Дело № 2-5605/2022
УИД 59RS0007-01-2022-003471-61
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 августа 2022 года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Берсенёвой О.П.,
при секретаре судебного заседания Орловой О.В.,
с участием представителя истца ФИО3,
представителя ответчика ФИО4,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю о возложении обязанности включить в стаж периодов занятости и произвести перерасчет пенсии,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд, указав, что ему назначена пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ. На протяжении всей трудовой деятельности работал официально, что подтверждается записями в трудовой книжке. Полагает, что при расчете его страхового стажа были учтены не все периоды трудовой деятельности и (или) не в правильном исчислении, в связи с чем, расчет пенсионных средств был произведен неверно, получаемый размер пенсии считает заниженным. На основании изложенного (с учетом уточнения исковых требований под протокол судебного заседания в части указания на опечатку в дате произведения перерасчета), ФИО1 просит обязать произвести перерасчет страхового стажа, включив в периоды осуществления трудовой деятельности: обучение в Пермском химико-технологическом техникуме в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, службу в рядах Вооруженных Сил (в армии) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в двойном размере), период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет установленной страховой пенсии по старости по наиболее выгодной формуле с ДД.ММ.ГГГГ с учетом включения в пенсионный трудовой (страховой) стаж указанных периодов работы в указанном размере; учесть начисленные страхователем на момент назначения пенсии страховые взносы в период работы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с выплатой недоплаченных пенсионных средств за предыдущее время.
Истец в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом.
Представитель истца в суде на удовлетворении исковых требований настаивал, указал, что в п.2 просительной части искового заявления содержится опечатка, просил произвести перерасчет с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Пояснил, что ФИО1 оценка пенсионных прав должна быть произведена по п. 3 ст. 30 Федерального закона, но с учетом периода учебы в календарном исчислении и периода службы в армии – в двойном исчислении. Так же указал, что ответчиком при назначении пенсии не был учтен период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в виде начисленных работодателем страховых взносов.
Представитель ответчика возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Суд, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, пришел к следующему.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с применением норм ранее действовавшего законодательства только в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.
В силу части 3 статьи 36 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу данного Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. В соответствии с частью 4 указанной статьи федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Частями 1 и 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию установлено, что при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Расчетный размер трудовой пенсии в силу части 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 данной статьи (для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации»).
Формулы расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные как частью 3, так и частью 4 статьи 30, включают в себя такой показатель как стажевый коэффициент, величина которого зависит от продолжительности общего трудового стажа.
В силу частей 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года.
В названных нормах закона приведены конкретные перечни трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, которые учитываются в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами, при этом перечни различаются между собой.
Так, согласно части 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц: из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20; из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;
ЗП - среднемесячная заработная плата в РФ за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в РФ за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий (1 671 рубль 00 копеек).
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включается, в том числе, служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.
Периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре, в данный перечень не входит.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.
Таким образом, часть 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не предусматривает учета в общем трудовом стаже периодов учебы (подготовки к профессиональной деятельности), а служба в Вооруженных Силах Российской Федерации (служба по призыву) учитывается в календарном порядке по ее фактической продолжительности.
В соответствие с частью 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = ЗР x СК, где:
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц: из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (за исключением лиц, указанных в абзацах седьмом - десятом настоящего пункта), составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20; из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20; из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 10, 14, 15 и 17 пункта 1 статьи 27 и подпункте 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, а также на 0,01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ, превышающего продолжительность стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, но не более чем на 0,20 в общей сложности; из числа лиц, указанных в подпунктах 12, 13, 16, 18, 19 - 21 пункта 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности стажа на соответствующих видах работ, равной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20 в общей сложности; из числа лиц, указанных в подпункте 11 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, составляет 0,75 при продолжительности стажа на соответствующих видах работ, равной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в том числе:
- периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре;
- служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности – в отношении периодов обучения, в отношении периодов военной службы по призыву - в двойном размере.
Расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 настоящего Федерального закона), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не может превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1, 11 и 13 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, - 648 рублей 62 копеек. За каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, - продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов.
Это означает, что при оценке пенсионных прав по части 4 статьи 30 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж подлежат включению периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре в календарном исчислении, а периоды военной службы по призыву - в двойном размере.
Таким образом, положение части 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает календарный порядок исчисления общего трудового стажа (без учета периодов обучения), при этом расчетный размер пенсии не подлежит ограничению.
В части 4 статьи 30 данного Федерального закона предусмотрена возможность исчисления расчетного размера пенсии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 года, но размер пенсии ограничен определенной суммой.
То есть, статья 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривая несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц, позволяет им выбрать наиболее благоприятный вариант исчисления размера пенсии и не препятствует реализации приобретенных пенсионных прав, а также позволяет пенсионному органу при отсутствии иного волеизъявления гражданина осуществить самостоятельный расчет пенсии истца по варианту, являющемуся наиболее благоприятным для получателя пенсии.
Согласно части 1 статьи 30.1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению). Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
При этом согласно части 2 указанной статьи 30.1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. При этом продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 17.12.2001 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации».
При назначении истцу пенсии по старости ответчиком признано наличие страхового стажа для определения права на пенсию по состоянию на 02.09.2019 года – 40 лет 5 месяцев 11 дней.
При этом, для исчисления страхового стажа Управлением Пенсионного фонда были учтены в том, числе, период учебы в Пермском химико-технологическом техникуме в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 07 месяцев 16 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 месяца 12 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 месяца 1 день), служба в армии по призыву в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 11 месяцев 22 дня).
Внутри периода обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имелись периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, учтенные пенсионным органам как работа в обычных условиях (материалы пенсионного дела).
При оценке пенсионных прав истца по пункту 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ответчиком применен стажевый коэффициент 0,55, коэффициент валоризации – 22%
Истец настаивает на включении спорных периодов учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении и период службы в армии по призыву в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 11 месяцев 22 дня) в двойном исчислении в общий трудовой стаж именно для расчета размера пенсии по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Суд приходит к выводу о том, что данное требование истца не основано на нормах закона.
Судом установлено, что общий трудовой стаж ФИО1 на ДД.ММ.ГГГГ составил 23 года 09 дней при требуемом стаже для мужчин - 25 лет, в связи с чем, при расчете размера пенсии ответчиком применен стажевый коэффициент 0,55, что подтверждается ответом ответчика (л.д. 37-42,43-47).
Таким образом, истец является получателем страховой пенсии по старости, оценка пенсионных права произведена пенсионным органом в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» без учета в общем стаже спорного периода учебы и с учетом службы в армии по призыву в календарном исчислении.
При этом расчетный размер пенсии, исчисленный ответчиком в соответствие с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» составил 1 102,86 руб., размер пенсии на дату назначения (25.09.2019г.) составил 12 970,32 рублей, с учетом фиксированных выплат - 18 304,51 руб., что подтверждается материалами дела, материалами пенсионного дела и ответчиком не оспаривается.
Ответчиком в судебное заседание представлен дополнительно вариант расчета пенсии по части 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подтверждающих, что назначенная истцу пенсия, исчислена по наиболее выгодному ему варианту.
Так, если бы оценка пенсионных прав истца производилась по общим правилам исчисления, предусмотренным частью 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то расчетный размер пенсии составил бы всего 767,14 рублей, сумма пенсии на дату назначения 5 017,55 руб., с учетом фиксированных выплат – 9 415,53 рублей.
С ДД.ММ.ГГГГ общий размер пенсии, исчисленный по части 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» составил 25 753,94 руб., по части 4 статьи 30 составил бы 22 299,04 руб.
Данные обстоятельства подтверждаются дополнительными письменными расчётами ответчика.
Правильность выполненных ответчиком расчетов для определения расчетного размера пенсии по указанным вариантам истцом не опровергнута.
Представленные расчеты подтверждают обоснованность возражений ответчика о том, что оценка пенсионных прав истца была произведена ответчиком по наиболее выгодному для него варианту.
Возможности одновременного использования формул для определения расчетного размера трудовой пенсии, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действующее пенсионное законодательство не предусматривает.
Как указал Конституционный Суд РФ в своем определении от 30.01.2020 № 180-О законодатель, реализуя свои полномочия, в статье 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установил порядок назначения, выплаты и перерасчета трудовой пенсии, а также закрепил правила оценки пенсионных прав застрахованных лиц (пункт 1), предусмотрев несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии указанных лиц (пункты 3, 4 и 6), предоставив им право выбора наиболее выгодного варианта определения расчетного размера трудовой пенсии (пункт 2). Положение пункта 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает календарный порядок исчисления общего трудового стажа, при этом расчетный размер пенсии не подлежит ограничению. В пункте 4 статьи 30 названного Федерального закона предусмотрена возможность исчисления расчетного размера пенсии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 года. Данная норма воспроизводит не только порядок исчисления общего трудового стажа, в том числе с зачетом в него периодов обучения в высших учебных заведениях, но и положение об ограничении размера пенсии определенной суммой. Установленное абзацем сороковым пункта 4 данной статьи ограничение расчетного размера пенсии согласуется с правилами, предусмотренными законодательством Российской Федерации по состоянию на 31.12.2001 (часть первая статьи 18 действовавшего до 01.01. 2002 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации»).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» содержащаяся в п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» норма в той части, в какой она во взаимосвязи с п. 2 ст. 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, признана не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Соответственно, при осуществлении оценки пенсионных прав лица в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12. 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» включение в общий трудовой стаж периодов, не перечисленных в данном пункте (в частности, периодов учебы), а также возможность исчисления периодов службы в армии по призыву в двойном исчислении невозможно и противоречит закону.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что из всех возможных вариантов оценки пенсионных прав истца по состоянию на 1 января 2002 г. наиболее выгодным для истца является вариант, предусмотренный частью 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», так как расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ввиду установленного данной нормой ограничения составляет значительно меньшую сумму, чем рассчитанный в соответствии с частью 3 статьи 30 названного Закона.
Соответственно, включение в общий трудовой стаж (с целью расчета размера пенсии) спорных периодов учебы истца в календарном исчислении, а периода службы в армии по призыву в двойном исчислении, повлечет уменьшение размера его пенсии, поскольку в этом случае расчет должен будет производиться по части 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Произведенный ответчиком в отношении истца расчет пенсии является правильным, соответствующим действующему пенсионному законодательству и права истца не нарушающим, расчетный размер трудовой пенсии истца при оценке его пенсионных прав определен ответчиком по наиболее выгодному варианту в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Рассматривая требования истца о включении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж, об учете начисленных страховых взносов, уплаченных работодателем за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для расчета размера пенсии, доплате невыплаченных сумм, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В соответствии с положениями, изложенными в пункте 3 части 2 названной статьи, в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном ч. 18 ст. 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости при ее назначении производится ее перерасчет. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера с 1 августа каждого года.
Согласно части 4 статьи 18 данного Закона максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчете страховой пенсии, предусмотренном пунктом 3 части 2 настоящей статьи, учитывается в размере 3,0 - для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году не формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В соответствии с Федеральным законом № 243-ФЗ от 03.07.2016 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и Федеральным законом № 250-ФЗ от 03.07.2016 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», с 01.01.2017 администратором страховых взносов являются налоговые органы и взыскание задолженности по страховым взносам возложено на налоговые органы.
В соответствии с пунктом 7 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в случае представления после назначения страховой пенсии страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за период после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в отношении периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до назначения страховой пенсии, влекущих увеличение индивидуального пенсионного коэффициента, производится перерасчет размера страховой пенсии со дня назначения указанной пенсии без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера страховой пенсии. При этом размер страховой пенсии определяется в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.
При этом, указанная норма применима к ситуациям, когда страхователь (работодатель) подает сведения, которые не были отражены в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, то есть, речь идет о сведениях, которые работодатель обязан был передать, но не передал.
Как установлено судом ранее, ФИО1 является получателем трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно трудовой книжке, истец с ДД.ММ.ГГГГ работал в ФГУ комбинат «Минерал» Управления Федерального агентства по государственным резервам по ПФО в должности главного инженера на основании приказа № Л/с от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23). ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию в связи с выходом на пенсию на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № л/с (л.д. 24).
Из имеющейся в пенсионном деле выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1, сформированной для назначения страховой пенсии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, учтены сведения о состоянии индивидуального пенсионного коэффициента, величина которого определена поступившими страховыми взносами по ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ страховые взносы учтены при назначении пенсии, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть по дату назначения страховой пенсии по старости, страховые взносы не учтены, так как сведения о них на дату назначения пенсии отсутствуют.
Таким образом, на момент назначения ФИО1 страховой пенсии по старости сведения о страховых взносах, уплаченных в отношении него за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в органе, осуществляющем пенсионное обеспечение, отсутствовали.
После поступления сведений в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица ФИО1 за 2019 год от работодателя о продолжительности страхового стажа, страховой стаж на дату назначения страховой пенсии по старости составил 41 год 01 месяц 06 дней.
Учитывая, что при назначении истцу страховой пенсии ДД.ММ.ГГГГ сведения по начисленным и уплаченным страховым взносам в отношении ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствовали на индивидуальном лицевом счете истца, оснований для возложения на пенсионный орган обязанности произвести перерасчет пенсии истца с учетом страховых взносов за 9 месяцев 2019 года по правилам, установленным в части 7 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ«О страховых пенсиях» у суда не имеется.
В соответствии с ч. 6 и ч. 7 ст.26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем, а суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение УПФР.
При поступлении от работодателя сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах ответчиком в автоматическом порядке с 1 августа каждого года производится перерасчет пенсии.
После назначения пенсии, с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ истцу произведены корректировки размера пенсии в соответствии с п.3 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как работающему пенсионеру.
Данное обстоятельство истцом не оспаривается, собственного расчёта о необходимости доплаты пенсии в большем размере истцом не представлено, сумма доплаты не оспорена.
Иных оснований для перерасчета истцом не приводится.
Таким образом, суд приходит к выводу, что данное требование истца также не подлежит удовлетворению.
В связи с изложенным, суд не усматривает нарушений прав истца, в связи с чем оснований для удовлетворения иска у суда не имеется в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1, дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения – <адрес>, СНИЛС №, к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200) о возложении обязанности включить в стаж периодов занятости и произвести перерасчет пенсии отказать в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме составлено 30 августа 2022 года
Судья: О.П. Берсенёва