ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п.Куйтун 01 февраля 2023 г.
Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Анохиной Е.В.,
с участием помощника прокурора Куйтунского района Григорьевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-59/2023 по иску и.о. прокурора Куйтунского района в интересах Российской Федерации, муниципального образования Куйтунский район к Гамаюнову П. Ю., Сергееву В. Н. о возмещении ущерба, причиненного охотничьим ресурсам,
у с т а н о в и л:
Прокурор Куйтунского района Иркутской области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, муниципального образования Куйтунский район к ответчикам Гамаюнову П.Ю., Сергееву В.Н. о возмещении ущерба, причиненного охотничьим ресурсам.
Свои требования мотивирует тем, что в ходе осуществления надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и животного мира прокуратурой <адрес> выявлены нарушения законодательства в сфере сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания. Так, ДД.ММ.ГГГГ Гамаюнов П.Ю., Сергеев В.Н. в нарушение требований ч. 8 ст. 29, ст. 30 Лесного кодекса Российской Федерации совершили незаконную рубку 22 сырорастущих деревьев породы сосна до степени прекращения их роста в лесном массиве, расположенном на расстоянии 15 км. от <адрес> по направлению к <адрес>, в квартале № выдела № Усть-Кадинской дачи Барлукского участкового лесничества Территориального управления министерства лесного комплекса <адрес> по Куйтунскому лесничеству. Объем незаконно спиленной древесины породы сосна составил 33,2 куб.м. Вред, причиненный объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты и среде их обитания в результате рубки лесных насаждений и уничтожения среды обитания, охотничьих ресурсов, Гамаюновым П.Ю., Сергеевым В.Н. не возмещен. Согласно расчету площади незаконной рубки ТУМЛКИО по Куйтунскому лесничеству площадь, в границах которой Гамаюнов П.Ю., Сергеев В.Н. совершили незаконную рубку деревьев составляет 0,2 га. Период воздействия для зоны трансформации (прямого воздействия) принят равным периоду восстановления хвойных молодняков - 25 лет на лесном участке площадью 0,2 га., период воздействия в зонах косвенного воздействия (сильного, среднего и слабого) равен времени, в течение которого осуществлялись факторы беспокойства, а именно работы бензопил и техники в целях спиливания деревьев и их трелевки до места складирования, на которые было затрачено 1 день (0,003 года). В данном случае, в результате незаконных действий Гамаюнова П.Ю., Сергеева В.Н. причинен вред охотничьим ресурсам в размере 50 591 рублей 00 копеек, что подтверждается расчетом оценки вреда, произведенным Службой по охране и использованию объектов животного мира <адрес>. Таким образом, ущерб, причиненный Гамаюновым П.Ю., Сергеевым В.Н. охотничьим ресурсам и среде их обитания в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов на участке лесных охотничьих угодий площадью 0,2 га. в квартале № выдела № Усть-Кадинской дачи Барлукского участкового лесничества Территориального управления министерства лесного комплекса <адрес> по Куйтунскому лесничеству, в вышеуказанном размере должен быть взыскан в судебном порядке. Просит суд взыскать солидарно с Гамаюнова П. Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Сергеева В. Н. ДД.ММ.ГГГГ г.р. ущерб, причиненный объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты (охотничьим ресурсам) и среде их обитания, причиненного в результате незаконной вырубки лесных насаждений на участке лесных охотничьих угодий, расположенном в Куйтунском районе Иркутской области квартале № 70 выдела № 5 Усть-Кадинской дачи Барлукского участкового лесничества Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству в размере 50 591 рублей 00 копеек в пользу бюджета муниципального образования «Куйтунский район».
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Куйтунского района Григорьева А.А. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
В соответствии с определением суда дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Понятие охотничьих ресурсов закреплено в ст. 1 Федерального закона № 209-ФЗ, под которыми понимаются объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты.
Нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, в отношении которых утверждается лимит добычи охотничьих ресурсов, утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.11.2020 № 965 (Приложение№ 1).
Расчет вреда, причиненного охотничьим ресурсам, производится согласно Методике исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2011 №948.
В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 30.11.2021 № 909-пп «О министерстве лесного комплекса Иркутской области» министерство лесного комплекса Иркутской области реорганизовано в форме выделения из него службы по охране и использованию животного мира Иркутской области.
Согласно п.6 Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2011 № 948, размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов на территории воздействия (суммарный вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов от хозяйственной или иной деятельности на территории воздействия) исчисляется как сумма вреда одному виду охотничьих ресурсов по каждой территории воздействия (территория трансформации, территория сильного воздействия, территория среднего воздействия и территория слабого воздействия).
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Гамаюнов П.Ю., Сергеев В.Н. в нарушение требований ч. 8 ст. 29, ст. 30 Лесного кодекса Российской Федерации совершили незаконную рубку 22 сырорастущих деревьев породы сосна до степени прекращения их роста в лесном массиве, расположенном на расстоянии 15 км. от <адрес> по направлению к <адрес>, в квартале № выдела № Усть-Кадинской дачи Барлукского участкового лесничества Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству. Объем незаконно спиленной древесины породы сосна составил 33, 2 куб.м.
Вред, причиненный объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты и среде их обитания в результате рубки лесных насаждений и уничтожения среды обитания, охотничьих ресурсов, Гамаюновым П.Ю., Сергеевым В.Н. не возмещен.
Согласно расчету площади незаконной рубки ТУМЛКИО по Куйтунскому лесничеству площадь, в границах которой Гамаюнов П.Ю., Сергеев В.Н. совершили незаконную рубку деревьев составляет 0,2 га.Период воздействия для зоны трансформации (прямого воздействия) принят равным периоду восстановления хвойных молодняков - 25 лет на лесном участке площадью 0,2 га., период воздействия в зонах косвенного воздействия (сильного, среднего и слабого) равен времени, в течение которого осуществлялись факторы беспокойства, а именно работы бензопил и техники в целях спиливания деревьев и их трелевки до места складирования, на которые было затрачено 1 день (0,003 года).
В данном случае, в результате незаконных действий Гамаюнова П.Ю., Сергеева В.Н. причинен вред охотничьим ресурсам в размере 50 591 рублей 00 копеек, что подтверждается расчетом оценки вреда, произведенным Службой по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области.
Расчет выполнен на основании информации о месте проведения незаконной рубки и площади уничтоженных лесных насаждений, а также времени, в течение которого осуществлялось негативное воздействие на объекты животного мира, включающего в себя нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, который суд признает верным, доказательств, свидетельствующих об ином, суду ответчиком в силу требований ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
В силу ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно положениям ст. 25 Федерального закона № 209-ФЗ земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с земельным законодательством и лесным законодательством, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 42 Федерального закона № 209-ФЗ плата за пользование охотничьими ресурсами устанавливается в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу ст. 48 Федерального закона № 209-ФЗ регулирование численности охотничьих ресурсов осуществляется в целях поддержания численности охотничьих ресурсов, предотвращения возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания. Решения органов государственной власти о регулировании численности охотничьих ресурсов принимаются на основе данных о численности охотничьих ресурсов, об их размещении в охотничьих угодьях, о динамике их состояния и других данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированной информации, содержащейся в государственном охотхозяйственном реестре, данных федерального государственного статистического наблюдения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. В соответствии с требованиями ст. 333.1 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов, признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории Российской Федерации.
Тем самым, ответчики своими незаконными действиями, выразившимися в незаконной рубке лесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов), в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов на участке охотничьих угодий нарушил: интересы Российской Федерации как собственника лесных участков пользоваться, владеть и распоряжаться лесными участками и лесными насаждениями; интересы Российской Федерации и Иркутской области, поскольку в результате уничтожения ответчиком среды обитания охотничьих ресурсов в федеральный и областной бюджеты не поступили и не поступят средства от использования животного мира.
Кроме того, в силу п. 1 ст. 4 Федерального закона № 7-ФЗ животные и другие организмы и их генетический фонд являются объектом охраны окружающей среды, в частности, от уничтожения. Вместе с тем, в результате незаконных действий ответчика была уничтожена исконная среда обитания животных и других организмов, чем нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц (граждан), осуществляющих охоту в данном охотничьем угодье согласно нормам действующего законодательства, на защиту окружающей среды от негативного воздействия.
Вина ответчиков в причинении ущерба лесному фонду подтверждается представленным в обоснование иска приговором Куйтунского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым, Гамаюнов П. Ю. и Сергеев В. Н. признаны виновными в совершении преступления предусмотренного ч. 3 ст. 260 УК РФ им назначено наказание в виде лишения свободы сроком 2 года 6 месяцев каждому, в силу ст. 73 условно с испытательным сроком 3 года 6 месяца.
В силу ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Суд, оценив в совокупности все имеющиеся в деле доказательства, находит требования иска подлежащими удовлетворению в полном объеме, правовых оснований для отказа в их удовлетворении, суд не находит по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении и установленных судом, доказательств обратного ответчиками в силу требований ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.
Согласно п. 22 ст. 46 БК РФ суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт- Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.
Истец при подаче иска освобожден от уплаты государственной пошлины в силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден при подаче иска в суд, взыскиваются с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Следовательно, с ответчиков в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1717 рублей 73 копейки.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования и.о. прокурора Куйтунского района в интересах Российской Федерации, муниципального образования Куйтунский район - удовлетворить.
Взыскать солидарно с Гамаюнова П. Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Сергеева В. Н. ДД.ММ.ГГГГ г.р., ущерб, причиненный объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты (охотничьим ресурсам) и среде их обитания, причиненного в результате незаконной вырубки лесных насаждений на участке лесных охотничьих угодий, расположенном в <адрес> квартале № выдела № Усть-Кадинской дачи Барлукского участкового лесничества Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству в размере 50 591 рублей 00 копеек в пользу бюджета муниципального образования Куйтунский район.
Взыскать солидарно с Гамаюнова П. Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Сергеева В. Н. ДД.ММ.ГГГГ г.р. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования Куйтунский район в размере 1717 рублей 73 копейки.
Ответчик вправе подать заявление об отмене данного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Настоящее решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья В.П. Степаненко