Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-6/2024 (12-319/2023;) от 03.11.2023

№ 12-6/24 (12-319/2023)

УИД 76RS0013-01-2023-002323-62

РЕШЕНИЕ

29 января 2024 года город Рыбинск

Судья Рыбинского городского суда Ярославской области Голованов А.В., рассмотрев протест заместителя Ярославского межрайонного природоохранного прокурора Шинкарева А.И. на постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Ярославской     и Вологодской (Череповецкий район) областям от 28.09.2023 о назначении Иванченко А.А. административного наказания и решение начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Ярославской     и Вологодской (Череповецкий район) областям от 27.10.2023 об оставлении протеста прокурора без удовлетворения,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Ярославской и Вологодской (Череповецкий район) областям     ФИО9 от 28.09.2023 (далее - Постановление ) Иванченко Андрей Анатольевич (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ за незаконную добычу водных биологических ресурсов в запретном для добычи месте <адрес>, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей.

Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка законности действий сотрудников отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Ярославской и Вологодской (Череповецкий район) областям Московско-Окского территориального управления Росрыболовства при осуществлении контрольных полномочий, по результатам которой заместителем прокурора принесен протест на указанные постановление.

Решением начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Ярославской и Вологодской (Череповецкий район) областям от 27.10.2023 протест прокурора оставлен без удовлетворения.

Заместитель прокурора обратился в суд с протестом, в котором просит отменить постановление от 28.09.2023 и решение начальника отдела от 27.10.2023 об оставлении протеста прокурора без удовлетворения.

В судебном заседании заместитель Ярославского межрайонного природоохранного прокурора Шинкарев А.И. требования протеста поддержал по изложенным в нем доводам. Доводы протеста сводятся к нарушениям, допущенным должностными лицам отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Ярославской и Вологодской (Череповецкий район) областям в ходе выездного обследования акватории и водоохраной зоны Горьковского и Рыбинского водохранилищ в границах Ярославской области, проведенного 22.09.2023, которые влекут отмену решений, принятых по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе и постановления о привлечении Иванченко А.А. к административной ответственности.

Представитель Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте судебного заседания надлежаще, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, направил отзыв.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы протеста, выслушав заместителя прокурора, прихожу к следующим выводам.

Установлено, что в соответствии с заданием от 18.09.2023 государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Ярославской и Вологодской (Череповецкий район) областям ФИО12 22.09.2023 проведено выездное обследование акватории и водоохраной зоны Горьковского и Рыбинского водохранилищ в границах Ярославской области. Перечень контрольных (надзорных) действий определен в задании - в соответствии с ч.3 ст.75 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ. Предмет выездного обследования определен в соответствии со ст.15 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ и п.3 постановления Правительства РФ от 25.06.2021 № 996.

Как следует из задания, по результатам проведения выездного обследования выявлено нарушение Правил рыболовства для водоемов Вожско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна ФИО13, Иванченко А.А. 22.09.2023 государственным инспектором ФИО14 составлен протокол осмотра, из содержания которого следует, что на <адрес> был обнаружен гражданин Иванченко А.А., который с надувной лодки на спиннинговую снасть производил незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов в запретном месте. Приложением к протоколу осмотра от 22.09.2023 является протокол об административном правонарушении от 22.09.2023 , составленный в отношении Иванченко А.А.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 28.09.2023 Иванченко А.А. привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

На основании п. 4 ст. 43.2 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (за исключением морских биоресурсов) регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Согласно ч. 3 ст. 56 Федерального закона от 31.07.2020 Закон № 248-ФЗ без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия: 1) наблюдение за соблюдением обязательных требований; 2) выездное обследование.

В соответствии с п. 10 (1) постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов допускается проведение выездного обследования путем нахождения (перемещения) инспекторов по определенной территории (акватории) в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований физическими лицами. В этом случае допускается взаимодействие с физическими лицами с составлением акта контрольного (надзорного) мероприятия и принятием решений, предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Согласно ч. 2 ст. 87 Закона № 248-ФЗ по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее также - акт). В случае, если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы должны быть приобщены к акту.

Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, если иной порядок оформления акта не установлен Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 87 Закона № 248-ФЗ).

Контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи (часть 1 статьи 88 Закона № 248-ФЗ).

Из указанных законоположений следует, что в случае проведения выездной проверки, не предусматривающей взаимодействие с контролируемыми лицами, в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований физическими лицами допускается взаимодействие с ними. В этом случае обязательным является составление акта контрольного (надзорного) мероприятия, ознакомление контролируемого лица с актом, и принятие решения о привлечении виновных лиц к установленной законом ответственности.

В нарушение указанных требований по итогам выездной проверки 22.09.2023, в ходе которой происходило взаимодействие с физическим лицом Иванченко А.А., должностным лицом Отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Ярославской и Вологодской (Череповецкий район) областям Московско-Окского территориального управления Росрыболовства при проведении вышеуказанного контрольного (надзорного) мероприятия акт по результатам контрольного (надзорного) мероприятия не составлен, контролируемому лицу не направлен.

В соответствии с ч. 10 ст. 91 Закона № 248-ФЗ грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля является непредоставление контролируемому лицу для ознакомления документа с результатами контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если обязанность его предоставления установлена настоящим Федеральным законом.

Довод представителя Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству о том, что Иванченко А.А., в отношении которого было вынесено постановление об административном правонарушении, не является контролируемым лицом, не соответствует нормам законодательства.

В соответствии с положениями ст. 31 Закона № 248-ФЗ под контролируемыми лицами в целях настоящего Федерального закона понимаются граждане и организации, деятельность, действия или результаты деятельности которых либо производственные объекты, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых, подлежат государственному контролю (надзору), муниципальному контролю.

Граждане, не осуществляющие предпринимательской деятельности, признаются контролируемыми лицами в случае владения и (или) пользования производственными объектами, являющимися объектами контроля в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 ст. 16 Закона № 248-ФЗ объектами государственного контроля (надзора) являются в том числе территории, включая водные, земельные и лесные участки, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования.

Таким образом, Иванченко А.А., являвшийся пользователем компонента природной среды – <адрес>, осуществляя незаконный вылов рыбы, являлся контролируемым физическим лицом.

В соответствии с ч.3.1 ст.28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов.

Согласно ч. 1 ст. 91 Закона № 248-ФЗ решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, подлежат отмене контрольным (надзорным) органом, проводившим контрольное (надзорное) мероприятие, вышестоящим контрольным (надзорным) органом или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора.

В соответствии с подп. 10 ч.2 ст. 91 Закона № 248-ФЗ грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля является непредоставление контролируемому лицу для ознакомления документа с результатами контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если обязанность его предоставления установлена настоящим Федеральным законом.

В связи с изложенным, прихожу к выводу, что в отсутствие составленного по результатам выездного обследования, осуществленного с взаимодействием с контролируемым лицом, акта по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, не ознакомление с таким актом Иванченко А.А. влекут отмену решений, принятых по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, в рассматриваемом случае – отмену постановления по делу об административном правонарушении от 28.09.2023 .

Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой в связи с выявленными нарушениями, допущенными должностным лицом отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Ярославской и Вологодской (Череповецкий район) областям Московско-Окского территориального управления Росрыболовства, на незаконное постановление по делу об административном правонарушении от 28.09.2023 принесен протест от 18.10.2023 .

По результатам рассмотрения протеста прокуратуры начальником отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Ярославской и Вологодской (Череповецкий район) областям Московско- Окского территориального управления Росрыболовства ФИО15 27.10.2023 принято решение об отказе в удовлетворении указанного протеста.

В соответствии со ст.30.10 КоАП РФ не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 настоящего Кодекса. Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.4 - 30.8 настоящего Кодекса. Копия решения по протесту прокурора на постановление по делу об административном правонарушении направляется прокурору, принесшему протест, и лицам, указанным в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса, в трехдневный срок после вынесения решения.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Аналогичные требования обязательны при рассмотрении жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях (ст. 30.6 КоАП РФ).

В нарушение ч. 2 ст. 25.1, п. 1 ч. 1 ст. 29.4, ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ должностным лицом не принято мер к уведомлению Иванченко А.А. о времени и месте рассмотрения протеста на постановление о назначении административного наказания, в связи с чем он был лишен права знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

В связи с допущенными нарушениями норм материального и процессуального права решение начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Ярославской и Вологодской (Череповецкий район) областям Московско- Окского территориального управления Росрыболовства ФИО16 27.10.2023 подлежит отмене.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Судья, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Ярославской и Вологодской (Череповецкий район) областям от 28.09.2023 о назначении Иванченко Андрею Анатольевичу административного наказания и решение начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Ярославской и Вологодской (Череповецкий район) областям от 27.10.2023 - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.37 КоАП РФ в отношении Иванченко Андрея Анатольевича прекратить.

Судья                          А.В. Голованов

12-6/2024 (12-319/2023;)

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Истцы
Шинкарев А.И.
Ответчики
Иванченко Андрей Анатольевич
Суд
Рыбинский городской суд Ярославской области
Судья
Голованов А. В.
Статьи

ст.8.37 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
rybinskygor--jrs.sudrf.ru
07.11.2023Материалы переданы в производство судье
07.11.2023Истребованы материалы
04.12.2023Поступили истребованные материалы
29.01.2024Судебное заседание
06.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.02.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
27.02.2024Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
09.03.2024Вступило в законную силу
11.03.2024Дело оформлено
11.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее