УИД: 92RS0002-01-2023-005459-52
Дело №2-798/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 февраля 2024 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд г. Севастополя в составе:
Председательствующего судьи Блейз И.Г.
при участии секретаря Подфигурной В.И.
истца Пасько Н.В.
представителя истца Лысцевой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пасько Н.В., Пасько О.О. к Департаменту капитального строительства г. Севастополя о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, возложении обязанности заключить договор, признании незаконным распоряжения, третьи лица – Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Государственное бюджетное учреждение г. Севастополя «Городская служба жилищного фонда», -
установил:
Пасько Н.В., Пасько О.О. обратились с иском к Департаменту капитального строительства г. Севастополя о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, возложении обязанности заключить договор, просят признать за Пасько Н.В., <данные изъяты>, Пасько О.О., <данные изъяты>, право пользования комнатой <адрес> на условиях социального найма; обязать Департамент капитального строительства города Севастополя заключить с Пасько Н.В., <данные изъяты>, договор социального найма на <адрес>, включить в указанный договор социального найма в качестве члена семьи дочь Пасько О.О., <данные изъяты>. Требования мотивированы тем, что истцы с ДД.ММ.ГГГГ проживает в жилом помещении, ранее комната имела №. Истцам отказано в заключении договора социального найма ввиду того, что комната имеет статус общежитие, с чем истцы не согласны и обратились с настоящим иском.
Истец Пасько Н.В., представитель истца Лысцева А.А. в судебном заседании доводы иска поддержали.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Согласно ст. 167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. В случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается. В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Принимая во внимание, что все участники процесса извещены надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть спор в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, заслушав пояснения истца, представителя истца, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
В судебном заседании не оспаривалось, что Пасько Н.В. и Пасько О.О. с ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> (в соответствии с ранее действовавшей нумерацией – комната №).
Жилое помещение было предоставлено для постоянного проживания, в связи с работой Пасько Н.В. в государственном предприятии «Севастопольский рыбоконсервный завод», на балансе которого ранее состояло общежитие, расположенное по адресу: <адрес>.
В соответствии с распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ №, приказом Фонда коммунального имущества Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № общежитие по <адрес> было передано в коммунальную собственность территориальной громады города Севастополя и зачислено на баланс коммунального предприятия «Жилсервис-15».
В ДД.ММ.ГГГГ была проведена реконструкция общежития и предоставленной истцам в пользование комнате № был присвоен №.
ДД.ММ.ГГГГ балансодержателем общежития – коммунальным предприятием «Жилсервис-15» на имя Пасько Н.В. также был выдан ордер №.
После передачи жилого помещения в коммунальную собственность ДД.ММ.ГГГГ между Пасько Н.В. и балансодержателем общежития – КП «Жилсервис-15» - также заключен бессрочный договор пользования жилой площадью в общежитии на спорное жилое помещение.
После ликвидации коммунальных предприятий Севастопольского городского Совета в ДД.ММ.ГГГГ, здание общежития по <адрес> передано на обслуживание государственного унитарного предприятия Севастополя «Управляющая компания «Общежития Севастополя».
ДД.ММ.ГГГГ между Пасько Н.В. и государственным унитарным предприятием Севастополя «Управляющая компания «Общежития Севастополя» также был заключен бессрочный договор пользования жилой площадью в общежитии – на комнату № (ранее – №) по <адрес>.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении жилых помещений общежитий в Реестр собственности города Севастополя» комната № по <адрес> включена в Реестр собственности города Севастополя.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В порядке, установленном Административным регламентом предоставления государственной услуги «Заключение договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя», утвержденным приказом Департамента капитального строительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №, истцы обратились в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о предоставлении государственной услуги по заключению договора социального найма на занимаемое жилое помещение – комнату № по <адрес>.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № истцам отказано в предоставлении соответствующей государственной услуги по следующим основаниям: представлен неполный пакет документов, предусмотренных подразделом 2.6 Административного регламента, а именно: документы, подтверждающие право пользования жилым помещением на условиях социального найма, в том числе надлежащим образом заверенная копия ордера или выписки из решения органа исполнительной власти о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма; технический план жилого помещения; федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картофии предоставлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № № об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>; установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение по указанному адресу включено в Реестр собственности города Севастополя как жилое помещение общежития.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;
6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Спорное жилое помещение – комната № по <адрес> –предоставлен до введения в действие на территории города Севастополя Жилищного кодекса Российской Федерации, для постоянного проживания, на условиях бессрочности, то есть на условиях, аналогичных условиям предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 58 Жилищного кодекса Украины, действовавшего на территории города Севастополя на момент выдачи ордера, ордер являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 указанного Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа.
Таким образом, жилые помещения, предоставленные до введения в действие на территории города Севастополя Жилищного кодекса Российской Федерации на условиях аналогичных условиям предоставления жилых помещений по договорам социального найма, подлежат включению в жилищный фонд социального использования города Севастополя.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Согласно ч. ч. 1 – 3 ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются
к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться
на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Согласно ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения
в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с ч. ч. 2, 3, 5, 6 ст. 2 Закона города Севастополя от 05.06.2019 № 507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя»:
«Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решения уполномоченного органа. Специализированный жилищный фонд формируется из:
1) жилых помещений, построенных или переоборудованных за счет средств бюджета города Севастополя;
2) жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя, не входящих в состав специализированного жилищного фонда, после прекращения действия договоров социального найма, найма жилого помещения, аренды этих помещений и их освобождения;
3) жилых помещений, перешедших в государственную собственность города Севастополя в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Севастополя;
4) иных жилых помещений, принадлежащих на праве собственности городу Севастополю, пригодных для постоянного проживания граждан и отвечающих установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям федерального законодательства и законодательства города Севастополя.
Жилые помещения, включенные в специализированный жилищный фонд, вносятся в Реестр специализированного жилищного фонда города Севастополя. Реестр создается и ведется уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Севастополя».
Согласно ст. 10 Закона города Севастополя от 05.06.2019 № 507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя» в специализированный жилищный фонд, формируемый в соответствии с настоящим Законом, не подлежат включению принятые в государственную собственность города Севастополя жилые помещения, предоставленные гражданам в порядке, установленном законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года, и использовавшиеся ими в качестве служебных помещений или общежитий, располагающихся в жилых домах, зданиях, ранее находившихся в государственной собственности Украины, органов государственной власти Украины, а также принадлежавших государственным или коммунальным предприятиям (учреждениям) Украины. Правоотношения по пользованию жилыми помещениями, предоставленными в соответствии с частью 1 настоящей статьи, регулируются разделом III Жилищного кодекса Российской Федерации.
Так, общежитие по <адрес> находилось в собственности государственного предприятия «Севастопольский рыбоконсервный завод», после чего передано в коммунальную собственность города, а также на баланс коммунального предприятия «Жилсервис-15». После ликвидации коммунальных жилищно-эксплуатационных предприятий Севастопольского городского Совета, на основании распоряжения Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №, распоряжением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении зон обслуживания многоквартирных домов на территории города Севастополя» (Приложение № 8 «Зоны обслуживания многоквартирных домов на территории города Севастополя Государственного унитарного предприятия города Севастополя «Управляющая компания «Общежития Севастополя») здание по <адрес> было передано на обслуживание государственного унитарного предприятия города Севастополя «Управляющая компания «Общежития Севастополя» в качестве многоквартирного жилого дома, а так включено в реестр собственности города.
Таким образом, суд приходит к выводу, что предоставленное истцам на условиях, аналогичных условиям договора социального найма, жилое помещение к специализированному жилищному фонду не относится и не подлежит включению в такой жилищный фонд.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте капитального строительства города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 08.09.2016 № 840-ПП, Департамент капитального строительства города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя, в частности, в сфере жилищной политики.
Согласно подпункту 25 пункта 3.1.2.7 Положения о Департаменте капитального строительства города Севастополя, Департамент в соответствии с основными задачами наделяется полномочиями на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов города Севастополя, иных правовых актов города Севастополя принимать решения об отнесении жилых помещений, находящихся в собственности города Севастополя, в зависимости от целей использования к определенному виду жилищного фонда.
Сам по себе факт включения спорного жилого помещения в Реестр собственности города Севастополя на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в качестве жилого помещения общежития не свидетельствует о его включении в специализированный жилищный фонд. Решение о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд города Севастополя в установленном порядке Департаментом капитального строительства г. Севастополя не принималось.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
решил:
Исковые требования Пасько Н.В., Пасько О.О. к Департаменту капитального строительства г. Севастополя о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, возложении обязанности заключить договор, признании незаконным распоряжения удовлетворить.
Признать за Пасько Н.В., <данные изъяты>, Пасько О.О., <данные изъяты>, право пользования комнатой <адрес> на условиях социального найма.
Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя заключить с Пасько Н.В., <данные изъяты>, договор социального найма на комнату <адрес>, включить в указанный договор социального найма в качестве члена семьи дочь Пасько О.О., <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд г. Севастополя.
Мотивированный текст составлен 20 февраля 2024 года.
Председательствующий И.Г.Блейз