Дело № 2-102/2023
10RS0008-01-2022-002048-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2023 года город Медвежьегорск
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Рыжковой Е.В.,
при секретаре Жолудевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Лысановой Елены Равильевны к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Карелия о взыскании недополученных сумм денежного содержания, компенсации за несвоевременную выплату, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Лысанова Е.Р. обратилась в суд с иском к ответчику о взыскании недополученных сумм денежного содержания в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с государственной гражданской службы в размере 123038 руб., компенсации в размере денежного содержания при увольнении с государственной гражданской службы за 5-й и 6-й месяцы в размере 61519 руб., компенсации за неиспользованный отпуск, исчисленный при увольнении с государственной гражданской службы в размере 38669,92 руб., денежного содержания за период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках в размере 42346,19 руб.. в том числе за 2021 в размере 35039,71 руб., за 2022 в размере 7306,48 руб., компенсации (процентов) за задержку указанных выплат за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты на день подачи заявления в размере 29980,66 руб., а после вынесения решения обязать ответчика самостоятельно рассчитывать и выплачивать дополнительную сумму указанных процентов с 22.12.2022 и по день фактического расчета, компенсацию морального вреда в размере 20000 руб. В обоснование своих требований истец указала, что проходила государственную гражданскую службу в Управлении Федеральной налоговой службы по Республике Карелия. Приказом от 11.03.2022 № 02.3-01/32 служебный контракт от 19.03.2007 № 4 расторгнут с 25.03.2022 на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе. При расчете и выплате денежного содержания за период отпусков и компенсации за неиспользованный отпуск работодателем не были учтены суммы дополнительного материального стимулирования.
Истец в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика по доверенности Пожарская А.В. в судебном заседании требования истца не признала, просила в иске отказать.
Третье лицо, привлеченное к участию в деле – ФНС России, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимало.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Лысанова Е.Р. с 2007 работала в Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Республике Карелия в должности <данные изъяты>.
Служебный контракт расторгнут с ней приказом от 11.03.2022 № 02.3-01/32 с 25.03.2022 и истец освобождена от занимаемой должности и уволена с государственной гражданской службы на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе.
Согласно п. 9 Служебного контракта № 4 о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственного гражданской службы РФ в Федеральной налоговой службе от 19 марта 2007 года, заключенному с Лысановой Е.Р., последней установлено денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью государственной гражданской службы РФ, и надбавок за особые условия гражданской службы РФ в размере 90 %, за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям в размере 50 %, районного коэффициента – 30 %, ежемесячного денежного поощрения в размере 1 должностного оклада, ежемесячной надбавки за выслугу лет в размере 30% этого оклада, а также из других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ).
Частью 1 ст. 50 Федеральный закон № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Согласно ч. 2 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В соответствии с ч. 5 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Частью 10 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562 (далее – Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных Правил.
Согласно абз. 1 п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Согласно абз. 1 п. 8 Правил в случаях, предусмотренных подп. «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца, месячного денежного содержания за 1 месяц.
Тем же пунктом (абз. 2) предусмотрено, что месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подп. «а» - «г» п. 2 этих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подп. «д» - «ж» п. 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В пункте 2 Правил воспроизведены положения ч. 2 и 5 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ о составе денежного содержания гражданского служащего.
Спорные выплаты, производимые за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, не упомянуты в п. 2 Правил.
В силу ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу п. 8 и 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7, предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 601, производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности. Соответственно, подлежит учету в расчете денежного содержания при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Материалами дела подтверждается, что в период государственной гражданской службы истцу выплачивались суммы материального стимулирования. Факт начисления и выплаты истцу средств материального стимулирования за период 2020-2021 подтверждается приказами и письмами УФНС России по Республике Карелия, выписками из протокола заседания Комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России. Из представленных в материалы дела лицевых счетов следует, что средства материального стимулирования выплачивались истцу в марте, апреле, мае, июле, августе, сентябре, ноябре и декабре 2020, в апреле, мае, июне, июле, августе, сентябре, октябре, декабре 2021.
В соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от 15 декабря 2021 года № ЕД-7-4/1080 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия» начата процедура реорганизации Инспекции ФНС России по г. Петрозаводску, Межрайонных инспекций ФНС России № 1, № 2, № 5, № 9, № 10 путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Карелия. 28 марта 2022 года завершена реорганизация территориальных инспекций, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц. С указанного момента Управление ФНС России по РК является правопреемником в отношении задач, функций, прав и обязанностей по вопросам деятельности инспекций, в том числе МИ ФНС № 9 по РК.
На основании изложенного суд приходит к выводу, о наличии правовых оснований для включения полученных истцами средств материального стимулирования в 2020-2021 в расчет денежного содержания за периоды оплачиваемых отпусков и компенсации за неиспользованный отпуск.
Из материалов дела следует, что Лысанова Е.Р. в 2021-2022 находилась в отпусках в мае, июле, октябре 2021 и в феврале 2022. При увольнении в марте 2022 ей была выплачена компенсация за 41 день неиспользованного отпуска.
В силу ч. 17 ст.70 Федерального закона № 79-ФЗ, сроки обращения государственного гражданского служащего в суд за разрешением индивидуального трудового спора определяются в порядке, установленном трудовым законодательством применительно к рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров.
Согласно ч. 1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении (ч. 2 ст. 392 ТК РФ).
В пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для взыскания денежного содержания за периоды отпусков в 2021, поскольку спорные суммы начислены не были, соответственно, в данном случае правоотношения не носят длящегося характера и к ним применимы последствия пропуска срока исковой давности.
Расчет недоплаченных денежных средств, представленный в дело Лысановой Е.Р., ответчиком в судебном заседании оспаривался, представлен свой контррасчет, признанный судом и истцом математически верным. Истец просила удовлетворить ее требования с учетом расчета ответчика.
Ссылки стороны ответчика на письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2021 г. № 14-0/10/В-5300 «О выплатах, производимых федеральным государственным гражданским служащим за счет бюджетных ассигнований, доводимых до федеральных государственных органов на материальное стимулирование гражданских служащих», на выводы суда не влияют, поскольку из содержания указанного письма следует, что в целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих Минтруд России придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий, входящих в структуру денежного содержания, а соответственно, подлежащих учету как при исчислении компенсации, предусмотренной части 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, так и при оплате отпусков.
В абзаце 1 п. 8 Правил указано, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» п. 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного содержания за 1 месяц.
Требования истца о взыскании с ответчика компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с государственной службы в размере 123038 руб. и компенсации в размере денежного содержания при увольнении с государственной гражданской службы за 5-й и 6-й месяцы в размере 61519 руб. суд также находит подлежащими удовлетворению.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недоплаченная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с государственной гражданской службы в размере 123038 руб., недоплаченная компенсация за 5, 6 месяцы со дня увольнения в размере 61519 руб., компенсация за неиспользованный отпуск, исчисленный при увольнении с государственной гражданской службы в размере 37446,72 руб., недоплаченное денежное содержание за период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках за 2022 в размере 7306,48 руб.
В ст. 237 ТК РФ предусмотрено, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в соответствии со статьей 237 названного Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Принимая во внимание, что требования истца о взыскании недоплаченной заработной платы подлежит удовлетворению, учитывая обстоятельства дела, требования разумности, обоснованности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.
В части требований истца о взыскании денежной компенсацию (процентов) за задержку указанных выше выплат за каждый день задержки, суд приходит к следующим выводам.
Требования истца о взыскании с ответчика денежной компенсации за задержку выплаты заявленных истцом сумм удовлетворению не подлежат.
В силу ч. 1 ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
По смыслу положений ст. 236 ТК РФ материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает при нарушении работодателем срока выплаты начисленной заработной платы и других выплат, то есть начисленных, но не выплаченных работодателем денежных сумм. Поскольку доплаты денежных компенсаций истцу не начислялись, положения ст. 236 ТК РФ к спорным правоотношениям применению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 1001048511) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 123038 ░░░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 5-░ ░ 6-░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 61519 ░░░., ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 37446,72 ░░░., ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 2022 ░ ░░░░░░░ 7306,48 ░░░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10000 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ - ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01.03.2023.