УИД 42RS0033-01-2023-001769-59 (2-82/2024)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего судьи Смолина С.О.
при секретаре Бояровой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске 16 апреля 2024 года гражданское дело по иску Воробьева ФИО15 к администрации г. Прокопьевска о включении в список граждан, подлежащих переселению и заключении договора о предоставлении социальной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Воробьев ФИО16 в лице законного представителя опекуна Воробьевой ФИО17 обратился в суд с иском к администрации города Прокопьевска с требованиями о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда и заключении договора о предоставлении социальной выплаты.
Требования мотивировал тем, что истец является членом семьи собственников жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Собственниками указанного жилого дома являются Воробьев ФИО18 и Воробьева ФИО19 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Истец обратился в администрацию г. Прокопьевска за предоставлением социальной выплатой, но получил отказ в связи с тем, что жилой <адрес>, расположен на территории горного ООО «Шахта Красногорская», но горными работами не подработан, отнесен к категории «Неподработанный ветхий». Спорное жилое помещение является для истца единственным и постоянным местом жительства, иных жилых помещений в собственности истец не имеет и не приобрел право пользования иным жилым помещением, пригодным для проживания. Просит обязать администрацию города Прокопьевска включить его в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и обязать администрацию города Прокопьевска заключить с ней договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего не пригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
Истец Воробьев ФИО20 представитель Воробьевой ФИО21. – Тихонов ФИО22, действующий на основании доверенности (л.д. 42) в суд не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца, требования просили удовлетворить (л.д. 225).
Представитель ответчика администрации города Прокопьевска Гапоненко ФИО23 действующая на основании доверенности (л.д. 207), в суд не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила письменные возражения, в которых просила в удовлетворении исковых требований отказать, в связи с отсутствием у администрации города Прокопьевска правовых оснований для включения истцов в уточненный список граждан, подлежащих переселению с горного отвода ООО «Шахта Красногорская» рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации г. Прокопьевска (л.д. 205-206).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство энергетики РФ – Асланова ФИО24., действующая на основании доверенности (л.д. 169), в суд не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила в суд письменный отзыв, согласно которым требования истцов не поддержала, так как у администрации города Прокопьевска отсутствуют правовые основания для включения истцов в уточненный список граждан, подлежащих переселению с территории горного отвода, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д. 167-168).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации Правительства Кузбасса – О.В. ФИО25 действующая на основании доверенности (л.д. 186), в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила письменный отзыв на иск, в котором указала, что в соответствии с постановлением Правительства Кемеровской области-Кузбасса от 20.02.2024 № 77 об утверждении Правил предоставления и распределения субсидии из бюджета Кемеровской области-Кузбасса бюджетам муниципальных образований Кемеровской области-Кузбасса главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на предоставление субсидий, является Министерство угольной промышленности Кузбасса. Субсидии из областного бюджета предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства как получателя средств областного бюджета (л.д. 182-183).
Представитель третьего лица Министерства угольной промышленности Кузбасса - министр Токарев ФИО26. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что в соответствии с утвержденными постановлением Правительства Кемеровской области-Кузбасса от 20.02.2024 № 77 Правилами предоставления и распределения субсидии из бюджета Кемеровской области-Кузбасса бюджетам муниципальных образований Кемеровской области-Кузбасса Министерство осуществляет проверку заявки уполномоченного органа местного самоуправления муниципального образования на комплектность, по результатам которой принимает решение о заключении соглашения с уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования. Ответственность за достоверность представляемых в Министерство заявки и документов на предоставление субсидий, отчетов об осуществлении расходов бюджета муниципального образования, возлагается исключительно на муниципальное образование (л.д. 192-193).
Третье лицо – Воробьев ФИО27. в суд не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Законный представитель истца – Воробьева ФИО28. в суд не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Ранее в судебном заседании, на вопросы суда пояснила, что дом был куплен в 2012 году, в сентябре 2012 года переехали, сын учился в коррекционной школе, которая находилась рядом с домом, сделали ремонт, ранее с 1994 года проживали по <адрес>, которое принадлежало <данные изъяты> Воробьеву ФИО29. Воробьев ФИО30 был зарегистрирован по <адрес> до 2013 года. В 2015 году дом продали. Истец с детства является инвалидом.
Свидетель ФИО32.Н. в судебном заседании на вопросы суда пояснила, что с Воробьевыми она знакома давно, так как была учителем Воробьева ФИО33 с 2010 года. Истец с семьей проживает по <адрес> в <адрес> с 2012 года. Когда истец стал обучаться в старших классах, его перевели на домашнее обучение, и она к нему ходила 3 раза в неделю. Истец постоянно проживает по спорному адресу.
Свидетель ФИО12 в судебном заседании на вопросы суда пояснил, что является соседом истца, Воробьева ФИО34. проживает по <адрес> с осени 2012 года.
Выслушав лиц участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 40 Конституции Российской Федерации конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицам, занимающим его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, в исключении случаев произвольного лишения граждан жилища.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 15 ЖК РФ).
В силу ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом (ч. 2 ст. 30 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса РФ установлено, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (п. 5 ст. 10 ГК РФ).
В силу положений пункта 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с Федеральным законом от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.
Пунктами 2 и 3 статьи 5 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ предусмотрено, что финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» (с последующими изменениями и дополнениями) во исполнение Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечению занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
До 26 декабря 2023 года порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков регулировались Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года № 428 (далее – также Правила № 428).
Постановлением Правительства РФ от 22.12.2023 № 2252 внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации, в том числе Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года № 428 признано утратившим силу с 26.12.2023.
В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 5 Правил № 428, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, межбюджетные трансферты направлялись на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе, по сносу многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до 1 января 2012 года угольных (сланцевых) шахтах, а также на ликвидированных с 1 января 2012 г. шахтах в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область) (далее - ветхое жилье); по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных подпунктами «а» - «в» и «е» пункта 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область), и муниципальных программ создания новых рабочих мест (п. 6 Правил в ред. от 10.05.2018).
Согласно указанным Правилам, содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме предоставления социальных выплат в соответствии со списками переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденных проектов ликвидации шахт.
В соответствии с абзацем 1 пункта 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.01.2006 № 44, от 29.04.2006 № 262, от 14.11.2007 № 778, от 01.10.2008 № 734, от 02.04.2015 №314), содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 8 (с дополнениями, внесёнными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2564) основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являлись:
- рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
- государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;
- снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье;
- проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
- фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.
Предусмотренный настоящим пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являлся исчерпывающим (абзац 9 Правил в ред. от 28.09.2016).
Аналогичные положения утверждены изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 22.12.2023 № 2252 в государственную программу Российской Федерации «Развитие энергетики», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 321 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие энергетики».
Согласно п. 4 Правил предоставления и распределения в 2024 и 2025 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.12.2023 № 2252 (далее – Правила № 2252), содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 Правил № 2252 основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются:
- рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
- государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;
- снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье;
- проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
- фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.
Таким образом, изложенные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года № 428, специальные нормы по отношению к гражданам, проживающим на момент ликвидации угольных предприятий и зарегистрированным по месту жительства в ветхих жилых помещениях, пришедших в негодность из-за воздействия горных работ, на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению, действовавшие на момент возникновения спорных правоотношений, закреплены в полном объеме в новом Постановлении Правительства РФ от 22.12.2023 № 2252.
Указанные меры социальной помощи носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживавшим на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и продолжающим проживать до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, сохраняющим в нем регистрацию по месту жительства и не имеющим другого жилого помещения. При этом совокупность данных обстоятельств, должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Решая вопрос о ликвидации угольных шахт, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Так, согласно пункту 7 Правил № 2252, социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.
В свою очередь, орган местного самоуправления заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков (далее - договор), по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации (п. 10 Правил № 2252).
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2023 № 2252 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», государственной программы Кемеровской области - Кузбасса «Жилищная и социальная инфраструктура Кузбасса», утвержденной постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 12.12.2023 № 816, постановлением Правительства Кемеровской области-Кузбасса от 20.02.2024 № 77 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из бюджета Кемеровской области - Кузбасса бюджетам муниципальных образований Кемеровской области - Кузбасса в целях оказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков мероприятий по содействию гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, в рамках реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков (далее – Правила № 77).
Согласно п. 2 Правил № 77 Главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на предоставление субсидий, является Министерство угольной промышленности Кузбасса (далее - Министерство).
В соответствии с абз. 3 п. 20 Правил № 77 формирование списков граждан осуществляется органами местного самоуправления муниципального образования Кемеровской области - Кузбасса в соответствии с требованиями положений Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
Пунктом 23 Правил № 77 предусмотрено, что основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются:
рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;
снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье;
проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.
Следовательно, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах; наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности, регистрация гражданина по месту жительства в ветхом жилье на дату принятия решения о ликвидации шахты, нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
При этом, отсутствие совокупности данных обстоятельств является безусловным основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № 266-О-О, положения Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Поскольку Конституционные цели социальной политики Российской Федерации предполагают такое правовое регулирование отношений по владению и пользованию объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище, суд при рассмотрении спора о праве на получение вышеназванных социальных выплат должен исследовать и оценивать, в частности, основания приобретения права пользования жилым помещением лицом, претендующим на их получение, а также все другие конкретные обстоятельства дела с целью недопущения не основанного на законе ограничения прав граждан на социальную поддержку со стороны государства при реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого жилищного фонда в рамках реструктуризации угольной промышленности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, являются Воробьев ФИО35 и Воробьева ФИО38 на основании договора купли-продажи дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-14)
Право собственности за Воробьевым ФИО36 и Воробьевой ФИО37 на указанное выше жилое помещение зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-16), а также выписка из ЕГРН №№ (л.д. 41).
Воробьев ФИО39 и Воробьева ФИО40 с ДД.ММ.ГГГГ состоят в зарегистрированном браке, что подтверждается соответствующим свидетельством о заключении брака № (л.д. 17).
Согласно свидетельству о рождении №, Воробьев ФИО41 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, родителями которого являются: мать - Воробьева ФИО43, отец – Воробьев ФИО44.
Таким образом, истец Воробьев ФИО42. является членом семьи собственников спорного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
На основании Решения Рудничного районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ Воробьев ФИО45, ДД.ММ.ГГГГ г.р., признан недееспособным (л.д. 20-21).
Согласно Распоряжения Комитета социальной защиты населения администрации города Прокопьевска от ДД.ММ.ГГГГ №, Воробьева ФИО46 назначена опекуном над Воробьевым ФИО47 (л.д. 19).
Согласно копии паспорта (л.д. 10), адресной справке от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 44) истец Воробьев ФИО48. состоит на регистрационном учете по месту жительства по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Как следует из письменной информации администрации города Прокопьевска (л.д. 38), Заключения № от ДД.ММ.ГГГГ СФ ОАО ВНИМИ (л.д. 39) «О степени влияния подземных горных работ на техническое состояние 1410 жилых домов, расположенных на территории горного отвода ООО «Шахта Красногорская» с выдачей рекомендаций по их сохранению или сносу» индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес> <адрес> расположен на территории горного отвода ООО «Шахта Красногорская», но горными работами не подработан, отнесен к категории «неподработанный ветхий», сносу не подлежит.
Истец, полагая о наличии достаточных правовых оснований для возложения обязанности на администрацию города Прокопьевска для включения его в список граждан, подлежащих переселению из ветхого и ставшего непригодным для проживания, в результате ведения горных работ предприятия угольной промышленности, жилья, и заключения с ним договора на предоставление социальной выплаты для приобретения или строительства другого жилья согласно действующему законодательству.
В свою очередь, представитель ответчика в обоснование своих возражений относительно иска указывает о том, что спорный жилой дом отнесен к категории «неподработанный ветхий», сносу не подлежит.
В процессе судебного разбирательства с целью проверки обоснованности доводов и возражений сторон, установления причин ветхости спорного жилого дома, по ходатайству стороны истца (л.д. 29) определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу была назначена судебная горно-геологическая экспертиза, проведение которой поручено экспертному учреждению ООО «Научный центр горной геомеханики и маркшейдерского дела» (ООО «НЦ ГМД») (л.д. 62-63).
По заключению экспертизы ООО «НЦ ГМД» №/№ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 69-165), жилой дом по адресу: <адрес>, находится на горном отводе и в зоне влияния горных работ ООО «Шахта Красногорская». По состоянию на июнь 2013 года имел физический износ 70%, то есть являлся ветхим. Причиной ветхого состояния жилого помещения по <адрес> является комплекс влияющих факторов: негативное воздействие морозного пучения грунта на фундамент здания, отсутствие конструктивных мер защиты строения до начала ведения подземных горных работ, подтопление территории, естественный физический износ строения и влияние на него подземных горных работ. Однако основным фактором являются подземные горные работы ООО «Шахта Красногорская», так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые значения. Следовательно, техническое состояние жилого помещения по адресу: <адрес>, находится в причинно-следственной связи с ведением подземных горных работ ООО «Шахта Красногорская». В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 2252 от 22.12.2023 жилое помещение по адресу: <адрес>, рекомендуется к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности, в результате ведения подземных горных работ ООО «Шахта Красногорская», так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые значения и жилое строение по состоянию на июнь 2013 года относилось к категории ветхих.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что жилой дом по <адрес>, по состоянию на 2013 год имел процент износа 70%, являлся ветхим, подлежит сносу по критериям безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Поскольку, судом установлено и подтверждается заключением ООО «НЦ ГМД» № от ДД.ММ.ГГГГ, что жилое помещение, расположенное по <адрес>, подверглось влиянию подземных горных работ шахты ООО «Шахта Красногорская», дом отнесен к категории ветхих и подлежащих сносу по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта Красногорская» в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 22.12.2023 № 2252, постольку доводы истцов о необходимости включения их в уточненный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, заключения с ними договора о предоставлении социальной выплаты суд находит обоснованными.
Как указывалось выше, для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, необходимо наличие совокупности условий, одними из которых являются признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, то есть отсутствие иного жилья.
В силу пункта 9 Правил предоставления и распределения в 2024 и 2025 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.12.2023 № 2252 списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, должны ежегодно уточняться, что означает проверку названных списков с целью уточнения состава лиц, проживавших и имеющих право на проживание в жилом помещении, подлежащем сносу, не имеющих другого жилья и нуждающихся в силу этого в предоставлении государственной помощи.
Реализация истцом гарантий, установленных ст. 40 Конституции Российской Федерации, не может производиться в отрыве от соблюдения им положений ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, в силу которых осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, а также без учета положений ст. 19 Конституции Российской Федерации о равенстве граждан перед законом и судом.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ, имеющегося в общем доступе, решение о ликвидации ООО «Шахта Зиминка» и ООО «Шахта Красногорская» было зарегистрировано в ЕГРЮЛ 25 апреля 2007 года, деятельность общества прекращена 17 февраля 2016 года в связи с ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Заключение СФ ОАО ВНИМИ № № «О степени влияния подземных горных работ на техническое состояние 324 жилых домов, расположенных на территории между горными отводами ООО «Шахта Красногорская» и ООО «Шахта Зиминка» с выдачей рекомендаций по их сохранению или сносу» составлено 24 июня 2013 года.
Таким образом, право у гражданина на получение социальной выплаты возникло после принятия решения о ликвидации ООО «Шахта Красногорская» и может им быть реализовано после составления заключения СФ ОАО «ВНИМИ» (июнь 2013 года).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец Воробьев ФИО49 является членом семьи собственников спорного жилого помещения, принадлежащего Воробьеву ФИО51 и Воробьевой ФИО52 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, истец Воробьев ФИО50 зарегистрирован и проживает в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Согласно представленным в материалы дела Уведомлению об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений (л.д. 59), справке БТИ <адрес> (л.д. 20), истец ФИО1 на территории РФ жилых помещений, пригодных для проживания, в собственности, во владении и пользовании не имеет.
В своих возражениях ответчик указывает, что у администрации г. Прокопьевска отсутствуют правовые основания для включения истца в список граждан, подлежащих переселению и заключения договора о предоставлении социальной выплаты, в связи с чем, что Воробьев ФИО53 зарегистрирован в спорном жилом доме с ДД.ММ.ГГГГ.
Суд полагает данные доводы ответчика не состоятельными в силу следующего.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (статья 46).
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") в целях обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации предусмотрены меры социальной защиты инвалидов.
Согласно части второй статьи 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная поддержка инвалидов - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Как указано в части 1 статьи 56 Семейного кодекса РФ, ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.
Указанные полномочия законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также органов опеки и попечительства основаны на положениях статей 31, 34, 36 ГК РФ в которых закреплено, что опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан, опекуны и попечители обязаны защищать права и интересы подопечных, а органы опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляют надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.
Также, в статье 3 Конвенции о правах ребенка, отмечено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Как следует из материалов дела и указывалось выше решением Рудничного районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ Воробьев ФИО54, ДД.ММ.ГГГГ г.р., признан недееспособным, судом установлено, что истец в силу имеющегося у него психического заболевания не может понимать значение своих действий и руководить ими на фоне органического поражения головного мозга, Воробьев ФИО56 страдает данным заболеванием с детства (л.д. 20-21).
Согласно справки МСЭ-2018 №, Воробьеву ФИО55, проживающему по адресу: <адрес> бессрочно установлена первая группа инвалидности, причина инвалидности – инвалид с детства (л.д.208-209).
При этом, из материалов дела следует и подтверждено в ходе рассмотрения дела показаниями свидетелей и исследованными судом письменными доказательствами, что семья истца заселилась и стала проживать в доме по адресу: <адрес> с момента приобретения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом вышеуказанных положений, установленных обстоятельств, защита прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних лиц, переданных под опеку, возлагается на их законных представителей (опекунов, попечителей), а также на органы опеки и попечительства по месту жительства подопечных, и на этом основании именно на них возложена обязанность действовать в их интересах и совершать от их имени все необходимые и предусмотренные законом действия в целях реализации этих прав и свобод.
При таких обстоятельствах, факт бездействия законных представителей истца и его не постановка на учет по месту жительства в установленный законом срок, не могут умалять прав недееспособного на предоставление ему социальной помощи государства в виде социальной выплаты на приобретение жилья.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что спорный жилой дом по <адрес> является единственным и постоянным местом жительства для истца, иных жилых помещений в собственности истец, пригодных для проживания, не имеет, не приобрел право пользования иным жилым помещением, пригодным для проживания.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии всей совокупности необходимых и достаточных для включения в списки на предоставление социальных выплат условий, при которых истец Воробьев ФИО58 нуждается в социальной поддержке государства и переселении из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, данное право истец приобрел на законных основаниях, поэтому его требования к администрации <адрес> являются законными и обоснованными.
В связи с указанным, суд удовлетворяет требования Воробьева ФИО57 о включении его в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированном ООО «Шахта Красногорская».
Поскольку внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления социальной выплаты в дальнейшем, постольку требования истца Воробьева ФИО59 о заключении с ним договора о предоставлении социальной выплаты также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Воробьева ФИО60 к администрации города Прокопьевска о включении в список граждан, подлежащих переселению, заключении договора о предоставлении социальной выплаты удовлетворить.
Обязать администрацию города Прокопьевска включить Воробьева ФИО61, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>, паспорт № №, в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ООО «Шахта Красногорская».
Обязать администрацию города Прокопьевска заключить с Воробьевым ФИО62, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженцем <адрес>, паспорт № №, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, взамен сносимого ветхого, ставшего не пригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ООО «Шахта Красногорская».
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, принявший решение, т.е. через Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области.
Судья (подпись) С.О. Смолин
Решение в окончательной форме принято 23 апреля 2024 года.
Судья (подпись) С.О. Смолин
Подлинный документ подшит в деле УИД 42RS0033-01-2023-001769-59 (2-82/2024) Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области