Дело № 2-2336/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июля 2021 года Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Шибанова К.Б.,
при секретаре Лобовой Е.А.,
с участием помощника прокурора Великого Новгорода Матьяшко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шимского района Новгородской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному областному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» об обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Прокурор Шимского района Новгородской области, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском (с учетом последующего уточнения исковых требований) к Государственному областному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (далее также - ГОКУ «Новгородавтодор», Учреждение) об обязании в течение <данные изъяты> со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить уличное освещение на <данные изъяты>. автомобильной дороги <данные изъяты> возле остановки общественного транспорта. В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Шимского района совместно с ОГИБДД МО МВД России «Шимский», было установлено отсутствие возле автобусной остановки, расположенной на <данные изъяты> м. автомобильной дороги «<данные изъяты>, стационарного искусственного освещения, что противоречит требованиям п. 6.9.4 ГОСТ 50597-2017. Данная автомобильная включена в перечень автомобильных дорог регионального значения, ввиду чего бремя её содержания лежит на Учреждении.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области, Министерство финансов Новгородской области.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Шимское ДЭП», ПАО МРСК «Северо-Запада», Министерство инвестиционной политики Новгородской области.
Представитель ответчика ГОКУ «Новгородавтодор», представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, УМВД России по Новгородской области, МО МВД России «Шимский», Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области, Министерства финансов Новгородской области, Министерства инвестиционной политики Новгородской области, ООО «Шимское ДЭП», ПАО МРСК «Северо-Запада», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Помощник прокурора Великого Новгорода Матьяшко А.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по мотивам и основаниям, приведенным в исковом заявлении и в заявлениях об уточнении исковых требований.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 3 ст. 6 Закона № 196-ФЗ установлено, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 12 Закона № 196-ФЗ, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ от 8 ноября 2007 года) дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6), к владельцам автомобильных дорог относятся, в том числе, юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7).
Частью 1 ст. 17 Закона № 257-ФЗ от 8 ноября 2007 года установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
К собственности субъектов Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч.5 ст.6 Закона № 257-ФЗ от 8 ноября 2007 года).
В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, должностные лица и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Подпунктом «а» п. 11.17, п. 13.7 ст. 3 "ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог", принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827, предусмотрено, что при проектировании вновь строящихся автомобильных дорог или при создании искусственного освещения на существующей сети автомобильных дорог искусственное освещение необходимо предусмотреть в первую очередь в пределах населенных пунктов.
Горизонтальная освещенность при искусственном освещении покрытия проезжей части автомобильных дорог различных классов и категорий должна обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной правилами дорожного движения скоростью.
Замену вышедшего из строя источника света искусственного освещения после его обнаружения дорожно-эксплуатационной службой и документального оформления следует осуществить в сроки, установленные в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза.
Согласно п.п. 7.1, 7.5 ГОСТ 33220-2015 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию», введенного в действие приказом Росстандарта от 11.08.2015 N 1122-ст, горизонтальная освещенность покрытия проезжей части дорог и применение искусственного освещения должны соответствовать требованиям ГОСТ 33176. Искусственное освещение на дорогах по категориям не должно иметь дефектов, указанных в таблице 7. Эксплуатационное состояние искусственного освещения на дорогах по уровням эксплуатационного состояния должно соответствовать требованиям национальных стандартов государств - участников Соглашения.
Пунктами 4.6.1.1, 4.6.1.13 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст, установлено, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м., на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств по 5.3.2.1 и 5.3.3.1.
Наружные осветительные установки включают в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20 лк, а отключают - в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк.
Остановочный пункт на участках автомобильных дорог в пределах населенных пунктов в качестве одного из обязательных элементов включает освещение с питанием от распределительных сетей или автономных источников (п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007).
Исходя из п. 4.6.2.1 ГОСТ 33151-2014. «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения», введенным в действие приказом Росстандарта от 23.07.2015 N 959-ст, стационарное электрическое освещение (далее - искусственное освещение) устраивают на участках дорог в населенных пунктах, на пешеходных переходах по ГОСТ 32944. Рекомендуется устраивать искусственное освещение на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст.
В силу п.п. 6.9.1, 6.9.4, таблицы Б.8 приложения Б ГОСТ Р 50597-2017 средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766.
Стационарное электрическое освещение не должно иметь следующих дефектов: неработающие светильники в количестве более 5% от их общего количества; два и более неработающих светильника, расположенные один за другим; неработающий светильник расположен на пересечении, съезде (въезде) транспортной развязки, на остановочном пункте маршрутных транспортных средств и пешеходном переходе в одном уровне.
Нормы освещения проезжей части улиц, дорог и площадей установлены ГОСТ Р 55706-2013. «Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы», утвержденным и введенным в действие приказом Росстандарта от 08.11.2013 N 1360-ст.
Перечисленные выше требования являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества граждан.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты>» была проведена проверка содержания автомобильной дороги <данные изъяты>
В соответствии с составленным данным должностным лицом по результатам проверки актом о выявленных недостатках в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ года на <данные изъяты> упомянутой автомобильной дороги возле остановочного пункта маршрутных транспортных средств отсутствует наружное стационарное искусственное освещение.
Достоверность сведений, содержащихся в вышеуказанном акте, лицами, участвующими в деле, не оспорена
Как это следует из паспорта автомобильной дороги «<данные изъяты> поименованный выше участок автомобильной дороги расположен на территории <адрес>
Согласно сведениям, представленным ГОКУ «Новгородавтодор», для устройства стационарного искусственного уличного освещения рассматриваемого участка автомобильной дороги необходимо осуществить монтаж светильников на опорах линии электропередач и монтаж самонесущего изолированного провода между опорами, а также заключить с ПАО МРСК «Северо-Запада» договор технологического присоединения к электрическим сетям.
Постановлением Администрации Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ года № автомобильная дорога «<данные изъяты> отнесена к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Новгородской области.
На основании постановления Министерства инвестиционной политики Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ года № означенная автомобильная включена в реестр имущества Новгородской области и передана в оперативное управление ГОКУ «Новгородавтодор».
В соответствии с <данные изъяты> Устава ГОКУ «Новгородавтодор» предметом деятельности Учреждения является осуществление полномочий исполнительных органов государственной власти Новгородской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них на территории Новгородской области и осуществления на них дорожной деятельности, а так же содействие в повышении безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах Новгородской области.
В силу <данные изъяты> Устава ГОКУ «Новгородавтодор» одной из целей деятельности Учреждения является организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог за счет и в пределах выделенных на эти цели финансовых средств.
Согласно <данные изъяты> Правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, утвержденных постановлением Администрации Новгородской области от 29.10.2010 N 520, организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог включает следующие мероприятия: оценка технического состояния автомобильных дорог; разработка проектов работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - проекты) или сметных расчетов стоимости работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - сметные расчеты); разработка документации о закупках, проектов государственных контрактов на осуществление работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - контракты); осуществление контроля за исполнением подрядными организациями условий контрактов; приемка работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с <данные изъяты> вышеназванных Правил организацию работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляет государственное областное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор».
Таким образом, на ГОКУ «Новгородавтодор» лежит обязанность по ремонту и содержанию переданных Учреждению в оперативное управление автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, являющихся собственностью Новгородской области.
С учетом изложенного суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Разрешая вопрос о сроке организации ответчиком ГОКУ «Новгородавтодор» работ по устранению недостатков в содержании автомобильной дороги, суд, учитывая период времени, необходимый для обеспечения финансирования работ, а также их специфику, полагает необходимым установить данный срок продолжительностью <данные изъяты> со дня вступления решения суда в законную силу.
Поскольку исковые требования прокурора удовлетворены, на основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика ГОКУ «Новгородавтодор» в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в размере 300 руб., от уплаты которой прокурор при обращении в суд освобожден.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 206 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Шимского района Новгородской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному областному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» – удовлетворить.
Обязать Государственное областное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» в течение <данные изъяты> со дня вступления решения суда в законную силу организовать стационарное электрическое освещение на остановочном пункте маршрутных транспортных средств, расположенном на <данные изъяты>. автомобильной дороги «<данные изъяты>
Взыскать с Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором - принесено апелляционное представление в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 04 августа 2021 года.
Председательствующий К.Б. Шибанов