УИД 04RS0019-01-2022-000837-69
Дело № 2-538/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Турунтаево 06 октября 2022 года
Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Михалевой Е.В.,
при секретаре Гордеевой Ю.Н.,
с участием истца в лице помощника прокурора Доржиевой А.Д.,
представителя ответчика МУП «Турунтаево» Мильвит С.Г.,
представителя ответчика Прибайкальской районной администрации Сычевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Турунтаево», Прибайкальской районной администрации об обязании создать и поддерживать в течение отопительного сезона 2022-2023 г.г. общего 52-суточного нормативного запаса топлива для котельной,
установил:
прокурор Прибайкальского района Республики Бурятия обращаясь в суд с иском к МУП «Турунтаево», Прибайкальской районной администрации, на основании положений ч. 4 ст. 14, ст. 24, 25 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 3, ч. 1, ч. 1.1 ст. 6, ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», п. 2.6.3, 2.6.10, 2.6.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, Распоряжения Правительства Республики Бурятия от 21.06.2022 № 421-р «Об утверждении Плана мероприятий по подготовке жилищного фонда, объектов социальной сферы, коммунального и теплоэнергетического комплексов Республики Бурятия к работе в осенне-зимний период 2022/2023 года», Правил предоставления коммунальных услуг собственниками пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, утвержденного приказом Минэнерго РФ от 10.08.2012 № 377, Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, просит признать незаконным бездействие Прибайкальской районной администрации в виде непринятия, в целях надежного теплоснабжения населения с. Турунтаево, мер по организации создания нормативного запаса твердого топлива на котельных МУП «Турунтаево»; обязать Прибайкальскую районную администрацию выполнить возложенные федеральным законодательством обязанности по принятию мер по обеспечению и поддержанию в течение всего отопительного сезона 2022-2023 г.г. общего 52-суточного нормативного запаса топлива на котельных МУП «Турунтаево»; обязать МУП «Турунтаево» выполнить возложенные федеральным законодательством обязанности по созданию и поддержанию в течение всего отопительного сезона 2022-2023 г.г. общего 52-суточного нормативного запаса топлива для котельных, обслуживающих с. Турунтаево. Просит обратить решение к немедленному исполнению.
Заявленные требования мотивирует тем, что с целью обеспечения жизнедеятельности населения вышеуказанного населенного пункта за МУП «Турунтаево» закреплено на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество, в том числе котельные, расположенные в с. Турунтаево Прибайкальского района. В соответствии с действующим законодательством энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, обязаны своевременно обеспечивать создание нормативных запасов топлива. Обязанности по обеспечению создания нормативного запаса топлива возложены как на ресурсоснабжающие организации, эксплуатирующие источники теплоты (котельные), так и на органы местного самоуправления в рамках исполнения ими полномочий по обеспечению надежного теплоснабжения потребителей, в том числе снабжения населения топливом. Прокурором в ходе проверки установлено, что до начала отопительного сезона и по настоящее время котельные МУП «Турунтаево» не обеспечены топливом в размере 70% потребности в отопительном сезоне, что ставит под угрозу срыв отопительного сезона. Указанное, также свидетельствует о бездействии районной администрации по организации обеспечения надежного и бесперебойного теплоснабжения жителей муниципального образования «Турунтаевское» сельское поселение.
В судебном заседании представитель истца Доржиева А.Д. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Прибайкальской районной администрации Сычева Т.В. в судебном заседании пояснила, что меры к надежному прохождению отопительного сезона, созданию нормативного запаса топлива принимаются, но финансовых средств не достаточно. Районная администрация также не бездействует, за лето неоднократно проводились встречи с ресурсоснабжащими организациями, давались поручения.
Представитель ответчика МУП «Турунтаево» Мильвит С.Г. в судебном заседании пояснил, что в настоящее время нормативный запас топлива на котельных МУП «Турунтаево» не создан, однако заключены договоры на поставку топлива. Создание необходимого запаса на котельных невозможно.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации теплоснабжения населения поселения решаются органами местного самоуправления района. Кроме того, органы местного самоуправления района принимают участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами; соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 6, ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочия органов местного самоуправления муниципального района в сфере теплоснабжения на территории сельского поселения в границах данного района отнесена организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договор теплоснабжения (ч. 2 ст. 20 указанного закона).
В силу п. 2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170) контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления.
Согласно п.п. 2.6.10, 2.6.13 Правил № 170 готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого – не ниже 70% потребности отопительного сезона; завоз твердого топлива – в расчете 70% потребности в отопительном сезоне, должен быть осуществлен в летний период.
Во исполнение положений ст. 157 Жилищного кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее Правила предоставления коммунальных услуг), согласно которым: исполнитель - это юридическое лицо независимо организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (п. 2); исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ и настоящими Правилами (пп. «а» п. 31); одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю является предоставление коммунальных услуг потребителю круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг (пп. «в» п. 3); потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (пп. «а» п. 33).
В соответствии Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 21.06.2022 № 421-р «Об утверждении Плана мероприятий по подготовке жилищного фонда, объектов социальной сферы, коммунального и теплоэнергетического комплексов Республики Бурятия к работе в осенне-зимний период 2022/2023 года» главам муниципальных образований в Республике Бурятия рекомендовано обеспечить создание запасов основного и резервного топлива в соответствии с установленными нормативами на теплоисточниках, находящихся в муниципальной собственности, осуществляющих теплоснабжение жилищного фонда и объектов социального назначения, до 1 сентября 2022 года.
Как следует из материалов дела, предоставление коммунальных услуг по теплоснабжению потребителям с. Турунтаево Прибайкальского района Республики Бурятия осуществляется МУП «Турунтаево» на основании договоров от 01.07.2019 и от 01.12.2019 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, в соответствии с которыми МУП «Турунтаево» передана совокупность объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в том числе 4 котельных <адрес>.
При таких обстоятельствах установленная законом обязанность по подготовке указанных котельных к отопительному сезону 2022-2023 гг., по созданию и поддержанию нормативного запаса твердого топлива на котельных возложена на МУП «Турунтаево», как на организацию, обеспечивающую эксплуатацию котельных и тепловых сетей, и исполнителя коммунальных услуг по теплоснабжению жителям.
В соответствии с п. 2 Порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, утвержденного Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 № 377 норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
Расчетный размер ННЗТ определяется по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки (п.19 Порядка).
В соответствии с п. 20 Порядка для твердого топлива, доставляемого автотранспортом, ННЗТ рассчитывается на 7 суток.
Для расчета размера НЭЗТ по твердому топливу принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество 45 суток (п.21 Порядка).
Таким образом, общий нормативный запас топлива на котельных, эксплуатирующих твердое топливо, доставляемое автотранспортом, составляет 52 суток.
На момент рассмотрения данного гражданского дела на территории <адрес> начат отопительный сезон.
Как установлено в ходе прокурорской проверки и подтверждается материалами дела до начала отопительного сезона и на дату рассмотрения гражданского дела котельные МУП «Турунтаево» не обеспечены твердым топливом в размере 70% потребности в отопительном сезоне.
При рассмотрении данного дела ответчиками не представлены какие-либо доказательства отсутствия вины в неисполнении требований действующего законодательства в области жилищно-коммунального хозяйства как со стороны уполномоченных органов местного самоуправления района – Прибайкальской районной администрации, так и со стороны МУП «Турунтаево», наличии обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих своевременному и надлежащему их исполнению, а также не представлено доказательств осуществления ответчиками в пределах их компетенции конкретных мер, направленных на исполнение указанных требований в ближайшее время в добровольном порядке.
Суд учитывает, что ответчиком МУП «Турунтаево» заключены договоры на поставку угля в отопительном сезоне 2022-2023 г.г., однако указанное не свидетельствует о том, что, что общий нормативный запас топлива на котельных, эксплуатирующих твердое топливо, доставляемое автотранспортом будет составлять 52 суток, об этом в своих пояснениях указал и представитель ответчика МУП «Турунтаево». По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ОНЗТ не был сформирован. Согласно оперативной сводке на дату рассмотрения дела на котельных МУП «Турунтаево» в наличии 616,2 т., тогда как необходимо 1812 т.
Установленные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении ответчиками норм действующего законодательства в области жилищно-коммунального хозяйства, бездействии по вопросу надлежащей организации надежного теплоснабжения в <адрес>, что создает угрозу нарушению конституционных прав граждан на достойную жизнь, охрану здоровья, на получение коммунальных услуг в необходимом объеме и качестве, а также угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно статье 12 ГК РФ способом защиты нарушенных прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
При таких обстоятельствах требования прокурора о незаконности бездействия Прибайкальской районной администрации в виде непринятия, в целях надежного теплоснабжения населения <адрес>, мер по организации создания нормативного запаса твердого топлива на котельной МУП «Турунтаево»; понуждении Прибайкальской районной администрации выполнить возложенные федеральным законодательством обязанности по принятию мер по обеспечению и поддержанию в течение всего отопительного сезона 2022- 2023 г.г. общего 52-суточного нормативного запаса топлива на котельных МУП «Турунтаево»; понуждении МУП «Турунтаево» выполнить возложенные федеральным законодательством обязанности по созданию и поддержанию в течение всего отопительного сезона 2022-2023 г.г. общего 52-суточного нормативного запаса топлива для котельной, обслуживающей <адрес>, являются обоснованными, заявленными в пределах предоставленных ст. 45 ГПК РФ полномочий, и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя ответчика Прибайкальской районной администрации о том, что доступные и достаточные меры в целях надежного теплоснабжения населения администрацией принимались, подлежат отклонению, поскольку в силу п. 1 ч. 1 ст. 6, ч.1.1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» ответственность неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств по обеспечению надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений несет орган местного самоуправления муниципального района.
Прибайкальской районной администрацией не представлено доказательств того, что все необходимые и возможные меры в целях надежного теплоснабжения населения были приняты.
Поскольку на момент рассмотрения гражданского дела, отопительный сезон уже начат, учитывая климатический пояс территории, на которой расположен Прибайкальский район, на основании ч.1 ст. 212 ГПК РФ, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» (░░░░ №, ░░░ №), ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░ №, ░░░ №) ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2022-2023 ░░. ░░░░░░ 52-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2022-2023 ░.░. ░░░░░░ 52-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2022 - 2023 ░.░. ░░░░░░ 52-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░/░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░6:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░