Дело № 2-343/2022
УИД 34RS0039-01-2022-000494-64
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Старая Полтавка 31 августа 2022 года
Старополтавский районный суд Волгоградской области в составе: судьи Чуб Л.В.,
при секретаре судебного заседания – Барабановой Я.В.,
с участием представителя прокуратуры Старополтавского района Волгоградской области, прокурора Гермашевой Л.А.,
представителя ответчика- МКОУ «Кановская основная школа», Коваленко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Старополтавского районного суда Волгоградской области гражданское дело по иску прокурора Старополтавского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Кановская основная школа», администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение антитеррористической защищенности объекта образования,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Старополтавского района Волгоградской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Кановская основная школа», администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение антитеррористической защищенности объекта образования. В обоснование иска истцом указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений в деятельности МКОУ «Кановская ОШ», которой установлено, что МКОУ «Кановская ОШ» отнесено к 4 категории опасности. Вместе с тем помещение МКОУ «Кановская ОШ» не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Согласно пунктам 1.7, 4.1 Устава МКОУ «Кановская ОШ» учредителем МКОУ «Кановская ОШ» является администрация Старополтавского муниципального района. На основании п.п. «д» п. 4.2 Устава МКОУ «Кановская ОШ» учредитель осуществляет финансовое обеспечение деятельности образовательной организации. Таким образом, финансирование мероприятий по оборудованию помещения МКОУ «Кановская ОШ» системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации является обязанностью администрации Старополтавского района. Сложившаяся ситуация является недопустимой, данные факты грубо нарушают права граждан, в том числе несовершеннолетних, находящихся на территории данного объекта массового пребывания людей, и создает непосредственную угрозу для их жизни и здоровья, в том числе создает возможность для совершения террористических и экстремистских атак. Настоящее исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как неисполнение требований по антитеррористической защищенности образовательного учреждения создает реальную опасность совершения террористических актов, последствиями которых являются массовая гибель людей, круг которых индивидуально не определен и персонально изменчив. Прокурор просит обязать администрацию Старополтавского муниципального района <адрес> обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию здания МКОУ «Кановская ОШ», расположенного по адресу: <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, путём выделения денежных средств на её приобретение и установку; обязать МКОУ «Кановская ОШ» в течение 3 месяцев со дня поступления финансирования оборудовать помещения МКОУ «Кановская ОШ», расположенное по адресу: <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Прокурор Старополтавского района Волгоградской области Гермашева Л.А. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, просила исковые требования удовлетворить, обязать администрацию Старополтавского муниципального района Волгоградской области обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию здания МКОУ «Кановская ОШ», расположенного по адресу: <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, путём выделения денежных средств на её приобретение и установку; обязать МКОУ «Кановская ОШ» в течение 3 месяцев со дня поступления финансирования оборудовать помещения МКОУ «Кановская ОШ», расположенное по адресу: <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Представитель ответчика – администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области Кузнецов И.П., в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, возражений не представил.
Представитель ответчика – муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Кановская основная школа», Коваленко А.А., в судебном заседании исковые требования прокурора Старополтавского района Волгоградской области не признал и возражал против их удовлетворения, поскольку для устранения нарушений законодательства, направленного на обеспечение антитеррористической защищенности объекта образования, необходим более продолжительный срок и в случае обязания МКОУ «Кановская ОШ» в течение 3 месяцев со дня поступления финансирования оборудовать помещения МКОУ «Кановская ОШ», системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации данный срок не будет достаточным для исполнения решения суда.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, считает, что данные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что прокурор Старополтавского района Волгоградской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Кановская основная школа», администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение антитеррористической защищенности объекта образования (том № 1, л.д. 3-7).
Прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений в деятельности МКОУ «Кановская ОШ», в ходе которой установлено следующее.
Согласно ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон № 35-ФЗ) антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах системности и комплексного использования политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму и приоритете мер предупреждения терроризма (п.п. 5, 7 ст. 2 Закона № 35-ФЗ).
На основании п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования).
Подпунктом «д» п. 24 Требований установлено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляется оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
На основании п. 31 Требований система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
Проведенной проверкой установлено, что МКОУ «Кановская ОШ» отнесено к 4 категории опасности.
Вместе с тем помещение МКОУ «Кановская ОШ» не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Из п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Закона № 273-ФЗ).
Согласно пунктам 1.7, 4.1 Устава МКОУ «Кановская ОШ» учредителем МКОУ «Кановская ОШ» является администрация Старополтавского муниципального района.
На основании п. п. «д» п. 4.2 Устава МКОУ «Кановская ОШ» учредитель осуществляет финансовое обеспечение деятельности образовательной организации.
В силу п.п. 3, 5 ч. 1 ст. Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Из п. 11 ст.15 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района также относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения муниципальные районы обладают полномочиями по финансовому обеспечению деятельности муниципальных казенных учреждений.
Таким образом, финансирование мероприятий по оборудованию помещения МКОУ «Кановская ОШ» системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации является обязанностью администрации Старополтавского района.
Сложившаяся ситуация является недопустимой, данные факты грубо нарушают права граждан, в том числе несовершеннолетних, находящихся на территории данного объекта массового пребывания людей, и создает непосредственную угрозу для их жизни и здоровья, в том числе создает возможность для совершения террористических и экстремистских атак.
В силу гражданского и бюджетного законодательства Российской Федерации обязанность по устранению выявленных нарушений, а именно, обеспечение установки систем оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, должны быть возложены на МКОУ "Кановская основная школа", а обеспечение финансирования мероприятий - на администрацию Старополтавского муниципального района Волгоградской области.
При таких обстоятельствах суд считает возможным исковые требования прокурора Старополтавского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Кановская основная школа», администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение антитеррористической защищенности объекта образования – удовлетворить.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Таким образом, по мнению суда, необходимо установить для ответчика - администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области срок в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу, для выделения денежных средств на приобретение и установку систем оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а МКОУ «Кановская основная школа» в течение 3 месяцев со дня поступления финансирования оборудовать помещения МКОУ «Кановская ОШ», системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, поскольку срок для выполнения выделения денежных средств и установку оборудования разумен и достаточен для исполнения решения суда в данной части.
В связи со сложностью исполнения решения суда, суд, учитывая конкретные обстоятельства дела, имущественное положение ответчиков – администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области и МКОУ «Кановская основная школа», необходимость соблюдения при принудительном исполнении судебного акта баланса интересов должника и взыскателя, приходит к выводу о предоставлении именно такого срока исполнения решения суда.
Предоставление более длительного срока исполнения решения, о котором указывают представители ответчиков – администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области и МКОУ «Кановская основная школа», отдалит исполнение решения, что приведет к необоснованному нарушению прав на своевременное исполнение решения суда, а, следовательно, и к нарушению баланса прав, законных интересов сторон, а также неопределенного круга лиц, в связи с чем, их доводы в данной части о недостаточности срока исполнения решения суда являются несостоятельными.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины, издержек, связанных с рассмотрением дела.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ установлено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Старополтавского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Кановская основная школа», администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение антитеррористической защищенности объекта образования- удовлетворить.
Обязать администрацию Старополтавского муниципального района Волгоградской области обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию здания МКОУ «Кановская ОШ», расположенного по адресу: <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, путём выделения денежных средств на её приобретение и установку в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Обязать МКОУ «Кановская ОШ» в течение 3 месяцев со дня поступления финансирования оборудовать помещения МКОУ «Кановская ОШ», расположенное по адресу: <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Старополтавский районной суд Волгоградской области в течение месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме, с 05 сентября 2022 года.
Судья: Чуб Л.В.