УИД 57RS0014-01-2023-000433-43
2-1-597/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2023 года г. Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Тульской С.Г.,
с участием истца – помощника Орловского природоохранного межрайонного прокурора Зюзина Д.Г.,
представителя ответчика – ООО «Отрадинское» Серикова С.В.,
представителя ответчика – Администрации Мценского района Кузнецовой Д.Ю., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика Подмокринского сельского поселения –главы Подмокринского сельского поселения Тюнина А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Соловьевой С.В.,
рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орловского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Отрадинское», Администрации Мценского района Орловской области, Администрации Отрадинского сельского поселения Мценского района Орловской области, Администрации Подмокринского сельского поселения Мценского района Орловской области, Администрации Башкатовского сельского поселения Мценского района Орловской области, о понуждении к устранению нарушений законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами,
установил:
Орловский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Отрадинское» (далее ООО «Отрадинское») о понуждении к устранению нарушений законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами.
В обоснование требований указано, что в ходе прокурорской проверки установлено, что основным видом деятельности ООО «Отрадинское» является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе. На основании договоров управления многоквартирными домами ООО «Отрадинское» осуществляет управление 28 многоквартирными жилыми домами, расположенными на территорииМценского района, по следующим адресам: 1) <адрес>
Управляющей организацией не организованы места (площадки) накопления, твердых коммунальных отходов (далее также ТКО), предназначенные для накопления крупногабаритных отходов (далее также КГО), образующихся от жилых помещениях указанных многоквартирных домов, емкости (бункеры) для сбора крупногабаритных отходов по адресам многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Отрадинское», не установлены. Недостаточность мест накопления твердых коммунальных отходов в части создания мест накопления твердых коммунальных отходов, предназначенных для накопления КГО, образуемых от находящихся под управлением ответчика многоквартирных домов, приводит к загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий в городе, способствующих возникновению и распространению инфекционных заболеваний среди населения в результате вынужденной необходимости граждан складировать крупногабаритные отходы в непредназначенных для этого местах, создавая при этом несанкционированные свалки, создает реальную угрозу экологической безопасности, причинения вреда жизни и здоровью граждан, природным объектам.
Просит обязать ООО «Отрадинское» организовать в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, предназначенные для накопления крупногабаритных отходов, образующихся от многоквартирных жилых домов, находящихся под его управлением, в соответствии с требованиями п.11 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, п.п.3, 4 СанПиН 2.1.3684-21.
В порядке ст. 40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчиков судом привлечены Администрация Мценского района Орловской области, Администрация Отрадинского сельского поселения Орловской области, Администрация Подмокринского сельского поселения Мценского района Орловской области, Администрация Башкатовского сельского поселения Мценского района Орловской области.
В судебном заседании помощник Орловского природоохранного межрайонного прокурора Зюзин Д.Г. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Отрадинское» в лице генерального директора Серикова С.В. иск не признал, указав, что действующим законодательством не возложена обязанность по созданию мест накопления КГО на управляющие компании. Полагал, что привлеченные судом в качестве соответчиков Администрация Мценского района Орловской области, Администрация Отрадинского сельского поселения Мценского района Орловской области, Администрация Подмокринского сельского поселения Мценского района Орловской области, Администрация Башкатовского сельского поселения Мценского района Орловской области, обязаны в соответствии с Реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Мценского района создавать и обслуживать места накопления КГО. У ООО «Отрадинское» нет возможности в пределах земельных участков обслуживаемых им многоквартирных домов создать места накопления КГО, у обслуживаемых им многоквартирных домов земельные участки не сформированы, границы не установлены, что также является препятствием к размещению контейнерных площадок для КГО.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Орловской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Администрации Мценского района Орловской области Кузнецова Д.Ю., действующая на основании доверенности, просила по требованиям истца к ООО «Отрадинское» принять решение на усмотрение суда, а в удовлетворении требований к остальным соответчикам отказать.
Представитель ответчика Администрации Подмокринского сельского поселения Мценского района Орловской области – глава Подмокринского сельского поселения Мценского района Орловской области Тюнин А.Н. полагался на усмотрение суда.
Представитель ответчика Администрации Отрадинского сельского поселения Мценского района Орловской области – глава Отрадинского сельского поселения Мценского района Орловской области Соломаткин А.Е. в судебное заседание не явился, при этом подал ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и полагался при принятии решения на усмотрение суда.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Аналогичные права закреплены в части 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В силу статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1, 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3, на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
В силу п.4 СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно- эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении N 1 к Санитарным правилам.
В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 10 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
В силу п.2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила), "крупногабаритные отходы" - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
Согласно п.11 Правил в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
Таким образом, исходя из комплексного толкования данных правовых положений, для складирования крупногабаритных отходов должны быть оборудованы либо бункеры, которые выставляются на контейнерных площадках - в местах накопления твердых коммунальных отходов, оборудованных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, либо на специальных площадках для накопления КГО. В силу санитарных требований данные места накопления КГО должны быть удалены от жилых зданий, обслуживаемых данными площадками не далее, чем на 100 метров.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)).
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в 1 таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правилам 491).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно подпункту "д(2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения (далее - Минимальный перечень N290).
В пункте 26 (1) Минимального перечня N 290 указано, что в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
В силу подпункта "д(2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, среди прочего, содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а также обеспечить организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил N 1039).
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, ООО «Отрадинское» является управляющей организацией и осуществляет управление многоквартирными жилыми домами, расположенными на территории Мценского района Орловской области по адресам: <адрес>
В судебном заседании установлено, что управляющей организацией ООО «Отрадинское» не организованы места накопления ТКО, предназначенные для накопления КГО, образующихся от многоквартирных жилых домов, находящихся в её управлении. Указанное обстоятельство подтверждено материалами дела и не оспаривалось стороной ответчика.
Разрешая требования истца о понуждении ответчика организовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, предназначенные для накопления крупногабаритных отходов, образующихся от многоквартирных жилых домов, находящихся под его управлением, и полагая исковые требования обоснованными, суд исходит из обязанности ответчика ООО «Отрадинское» как управляющей организации по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для домов, находящихся в их управлении. Организация мест накопления твердых коммунальных отходов (крупногабаритных отходов), контейнерных площадок и содержание прилегающей к ним территории является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома. Общество как управляющая организация в силу закона и договоров управления многоквартирными домами обязано надлежащим образом организовывать и содержать места (площадки) накопления отходов для обслуживания спорных домов.
При этом доводы стороны ответчика ООО «Отрадинское» о том, что законом эта обязанность возложена на органы местного самоуправления, каковыми в настоящем деле являются Администрация Мценского района, Администрации Отрадинского сельского поселения, Администрации Подмокринского сельского поселения, Администрации Башкатовского сельского поселения, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Обязанность ответчика ООО «Отрадинское» организовать и содержать места накопления КГО возложена на него статьями 161, 162, 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, Порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Орловской области, утвержденным постановлением Правительства Орловской области от 28.01.2021 года №34.
Вопреки доводам ответчика, что администрация Мценского района обязана в соответствии с Реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Мценского района должна создавать и обслуживать места накопления КГО. В соответствии с п 11.1 Постановление Администрации Мценского района от 25.03.2016 N 74 "О внесении изменений в постановление Администрации Мценского района от 06.10.2015 N 386 "Об утверждении Генеральной схемы очистки территорий Мценского района" производство работ по сбору, временному хранению и вывозу отходов производства и потребления (включая утилизацию) осуществляется специализированными организациями на основании договора с собственником отходов.
Ссылка ответчика на невозможность размещения контейнерных площадок для сбора КГО в границах земельных участков многоквартирных домов в силу недостаточности размеров участков для соблюдения нормативов по расстоянию от площадок до жилых домов, установленных СанПиН, не может быть признана состоятельной, поскольку выбор способа исполнения возложенной на ответчика обязанности по обеспечению мест накопления КГО принадлежит ответчику. Таким способом может являться как получение в установленном законом порядке земельного участка под обозначенные цели, так и заключение соглашения о порядке и условиях использования имеющихся контейнерных площадок с их собственником.
Кроме того, ответчиком при рассмотрении дела не было представлено доказательств того, что ими предпринимались попытки согласовать места размещения площадок для сбора КГО и им был получен отказ ввиду недостаточности расстояний, установленных СанПиН.
Довод ответчика ООО «Отрадинское» о том, что земельные участки под обслуживаемыми ими многоквартирными домами не сформированы и не определены их границы, что является, по их мнению, обязанностью администрации Мценского района, в силу чего они не имеют возможности исполнить свою обязанность по согласованию размещения мест накопления КГО в пределах границ земельных участков, является необоснованным.
Согласно статье 36 ЖК РФ к общему имущества многоквартирного дома относится земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Как разъяснено в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.
В указанной связи, собственнику помещения в многоквартирном доме принадлежит безусловное и неотчуждаемое право на пользование общим имуществом многоквартирного дома, включая земельный участок.
Соответственно, пользование общим имуществом многоквартирного дома обуславливает, с учетом избранного собственниками способа управления многоквартирным домом, возложение на управляющую организацию обязанности по обеспечению надлежащего содержания общего имущества, включая обязанность по созданию мест накопления КГО, которое не ставится в зависимость от формирования земельного участка, подлежащего передаче в общую долевую собственность собственникам помещений в многоквартирных домах.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, полагая необходимым обязать ответчика ООО «Отрадинское» организовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, предназначенные для накопления крупногабаритных отходов, образующихся от многоквартирных жилых домов, находящихся под его управлением, в соответствии с требованиями п.11 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, п.п.3, 4 СанПиН 2.1.3684-21, в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Орловского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Отрадинское» о понуждении к устранению нарушений законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Отрадинское» организовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, предназначенные для накопления крупногабаритных отходов, образующихся от многоквартирных жилых домов, находящихся под его управлением, расположенных на территории Мценского района Орловской области по адресам:
1) <адрес>;
2) <адрес>;
3) <адрес>;
4) <адрес>;
5) <адрес>;
6) <адрес>;
7) <адрес>;
8) <адрес>;
9) <адрес>;
10) <адрес>;
11) <адрес>;
12) <адрес>;
13) <адрес>;
14) <адрес>;
15) <адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>;
23) <адрес>;
24) <адрес>;
25) <адрес>;
26) <адрес>;
27) <адрес>;
28) <адрес>,
в соответствии с требованиями п.11 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, п.п.3, 4 СанПиН 2.1.3684-21, в течение четырех месяцев со дня вступления данного решения суда в законную силу.
В удовлетворении исковых требований к Администрации Мценского района Орловской области, Администрации Отрадинского сельского поселения Мценского района Орловской области, Администрации Подмокринского сельского поселения Мценского района Орловской области, Администрации Башкатовского сельского поселения Мценского района Орловской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22 июня 2023 года.
Судья С.Г. Тульская