Дело № 2-564/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ардатов 18 августа 2023 года
Ардатовский районный суд Республики Мордовия в составе
судьи Батяркиной Е.Н.,
при секретаре Юдиной Л.Д.,
с участием истца – помощника прокурора Ардатовского района Республики Мордовия –Андреев В.И.,
ответчика – администрации городского поселения Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия в лице главы Карпова М.С.,
третьего лица – администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия в лице главы Антипова А.Н.,
третьего лица – Совета депутатов городского поселения Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, в лице председателя Мельниковой Н.К.,
третьего лица –Совета депутатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, в лице председателя Кузьмина Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Ардатовского района Республики Мордовия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского поселения Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия об обязании произвести ремонт дороги местного значения,
установил:
исполняющий обязанности прокурора Ардатовского района Республики Мордовия обратился в суд с вышеназванным иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации городского поселения Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия (далее по тексту- администрация города, ответчик) указав, что проведенной прокуратурой района проверкой по коллективному обращению жителей улиц Садовая и Тупиковая г. Ардатов установлено, что в нарушение пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Госстандарта от 26.09.2017 1245-ст, администрацией города не приняты меры по надлежащему содержанию и ремонту муниципальных автомобильных дорог местного значения в черте г. Ардатов, имеющих многочисленные повреждения в виде ям и выбоин, превышающих предельно допустимые повреждения покрытия и затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения Российской Федерации скоростью, отсутствии твердого дорожного покрытия на продолжительных участках дорог, подъездных путей и водотоков. Сложившееся положение препятствует проезду транспорта в весенний и осенний период, включая автомобилей экстренных служб. По неоднократным обращениям жителей улиц, направляемых в администрацию города с 2017г., в 2022 г. произведен частичный ремонт дороги ул. Садовая г. Ардатов, но этого явно недостаточно. Просит суд обязать администрацию городского поселения Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия произвести ремонт автомобильных дорог местного значения в г. Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия по ул. Тупиковая и ул. Садовая (от дома 47 до домов №№ 47 «е», 47 «ж») путем укладки твердого покрытия в виде щебня либо асфальтной крошки с предварительным проведением грунтподготовки (выравнивания) дорог в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Помощник прокурора Ардатовского района Республики Мордовия Андреев В.И. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по изложенным в иске и заявлении об уточнении исковых требований основаниям, просил их удовлетворить полностью.
Представитель ответчика –глава администрации городского поселения Ардатов Карпов М.С. в судебное заседание не явился, о времени дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении судебного заседания не направил.
Третье лицо Совет депутатов городского поселения Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия в судебное заседание не явилось, о времени дате и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не уведомило, ходатайств об отложении судебного заседания не направило.
Третьи лица -администрация Ардатовского муниципального района Республики Мордовия и Совет депутатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия в судебное заседание не явились, о времени дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили суд заявления о рассмотрения дела в отсутствии представителей с принятием решения на усмотрение суда.
Учитывая надлежащее извещение ответчика и третьих лиц, суд на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принял решение о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего:
Пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора на обращение в суд с иском, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Под неопределенным кругом лиц, понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Граждане, зарегистрированные по месту жительства, фактически постоянно либо временно проживающие по ул. Садовая и ул. Тупикова г. Ардатов постоянно меняются, следовательно их невозможно индивидуализировать, в связи с чем в защиту неопределенного круга лиц правомерно обратился прокурор Ардатовского района Республики Мордовия.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане, и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Закон об автомобильных дорогах).
В соответствии с пунктом 12 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу пункта 6 указанной статьи содержание автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пункту 6 части 1 статьи 13 Закона об автомобильных дорогах относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, обязанность по содержанию дорог и дорожных сооружений в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил возложена на должностных и иных лиц, ответственных за состояние дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления о чем указано в части 3 статьи 15 Закона об автомобильных дорогах.
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту- Закон о местном самоуправлении) местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений части 4 статьи 15 Закона о местном самоуправлении органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 7 пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» с 01.09.2011 нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и не опубликованные в установленном порядке, могут применяться только на добровольной основе, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 данного Федерального закона. Такие нормативные документы подлежат обязательному применению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
Согласно пункту 5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Пунктом 4.2 ГОСТа Р 50597-2017 предусмотрено, что в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.
Безопасность автомобильных дорог и дорожных сооружений на них, а также связанных с ними процессов проектирования (включая изыскания), строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации обеспечивается посредством установления и соблюдения соответствующих требований безопасности проектных значений параметров, в том числе допустимых весовых и габаритных параметров транспортных средств, а также показателей прочности, надежности и устойчивости элементов в течение всего срока службы, что отражено в пункте 8 статьи 3 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог».
Таким образом, указанные требования законов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела 29.12.2005 Ардатовским городским советом народных депутатов Ардатовского района Республики Мордовия на основании решения № 81 принят Устав городского поселения Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, согласно которого с учетом внесенных изменений, к вопросам местного значения городского поселения Ардатов относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов городского поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения (подпункт 5 пункта 1 статьи 6 Устава).
Постановлением администрации городского поселения Ардатов от 31.07.2020 № 131 внесены изменения в постановление от 12.02.2013 № 14 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия».
В приложении к указанному постановлению под № 5 значится автомобильная дорога по ул. Садовая протяженностью 2 км., из них 1,4 км.-с твердым покрытием, 0,6 км.-грунтовая дорога; № 48 значится автомобильная дорога по ул. Тупиковая протяженностью 200 м., из которых 200 м. грунтовая дорога; № 71 значится автомобильная дорога проезд от ул. Садовая до ул. Тупиковая протяженностью 0,25 км., из них 0,25 км.-грунтовая дорога; № 72 значится автомобильная дорога по ул. Садовая (дом 48) до котельной протяженностью 0,75 км., из них 0,75 км.-грунтовая дорога.
В соответствии с локальной сметой № 07-01 на ремонт автомобильной дороги по ул. Садовая в г. Ардатов Республик Мордовия (от ул. Рабочая до дома 47), составленной в текущих ценах на 2018-4 квартал по НБ: «ТСНБ-2001 Республики Мордовия (эталон 2014 г. приказ Минстроя России № 140/пр)» требуется 2127742 руб..
В соответствии с локальной сметой № 07-02 на ремонт автомобильной дороги по ул. Садовая в г. Ардатов Республик Мордовия (от дома № 16 до дома № 40), составленной в текущих ценах на 2018-4 квартал по НБ: «ТСНБ-2001 Республики Мордовия (эталон 2014 г. приказ Минстроя России № 140/пр)» требуется 991301 руб..
22.11.2017 в администрацию города обратились жители ул. Садовая с просьбой решить вопрос строительстве подъезда путем засыпания опокой либо строительным мусором дороги протяженностью 250-300 м. к жилым домам №№ 47 в, 47г, 47 д (кв.1-2), 47 ж, 47 з (кв.1-2), 47 е (кв.1-2), 65,61.
23.11.2027 администрация города направила ответ проживающему по <адрес> Г.. согласно которого ориентировочная стоимость 250 м. автодороги составляет 1,5 млн. руб., в бюджете города нет таких средств. С целью решения вопроса запланировано изготовление проектной документации в 2018г..
04.04.2019 Г.. обратился в администрацию города для уточнения составлена ли в 2018 г. проектная документация по строительстве подъезда транспорта в жилым домам.
25.04.2019 администрация города направила ответ проживающему по <адрес> Г. согласно которого проектная документация изготовлена. стоимость работ по всей ул. Садовая составляет 3820,48 тыс. руб., стоимость работ по участку от административного здания до ул Тупиковая (устройство покрытия в щебне) составляет 533,6 тыс. руб. В настоящее время администрация города данным объемом финансовых средств не располагает.
Далее, Г. от имени жителей ул. Садовая №№ домов 47 в, 47г, 47 д (кв.1-2), 47 ж, 47 з (кв.1-2), 47 е (кв.1-2), 65,61, обратился в администрацию Ардатовского муниципального района Республики Мордовия с заявлением об организации ремонта данного участка дороги путем засыпания строительным мусором, так как у администрации города нет средств заасфальтировать данный участок дороги.
20.09.2019 администрация Ардатовского муниципального района Республики Мордовия направила ответ проживающему по <адрес> Г. согласно которого сметная документация по ремонту дороги по ул. Садовая изготовлена. Стоимость ремонтных работ составляет 3820,48 тыс. руб.. Строительство (устройство щебеночного покрытия) подъезда к домам №№ 47в, 47г, 47д, 47е, 47ж,47з,61 и 65 по ул. Садовая составляет 533,6 тыс. руб.. в сожалению в бюджете администрации города на 2019 г. на содержание и ремонт всех автодорог г. Ардатов, общей протяженностью 59,3 км., предусмотрено 2,1 млн. руб. (включая расходы на расчистку от снега в зимнее время, окос обочин дорог и тротуаров в летний период). В связи с чем администрация города не имеет возможности провести ремонтные работы по ул. Садовая. рассматривается вопрос об изыскании возможности финансирования из бюджета Республики Мордовия для проведения ремонтных работ по ул. Садовая в г. Ардатов.
14.11.2019 по заявлению Г. ему была предоставлена для ознакомления локальная смета на ремонт автомобильной дороги по ул. Садовая.
09.06.2020 Г.., представляя интересы жителей ул. Садовая обратился с электронным обращением на имя главы Республики Мордовия с заявлением об организации ремонта данного участка дороги путем засыпания строительным мусором, так как у администрации города нет средств заасфальтировать данный участок дороги.
Далее на протяжении 2020-2022 гг. жители ул. Садовая неоднократно обращались в администрацию Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, Главе Республики Мордовия, ОГИБДД ММО МВД России «Ардатовский» по дорожному вопросу, каждый раз получали ответ об отсутствии денежных средств в бюджете города.
02.03.2023 жительница ул. Садовая А. обратилась в прокуратуру Ардатовского района Республики Мордовия об оказании содействия в разрешении вопроса по благоустройству дорожного покрытия и пешеходной зоны, ликвидации несанкционированной салки мусора. Одновременно просят рассмотреть вопрос об обращении в суд с иском в интересах граждан на бездействие администрации города.
30.03.2023 прокуратурой района проведена проверка законодательства в сфере безопасности дорожного движения и муниципальной собственности в деятельности администрации городского поселения Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия по коллективному обращению граждан проживающих по ул. Садовая и ул.Тупиковая г. Ардатов, в ходе которой выявлены недостатки в обустройстве автомобильных дорог местного значения по ул. Тупиковая и ул. Садовая г. Ардатов (от дома № 47 до домов №47 «е», 47 «ж») выразившиеся в образовании дефектов в виде ям и выбоин, затрудняющих дорожное движение транспорта. Какое-либо дорожное покрытие по указанным улицам отсутствует, дорога фактически является грунтовой, водотоки отсутствуют, что препятствует проезду транспорта в весенний период, в том числе для автомобилей экстренных служб. Документация по организации дорожного движения на указанной автомобильной дороге, дислокации дорожных знаков в администрации отсутствует, что также создает угрозу безопасности дорожного движения для пешеходов. Глава городского поселения Ардатов Карпов М.С. с актом ознакомлен и с нарушениями согласен.
05.07.2023 и.о. прокурора Ардатовского района Республики Мордовия принято решение о проведении проверки в деятельности администрации городского поселения Ардатов для выявления и пресечения нарушений законодательства о безопасности дорожного движения и муниципальной собственности по обращениям граждан.
В ходе проверки, 05.07.2023 помощником прокурора получены объяснения от главы городского поселения Ардатов Карпова М.С. из которых следует, что в администрацию неоднократно поступали обращения жителей ул. Садовая и ул. Тупиковая г. Ардатов по вопросу обустройства дороги, а также подъездных путей к домам по ул. Садовая. По ул. Тупиковая дорожное покрытие отсутствует. Частичный ремонт дороги по ул. Садовая от д. №1 до д. № 47 произведен администрацией городского поселения в 2022 г., ремонт дороги по ул. Тупиковая не проводился. В истекшем периоде 2023 г. меры по ремонту дороги по указанным улицам не принимались ввиду отсутствия в бюджете поселения денежных средств на данные цели. Проектно-сметная документация на строительство дороги по ул. Садовая в администрации поселения имеется.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что автомобильные дороги по ул. Садовая и ул. Тупиковая г. Ардатов Республики Мордовия являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения, соответственно полномочия по их содержанию в надлежащем состоянии отнесены к администрации городского поселения Ардатов. Дорожное покрытие названных автомобильных дорог находится в неудовлетворительном состоянии на протяжении длительного времени, что затрудняет дорожное движение транспорта, в том числе спецтранспорта, и безусловно нарушает как законодательство о безопасности дорожного движения, так и права и законные интересы граждан, проживающий по ул. Садовая и ул. Тупикова г. Ардатов.
Поскольку в силу действующего законодательства именно на органы местного самоуправления, каковым является администрация городского поселения Ардатов, возлагается обязанность по решению всех вопросов местного значения с целью создания благоприятных условий для населения, проживающего в границах соответствующего муниципального образования, а также с учетом того, что согласно части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации именно органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения, к которым отнесена и дорожная деятельность, суд находит исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в связи с чем, суд считает возможным согласиться с мнением истца и установить срок исполнения решения - в течение 12-ти месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования исполняющего обязанности прокурора Ардатовского района Республики Мордовия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского поселения Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия об обязании произвести ремонт дороги местного значения – удовлетворить.
Обязать администрацию городского поселения Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести ремонт автомобильных дорог местного значения в г. Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия по ул. Тупиковая и ул. Садовая (от дома 47 до домов №№ 47 «е», 47 «ж») путем укладки твердого покрытия в виде щебня либо асфальтной крошки с предварительным проведением грунтподготовки (выравнивания) дорог.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Ардатовский районный суд Республики Мордовия.
Судья Ардатовского районного суда
Республики Мордовия Е.Н. Батяркина
Мотивированное решение изготовлено 18.08.2023.