «СпецРемСтрой» о признании действий по начислению жилищно-коммунальных услуг незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет излишне начисленной платы за содержание жилого помещения, взыскании штрафа, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Атрощенко В.Л., Атрощенко Ж.Н. обратились в суд с иском к ООО «СпецРемСтрой», просили признать незаконными начисления в платежных документах по <адрес> в <адрес> за сентябрь-ноябрь 2021 года по строке услуга «Корректировка-Ремонт общего имущества» с комментарием «В корректировку по текущему ремонту включены затраты на выполнение работ по ремонту подъезда» (согласно предписанию ГЖИ <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ) на общую сумму 8443 руб. 80 коп. и обязать ответчика сторнировать начисления вышеуказанных услуг на указанную сумму; признать незаконными начисления в платежных документах <адрес> за январь-сентябрь 2022 года по строке услуга «пени» на общую сумму 225 руб. 72 коп. и обязать ответчика сторнировать начисления вышеуказанных услуг на указанную сумму; взыскать с ответчика в пользу Атрощенко В.Л. штраф в размере 4334 руб. 76 коп. путем снижения платы коммунальных услуг в платежном документе по <адрес> в <адрес> и почтовые расходы в размере 277 руб. 76 коп.; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб. в пользу каждого из истцов.
В обоснование иска указано, что истец Атрощенко В.Л. является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, управление которым осуществляет ООО «СпецРемСтрой». В октябре 2021 года истцы получили квитанцию на оплату жилищно-коммунальных услуг с нарушением норм жилищного законодательства, где отдельной строкой была включена дополнительная услуга «Корректировка-Ремонт общего имущества» с комментарием «В корректировку по текущему ремонту включены затраты на выполнение работ по ремонту подъезда» (согласно предписанию ГЖИ <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ) на сумму 2814 руб. 60 коп. Аналогичные квитанции истцы получили в ноябре и декабре 2021 года. Общая сумма к оплате составляет 8443 руб. 80 коп. Кроме того с января по сентябрь 2022 года ответчик выставлял истцу квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг с начислением «пени» на общую сумму 225 руб. 72 коп. ДД.ММ.ГГГГ ГЖИ <адрес> в отношении ООО «СпецРемСтрой» выдано предписание № об устранении нарушений норм жилищного законодательства. Однако до настоящего времени предписание ГЖИ <адрес> ответчиком не исполнено.
Истцы Атрощенко В.Л., Атрощенко Ж.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержали, на их удовлетворении настаивали.
Представитель ответчика ООО «СпецРемСтрой» на основании доверенности Голобородченко Д.В. в судебное заседание после перерыва не явился, извещен надлежаще. Ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.
Третье лицо ООО «ЕИРЦ №» в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещалось надлежащим образом, представителя в суд не направило.
Выслушав Атрощенко В.Л., Атрощенко Ж.Н., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела истцы Атрощенко В.Л. и Атрощенко Ж.Н. состоят в зарегистрированном браке и проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, собственником которого является истец Атрощенко В.Л.
Управление вышеуказанным многоквартирным домом осуществляет ООО «СпецРемСтрой», в том числе производит начисление платы за содержание жилого помещения и коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной ГЖИ <адрес> проверки, в ходе которой было установлено наличие повреждений окрасочного слоя стен, потолков, откосов оконных проемов, сухие протечки на потолке пятого этажа многоквартирного <адрес>, наличие надписей на стенах, наличие следов копоти на потолке, в адрес ООО «СпецРемСтрой» было выдано предписание № о проведении текущего ремонта подъездов в указанном многоквартирном доме.
В ходе мониторинга исполнения предписания ДД.ММ.ГГГГ специалистом ГЖИ Калужской инспекции установлено, что работы по ремонту шести подъездов дома выполнены. Предписание снято с контроля инспекции.
Также установлено, что за сентябрь 2021 года собственникам квартир в многоквартирном <адрес> в <адрес>, в том числе и Атрощенко В.Л., были выставлены квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг, где отдельной строкой включена дополнительная услуга «Корректировка-Ремонт общего имущества» с комментарием «В корректировку по текущему ремонту включены затраты на выполнение работ по ремонту подъезда» (согласно предписанию ГЖИ <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ) на сумму 2814 руб. 60 коп. Аналогичные квитанции истцы получили в ноябре и декабре 2021 года. Общая сумма к оплате составляет 8443 руб. 80 коп.
ДД.ММ.ГГГГ Атрощенко Ж.Н. обратилась в ГЖИ <адрес> по вопросу незаконного выставления дополнительной платы по статье «текущий ремонт» в квитанции.
С целью проверки данного обращения заместителем начальника инспекции издан приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении в отношении ООО «Спецремстрой» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ внеплановой документарной проверки соблюдения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а именно обоснованности выставления дополнительной платы по строке «Ремонт общего имущества» графе «Корректировка» за ремонт подъездов по предписанию инспекции № от ДД.ММ.ГГГГ потребителям в многоквартирном <адрес> в <адрес>), по результатам которой в адрес ответчика было выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком устранения до ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с предписанием №-пр от ДД.ММ.ГГГГ, общество обратилось в Арбитражный суд <адрес> с заявлением о признании незаконным и отмене данного предписания ГЖИ <адрес>.
Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления ООО «СпецРемСтрой» о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № отказано.
До настоящего времени нарушения норм жилищного законодательства ответчиком не устранены, предписание ГЖИ <адрес> не исполнено, перерасчет (сторнирование) начисленной дополнительной платы за текущий ремонт подъездов не произведен.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять 11 коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 названной статьи.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 31 Правила №491, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
В соответствии с пунктом 17 Правил № 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Пунктом 18 Правил № 491 установлено, что текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).
Из приведенных норм следует, что основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определен способ в виде волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме посредством принятия решения об этом на общем собрании.
Таким образом, размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме определяется на срок не менее чем один год на общем собрании собственников помещений в таком доме и может быть изменен также по решению собрания собственников помещений.
В пункте 10 Правил № 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Правила и нормы по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда утверждены постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170).
На основании Правил № 170 организация, обслуживающая жилищный фонд, должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Следовательно, в силу требований действующего законодательства и договора управления многоквартирным домом управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, должна обеспечить надлежащее содержание общего имущества дома.
Указанные в предписании инспекции № от ДД.ММ.ГГГГ работы относятся к работам, которые управляющая организация обязана выполнить в рамках обычной деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Действующее законодательство не содержит нормы, наделяющей управляющую организацию правом увеличивать размер платы за содержание жилого помещения в одностороннем порядке без решения общего собрания собственников помещений в доме.
Согласно пункту 1.6 договора управления многоквартирным домом № по <адрес>, в перечень работ по содержанию и текущему ремонту включены работы по восстановлению отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещениях и других общедомовых вспомогательных помещениях.
Согласно п. 1.8 договора управления работы по текущему ремонту проводятся после принятия решения на общем собрании собственников помещений в доме о необходимом объеме работ, порядке финансирования ремонта.
Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с решением о способе выполнения работ по ремонту подъездов, порядке финансирования ремонта и начислении дополнительной платы за текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме ответчиком не представлен.
В связи с отсутствием решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес> по вопросу определения источника финансирования работ по ремонту подъездов на основании предписания инспекции законных оснований для выставления дополнительной платы за текущий ремонт общего имущества в платежных документах за сентябрь, октябрь и ноябрь 2021 года не усматривается.
Таким образом, в нарушение положений части 7 статьи 156 ЖК РФ и пункта 17 Правил № ООО «Спецремстрой» в одностороннем порядке без решения общего собрания собственников помещений в доме увеличила размер платы за содержание жилого помещения путем выставления дополнительной платы за ремонт подъездов в квитанциях за сентябрь, октябрь и ноябрь 2021 года.
Выставление собственникам помещений дома платежных документов с измененным размером платы в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о ее изменении противоречит императивным требованиям части 7 статьи 156, части 4 статьи 158 ЖК РФ, пункта 31 Правил № 491.
Увеличение платы может быть осуществлено только путем принятия соответствующего решения на общем собрании собственников многоквартирного дома, являются обоснованными.
Такое решение об изменении платы за содержание и ремонт помещений в многоквартирном <адрес> собственниками не принималось. Следовательно, действия ответчика по установлению размера платы за текущий ремонт (платы за услугу по ремонту общего имущества) в отсутствие соответствующего решения собственников помещений не соответствуют закону.
Процедура изменения платы за содержание жилого помещения регулируется положениями жилищного законодательства, которое не предусматривает каких- либо исключений в части, касающейся одностороннего изменения управляющей организацией указанной платы, а равно не предусматривает право лиц, осуществляющих деятельность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, на одностороннее изменение размера платы за содержание жилого помещения.
Нормы жилищного законодательства имеют приоритет по отношению к нормам гражданского законодательства при регулировании жилищных отношений. На законодательном уровне определен только способ установления размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в виде волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме посредством принятия решения об этом на общем собрании. Установление размера платы иным способом противоречит требованиям закона и нарушает права потребителей.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований о признании незаконными действий ответчика по начислению в платежных документах за сентябрь-ноябрь 2021 года платы за ремонт подъездов в сумме 8443 руб. 80 коп. и пени за январь-сентябрь 2022 года в сумме 225 руб. 72 коп. и обязании провести перерасчет начисленных платежей.
Вместе с тем, учитывая, что на момент рассмотрения дела ответчик произвел сторнирование незаконно начисленной платы за ремонт подъездов и пени, суд приходит к выводу о том, что в данной части решение следует считать исполненным.
Из разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года №ё17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» следует, что если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
В соответствии с положениями части 6 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации лицо, предоставляющее коммунальные услуги, при нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязано уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами.
Порядок такого обращения установлен пунктами 155(1) - 155(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 6 мая 2011 года № 354.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец Атрощенко В.Л. обратился к ответчику с претензией с требованием произвести перерасчет платы по начислению жилищно-коммунальных услуг и выплатить штраф в размере в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить.
Данное требование исполнено ответчиком в период рассмотрения дела в суде.
В указанной связи суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца Атрощенко В.Л. в счет штрафа денежные средства в размере 4334 руб. 76 коп. путем снижения размера платы за коммунальные услуги.
Поскольку факт нарушения прав истцов, выразившийся в неправомерном начислении в платежных документах по <адрес> платы за ремонт подъездов и пени, установлен и соответственно установлено нарушение прав Атрощенко В.Л. и Атрощенко Ж.Н., как потребителей, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания денежной компенсации морального вреда, и, вопреки доводам стороны ответчика, с учетом фактических обстоятельств его причинения, характера и степени нравственных страданий, требований разумности и справедливости, исходя из положений статей 12, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», определяет ко взысканию в пользу истцов в возмещение морального вреда по 3000 руб. каждому.
В соответствии со статьями 94, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца Атрощенко В.Л. подлежат взысканию почтовые расходы в размере 277 руб. 76 коп., которые подтверждены соответствующими доказательствами.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Атрощенко В. Л., Атрощенко Ж. Н. удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ООО «СпецРемСтрой» по начислению истцу Атрощенко В. Л. в платежных документах за сентябрь-ноябрь 2021 года платы за ремонт подъездов и исключить из них 8443 руб. 80 коп., начисленные за данную услугу.
Признать незаконными действия ООО «СпецРемСтрой» по начислению истцу Атрощенко В. Л. в платежных документах за январь-сентябрь 2022 года пени и исключить из них общую сумму пени в размере 225 руб. 72 коп.
Взыскать с ООО «СпецРемСтрой» в пользу Атрощенко В. Л. (паспорт № №) штраф в размере 4334 руб. 76 коп. путем снижения размера платы за коммунальные услуги, компенсацию морального вреда в размере 3000 руб., почтовые расходы в размере 277 руб. 76 коп.
Взыскать с ООО «СпецРемСтрой» в пользу Атрощенко Ж. Н. (паспорт № №) компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.
Требование в части исключения из платежных документах начисленной за сентябрь-ноябрь 2021 года платы за ремонт подъездов в сумме 8443 руб. 80 коп. и пени за январь-сентябрь 2022 года в сумме 225 руб. 72 коп. считать исполненным.
Взыскать с ООО «СпецРемСтрой» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 700 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Калужский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Ю.В. Копотова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.