Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-2/2023 (12-157/2022;) от 24.02.2022

№ 12-157/2022

24RS0017-01-2022-000460-40

Р Е Ш Е Н И Е

19 января 2023 года п. Березовка                      

Березовский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Есиной С.В.,

с участием помощника Красноярского транспортного прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры Красноярского края Козловского Д.Д.,

при секретаре Антипенко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного инженера Эксплуатационного вагонного депо Масленников Д.А. Масленников Д.А. на постановление от <дата> начальника Красноярского территориального отдела Управления по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту, главного государственного санитарного врача по Красноярской железной дороге М.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении главного инженера Эксплуатационного вагонного депо Масленников Д.А. Масленников Д.А.,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением от <дата> начальника Красноярского территориального отдела Управления по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту, главного государственного санитарного врача по Красноярской железной дороге М.В. главный инженер Эксплуатационного вагонного депо Масленников Д.А. Д.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, главный инженер Эксплуатационного вагонного депо Масленников Д.А. Масленников Д.А. обратилась в суд с жалобой и дополнениями к ней, в которой просит постановление отменить ввиду его незаконности и необоснованности, производство по делу прекратить. Ссылается на то, что обжалуемым постановлением ему вменяется нарушение требований СанПиН 2.2.1/2.<дата>-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», выразившееся в отсутствии проекта санитарно-защитной зоны в отношении объектов Эксплуатационного вагонного депо Масленников Д.А.. Согласно п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.<дата>-03 требования указанных правил подлежат применению только к вновь строящимся или реконструированным объектам. Главным государственным санитарным врачом РФ постановлением от <дата> внесены изменения в СанПиН 2.2.1/2.<дата>-03, согласно которым из п. 1.2 исключены слова «и действующих». Обязанность по разработке проекта санитарно-защитной зоны может быть возложена на юридические лица только при новом строительстве или реконструкции действующих (эксплуатируемых) объектов инфраструктуру железнодорожного транспорта. Поскольку объекты Эксплуатационного вагонного депо Масленников Д.А. введены в эксплуатацию до введения в действие СанПиН 2.2.1/2.<дата>-03, и не являются вновь строящимися или реконструированными объектами, отсутствовали основания для привлечения к административной ответственности за нарушение СанПиН 2.2.1/2.<дата>-03. Также указывает, что привлечение к административной ответственности за нарушение требований нормативного правового акта, который утратил силу, является неправомерным. В обжалуемом постановлении не указано, в связи с превышением уровня воздействия каких вредных факторов – физических, химических или биологических подлежит установлению санитарно-защитная зона в отношении объектов Эксплуатационного вагонного депо Масленников Д.А., не указано описание объектов, их координат, позволяющих конкретизировать, идентифицировать такие объекты, как объекты, в отношении которых нарушены требования санитарно-эпидемиологического законодательства. В обжалуемом постановлении не указано на реальность наступления опасности причинения вреда окружающей среде в результате отсутствия проекта санитарно-защитной зоны объектов Эксплуатационного вагонного депо Масленников Д.А.. Согласно расчетам рассеивания выбросов, представленным в проекте нормативов допустимых выбросов (НДВ) на который получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, придельные концентрации загрязняющих веществ в жилых зонах (с учетом вклада выбросов предприятия) не превышают установленные нормативы. Кроме того, указывает, что для выполнения требований законодательства по обращению в уполномоченные органы с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны Федеральным законом № 342-ФЗ от <дата> установлен срок – до <дата>. До наступления указанной даты правообладатели объектов не могут быть признаны нарушившими требования санитарно-эпидемиологического законодательства в части отсутствия санитарно-защитных зон, следовательно, у административного органа отсутствовали основания для привлечения к административной ответственности. Также указывает на то, что <дата> ОАО «РЖД» заключен договор с ООО «АПБ» по выполнению работ по разработке проектов санитарно-защитной зоны для структурных подразделений Красноярской дирекции инфраструктуры, в том числе, объектов Эксплуатационного вагонного депо Масленников Д.А.. В соответствии с данным договором разработан проект санитарно-защитной зоны объектов Эксплуатационного вагонного депо Масленников Д.А., утвержденный <дата>, получено экспертное заключение на проект санитарно-защитной зоны от <дата>. На дату вынесения обжалуемого постановления юридическим лицом – ОАО «РЖД» выполнены требования санитарно-эпидемиологического законодательства, выполнение которых не зависело от главного инженера Эксплуатационного вагонного депо Масленников Д.А.. Кроме того, как следует из проекта санитарно-защитной зоны, экспертного заключения по проекту, необходимость установления санитарно-защитной зоны для предприятия отсутствует, что свидетельствует об отсутствии признака противоправности, которым характеризуется объективная сторона административного правонарушения.

Должностное лицо Масленников Д.А. Д.А., представитель Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В судебном заседании помощник Красноярского транспортного прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры Красноярского края Козловский Д.Д. просил в удовлетворении жалобы должного лица Масленников Д.А. Д.А. отказать, указывая на законность и обоснованность обжалуемого постановления. Дополнительно пояснил, что Масленников Д.А. Д.А. вменяется нарушение требований СанПиН 2.2.1/2.<дата>-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», выразившееся в отсутствии проекта санитарно-защитной зоны в отношении объектов Эксплуатационного вагонного депо Масленников Д.А. на момент проведения проверки.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 24 Федерального закона № 52-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» утверждены правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года № 222 на всех правообладателей объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу данного постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, возложена обязанность проведения исследований (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представления в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявления об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему необходимых документов, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

В соответствии с пунктом 1 Правил, правила определяют порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон. Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных проектов санитарным правилам.

Согласно п. 4 ст. 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.

На основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от <дата> № 52-ФЗ разработаны и постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от <дата> введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.<дата>-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

В соответствии с требованиями пункта 2.1 СанПиН 2.2.1/2.<дата>-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Факт нарушения обязательных норм и правил в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и виновность главного инженера Эксплуатационного вагонного депо Масленников Д.А. Д.А. подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, справкой о проведении проверки исполнения Эксплуатационным вагонным депо Масленников Д.А. требований законодательства об охране окружающей среды, а также санитарно-эпидемиологического законодательства от <дата>, ответом, данным начальником Эксплуатационного вагонного депо Масленников Д.А. А.С. от <дата>, на требование прокурора, разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), согласно которому разрешается в период с <дата> по <дата> осуществлять выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в том числе, стационарным источником Эксплуатационное депо Масленников Д.А. ст. Масленников Д.А., <адрес>, приказом от <дата> о назначении Масленников Д.А. Д.А. на должность главного инженера Эксплуатационного вагонного депо Масленников Д.А. Красноярской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД», дополнительным соглашением к трудовому договору от <дата>, должностной инструкцией главного инженера эксплуатационного вагонного депо.

Представленные в дело доказательства содержат фактические данные, необходимые для установления обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении и имеющих значение для правильного его разрешения, соответствуют требованиям ст. 26.2 КоАП РФ, в связи с чем, обоснованно признаны должностным лицом достоверными относительно обстоятельств правонарушения, а в их совокупности достаточными для вывода о виновности главного инженера Эксплуатационного вагонного депо Масленников Д.А. Д.А. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.

Деяние главного инженера Эксплуатационного вагонного депо Масленников Д.А. Д.А. квалифицировано по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, положениями КоАП РФ и законодательства подлежащих применению в деле.

Доводы Масленников Д.А. Д.А. о том, что объекты Эксплуатационного вагонного депо Масленников Д.А. введены в эксплуатацию до введения в действие СанПиН 2.2.1/2.<дата>-03, и не являются вновь строящимися или реконструированными объектами, отсутствовали основания для привлечения к административной ответственности за нарушение СанПиН 2.2.1/2.<дата>-03, противоречит пункту 2 постановления Правительства РФ , указавшего на необходимость установления санитарно-защитных зон и для действующих объектов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу данного Постановления, то есть до <дата>.

Деятельность Эксплуатационного вагонного депо Масленников Д.А. связана с воздействием на среду обитания человека, о чем, в том числе, свидетельствует и разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), в связи с чем, должностное лицо – начальник Эксплуатационного вагонного депо обязан был в установленный срок разработать проект санитарно-защитной зоны и представить его в Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю для санитарно-эпидемиологического заключения, однако, не выполнило эту обязанность, на момент проведения проверки Красноярской транспортной прокуратурой <дата> проект санитарно-защитной зоны Эксплуатационным вагонным депо не разработан.

Доводы Масленников Д.А. Д.А. о том, что для выполнения требований законодательства по обращению в уполномоченные органы с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны Федеральным законом № 342-ФЗ от <дата> установлен срок – до <дата>, до наступления указанной даты правообладатели объектов не могут быть признаны нарушившими требования санитарно-эпидемиологического законодательства в части отсутствия санитарно-защитных зон, следовательно, у административного органа отсутствовали основания для привлечения к административной ответственности, также не могут быть признаны

В соответствии с ст. 14 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ, если зона с особыми условиями использования территории, требование об установлении которой предусмотрено в соответствии с федеральным законом, не была установлена до 1 января 2022 года либо не были установлены границы такой зоны, такая зона и ее границы должны быть установлены в срок не позднее 1 января 2025 года, за исключением случаев, предусмотренных частями 13 и 15 настоящей статьи.

В целях, предусмотренных частью 14 настоящей статьи, правообладатели зданий, сооружений, которые введены в эксплуатацию до дня официального опубликования настоящего Федерального закона и в связи с размещением которых подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, до 1 января 2025 года обязаны обратиться с заявлением об установлении зоны с особыми условиями использования территории в органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на принятие решения об установлении зоны с особыми условиями использования территории, с приложением документов, предусмотренных положением о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида, если ранее такая зона не была установлена (часть 17 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ).

Приведенные выше положения Федерального закона от <дата> № 342-ФЗ не отменяют предусмотренную Федеральным законом № 52-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> и СанПиН 2.2.1/2.<дата>-03 обязанность правообладателей объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, по установлению санитарно-защитной зоны.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно приказа начальника Эксплуатационного вагонного депо Масленников Д.А. от <дата> «О назначении ответственных лиц за природоохранную деятельность» главный инженер Эксплуатационного вагонного депо Масленников Д.А. Д.А. назначен ответственным лицом за организацию природоохранной деятельности в области окружающей среды и экологической безопасности по Эксплуатационному вагонному депо Масленников Д.А., а также за ведение документации и подготовку отчетности в области окружающей среды.

В соответствии с п. 2.15, 2.26, 4.1 должностной инструкции главного инженера эксплуатационного вагонного депо, главный инженер эксплуатационного вагонного депо обеспечивает в установленном порядке контроль соблюдения требований природоохранной деятельности в депо, организует выполнение мероприятий по улучшению условий природоохранной деятельности депо.

Материала дела об административном правонарушении, а также документы представленные заявителем к жалобе, в том числе, и проект санитарно-защитной зоны, утвержденный <дата>, позволяет сделать вывод о том, что главным инженером Эксплуатационного вагонного депо Масленников Д.А. Д.А. не приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Доводы жалобы о том, что из проекта санитарно-защитной зоны, экспертного заключения по проекту, необходимость установления санитарно-защитной зоны для предприятия отсутствует, что свидетельствует об отсутствии признака противоправности, которым характеризуется объективная сторона административного правонарушения, не могут быть приняты судом во внимание, так как не ставят под сомнение обоснованность привлечения Масленников Д.А. Д.А. к административной ответственности по настоящему делу, поскольку не освобождает его от обязанности разработать проект санитарно-защитной зоны и представить его в соответствующий орган для санитарно-эпидемиологического заключения.

Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, вынесено уполномоченным должностным лицом по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст. ст. 29.7, 29.9 КоАП РФ, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел и полностью соответствуют требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

При назначении главному инженеру Эксплуатационного вагонного депо Масленников Д.А. Д.А. административного наказания должностным лицом требования ст. ст. 3.1, 3.5 4.1 - 4.3 КоАП РФ соблюдены. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, является обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости назначенного наказания.

Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено, в связи с чем, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление от <дата> начальника Красноярского территориального отдела Управления по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту, главного государственного санитарного врача по Красноярской железной дороге М.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении главного инженера Эксплуатационного вагонного депо Масленников Д.А. Масленников Д.А., оставить без изменения, а жалобу и дополнения к ней Масленников Д.А. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в десятидневный срок со дня вручения копии решения с подачей жалобы через Березовский районный суд Красноярского края.

Судья С.В. Есина

12-2/2023 (12-157/2022;)

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Масленников Дмитрий Анатольевич
Суд
Березовский районный суд Красноярского края
Судья
Есина С.В.
Статьи

ст.6.3 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
berez--krk.sudrf.ru
24.02.2022Материалы переданы в производство судье
02.03.2022Истребованы материалы
07.04.2022Поступили истребованные материалы
27.05.2022Судебное заседание
01.09.2022Судебное заседание
10.10.2022Судебное заседание
15.11.2022Судебное заседание
19.01.2023Судебное заседание
26.01.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
14.02.2023Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
28.02.2023Вступило в законную силу
04.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.12.2023Дело оформлено
27.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее